СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Преодоление жизненных трудностей и становление характера по рассказу В.П.Астафьева "Васюткино озеро".

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

В папку по этому уроку входит: разработка урока (ворд) + презентация, тест с ключом и критериями, примеры проектных работ учеников.

Цель данного урока:

  • познакомить учащихся с творчеством В.П. Астафьева
  • пробудить интерес к личности писателя, к его произведению;
  • показать влияние биографии писателя на его творчество;

Просмотр содержимого документа
«Астафьев+Васюткино озеро»

Тема: В.П.Астафьев. «Васюткино озеро». Преодоление жизненных трудностей и становление характера.

Цель:

  • познакомить учащихся с творчеством В.П. Астафьева

  • пробудить интерес к личности писателя, к его произведению;

  • показать влияние биографии писателя на его творчество;

Образовательные задачи.

  • Формировать умение читать, комментировать художественный текст.

  • Учить ориентироваться в тексте, определять идею рассказа.

  • Учить характеризовать героев с использованием цитат.

Развивающие задачи.

  • Расширять словарный запас с помощью речевых средств выразительности, лексических средств.

Воспитательные задачи.

  • Воспитывать любовь к родному краю.

  • Бережное отношение к природе.

  • Воспитывать твердость характера и силу духа.

Оборудование: портрет писателя, выставка его произведений, презентация.

Планируемые образовательные результаты

Предметные

  • умение понимать тему, идею литературного произведения;

  • уметь пересказывать фрагменты рассказа, отвечать на вопросы;

Метапредметные

  • смысловое чтение;

  • умение работать индивидуально и в группе;

Личностные

  • развитие интеллектуальных творческих способностей и моральных качеств учащегося;

  • обогащение словарного запаса для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения.

  • устный рассказ о писателе;

  • восприятие и выразительное чтение рассказа, пересказ его фрагментов, устный ответ на вопросы (с использованием цитирования), участие в коллективном диалоге;

  • создание творческого проекта по рассказу.


Ход урока.

  1. Активизация познавательной деятельности учащихся.

  • Ребята, какое произведение вы читали дома? (СЛАЙД 1)

  • Кто его автор?

  1. Сообщение цели урока.

Сегодня на уроке мы узнаем о детстве писателя, подробнее познакомимся с его произведением «Васюткино озеро», определим главную мысль произведения, уточним значение малознакомых и непонятных вам слов, выясним, почему автор так назвал свой рассказ.

  1. Детство В.П. Астафьева (СЛАЙДЫ 2)

В.П. Астафьев родился 1 мая 1924 года в селе Овсянка, Красноярского края, на Енисее. Мальчику Вите было семь лет, когда утонула его мама, Лидия Ильинична. Её он очень любил и страдал без неё. (СЛАЙДЫ 3)

Заботилась о сироте бабушка Екатерина Петровна. Склонность к сочинительству у маленького Вити проявилась уже в 5 лет. За это бабушка называла его «хлопушкой», что по-сибирски значит «врунишка».

  1. Беседа

- Ребята, понравился вам рассказ?

- О чем это произведение? (СЛАЙДЫ 4)

- Что означает слово автобиография? ( Автобиография — описание своей жизни).

Когда писатель учился в пятом классе, он написал сочинение на вольную тему «Как я провел лето». А летом он по-настоящему заблудился в тайге, очень сильно испугался, но зная законы тайги, через четыре дня самостоятельно вышел к Енисею. Сочинение Вити было напечатано в журнале под заголовком «Жив». Много лет спустя В.П. Астафьев вспомнил о нем, восстановил в памяти все события и написал рассказ «Васюткино озеро». Это был его первый рассказ для детей.

Приходим к выводу, что Астафьев рассказывает не о себе, но наделяет своего героя чертами своей биографии, поэтому рассказ называем автобиографичным.

  1. Словарная работа. (СЛАЙД 5)

  1. Тоня – улов

  2. Затесь– зарубки на стволах деревьев.

  3. Валежник – сухие сучья, деревья, упавшие на землю.

  4. Бурелом – деревья, поваленные бурей.

  5. Переметы – ловушки для рыб, которые ставят поперек течения реки.

  6. Паромы – сети.

  7. Бот – небольшое плавательное судно для ловли рыбы.

  8. Тягун – подводное течение.

  9. Патронташ – специальная лента с гнёздами для патронов.

