СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Преподавание русского языка и литературы в условиях ФГОС

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Из выступления на районном методическом объединении и конспект урока по ФГОСу в 10 или 11 классах по рассказу Д.Шорохова " Младенца Георгия"

Просмотр содержимого документа
«Преподавание русского языка и литературы в условиях ФГОС»

Преподавание русского языка и литературы в условиях введения ФГОС.

Современное образование в России перешло на Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения (ФГОС). Наше образовательное учреждение не стало исключением, более того мы начнем вводить ФГОС в основной школе, в 5 классе в следующем году. Опыта пока нет, но есть некоторые наработки.

Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но при всём многообразии – урок остаётся   главной формой организации учебного процесса. И для того чтобы реализовать требования, предъявляемые Стандартами, урок должен стать новым, современным!

Качество подготовки учащихся по русскому языку и литературе во многом определяется уровнем проведения учебного занятия, то есть – урока. В мастерской каждого учителя существует большое количество разнообразных приемов и средств, позволяющих поддерживать высокий уровень преподавания. Время вносит коррективы в образовательный процесс, потому арсенал педагогических средств каждого педагога постоянно пополняется .Непременным условием успешности учителя является владение современными образовательными технологиями и внедрение их в свою практику.

Популярно и актуально на сегодняшний день проблемное обучение, в котором существует особый вид урока – урок-исследование. Одним из возможных способов повышения эффективности и выбора проблемы исследования является опорный конспект, который по своей сути представляет вторичный текст, так как в нем в краткой форме передаются основные сведения текста исходного. При этом могут использоваться сокращения, различные знаки, символы, графические выделения. Часто опорный конспект представляет собой рисунок или схему, иногда таблицу. Психологи отмечают, что преобразование учеником информации, перевод ее в другую, более наглядную форму способствует лучшему пониманию и усвоению знаний. Поэтому важно, чтобы у детей выработалось умение составлять опорные конспекты в различных формах. Опорный конспект составляется учителем для учеников или детьми или совместными усилиями учителя и детей в диалоге. Таким образом, умение составлять опорный конспект - одно из важных общеучебных умений, которое подготавливает учеников к презентации своих знаний.

Самой популярной педагогической технологией в современном преподавании становится метод проектов с использованием ИКТ, так как он направлен на повышение эффективности урока. На таких занятиях учитель предъявляет школьникам ту или иную проблему для самостоятельного исследования, хорошо зная ее результат, ход решения и те черты творческой деятельности, которые требуются в ходе ее решения. Тем самым построение системы таких проблем позволяет предусматривать деятельность учащихся, постепенно приводящую к формированию необходимых черт творческой личности.

Развитию УУД  на уроке способствует применение  современных педагогических технологий:  технология критического мышления, проектная деятельность, исследовательская работа,  дискуссионная технология, коллективная и индивидуальная мыслительную деятельность, личностно ориентированного развивающего обучения ,игровые технологии, технология мастерских и другие.

Я остановлюсь на технологии развития критического мышления, элементы которой я часто использую в своей работе, потому что в её основе лежит вопрос, на который учащийся должен дать ответ, и это позволяет каждому ученику выработать свое мнение в контексте учебной программы.

В процессе изучения темы используются следующие вопросы:

-простые (они требуют знания фактического материала и ориентированы на работу памяти);

-уточняющие (формируют способность выражать свои мысли);

-вопросы-интерпретации(учат детей навыкам осознания причин тех или иных поступков);

-оценочные (вовлекают в работу эмоциональную сторону мышления);

-творческие(направлены на развитие творческого мышления);

--практические( требуют каких-то действий, изменений, приближают знания к практическим умениям).

Основные методические приемы:

- кластеры. Суть приема состоит в том, что в середине листа записывается или зарисовывается основное слово (идея, тема) , а вокруг фиксируются идеи (слова, рисунки) как-то с ними связанные;

-использование знаковой системы при работе с текстом. Читая текст, ученики делают пометки на полях: «+» -это для меня новое, «-« - это противоречит моим знаниям, «?» -об этом хочу знать больше. Применение этого приема способствует развитию систематичности мышления, развитию умения выделять новое;

-таблица ЗХУ (знаю- хочу знать – узнал) .Её цель – развить мыслительные способности учащихся, помочь им выработать собственную позицию по изучаемой теме;

-сюжетная таблица. Читая текст, ребенок делает пометки, создавая «скелет» текста.

