СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация. 9 класс. XVIII век. Новая русская литература. Классицизм

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация. 9 класс.  XVIII век. Новая русская литература. Классицизм

Просмотр содержимого презентации
«Литература 18 века»

Наш XVIII век Нет, ты не будешь забвенно, столетье безумно и мудро…   А.Н.Радищев Словесность наша явилась вдруг в XVIII веке.  А.С.Пушкин

Наш XVIII век

Нет, ты не будешь забвенно, столетье безумно и мудро…

А.Н.Радищев

Словесность наша явилась вдруг в XVIII веке.

А.С.Пушкин

План урока

План урока

  • Историческая эпоха. Реформы Петра I .
  • Новая русская литература.
  • Понятие о классицизме.
Историческая эпоха

Историческая эпоха

Реформы Петра I

Реформы Петра I

«Первое десятилетие XVIII века являет собой удивительную картину взрыва творческих сил, энергии, предприимчивости. Трещит и рушится старый мир. Европа, ждавшая совсем не того, в ужасе и страхе глядит на возникающую Россию.»  А.Н.Толстой

«Первое десятилетие XVIII века являет собой удивительную картину взрыва творческих сил, энергии, предприимчивости. Трещит и рушится старый мир. Европа, ждавшая совсем не того, в ужасе и страхе глядит на возникающую Россию.»

А.Н.Толстой

Дворянство

Дворянство

  • Кто такой дворянин?
  • Каковы обязанности дворянина?
  • Как вы думаете, почему именно в XVIII веке появилось новое сословие – дворянство?
Новая русская литература  Русская поэзия XVIII века была одушевлена пафосом эпохи – пафосом созидания.  О.Проскурин

Новая русская литература

Русская поэзия XVIII века была одушевлена пафосом эпохи – пафосом созидания.

О.Проскурин

XVIII век  Новаторство Обличение пороков Герой – русский, православный человек Новая русская сатира, драма, проза Идеи государственности и просвещения  Традиции

XVIII век

Новаторство

  • Обличение пороков
  • Герой – русский, православный человек
  • Новая русская сатира, драма, проза
  • Идеи государственности и просвещения

Традиции

  • Древнерусская литература
  • Западноевропейская литература
  • Русский фольклор
  • Античная литература
Писатели XVIII века Г.Р.Державин Д.И.Фонвизин

Писатели XVIII века

Г.Р.Державин

Д.И.Фонвизин

Писатели XVIII века Н.М.Карамзин А.Н.Радищев

Писатели XVIII века

Н.М.Карамзин

А.Н.Радищев

Понятие о классицизме

Понятие о классицизме

  • Классицизм – художественное направление (течение) в искусстве и литературе XVII – XVIII веков.
  • Литературное (художественное) направление – единство творчества ряда писателей, возникшее в определённых исторических условиях: единство целей, принципов изображения, выбора форм.
От лат. « classikus » –  образцовый Абсолютная монархия Культ разума, рационализм Франция – Людовик XIV (XVII в.) Классицизм Воспитание человека в духе верности государству Россия – Пётр I (XVIII век)

От лат. « classikus »

образцовый

Абсолютная монархия

Культ разума, рационализм

Франция – Людовик XIV (XVII в.)

Классицизм

Воспитание человека в духе верности государству

Россия – Пётр I (XVIII век)

Эстетические принципы

Эстетические принципы

  • Принцип «подражания природе».
  • Ориентация на античное искусство.
  • Простота, стройность, логичность композиции произведения.
  • Общественная, гражданская проблематика.
  • Основные герои – цари, полководцы, государственные деятели.
Эстетические принципы

Эстетические принципы

  • Строгая иерархия жанров.
  • Теория «трёх штилей».
  • Чёткое деление героев на положительных и отрицательных.
  • Выделение одной ведущей черты в характере героя.
  • «Система амплуа».
  • Правило «трёх единств».
Большой каменный театр. Б.Петерсон. 1806

Большой каменный театр.

Б.Петерсон. 1806

г.Пушкин. Павильон Концертный зал. г.Пушкин. Камеронова галерея

г.Пушкин. Павильон Концертный зал.