  1. Беседа: восстановить путь Васютки (СЛАЙД 6)

  2. Тест на знание (СЛАЙД 7) + распечатка на стол

  3. Анализ произведения. (СЛАЙД 8)

  • - назовите героев рассказа (Васютка 13 лет; мать Анна; отец Григорий Афанасьевич Шадрин – бригадир рыболоведческой бригады; дедушка Афанасий; дядя Коляда – старшина рыбосборочного бота)

  • - почему рыбаки из бригады отца приуныли? (Нет рыбы. Зачитать стр. 144)

  • - как проходили дни у рыбаков? (Зачитать стр. 145)

  • - чем занимался Васютка? ( стр. 145)

  • - зачем Васютка отправился в тайгу? (Наколотить орехи для рыбаков. Все ближние кедры он уже обколотил)

  • - что дала мать Васютке перед дорогой, какими словами напутствовала? (найти ответ в тексте: «На, вот краюшку. Не задавит она тебя. Спокон веку так заведено, мал еще таежные законы переиначивать» стр. 146)

  • - какой главный таежный закон? (идешь в тайгу - бери еду и спички) (СЛАЙД 9)

  • Почему Васютка спокойно шёл по тайге? (Следил за пометками на деревьях. Зачитать стр. 147)

  • - как Васютка шел по тайге, какую первую птицу встретил, почему не убил ее? (Кедровка. рассказать стр. 147, 148) (СЛАЙД 10) слайд вкл. после того, как дети назовут птицу.

  • - какую птицу встретил во второй раз? (Глухарь. Перескажите эпизод охоты на глухаря стр. 148-149) (СЛАЙД 11-12) слайд вкл. после того, как дети назовут птицу.

  • - в какой момент мальчик понял, что заблудился? (найти ответ в тексте стр. 150)

Итак, мальчик заблудился в тайге, чтобы лучше ее представить, давайте прочитаем описание Николая Сладкова или учебник стр. 156: (СЛАЙД 13)

«Тайга – самый огромный на земле лес. Царство колючей хвои. Сосны, кедры, пихты, ели. Тяжёлый гул зелёных вершин. Сухо, сумрачно, глухо. Корни - выворотни, словно медведи, поднялись на дыбы, растопырили косматые лапы.

Ни ярких цветов, ни пёстрых бабочек. Не видно птиц, не слышно зверей. Все прячутся и таятся. Лишь осторожная тень иногда проскользнёт в чаще. Дрогнет задетая кем – то ветка, распрямится примятая кем – то трава, и опять тишина и безлюдье.

Тропа выбита звериными лапами и копытами. Человеку трудно идти звериной тропой. Ноги то тонут во мху, то скользят по упругой хвое. Суковатые валежины цепляются за одежду, еловые лапы бьют по лицу. И чёрные дупла старых осин следят за тобой, словно чьи- то глаза. Хорошо смотреть на зелёную тайгу с горы. Там светлые боры – сосняки. Тут тёмные пятна ельников. Голубые извивы рек. Чёрные гари, пропахшие дымом. Жёлтые зыбуны – болота. И синие, туманные, бескрайние дали. Самый большой лес на земле. Тайга»

  • - с кем автор сравнивает наступление ночи? («..бесшумно, как сова, прилетела ночь»)

  • - что начал припоминать Васютка из рассказов рыбаков и охотников? (стр. 152)

  • - что значит Васютка «взял себя в руки»? (рассказать о первой ночи: развел огонь; собрал сухие ветки и мох, искрошил сучки; запасся на ночь дровами; приготовил еду; поужинал; убрал все в мешок и повесилна ветку, чтобы мыши не достали стр. 152-153) (СЛАЙД 14) слайд вкл. после того, как дети ответят.

  • - Что делать, если вы заблудились в лесу? (СЛАЙД 14 щелкнуть еще раз) слайд вкл. после того, как дети ответят.

  • какие трудности пришлось преодолевать мальчику на своём пути? (пробирался через сухой валежник; чувствовал постоянный страх)

  • - в чем Васютка видел свое спасение? (выйти из тайги к Енисею)

  • - к чему вышел мальчик? (к озеру) (СЛАЙД 15) слайд вкл. после того, как дети ответят.

