КГУ «ДШИ имени Сералы Кожамкулова отдела акимата Карабалыкского района»Управления образования акимата Костанайской области
Посткурсовая работа
«Преодоление технических трудностей на баяне»
подготовил Жумагазы М.М.
В начале урока сделать акценты на:
- готовность учащегося к уроку;
- совместно с учащимся определить цели урока/ЦО
Добиться правильной посадки, положения корпуса и рук
В процессе обучения игре на баяне перед педагогом музыкальной школы, наряду с общими воспитательными и музыкально-художественными задачами стоят задачи развития технических навыков учащихся.
Гаммы, арпеджио, аккорды являются основными техническими формулами. Систематическая и последовательная работа над этим материалом — необходимое условие выработки основных игровых навыков и умений. Успешная работа над гаммами, арпеджио и аккордами помогает преодолеть многие технические трудности:
- позволяет лучше сделать выбор рациональной аппликатуры;
- создаёт мелкую и свободную пальцевую беглость;
- способствует координации движений обеих рук;
- плавности ведения меха и смены направления его движения;
- помогает более точному исполнению различных штрихов и нюансов разнообразными приёмами звукоизвлечения.
1.Организационный момент.
А) приветствие
Б) организация рабочего места
2.Работа по теме.
Двигательно-игровые навыки (взаимодействие всех частей рук, координация движений), умение свободно использовать звуковые и технические возможности баяна приобретаются и отрабатываются на материале упражнений, гамм, арпеджио, этюдов. Несомненно, развитие техники в значительной мере зависит от природных данных ученика. Но и дети со средними данными при условии правильно организованной работы и целеустремленности могут достичь высоких результатов.
О необходимости упражнений следует сказать, что любая деятельность человека связана с упражнениями, будь это спортсмен, ученый и т.п. В процессе изучения гамм и упражнений музыкант овладевает ритмом, динамическими оттенками, различными штрихами. При разучивании упражнений, гамм, арпеджио необходимо ставить перед собой разнообразные задачи: на ведение меха, штрихи, динамические оттенки, ритм, темп.
Ещё один важный пункт в техническом развитии инструменталиста – систематическое изучение этюдов, которые играют большую роль в развитии техники. Значение этого жанра заключается в том, что этюды позволяют сосредоточиться на разрешении типичных исполнительских трудностей и что они сочетают специально технические задачи с задачами музыкальными. Тем самым использование этюдов создаёт предпосылки для плодотворной работы над техникой. Включение того или иного этюда в учебную программу должно быть обусловлено двумя задачами:
- освоением и развитием определённого вида техники;
- подготовкой ребёнка к преодолению конкретных технических трудностей в художественном произведении.
Физическую категорию сложности представляет игра аккордами. Игра аккордами осуществляется с помощью кистевых движений. Пальцы нужно готовить к взятию аккорда заранее, как бы в воздухе. Начинать работу нужно осторожно в умеренном темпе с упражнений. Самое удобное исполнение аккордов в быстром темпе – это исполнение кистью с небольшим участием всей руки. При игре аккордами не следует поднимать высоко пальцы над клавиатурой, они должны быть в собранном состоянии. В процессе исполнения аккордовой последовательности необходимо:
- одновременно снять пальцы с предыдущего аккорда, не оставляя случайных призвуков;
- .подготовить положение пальцев для последующего взятия аккорда;
- сделать соответствующее перемещение кисти;
- путём одновременного нажатия пальцев на клавиши взять новый аккорд.
При игре упражнений мех должен быть напряжённый, дыхание берётся на каждую фигуру, пульсация – чёткая, рука – свободная, работаем с клавиатурой (т.е. пальцы не поднимаются высоко над клавиатурой). На клавиши нажимаем не глубоко.
Репетиция – быстрое, многократное извлечение одного и того же звука чередующимися пальцами. Репетиция выполняется обычно двумя сильными пальцами.
Тремоло бывает 2-х видов:
- тремоло на клавиатуре;
- тремоло мехом.
Тремоло на клавиатуре – быстрое и многократное чередование двух не соседних звуков или двух созвучий (интервалов, аккордов или отдельного звука и созвучия): Тремоло мехом – быстрое повторение одного и того же звука или созвучия путём смены движения левой части инструмента. При этом пальцы, нажимающие клавиши, с клавиатуры не снимаются. При игре тремоло мехом существуют 3 точки опоры: большой палец на планке, ремень на левой клавиатуре, предплечье.