СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Преодоление барьеров в обучении

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Преодоление барьеров в обучении»

Влияние диалогической активности на преодоление барьеров


Как часто на пути осуществления наших желаний возникают препятствия, тормозящие процесс реализации наших идей. Чего стоит преодолеть эти проблемы?

Как часто мы, учителя, встречаем детей с разного рода барьерами? Как поступить нам, как помочь детям не просто устранить эти барьеры, а научить преодолевать: научить жить с осознанием, что препятствия встречаются и будут встречаться всегда и везде, где взаимодействуют какие-то силы, движения.

Первым глубоко осознал и раскрыл понятие «барьер» З. Фрейд - основатель самого мощного и влиятельного направления в мировой психологической науке. «Барьер - это психологическое препятствие, мешающее оптимальному протеканию процессов адаптации личности к новым факторам внешней среды, вызванное либо особенностями ситуации, либо особенностями личности».

Как часто барьеры подрывают наше здоровье? Как часто мы устраняемся, перекладывая работу с непростым ребенком на психолога. А если каждому попытаться на своем уроке помочь ребенку преодолеть барьер?

На протяжении двадцати пяти лет работы в школе учителем русского языка и литературы для меня одной из главных проблем была и остается низкая диалогическая активность учащихся. Когда я начала искать причины безынициативности, то поняла: проблема заключается в наличии разного рода барьеров, препятствующих ребенку реализовываться на уроке.

Несмотря на то, что уроки русской литературы предполагают свободное общение, высказывание собственного мнения, даже способных учеников сложно вывести на откровенный разговор. Создание условий для работы: комфортная обстановка, ситуация успеха – приносили ожидаемый результат лишь краткосрочно, поэтому в исследовании в действии я решила более детально рассмотреть вопрос преодоления барьеров через повышение диалогической активности учащихся, так как считаю, что в процессе общения ребенку может быть оказана помощь не только взрослыми, но и одноклассниками.

«Признание проблемы – половина успеха в ее разрешении», поэтому вопрос о снятии барьеров в обучении считаю одним из главных.

В ходе своей педагогической деятельности я пришла к выводу, что самой приемлемой формой, способной снять барьеры, может стать групповая работа, в ходе которой активизируется и мыслительная, и диалогическая активность ребенка. Совместная работа позволяет каждому ученику высказать собственное мнение, работать в своем темпе, выполнять различные роли, сохраняя психическое и физическое здоровье. Данная форма работы способствует сплочению коллектива, так как направлена на умение найти общий язык со всеми членами группы, вступить в дискуссию, отстоять собственную точку зрения, то есть снять социальный и психологический барьеры.

О важности диалога в обучении говорил в своих работах Л. Выготский: «знания приобретаются в результате вовлечения ученика в диалог». Ученики легче обучаются в случае, когда имеется возможность диалога с другими, более знающими, в роли которых могут выступать одноклассники или учителя», поэтому считаю, что с помощью диалога можно решить вопрос преодоления барьеров.

Для реализации я использую следующие способы деятельности учащихся:

- вопросы высокого (проблемные, на анализ, синтез) и низкого порядка;

- исследовательскую беседу;

- методы развития критического мышления: моделирование, прием Кластер, ассоциации, Визуальные свидетельства;

- компьютерные технологии.

Свою роль я вижу в создании комфортных условий, которые обеспечат преодоление барьеров в обучении.

Детальное рассмотрение данной темы позволит мне поделиться наработками с коллегами, предложить им практическое решение вопроса, так как наличие, а главное, преодоление барьеров у учащихся - это один из волнующих вопросов для большинства учителей нашей школы. Учителю важно научить ребенка учиться, а если ученик будет находиться в стрессовом состоянии по причине когнитивных или аффективных барьеров, то вряд ли он будет успешно взаимодействовать и обучаться в социуме.

Исследование по теме я решила провести на учащихся 5 класса, так как раннее диагностирование наличия барьеров, планирование работы по их преодолению в среднем звене научит детей справляться с возникающими проблемами в будущем.

