Тема: В.П.Астафьев. «Васюткино озеро». Преодоление жизненных трудностей и становление характера.
Цель:
познакомить учащихся с творчеством В.П. Астафьева
пробудить интерес к личности писателя, к его произведению;
показать влияние биографии писателя на его творчество;
Образовательные задачи.
Формировать умение читать, комментировать художественный текст.
Учить ориентироваться в тексте, определять идею рассказа.
Учить характеризовать героев с использованием цитат.
Развивающие задачи.
Воспитательные задачи.
Воспитывать любовь к родному краю.
Бережное отношение к природе.
Воспитывать твердость характера и силу духа.
Оборудование: портрет писателя, выставка его произведений, презентация.
Планируемые образовательные результаты
Предметные
умение понимать тему, идею литературного произведения;
уметь пересказывать фрагменты рассказа, отвечать на вопросы;
Метапредметные
Личностные
устный рассказ о писателе;
восприятие и выразительное чтение рассказа, пересказ его фрагментов, устный ответ на вопросы (с использованием цитирования), участие в коллективном диалоге;
создание творческого проекта по рассказу.
Ход урока.
Активизация познавательной деятельности учащихся.
Сообщение цели урока.
Сегодня на уроке мы узнаем о детстве писателя, подробнее познакомимся с его произведением «Васюткино озеро», определим главную мысль произведения, уточним значение малознакомых и непонятных вам слов, выясним, почему автор так назвал свой рассказ.
Детство В.П. Астафьева (СЛАЙДЫ 2)
В.П. Астафьев родился 1 мая 1924 года в селе Овсянка, Красноярского края, на Енисее. Мальчику Вите было семь лет, когда утонула его мама, Лидия Ильинична. Её он очень любил и страдал без неё. (СЛАЙДЫ 3)
Заботилась о сироте бабушка Екатерина Петровна. Склонность к сочинительству у маленького Вити проявилась уже в 5 лет. За это бабушка называла его «хлопушкой», что по-сибирски значит «врунишка».
Беседа
- Ребята, понравился вам рассказ?
- О чем это произведение? (СЛАЙДЫ 4)
- Что означает слово автобиография? ( Автобиография — описание своей жизни).
Когда писатель учился в пятом классе, он написал сочинение на вольную тему «Как я провел лето». А летом он по-настоящему заблудился в тайге, очень сильно испугался, но зная законы тайги, через четыре дня самостоятельно вышел к Енисею. Сочинение Вити было напечатано в журнале под заголовком «Жив». Много лет спустя В.П. Астафьев вспомнил о нем, восстановил в памяти все события и написал рассказ «Васюткино озеро». Это был его первый рассказ для детей.
Приходим к выводу, что Астафьев рассказывает не о себе, но наделяет своего героя чертами своей биографии, поэтому рассказ называем автобиографичным.
Словарная работа. (СЛАЙД 5)
Тоня – улов
Затесь– зарубки на стволах деревьев.
Валежник – сухие сучья, деревья, упавшие на землю.
Бурелом – деревья, поваленные бурей.
Переметы – ловушки для рыб, которые ставят поперек течения реки.
Паромы – сети.
Бот – небольшое плавательное судно для ловли рыбы.
Тягун – подводное течение.
Патронташ – специальная лента с гнёздами для патронов.
Беседа: восстановить путь Васютки (СЛАЙД 6)
Тест на знание (СЛАЙД 7) + распечатка на стол
Анализ произведения. (СЛАЙД 8)
- назовите героев рассказа (Васютка 13 лет; мать Анна; отец Григорий Афанасьевич Шадрин – бригадир рыболоведческой бригады; дедушка Афанасий; дядя Коляда – старшина рыбосборочного бота)
- почему рыбаки из бригады отца приуныли? (Нет рыбы. Зачитать стр. 144)
- как проходили дни у рыбаков? (Зачитать стр. 145)
- чем занимался Васютка? ( стр. 145)
- зачем Васютка отправился в тайгу? (Наколотить орехи для рыбаков. Все ближние кедры он уже обколотил)
- что дала мать Васютке перед дорогой, какими словами напутствовала? (найти ответ в тексте: «На, вот краюшку. Не задавит она тебя. Спокон веку так заведено, мал еще таежные законы переиначивать» стр. 146)
- какой главный таежный закон? (идешь в тайгу - бери еду и спички) (СЛАЙД 9)
Почему Васютка спокойно шёл по тайге? (Следил за пометками на деревьях. Зачитать стр. 147)
- как Васютка шел по тайге, какую первую птицу встретил, почему не убил ее? (Кедровка. рассказать стр. 147, 148) (СЛАЙД 10) слайд вкл. после того, как дети назовут птицу.
- какую птицу встретил во второй раз? (Глухарь. Перескажите эпизод охоты на глухаря стр. 148-149) (СЛАЙД 11-12) слайд вкл. после того, как дети назовут птицу.
- в какой момент мальчик понял, что заблудился? (найти ответ в тексте стр. 150)
Итак, мальчик заблудился в тайге, чтобы лучше ее представить, давайте прочитаем описание Николая Сладкова или учебник стр. 156: (СЛАЙД 13)
«Тайга – самый огромный на земле лес. Царство колючей хвои. Сосны, кедры, пихты, ели. Тяжёлый гул зелёных вершин. Сухо, сумрачно, глухо. Корни - выворотни, словно медведи, поднялись на дыбы, растопырили косматые лапы.