г.Пушкин. Камеронова галерея

Жак Луи Давид. Клятва Горациев. 1785

Жак Луи Давид. Клятва Горациев. 1785

А.П.Лосенко. Прощание Гектора с Андромахой. 1773

А.П.Лосенко. Прощание Гектора с Андромахой. 1773

Ф.С.Рокотов. Портрет Екатерины II . 1763

Ф.С.Рокотов. Портрет Екатерины II . 1763

И.Н.Никитин. Портрет канцлера графа Г.И.Головкина. 1720-е А.П.Антропов. Портрет статс-дамы М.А.Румянцевой. 1764

И.Н.Никитин. Портрет канцлера графа Г.И.Головкина. 1720-е

А.П.Антропов. Портрет статс-дамы М.А.Румянцевой. 1764

Неизвестный художник. Портрет Е.Р.Дашковой. А.П.Лосенко Портрет актёра Ф.Волкова.

Неизвестный художник. Портрет Е.Р.Дашковой.

А.П.Лосенко Портрет актёра Ф.Волкова.

трагедия ода эпопея научная поэзия элегия послание комедия басня сатира Жанры Высокие Низкие Средние

трагедия

ода

эпопея

научная поэзия

элегия

послание

комедия

басня

сатира

Жанры

Высокие

Низкие

Средние

Писать отточенно, изящно, вдохновенно,  Порою глубоко, порою дерзновенно,  И шлифовать стихи, чтобы в уме свой след  Они оставили на много дней и лет, Вот в чем Трагедии высокая идея.  Коль вы прославиться в Комедии хотите,  Себе в наставницы природу изберите. Никола Буало. Поэтическое искусство.

Писать отточенно, изящно, вдохновенно, Порою глубоко, порою дерзновенно, И шлифовать стихи, чтобы в уме свой след Они оставили на много дней и лет, Вот в чем Трагедии высокая идея. Коль вы прославиться в Комедии хотите, Себе в наставницы природу изберите.

Никола Буало. Поэтическое искусство.

Теория «трёх штилей» М.В.Ломоносова Жанры Лексика Высокие Высокий: церковносла-вянизмы + Средние Средний: общеупотре-бительные слова Низкие Редко, не нарушая стиля + - + +

Теория «трёх штилей» М.В.Ломоносова

Жанры

Лексика

Высокие

Высокий: церковносла-вянизмы

+

Средние

Средний: общеупотре-бительные слова

Низкие

Редко, не нарушая стиля

+

-

+

+

Жанры Лексика Высокие Низкий : разговорные, простонародные слова Средние - Низкие + +

Жанры

Лексика

Высокие

Низкий : разговорные, простонародные слова

Средние

-

Низкие

+

+

Герои классицизма Герою своему искусно сохраните Черты характера среди любых событий.  От недостойных чувств пусть будет он свободен  И даже в слабостях могуч и благороден!  Великие дела он должен совершать.  Никола Буало. Поэтическое искусство.

Герои классицизма

Герою своему искусно сохраните Черты характера среди любых событий. От недостойных чувств пусть будет он свободен И даже в слабостях могуч и благороден! Великие дела он должен совершать.

Никола Буало. Поэтическое искусство.

«Система амплуа» Идеальная героиня Герой-любовник Резонёр (высказывает мнение автора) Герои Второй любовник (неудачник) Служанка, помощница героини Обманутый отец

«Система амплуа»

Идеальная

героиня

Герой-любовник

Резонёр

(высказывает

мнение автора)

Герои

Второй

любовник

(неудачник)

Служанка,

помощница

героини

Обманутый

отец

Время – 1 день  Место – 1 дом Правило «трёх единств» Действие – 1 конфликт

Время –

1 день

Место –

1 дом

Правило «трёх единств»

Действие –

1 конфликт

Но забывать нельзя, поэты, о рассудке:  Одно событие , вместившееся в сутки ,  В едином месте пусть на сцене протечет;  Лишь в этом случае оно нас увлечет.  Н.Буало. Поэтическое искусство.

Но забывать нельзя, поэты, о рассудке: Одно событие , вместившееся в сутки , В едином месте пусть на сцене протечет; Лишь в этом случае оно нас увлечет.

Н.Буало. Поэтическое искусство.

Домашнее задание

Домашнее задание

  • Письменно ответить на вопросы:
  • Чем для тебя оказался интересен 18-й век?
  • Что тебя удивило, заставило задуматься?
  • Какой вопрос ты, россиянин 2 1 -го века, задал бы М.В.Ломоносову?


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!