Учащимся данного класса проблематично четко формулировать и высказывать собственное мнение, аргументированно отстаивать собственную точку зрения, так как всякого рода барьеры препятствуют этому, поэтому важно именно в этом возрасте уделять больше внимание психологическому состоянию, комфортности детей на уроке, чтобы учащиеся стали активными участника образовательного процесса.

Цель исследования в действии заключается в классификации способов преодоления барьеров через повышение диалогической активности учащихся А, Б, В.

П ервым шагом в решении вопроса исследования стало проведенное совместно с психологом школы диагностирование класса на наличие барьеров.

Методы сбора данных:

*

Рисунок 1 Социометрия

Анкетирование на выявление уровня интеллекта.

*

Рисунок 2 Консультирование по вопросу комфортности

Анкетирование на выявление уровня тревожности, агрессивности.

* Консультирование с учениками по вопросу комфортности в классе.

*

Рисунок 3 Несуществующее животное ученицы Б

Социометрия.

* Рисуночный тест «Несуществующее животное» на определение уровня тревожности.

* Рисуночный тест «Мир, в котором я хочу жить» на определение эмоционального (психологического) состояния ребенка – помогли мне собрать и классифицировать информацию.





Рисунок 4 Рисуночный тест "Мир, в котором я хочу жить"



Результаты проведенного анкетирования в 5 классе:


Барьеры\ Учащиеся класса

Когнитивный барьер

Социальный

барьер

Психологический

барьер

28 учащихся

14

4

12


Из числа исследуемых были выбраны учащиеся А, Б, В, представители трех разных уровней успешности и носители разных барьеров. (Приложение1)

Тип данных

Ученик А

Ученик Б

Ученик В

Диагностирование:

- уровень тревожности

- уровень агрессивности

-уровень мотивации



Высокий


Высокий


Внешний




Средний


Средний


Негативное отношение к школе



Низкий


Низкий


Низкий



Проведенное позже анкетирование способствовало выявлению когнитивных и социальных барьеров.

Тип данных

Ученик А

Ученик Б

Ученик В

Анкетирование:

- уровень интеллекта

- уровень взаимодействия в группе


Средний


Высокий



Средний


Низкий


Низкий


Низкий

В результате анкетирования выяснилось, что учащийся А с высоким уровнем успешности является носителем психологического барьера: демонстрируя высокие когнитивные способности, расстраивается из-за неудач, болезненно реагирует на критику, впадает в панику.

Учащаяся Б со средним уровнем успешности – носитель социального и психологического барьера.

У учащейся В с низким уровнем успешности имеет интеллектуальный и социальный барьеры.

Познавательная активность учащегося А на достаточно высоком уровне: ему интересен процесс познания нового, существенного для него материала. Ученик А свободно, заинтересованно оперирует имеющимися знаниями и умениями по предмету, его ответы полные, продуманные, содержательные. Он стремится к выполнению заданий повышенной трудности, однако на любые замечания реагирует очень болезненно, часто вспыльчив, агрессивен, при неудачах впадает в депрессию.

У учащейся Б негативное отношение к школе связано с наличием социальных и аффективных барьеров. Консультирование помогло выяснить, что ребенку «мешают посторонние разговоры во время работы в группе, а своему участию в работе она отводит большую роль».

В силу большой восприимчивости, ранимости, так как это натура творческая, ученица Б болезненного реагирует на замечания как взрослых, так и одноклассников. Так как девочка делает все осмысленно, основательно, к любому заданию относится серьезно, а особенности нервной системы не позволяют успевать за всеми, то на каком-то этапе происходит торможение, переходящее в последующем в негативное отношение к окружающим, к школе.

Боязнь ошибиться, услышать в свой адрес неодобрительные восклицания мешают ей свободно участвовать в диалоге. У ученицы Б отсутствуют когнитивный барьер, это способный к учению, с хорошими аналитическими способностями, творческий ребенок, поэтому настораживает негативное отношение к школе.