Кто?

Что?

Когда?

Где?

Почему?






Эта таблица помогает детям воссоздавать сюжет. При этом они овладевают сюжетным мышлением.

-толстые и тонкие вопросы. Дети должны уметь различать тонкие вопросы, на который можно дать однозначный ответ, и толстые – развернутый ответ.

«Тонкие» вопросы

«Толстые» вопросы

?

?

Кто…

Дайте объяснение, почему….

Что…

Почему вы думаете….

Когда…

В чем разница….

_»дерево предсказаний». Этот прием подходит для развития умения аргументировать, обосновывать свои прогнозы. «Ствол» дерева – это тема, «листочки» - это прогнозы, «веточки» - это аргументы.

Помимо метода использования рисунков, схем, в технологии развития критического мышления используется метод групповой работы. И один из применяемых приемов – это мозговая атака. Мозговая атака используется для создания банка идей, из которых можно выбрать лучшие. Применяется в данной технологии и рефлексия. Ведь умело организованное осмысление материала помогает детям лучше усвоить новый материал, приобрести более глубокие и прочные знания.

В применении рефлексии возможны такие приемы:

- мысли по аналогии , то есть вопросы по аналогии:»На что похоже?», «С чем можно сравнить?» и т. д. Дети, проводя сравнения, « наводят мосты» между тем, что знали и тем, что узнали;

-«размышление от обратного». Этот способ помогает школьникам лучше понять причины тех или иных явлений, самим увидеть доказательства различных законов.

Этапы урока в рамках технологии критического мышления, как правило, следующие:

I этап. Вызов (актуализация субъектного опыта)

II этап. Осмысление.

IIIэтап. « Чтение с пометками».

IVэтап. Рефлексия.



Критерии оценки результата на уроке в рамках технологии критического мышления.

Основным критерием оценки результата является критичность мышления , которая может быть раскрыта через следующие показатели:

•оценка (где ошибка?)

•диагноз ( в чем причина?)

•самоконтроль (каковы недостатки?)

•критика (согласны ли вы; опровергните; приведите контраргументы);

•прогноз (постройте прогноз).



Критическое мышление:

•способствует взаимоуважению партнеров, пониманию и продуктивному •взаимодействию между людьми;

•облегчает понимание различных «взглядов на мир»;

•позволяет учащимся использовать свои знания для наполнения смыслом ситуаций с высоким уровнем неопределенности; создавать базу для новых типов человеческой деятельности.

Я приведу пример одного урока с элементами технологии критического мышления по литературе в 11 классе.



Методическая разработка урока внеклассного чтения в 11 классе

по повести Алексея Шорохова «Младенца Георгия…»

Цели: 1) помочь учащимся разобраться в проблематике повести и выразить своё отношение к ней;

2) развивать креативность мышления учащихся, их коммуникативные качества, умение аргументировать, обосновывать свои прогнозы;

3)сформировать негативное отношение к безнравственности в любых её проявлениях;

4) способствовать воспитанию скромности, ответственности за свои поступки и бережное

отношение к чувству любви.

Оборудование: доска, тексты повести А.Шорохова.

Методы: аналитическая беседа, сравнительный анализ.

Технологии: сотрудничество «учитель – ученик», элементы критического мышления.

Формы работы: коллективная, индивидуальная.

Ход урока.

1.Вступительное слово учителя: Как-то , перелистывая журналы, я наткнулась на маленькую повесть с необычным названием «Младенца Георгия…» Прочитала и подумала, что вы обязательно должны её прочитать, потому что проблемы, поднятые в ней, очень актуальны. В конце урока вы сами сформулируете их, а пока – немного об авторе этой повести.

Ученик (сообщение подготовлено заранее): Алексей Шорохов - молодой российский писатель, работающий в основном в малых жанрах: рассказ, повесть. Герои его произведений- наши современники, молодые люди. Основные проблемы, которые волнуют Шорохова, - молодая семья, судьбы участников «горячих точек», незанятость молодёжи, падение нравов и другие.