  • - чем его удивило озеро? («Столько рыбы Васютка еще никогда не видел»)

  • - какая надежда у него появилась? (озеро проточное, значит недалеко Енисей)

  • - какая напасть произошла на следующий день? Почему, проснувшись утром, он ничего не увидел? (Был туман. Расскажите о Васютке во время дождя стр. 163)

  • Эхо чего услышал Васютка утром? (гудок парохода стр. 164)

  • - что сделал мальчик, когда увидел рыбосборочный бот? (разжёг сильнее костёр, кричал и звал, стрелял из ружья. Рассказать о поведении Васютки, когда он вышел к Енисею стр. 165-166) (СЛАЙД 16)

  • Кто оказался спасителем Васютки? (дядя Коляда)

  • Расскажите о встречи Васютки с родными (стр. 169-172)

  • Как изменилась жизнь рыбаков? Почему? (Васютка рассказал об озере и показал его местоположение стр. 172)

  • - что помогло Васютке выжить одному в тайге? (наблюдательность – видел, как отец и дед ощипывали застреленных птиц, готовили еду на костре;умение собраться с мыслями и пуститься в дорогу – после дождя просушил одежду, прохудившиеся сапоги;умение ориентироваться в лесу)

  1. Заключительная часть.

  • - чему научило вас произведение В.П. Астафьева? (желание изучать и беречь живую природу своего края)

  • - в чем заключается главная мысль произведения? (уметь находить выход в самой трудной ситуации, надеяться на лучшее, не опускать руки)

  • - почему автор так назвал свое произведение? (по имени героя, который смог выжить в тяжелых условиях, вспомнив все, что слыша от рыбаков, от деда. Автор показывает преодоление жизненных трудностей и становление характера Васютки. Васютка открыл озеро, его не было на карте. Васютка – проводник. Он привел отца и его бригаду к озеру, в котором водилось много речной рыбы. Тем самым помог потерявшим работу взрослым, выйти из отчаяния.)

  1. Домашнее задание

Создать проектную работу:

  1. книжку «Путешествие с Васюткой в тайгу» (примеры показаны на уроке, но по другому произведению). Работа в группе 3 человека.

Разделы (оформление, красочность, иллюстративность, аккуратность, название разделов можно менять, каждый раздел равен одному развороту, титульный лист):

  • Тайга – кормилица (рассказ о тайге, цитирование из текста приветствуется);

  • Таежные законы (из произведения, можно дополнить своими);

  • Словарь «лесных» слов (слово, значение, картинка);

  • Тайга оживилась (виды птиц, которые встретились в тайге, информация о них, картинка);

  • Веселый улов (виды рыб, которые встретились в озере, информация о них, картинка);

  • Зеленая красота (виды растения, деревья, которые встретились в тайге, информация о них, картинка);

  • Васюткиной тропкой (написать отзыв о произведении или кроссворд по рассказу, ответы с другой стороны).

  1. Создание макета (Васютка, тайга, озеро, звери, птицы, рыбы, растения), например, в коробке из-под обуви либо другой вариант. Работа в группе 2 человека.

Также проект можно выполнить индивидуально.







Просмотр содержимого документа
«Домашнее задание проект+пример учеников 5Г»

  1. Домашнее задание

Создать проектную работу:

  1. книжку «Путешествие с Васюткой в тайгу» (примеры показаны на уроке, но по другому произведению). Работа в группе 2 человека.

Разделы (оформление, красочность, иллюстративность, аккуратность, название разделов можно менять, каждый раздел равен одному развороту, титульный лист):

  • Тайга – кормилица (рассказ о тайге, цитирование из текста приветствуется);

  • Таежные законы (из произведения, можно дополнить своими);

  • Словарь «лесных» слов (слово, значение, картинка);

  • Тайга оживилась (виды птиц, которые встретились в тайге, информация о них, картинка);

  • Веселый улов (виды рыб, которые встретились в озере, информация о них, картинка);

  • Зеленая красота (виды растения, деревья, которые встретились в тайге, информация о них, картинка);

  • Васюткиной тропкой (написать отзыв о произведении или кроссворд по рассказу, ответы с другой стороны).

  1. Создание макета (Васютка, тайга, озеро, звери, птицы, рыбы, растения), например, в коробке из-под обуви либо другой вариант. Работа в группе 3 человека.

Примеры не по «Васюткиному озеру»

Также проект можно выполнить индивидуально.

УДАЧИ!