В ходе анкетирования было выявлено, что ученица В является носителем социального и интеллектуального барьеров, по этой причине она не принята коллективом учащихся. Из-за сложного материального положения девочка старается быть незамеченной. Во время индивидуальной работы ученица В выбирает задания низкого уровня, реально оценивая свои возможности, диалогическая активность на низком уровне.

Из-за частых пропусков по болезни недостаточно хорошо сформированы навыки общения, умения работать в группе. Ученица В чаще занимает позицию слушателя, наблюдателя, речь малоразвита. Круг общения ограничен, но это не ленивый, а мыслящий в силу своих способностей ребенок. Закомплексованная, самая немотивированная из числа участников процесса, молчаливо, но с интересом наблюдала за всем происходящим.

Наличие когнитивных барьеров не позволяет ей активно участвовать в работе группы, поэтому дети, в силу возрастных особенностей, во время интервью высказывали критику в адрес безынициативности ученицы В, тогда как она во время интервью отметила свою реальную помощь группе.

С учетом полученных результатов были намечены стратегии по их преодолению барьеров через диалогическое обучение.

Для создания коллаборативной среды на каждом уроке я предлагала учащимся, объединившимся в группы, психотренинг «Ладошки» (Приложение 2), способствующий не только установлению микроклимата в классе: почувствовать тепло рук одноклассника, поделиться энергией, - но и озвучить разработанные ранее правила работы в группе (Приложение 3).

Учащемуся А, имеющему психологический барьер, я чаще других предлагала озвучивать правила работы в группе, это позволило ему регулировать свое эмоциональное состояние.

При социальном взаимодействии ученицы Б с детьми разных категорий было отмечено, что на первых занятиях, во время проведения психотренинга, ученица Б не сразу пошла на контакт: она прикоснулась ладошкой только после того, как ей протянули руку. На последующих уроках, хотя и заметны были шаги навстречу, девочка шла на контакт быстрее с теми учащимися, которым симпатизировала.

Каждый урок литературы стараюсь строить в соответствии с возрастными особенностями учеников, по принципу исследования: сформулировать и предложить классу вопросы проблемного характера, предполагающие всестороннее рассмотрение с включением цитат, высказыванием собственного мнения.

В решении задания помогла организованная исследовательская беседа, которой отвожу огромное место, так задания и формы работы высокого порядка быстрее разовью аналитические способности у учащихся.

Учащимся 5 класса сложно выйти на исследование, но если правильно сформулировать вопрос, то беседа кумулятивная обязательно перерастет исследовательскую.

В ходе исследовательской беседы был максимально активен учащийся А, который организовался для работы, хорошо ориентируясь в тексте, приводил подтверждающие его точку зрения цитаты, выступал от имени группы. Имея хорошую теоретическую базу знаний, формулировал и решал в группе вопросы высокого порядка. Во время работы в группе смог преодолеть психологический барьер и, несмотря на разногласия, защитил работу без эмоционального срыва, проявив себя в роли лидера.

Учащаяся Б включилась в работу не сразу. Несмотря на то, что у нее были конструктивные предложения, членами группы она не была услышана: более успешные учащиеся выполняли роль лидеров. Во время защиты работы, ученица Б даже не вышла к доске: социальный и психологические барьеры не были сняты в ходе диалога - ей с мальчиками было не комфортно.

Учащаяся В во время всего обсуждения только слушала, активность остальных членов группы не позволила ей реализоваться: из-за интеллектуального барьера не получилось включиться в диалог, преодолеть психологический.

Планируя работу второго урока, я внесла коррективы в планирование: для снятия психологического барьера решила сформировать группы с учетом пожеланий.

Формирование групп по пожеланию позволило увидеть положительную динамику в устранении социального барьера ученицы Б: во время психотренинга она не задумываясь протянула руки соседям, так как это были ее подруги, сказанные вслух пожелания были от души.