Повесть «Младенца Георгия…» была напечатана в журнале « Наш современник». Я считаю, что она поучительна и злободневна, поэтому её надо читать молодёжи, а особенно девушкам.

Стадия вызова.

Учитель: – Как можно назвать наш урок?( ученики предлагают свои варианты, например: Чему учит повесть , Уроки повести, Основные проблемы повести и др.)

- Кто главные герои повести и что с ними произошло? ( краткий пересказ)

Стадия осмысления.

- Дайте оценку поступку главной героини, почему автор называет её не Ниной, а Нинкой? (искусственное прерывание беременности -это страшный грех, с точки зрения христианской морали; автор осуждает героиню не только за аборт, но и за то, как она живет.)

- А как она живет? Что мы узнали о её образе жизни до того момента, как она обнаружила, что беременна? ( работа с текстом, затем учащиеся делают вывод о том, что Нинка ведет себя легкомысленно и безответственно прежде всего по отношению к самой себе.)

-Как Нинка отнеслась к тому, что она беременна? (испугалась,её охватил ужас )

-Почему? Разве такие чувства должна испытывать будущая мама. Работа с кластером:





Материнство.









радость счастье любовь

Поработаем с «тонкими « и «толстыми « вопросами:

-А что испытывает Нинка?(ужас)

- Объясните ,почему?( она не готова быть матерью, сама еще ребенок, боится реакции окружающих, родителей, особенно матери)

-Какие отношения были между матерью и Нинкой?(Нинка боялась матери, никогда с ней не была откровенна, они почти не разговаривали друг с другом, были как чужие)

- А какие, по-вашему, отношения должны быть между матерью и дочерью ? ( доверительные; самые близкие люди –мать и дочь - должны понимать друг друга, быть чуткими и искренними)

-Что мы узнаём об отношения между родителями и дочерью в этой семье, может быть, здесь кроется причина беды, случившейся с героиней рассказа?( работа с текстом: учащиеся зачитывают эпизоды)

Сделайте выводы: нет взаимопонимания между самыми близкими людьми в этой семье, они никогда не говорили по душам, не доверяли друг другу. Если бы мать поддержала Нинку, посоветовала…)

-- Откуда такая нравственная глухота? Люди много лет живут рядом, вместе и ничего друг о друге не знают и не понимают, находятся в духовной изоляции , почему? ( работаем с текстом – ищем эпизоды)

Сделайте выводы: в этой семье царит культ вещей; благополучие заключалось в том, что у родителей хорошая ,пусть и не интересная, но высокооплачиваемая работа, автомобиль, дорогие вещи. И никакой любви!

- Какое прозвище дал жене муж? (комод.) Озвучьте это средство выразительности. (учащиеся называют – метафора)

- Какой смысл скрывается в ней? ( учащиеся отвечают: все человеческие живые чувства этой женщины спрятаны, как вещи в комоде; она, как комод закрыта для общения с дочерью, глуха к её внутреннему миру; для матери самое главное, чтобы был материальный достаток в доме; в их семье видимость благополучия : дочь -отличница, муж не пьёт, , жена на хорошем счету у начальства. Что ещё надо? На самом деле накопительство и жадность - вот главные черты.)

«Чтение с пометками»

- Каковы жизненные принципы , интересы Нинки? ( работаем по тексту, зачитываем : «одного любимого мужчины у неё не было», «по-настоящему она ещё не любила» , «настоящих подруг у неё не было». Ничего настоящего! У неё своя жизнь, полная развлечений. Нинка поступает, как все, потому что ей не с кем посоветоваться – ведь не с комодом же, а собственных идеалов у неё нет.)

- Вас это удивляет? А разве могла Нинка быть другой в этой семье? ( конечно, нет… )

-Был ли кто-то, кто любил Нинку по-настоящему?

Да, единственный, кто был её и по-настоящему любил Нинку – это живое существо, зародившееся в ней. Автор называет его –Он. Вроде бы ещё и не человек , но Шорохов наделяет его чувствами , он умеет любить. Он как бы изнутри видит и слышит всё, что происходит с ней, сочувствует Нинке и называет Мамой!( ищем в тексте подтверждения и зачитываем)

- Какой он был? (Юркий- говорит Нинка. Умненький. Понимающий состояние мамы и жалеющий её.)