ПРИМЕРЫ учеников 5Г класса МБОУ СОШ №186 г. Новосибирска:

  1. Воронина Яна

  1. Воронина Яна и Афонин Саша

  2. Казанжи Миша, Курбатов Леша и Татьков Даниил

  3. Коновалов Леня

  4. Моисеев Рома, Тешебаев Мирбек, Тарубаров Ваня

  1. Амбарникова Вероника, Макарова Аня, Мезенцева Вика

  2. Вабищевич Наталия, Городецкая Николь

На фотографиях мои ученики 5Г класса (2018-2019уч.г.):

Кучеренко Кирилл и Павликов Данил

Лукина Диана и Дякина Катя.

Просмотр содержимого документа
«Тест вар 1-2+ключ»

Контрольная работа

В.П.Астафьев «Васюткино озеро»

1 вариант

Часть 1

  1. На какой реке происходили события?

  1. Обь

  2. Амур

  3. Енисей

  4. Ока

  1. Что такое тоня?

  1. улов

  2. рыбацкая лодка

  3. сеть

  4. зарубки на деревьях

  1. Чем снабжал Васютка рыбаков?

  1. мясом

  2. орехами

  3. рыбой

  4. хлебом

  1. Что заставила взять мать Васютку?

  1. хлеб с маслом

  2. краюшку хлеба

  3. бутерброд

  4. соль

  1. Из-под чего был мешок, в который мальчик собирал шишки?

  1. Из-под муки

  2. Из-под сахара

  3. Из-под соли

  4. Из-под зерна

  1. Какая птица «увела» Васютку в лес?

  1. кедровка

  2. пичужка

  3. глухарь

  4. утка

  1. Сколько патронов осталось у Васютки после того, как он стрелял в воздух?

  1. 5

  2. 7

  3. 10

  4. 15

  1. Кого мечтал увидеть Васютка, укладываясь спать?

  1. учительницу

  2. мать

  3. отца

  4. дедушку

  1. Кто спас Васютку?

  1. дедушка

  2. дядя Коляда

  3. Дружок

  4. капитан с парохоа «Серго Орджоникидзе»

  1. Сколько километров прошёл Васютка?

  1. 50 км

  2. 35 км

  3. 60 км

  4. 5 км

  1. Часть 2

  1. Почему кедровку называют полезной птицей?

  2. Как Васютке удалось отвлечь внимание глухаря?

  3. Какой вывод сделал мальчик, на другой день нашёл подстреленные утку?

  4. Как рыбаки назовут озеро, найденное мальчиком?

  5. Какой главный таежный закон?

  1. Часть 3

  1. Какие качества проявил герой рассказа в сложных обстоятельствах? Аргументируйте свой ответ.

  1. Контрольная работа по литературе (5 класс)

  2. Инструкция по выполнению работы

  3. Работа по литературе состоит из 3 частей.

  4. Часть 1

  5. включает 10 вопросов с 4 вариантами ответа, один из которых верный; эта часть определяет уровень знания содержания литературного произведения с вариантами ответов.

  6. Оценивается в 1б. каждое задание.

  7. Часть 2

  8. состоит из 5 вопросов, позволяющих проверить уровень знания содержания литературного произведения без предложенных ответов. Ответы на вопросы необходимо дать в виде слова или сочетания слов.

  9. Оценивается в 2б. каждое задание.

  10. Часть 3

  11. включает в себя рассуждение на заданную тему. Ответ необходимо дать в виде связного текста в объеме 5-7 предложений.

  12. Оценивается в 3-5б.

  13. Задания выполнять можно в любом порядке, главное – правильно сделать как можно больше заданий. Для экономии времени можно пропускать задание, которое не удается выполнить сразу, и переходить к следующему. Если после выполнения всей работы останется время, можно будет вернуться к пропущенным заданиям.

  14. При выполнении работы нельзя пользоваться учебниками, рабочими тетрадями, справочниками.

  15. На выполнение работы отводится 45 минут.

  16. Оценивание

  17. 25 – 23 = 5 (при условии, что в части 3 ученик получит максимальный балл=5б.)

  18. 22 – 18 = 4 (при условии, что в части 3 ученик получит не меньше 3б.)