Учащаяся Б в течение всего урока работала активно, взяв на себя роль лидера: выдвигала идеи, которые оказывались существенными, активно участвовала в обсуждении, защищала работу группы у доски. Проведенное после урока анкетирование подтвердило правильность выбранной стратегии. В анкете ученица Б написала: «работая в группе, я изучаю много; самое лучшее - воспоминание об уроке; я довольна собой, когда получается активная работа; я чувствую, что целый класс справляется хорошо, когда мы работаем в группе». В журнале самооценки наивысший балл «4» получило мнение: «Я помогала другим в моей группе». Во время взаимооценивания группа, где работала учащаяся Б, получила наивысшую суммативную оценку, формирующем оценивание «молодцы, очень содержательное выступление», будет способствовать повышению диалогической активности, а главное –снимет социальный и психологический барьеры учащейся Б.

Учащийся А, выбрав группу с учетом интересов, активно работал над заданием: мальчики выполняли задания высокого порядка. Однако, выполнив задание, ребята начали отвлекаться. Возможно, по тому, что я не напомнила учащимся, что в ходе выступлений других групп, все должны вести тезисную запись, хотя в начале урока было оговорено, что все учащиеся выступают еще и в роли оценщиков. Выступление этой группы не получило наивысшей суммативной оценки из-за несогласованности.

П

Рисунок 16 Пример листа оценивания

ри формирующем оценивании эксперты отметили недостаточную вовлеченность в процесс защиты проекта всех участников группы, на что учащийся А резко отреагировал, пошел на конфликт с оценщиками, проявил агрессивность в поведении. Думаю, что этот отрицательный опыт поможет ему в дальнейшем более ответственно подходить к выбору членов группы.

Учащаяся В на данном уроке активизировалась во время кумулятивной беседы, тогда как решать вопросы высокого порядка ей было сложно. Она реально видит уровень своих интеллектуальных барьеров, поэтому во время самооценки отметила, что на уроке «не отвечала на идеи других людей, чаще слушала других». Но своему участию в группе поставила наивысшую оценку: «я помогала в организации, помогала другим, объясняла свои идеи», что свидетельствует о том, что работа в группе помогла ей активизировать диалогическую, а, следовательно, и мыслительную активность, то есть продвинуться в снятии социального барьера. Важность и значимость своего участия в работе группы ученица отметила и во время обратной связи, записав: «я говорила, иногда отвечала, было хорошо работать, я не боялась отвечать».

При планировании третьего урока я решила понаблюдать, как апробирование приема «Визуальные свидетельства» при общении поможет ученице Б преодолеть психологический барьер. Для преодоления социального барьера сформировала группу из неконфликтных, но с высоким уровнем успешности мальчиков. Мне было важно пронаблюдать, как ученица Б включится в работу, будет ли ее голос услышан, сможет ли она в новом коллективе закрепиться в роли лидера.

Чтобы повысить самооценку учащегося А, после возникшего на предыдущем уроке конфликта, решила предложить мальчику в составе группы составить модель сказки уже не на флипчарте, а на компьютере.

Для учащейся В подготовила задание: в составе группы поработать над исследованием текста - найти в сказке символы, сказочные, мифологические элементы. Данная кропотливая работа предполагает знание теории литературы и текста произведения, а так как учащаяся В хорошо знает текст, а знания по теории литературы – это, по словам Л. Выготского, «диапазон заданий, которые он (ученик) пока не может выполнить самостоятельно. Для выполнения таких заданий ученикам нужна помощь взрослых или более компетентных лиц, которые могли бы поддержать их в обучении новому», то ученица В будет находиться в зоне ближайшего развития. Для нее это задание будет подобно «Восхождению на скалу», когда более успешные учащиеся в ходе общения помогут преодолеть когнитивный (интеллектуальный) барьер, вследствие чего активизируется деятельность, речь, которая, по словам Л.Выготского, является «главным инструментом обучения».

На третьем уроке я организовала разноуровневые группы: предложила учащимся разноцветные стикеры, заранее определив состав группы, таким образом, учащиеся выполняли запланированные мною ранее задания.