- А Нинка? Как она относилась к своему ребёнку? Неужели ни разу не испытала к нему нежных чувств?( по тексту: «Он опять юркнул внутри неё…»- она с нежностью подумала, что он юркий. Когда она открылась отцу и он предложил её сделать аборт, ей стало неприятно; время шло, а она всё тянула с решением.)

-Как Шорохов рассказал о гибели младенца? Потрясающая сцена! ( учащиеся делятся впечатлениями: он испытывает те же чувства, что и его мама – боль, страх, ужас.

- А ведь было время, чтобы подумать, были какие-то сигналы, которые должны были остановить Нинку! Какие? (во-первых, сны про детей, затем первый визит в женскую консультацию, где её встретила молодая врач с чистым лбом и удивительно синими глазами, читавшая книжку с изображением какой-то иконы на обложке.) Не случайны все эти детали – попытка автора остановить героиню?

-Как встретила врач Нинку? ( сначала ласково, а когда поняла, что она рожать не будет, «сухо добавила: - или?»

-Где и как продолжился страшный сон? Как писатель передает безмерную глубину преступления героини? ( использует приём фантастики, гротеск, слова с яркой эмоциональной окраской, эпитеты – «низким и густым», задёрнутым тучами небом, удесятирённый… и т.д. – по тексту)

- Какая боль больнее: душевная или физическая? Как писатель подчёркивает всю тяжесть преступления Нинки? (по тексту6 в глазах её стояла «такая чернота и гиблость, за которыми уже ни смерти, ни жизни не могло быть»). Как вы понимаете эти слова? ( как будто душу вынули, пустота.)

- Вам жалко Нинку? А автору? Закончились ли страдания героини после тог, как в ней убили ребёнка? ( Конечно же, нет. Самое страшное и тяжёлое для неё только начиналось: это муки совести, раскаяние, когда уже ничего нельзя исправить.)

- А она пытается что-то поправить и как? ( вспомнила молодого человека, который когда-то любил её и пошла к нему в надежде, что он поймёт и простит, Нинке важно было, чтобы кто-то её простил.)

- Как писатель даёт понять, что прощение невозможно? ( по тексту: «чистая девушка», а Нинка в отчаянии мысленно взмолилась: «Господи, неужели всё, Госпо-ди-и?»

- А может быть, шанс всё-таки есть? Шорохов надеется, что какая-то частичка души Нинки не погибла? В каком эпизоде? (Нинка идёт в церковь). Что сказала старуха, продающая свечи? ( «Не печалуйся, он теперь у Господа…») В чём смысл этих слов? (Ему там лучше ,чем с мамой).

Не кажется ли вам, что беда, случившаяся с девушкой, изменила что-то в семье? ( По тексту: они стали духовно ближе, поняли трагедию дочери и осознали свою вину, можно надеяться, что они стали более чуткими.)

-Итак, прощение всё-таки состоялось? Почему вы так думаете?( последние строчки повествования).

Выводы ,рефлексия:

- В чём же смысл названия повести? ( эти слова из поминальной молитвы по умершим: «Помяни, Господи, младенца Георгия…» звучат как голос совести и сострадания по всем неродившимся . А ведь имени не было, добрая старушка , недослыша, невольно нарекла убиенного младенца именем святого.)

-Какие уроки можно извлечь из этой короткой повести? ( учащиеся делятся мнениями и впечатлениями).

- Как бы вы определили основные проблемы повести?

1)Безнравственное, безответственное поведение девушек, которые вступают в случайные половые связи, приводит к трагическим последствиям- надо об этом помнить.

2) Отсутствие любви, чуткости и доверительности в семье ведёт к духовной пустоте , одиночеству.

3) Женщина несёт моральную ответственность за жизнь, зародившуюся в ней.

4) убийство ребёнка – преступление перед Богом.

5) Самое тяжкое наказание – муки совести.

Пробуем составить синквейн:

Женщина

Безнравственная, безответственная, распущенная

Губит, разрушает, страдает

Женщина несет моральную ответственность за ребенка.

Итоги урока. Согласны ли вы с мнением писателя?

В качестве задания можно предложить сочинение : Нравственные уроки повести А. Шорохова «Младенца Георгия…» .








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!