  19. 17 – 13 = 3

  20. Менее 13 = 2

  21. Ключ

  22. Часть А

  1. в

  2. а

  3. б

  4. б

  5. в

  6. в

  7. в

  8. а

  9. б

  10. в

  1. Часть Б

  1. она разносит по тайге семена кедра

  2. Он подражал собаке

  3. озеро проточное

  4. Васюткино озеро

  5. идешь в тайгу - бери еду и спички

  1. Контрольная работа

  2. В.П.Астафьев «Васюткино озеро»

  3. 2 вариант

  4. Часть 1

  1. Каково время действия рассказа?

  1. Август

  2. Октябрь

  3. Июль

  4. Сентябрь

  1. Что такое затеси?

  1. улов

  2. рыбацкая лодка

  3. сеть

  4. зарубки на деревьях

  1. Зачем Васютка отправился в тайгу?

  1. на охоту

  2. на прогулку

  3. собирать кедровые шишки

  4. искать озеро

  1. Васютка не любил этих нахальных птиц. Что это за птица?

  1. кедровка

  2. пичужка

  3. глухарь

  4. утка

  1. Сколько, по мнению Васютки, весил пойманный глухарь?

  1. 2-3 кг

  2. 4-5 кг

  3. 3-4 кг

  4. 5-6 кг

  1. Чего испугался мальчик в лесу ночью?

  1. медведя

  2. корни-выворотни

  3. лося

  4. сову

  1. Что больше всего берег Васютка?

  1. хлеб

  2. патроны

  3. спички и хлеб

  4. хлеб и патроны

  1. Сколько дней был в тайге Васютка?

  1. 5

  2. 4

  3. 3

  4. 7

  1. В чем упрекнул Васютку отец по пути к озеру?

  1. в хвастовстве

  2. в грусти

  3. в злости

  4. в говорливости

  1. Кого первым увидел Васютка, когда вернулся из тайги?

  1. мать

  2. отца

  3. дедушку

  4. Дружка

  1. Часть 2

  1. Зачем Васютка повесил мешок с едой на сук?

  2. Как Васютка понял, что озеро проточное?

  3. Что сделал Васютка, чтобы его увидели с бота?

  4. С кем (с какой птицей) автор сравнивает наступление ночи?

  5. Эхо чего услышал Васютка утром?

  1. Часть 3

  1. Что помогло выжить Васютке в тайге? Аргументируйте свой ответ.

  1. Контрольная работа по литературе (5 класс)

  2. Инструкция по выполнению работы

  3. Работа по литературе состоит из 3 частей.

  4. Часть 1

  5. включает 10 вопросов с 4 вариантами ответа, один из которых верный; эта часть определяет уровень знания содержания литературного произведения с вариантами ответов.

  6. Оценивается в 1б. каждое задание.

  7. Часть 2

  8. состоит из 5 вопросов, позволяющих проверить уровень знания содержания литературного произведения без предложенных ответов. Ответы на вопросы необходимо дать в виде слова или сочетания слов.

  9. Оценивается в 2б. каждое задание.

  10. Часть 3

  11. включает в себя рассуждение на заданную тему. Ответ необходимо дать в виде связного текста в объеме 5-7 предложений.

  12. Оценивается в 3-5б. каждое задание.

  13. Задания выполнять можно в любом порядке, главное – правильно сделать как можно больше заданий. Для экономии времени можно пропускать задание, которое не удается выполнить сразу, и переходить к следующему. Если после выполнения всей работы останется время, можно будет вернуться к пропущенным заданиям.

  14. При выполнении работы нельзя пользоваться учебниками, рабочими тетрадями, справочниками.

  15. На выполнение работы отводится 45 минут.

  16. Оценивание

  17. 25 – 23 = 5 (при условии, что в части 3 ученик получит максимальный балл=5б.)

  18. 22 – 18 = 4 (при условии, что в части 3 ученик получит не меньше 3б.)

  19. 17 – 13 = 3

  20. Менее 13 = 2

  21. Ключ

  22. Часть 1

  1. а

  2. г

  3. в

  4. а

  5. г

  6. б

  7. г

  8. б

  9. а

  10. в

  1. Часть 2

  1. чтобы еду не съели мыши

  2. в нем было много разной рыбы

  3. стал стрелять, кричать и разжег костер

  4. «..бесшумно, как сова, прилетела ночь»

  5. гудок парохода

АВТОР: Учитель русского языка и литературы Давыденко А.И., МБОУ СОШ №186 г.Новосибирск


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!