Работа по составлению модели сказки на компьютере очень увлекла учащихся, в том числе и учащегося А. Несмотря на техническую помощь со стороны учителя при оформлении работы, диалогическая активность учащихся была очевидна: они обсуждали, спорили. Ученик А, старясь сдерживать себя, обосновывал, почему деда Михея в модели нужно поместить ниже остальных: «Он погиб на войне». В целом материал ученики систематизировали, выполнили задание высокого порядка - на синтез. Во время защиты работы учащийся А не выступал у доски, возможно, что у него осталась обида после невысокой оценки экспертов, но, сидя за компьютером, дополнял и комментировал выступление коллеги. Было очевидно, что ученик А удовлетворен результатами совместно работы, поэтому можно заключить, что диалог в группе и информационные технологии способствовали снятию психологического барьера. Похвала учителя, высокая суммативная и формирующая оценка одноклассников, удовлетворение результатами совместной работы в группе повысили самооценку учащегося А.

У чащейся Б в составе группы было предложено не просто рассмотреть образ главного героя, но и провести визуальные свидетельства. Если при рассмотрении образа-персонажа девочка включилась в диалог не сразу – чувствовалась не комфортность, то работа с визуальными свидетельствами наглядно

продемонстрировала индивидуальное видение вопроса, позволила ей активизироваться. Ученица Б смогла высказать и обосновать собственное мнение: «Я считаю, что Фильке соответствует портрет мальчика, одетого в зимнюю одежду, потому что события происходят зимой. Мальчик неопрятен, глаза не добрые, с ненавистью глядят на мир, подтверждая повторяемую им фразу: Да ну тебя». Выступая, девочка несколько смущалась, но когда услышала реплики одобрения одноклассников, спокойно закончила свое выступление.

Существенной помощью в решении вопроса о преодолении барьеров учащихся А, Б через диалог стало использование ИКТ и апробированный прием, способствующий развитию критического мышления, Визуальные свидетельства.

Учащаяся В работала в зоне ближайшего развития: знание текста позволило ей принять участие в ходе обсуждения, а помощь учащихся по теории литературы не только поддержала интерес. В интервью после урока девочка отметила: «Я поняла тему.. мне было интересно.. меня никто не обижал». Ученица вышла к доске, однако в середине выступления группы скрестила руки на груди, закрылась: когнитивный барьер сложно снять, несмотря на успешность преодоления социального во время взаимодействия в группе.

Четвертый, заключительный урок я организовала в группах, предложив учащимся самостоятельно распределить роли.

У каждой группы было индивидуальное задание, после выполнения которого, спикер, переходя из группы в группу, должен был не просто донести суть выполненного задания членам другой группы, но и взять на себя ответственность в решении вопроса о внесении или отклонении предложенных дополнений. Роль спикера, как и предполагалось, взял на себя учащийся А и, как показывают результаты, справился с нею отлично. В спокойной доверительной обстановке прошла работа в группе

Так как в группе был явный лидер, учащаяся Б не была выбрана спикером. Однако, несмотря на несколько выраженные социально-психологические барьеры в начале обсуждения, даже возникший конфликт, учащаяся Б справилась в ними: к ее мнению стали прислушиваться. И если в начале урока ей отвели роль наблюдателя, то к концу обсуждения она выступала в роли одного из лидеров и защищала проект. Задание, которое выполняла учащаяся В, было высокого порядка, на анализ и оценку: нужно было из большого числа высказываний известных людей, пословиц выбрать те, которые раскрывали бы тему и идею анализируемой сказки. В результате обсуждения все учащиеся вышли на защиту выбранных ими высказываний. Учащаяся В зачитала и обосновала выбранные ею фразы – это было самостоятельное выступление закомплексованного ребенка, сумевшего преодолеть, путь не в полной мере, свои барьеры в обучении и общении.