Ни ярких цветов, ни пёстрых бабочек. Не видно птиц, не слышно зверей. Все прячутся и таятся. Лишь осторожная тень иногда проскользнёт в чаще. Дрогнет задетая кем – то ветка, распрямится примятая кем – то трава, и опять тишина и безлюдье.
Тропа выбита звериными лапами и копытами. Человеку трудно идти звериной тропой. Ноги то тонут во мху, то скользят по упругой хвое. Суковатые валежины цепляются за одежду, еловые лапы бьют по лицу. И чёрные дупла старых осин следят за тобой, словно чьи- то глаза. Хорошо смотреть на зелёную тайгу с горы. Там светлые боры – сосняки. Тут тёмные пятна ельников. Голубые извивы рек. Чёрные гари, пропахшие дымом. Жёлтые зыбуны – болота. И синие, туманные, бескрайние дали. Самый большой лес на земле. Тайга»
- с кем автор сравнивает наступление ночи? («..бесшумно, как сова, прилетела ночь»)
- что начал припоминать Васютка из рассказов рыбаков и охотников? (стр. 152)
- что значит Васютка «взял себя в руки»? (рассказать о первой ночи: развел огонь; собрал сухие ветки и мох, искрошил сучки; запасся на ночь дровами; приготовил еду; поужинал; убрал все в мешок и повесилна ветку, чтобы мыши не достали стр. 152-153) (СЛАЙД 14) слайд вкл. после того, как дети ответят.
- Что делать, если вы заблудились в лесу? (СЛАЙД 14 щелкнуть еще раз) слайд вкл. после того, как дети ответят.
какие трудности пришлось преодолевать мальчику на своём пути? (пробирался через сухой валежник; чувствовал постоянный страх)
- в чем Васютка видел свое спасение? (выйти из тайги к Енисею)
- к чему вышел мальчик? (к озеру) (СЛАЙД 15) слайд вкл. после того, как дети ответят.
- чем его удивило озеро? («Столько рыбы Васютка еще никогда не видел»)
- какая надежда у него появилась? (озеро проточное, значит недалеко Енисей)
- какая напасть произошла на следующий день? Почему, проснувшись утром, он ничего не увидел? (Был туман. Расскажите о Васютке во время дождя стр. 163)
Эхо чего услышал Васютка утром? (гудок парохода стр. 164)
- что сделал мальчик, когда увидел рыбосборочный бот? (разжёг сильнее костёр, кричал и звал, стрелял из ружья. Рассказать о поведении Васютки, когда он вышел к Енисею стр. 165-166) (СЛАЙД 16)
Кто оказался спасителем Васютки? (дядя Коляда)
Расскажите о встречи Васютки с родными (стр. 169-172)
Как изменилась жизнь рыбаков? Почему? (Васютка рассказал об озере и показал его местоположение стр. 172)
- что помогло Васютке выжить одному в тайге? (наблюдательность – видел, как отец и дед ощипывали застреленных птиц, готовили еду на костре;умение собраться с мыслями и пуститься в дорогу – после дождя просушил одежду, прохудившиеся сапоги;умение ориентироваться в лесу)
Заключительная часть.
- чему научило вас произведение В.П. Астафьева? (желание изучать и беречь живую природу своего края)
- в чем заключается главная мысль произведения? (уметь находить выход в самой трудной ситуации, надеяться на лучшее, не опускать руки)
- почему автор так назвал свое произведение? (по имени героя, который смог выжить в тяжелых условиях, вспомнив все, что слыша от рыбаков, от деда. Автор показывает преодоление жизненных трудностей и становление характера Васютки. Васютка открыл озеро, его не было на карте. Васютка – проводник. Он привел отца и его бригаду к озеру, в котором водилось много речной рыбы. Тем самым помог потерявшим работу взрослым, выйти из отчаяния.)
Домашнее задание
Создать проектную работу:
книжку «Путешествие с Васюткой в тайгу» (примеры показаны на уроке, но по другому произведению). Работа в группе 3 человека.
Разделы (оформление, красочность, иллюстративность, аккуратность, название разделов можно менять, каждый раздел равен одному развороту, титульный лист):
Тайга – кормилица (рассказ о тайге, цитирование из текста приветствуется);
Таежные законы (из произведения, можно дополнить своими);
Словарь «лесных» слов (слово, значение, картинка);
Тайга оживилась (виды птиц, которые встретились в тайге, информация о них, картинка);
Веселый улов (виды рыб, которые встретились в озере, информация о них, картинка);
Зеленая красота (виды растения, деревья, которые встретились в тайге, информация о них, картинка);
Васюткиной тропкой (написать отзыв о произведении или кроссворд по рассказу, ответы с другой стороны).
Создание макета (Васютка, тайга, озеро, звери, птицы, рыбы, растения), например, в коробке из-под обуви либо другой вариант. Работа в группе 2 человека.
Также проект можно выполнить индивидуально.