Исследование доказало: у учащихся с высоким уровнем успешности чаще возникают психологические барьеры. Если одни молчаливо принимают замечания на свой счет и замыкаются в себе (ученица Б), то другие агрессивно защищаются (ученик А).

В преодолении психологического барьера один вход – дети должны обучаться при взаимодействии с другими, в диалоге. Это позволит одним, как ученице Б, повысить свою самооценку, не замкнуться и в одиночестве решать свои проблемы, а находить собеседника, делиться своими проблемами. Другим, как ученику А, учиться управлять своими эмоциями, понимать, что его агрессия может обидеть, ранить другого. Только в результате диалога может быть снижена агрессивно-защитная реакция, когда при общении в группе ребенок поймет, что его поведение характеризует его с плохой стороны. Важно научить ребенка в ходе взаимодействия в группе осознавать и контролировать свое эмоциональное состояние, стремиться направлять свои действия во благо других.

Снятию социального барьера ученицы Б будет способствовать введение в состав группы с более успешными учащимися, так как совместный с ними диалог продемонстрирует ее аналитические способности.

Снять интеллектуальный барьер ученицы В поможет совместный выбор средств по достижению цели; задания, соответствующие возможностям, групповая форма работы, кумулятивная беседа, где скромная, тихая, но старательная девочка, обладающая хорошей памятью, сможет реализовать себя, возвыситься в глазах коллектива.

Работа в ЗБР (зоне ближайшего развития), взаимодействуя с более успешными учащимися, поможет не только повысить уровень образования ученицы В, но и выполнить задание самостоятельно, то есть снять когнитивный барьер.

Выбор группы для совместной работы будет способствовать созданию атмосферы взаимопонимания и благоприятного сотрудничества.

Во взаимоотношениях с ученицей В важно, чтобы она чувствовала веру учителя в её возможности. Так как ребенок работает над собой, учитель не должен оставаться посторонним наблюдателем.

Работа по выявлению имеющихся барьеров была проведена с помощью диагностирования и анкетирования. Реализация плана по преодолению барьеров осуществлялась через организацию групп с учетом социального взаимодействия, сменного состава, разных видов бесед, чаще исследовательской, вопросов и задания высокого и низкого порядка, с учетом индивидуальных особенностей и интересов, применяемые ранее и апробированные приемы, способствующие развитию критического мышления, использование ИКТ.

Создание коллаборативной среды в классе – это фундамент в преодолении разного рода барьеров: психотренинги, позитивные пожелания настраивают детей не только на успешную работу, но и оздоравливают организм, заряжаясь энергией добра, счастья.

Э моциональное состояние детей можно отслеживать на примере смайликов: настроение в начале, средине, конце урока (Приложение 4).

Результаты анкетирования показали, что в результате проведенного исследования в действии повысилась диалогическая активность учащихся А, Б, В и наметились тенденции к снятию барьеров, так как это очень длительный и трудоемкий процесс.







Рисунок 35 Наличие барьеров у учащихся Рисунок 36 Наличие барьеров после

на начало исследования исследования



Одним из инструментов для преодоления когнитивных и социальных барьеров, повышения диалогической активности учащихся на уроке явились вопросы и задания высокого и низкого порядка. Именно во время говорения, при ответах на вопросы внутренняя речь школьника переходит во внешнюю, и тем самым активизируется умственная деятельность ребенка, повышается диалогическая активность. В связи с этим при подготовке к уроку важно не только продумывать задания разных уровней, но предлагаемые учащимся вопросы.

Эффективность исследовательской беседы в преодолении всех трех барьеров имела подтверждение на каждом из последовательно проведенных уроков: продуктивности обсуждаемого вопроса способствовала коллективная работа, решение проблемного вопроса.

Само - и взаимооценивание, организованное в группе, позволило сохранить и повысить интерес к предмету, не только снятьпсихологический и когнитивный барьеры, но и реализовать собственные амбиции, запросы. (Приложение 5)

Сложнее всего снять интеллектуальный барьер, но если начать с устранения социального и психологического, то ребенок выйдет на свой, пусть невысокий, уровень успешности.

Создание ситуации успеха, поощрение, эмоциональная поддержка учителя - все это будет способствовать снятию психологических барьеров, формированию адекватной самооценки у учащейся.

Для снятия аффективного барьера ребенку необходимо большее количество времени на подготовку, индивидуальные задания повышенной сложности, при реализации которых она будет удовлетворена результатом своей работы, а оценка выполненного задания, похвала учителя, признание ее роли учениками, будет повышать ее самооценку, а значит, повысится диалогическая активность.

Проведенное исследование способствовало классифицированию способов организации учебной деятельности, направленных на преодоление барьеров через диалогическую активность учащихся

Барьер Способ

Социальный

Аффективный

Когнитивный

КОЛЛАБОРАТИВНАЯ СРЕДА

Групповая работа (распределение ролей, группы сменного и постоянного состава)

+

+

+

Вопросы высокого и низкого порядка

+

+

+

Виды беседы

(исследовательская, кумулятивная, дебаты)

+

+

+

Приемы, способствующие развитиюКМ

+

+

+

Виды оценивания (формативное, суммативное)

+

+

+

Использование ИКТ

+

+

+


Для дальнейшей работы по преодолению барьеров необходимо стимулировать участие ребенка в диалоге, поддерживать в реализации его возможностей, тогда он будет занимать активную жизненную позицию, лидерские способности у творческого человека раскроются в полной мере, значит, человек будет удовлетворен своей жизнью, будет счастливым.

Проблема, выбранная мною для исследования, предполагает длительный процесс реализации, так как вопрос преодоления барьеров нельзя решить за короткое время, в течение трех недель, поэтому сложно показать кардинальную динамику.

Большая трудность заключалась в проведении и интерпретации диагностирования, но благодаря совместной работе с психологом школы диагностика учащихся класса была проведена профессионально.

Несмотря на сложность выбранной темы: у двух учащихся имеется по два барьера, я не жалею, что в качестве исследуемых выбрала не одного, а троих учеников.




Рисунок 37 Обратная связь






Рисунок 38 Рефлексия учащихся после серии проведенных уроков





В перспективе я планирую:

  1. Продолжить работу по теме с исследуемыми учениками:

  • А – предлагать озвучивать правила работы в группе, формировать группы с учетом уровней и симпатий, предлагать задания высокого порядка

  • Б – вводить в состав группы с успешными учащимися для самореализации

  • В –предлагать задания, предполагающие работу в ЗБР

  1. Выпустить статью своего исследования в действии

  2. Выступить перед коллективом школы по теме исследования с целью предложения путей решения по преодолению барьеров на других предметах

  3. Оказать помощь менти в написании работы по исследованию в действии

  4. Для продуктивного решения вопроса по преодолению барьеров стимулировать диалогическую активность учащихся не только на уроках литературы, но и русского языка.



Приложение 1

№1 Тест определения уровня интеллекта



Начало формы

Конец формы

Инструкция. Прежде чем приступить к выполнению интеллектуальных тестов, хотелось бы, чтобы вы познакомились с правилами самотестирования.
1. На следующих страницах содержится тест, который состоит из 50 заданий. Тест предназначен для определения ваших способностей к обучению и познавательной деятельности.
2. Для выполнения всех заданий теста вам отводится строго определенное время — 15 минут. Поэтому, начиная выполнять задания теста, включите секундомер или засеките время с точностью до секунды, а еще лучше — попросите кого-нибудь проследить за временем.
3. Тест для измерения интеллектуальных способностей можно использовать только один раз. Поэтому, если вы из любопытства познакомитесь с содержанием тестовых заданий или правильными ответами, то получить с их помощью точной оценки своих возможностей вы уже не сумеете. По этой же причине, когда вы начнете выполнять тестовые задания, не забегайте вперед к правильным ответам. Правильность своих ответов вы можете оценить только выполнив весь тест.
4. Приступайте к самотестированию только хорошо отдохнувшими и здоровыми. Перед началом работы с тестами выберите удобное место, где бы вас ничто не отвлекало в течение всего времени тестирования. Попросите близких не мешать вам, отключите телефон, выключите телевизор и радио. Не следует обсуждать с кем-нибудь задания в ходе работы и допускать, чтобы кто-то вам помогал.
5. Работайте как можно быстрее. Если какое-нибудь задание теста у вас не получается, не задерживайтесь на нем слишком долго, переходите к следующему. Помните, что в отведенное время ни один человек не сможет правильно решить все задания этого теста.
6. Ваш ответ в каждом случае будет состоять из единственного числа или пары чисел. Вы можете выбирать из нескольких предложенных вариантов или самому придумывать правильный ответ.
Все свои ответы заносите в бланк ответов к тесту оценки уровня интеллекта рядом с номером вопроса:

Тест оценки интеллекта и творческих способностей

1. Одиннадцатый месяц года — это:1) ОКТЯБРЬ;2) МАЙ;3) НОЯБРЬ;4) ФЕВРАЛЬ.
2. СУРОВЫЙ является противоположным по значению слову:

1) РЕЗКИЙ,2) СТРОГИЙ;3) МЯГКИЙ;4) ЖЕСТКИЙ;5) НЕПОДАТЛИВЫЙ.
3. Какое из приведенных ниже слов отлично от других?
1) ОПРЕДЕЛЕННЫЙ;2) СОМНИТЕЛЬНЫЙ;3) УВЕРЕННЫЙ;4) ДОВЕРИЕ;5) ВЕРНЫЙ.
4. Верно ли то, что сокращение «н. э.» означает «нашей эры» («новой эры»)?1) ДА;2) НЕТ.
5. Какое из следующих слов отлично от других?
1) ЗВОНИТЬ;2) БОЛТАТЬ;3) СЛУШАТЬ;4) ГОВОРИТЬ;5) НЕТ ОТЛИЧАЮЩИХСЯ СЛОВ.
6. Слово БЕЗУКОРИЗНЕННЫЙ является противоположным по своему значению слову:
1) НЕЗАПЯТНАННЫЙ;2) НЕПРИСТОЙНЫЙ;3) НЕПОДКУПНЫЙ;4) НЕВИННЫЙ;5) КЛАССИЧЕСКИЙ.
7. Какое из приведенных ниже слов относится к слову ЖЕВАТЬ, как ОБОНЯНИЕ к НОС?
1) СЛАДКИЙ;2) ЯЗЫК;3) ЗАПАХ;4) ЗУБЫ;5) ЧИСТЫЙ.
8. Сколько из приведенных ниже пар слов являются полностью идентичными?
Sharp, М.С.          Sharp, М.С.
Fielder, E.H.         Filder, E.N.
Connor, М.С.       Conner, M.G.
Woesner, O.W.    Woerner, O.W.
Soderquist, P.E.   Soderquist, B.E.
9. ЯСНЫЙ является противоположным по смыслу слову:
1) ОЧЕВИДНЫЙ;2) ЯВНЫЙ;3) НЕДВУСМЫСЛЕННЫЙ;4) ОТЧЕТЛИВЫЙ;5) ТУСКЛЫЙ.
10. Предприниматель купил несколько подержанных автомобилей за 3500 долларов, а продал их за 5500, заработав на этом 50 долларов за автомобиль. Сколько автомобилей он перепродал?
11. Слова СТУК и СТОК имеют:1) сходное значение;2) противоположное;3) ни сходное, ни противоположное.
12. Три лимона стоят 45 копеек. Сколько (в копейках) стоят 1,5 дюжины?
13. Сколько из этих 6 пар чисел являются полностью одинаковыми?

5296

5296

66986

69686

834426

834426

7354256

7354256

61197172

61197172

83238324

83238234

14. БЛИЗКИЙ является противоположным по значению слову:
1) ДРУЖЕСКИЙ;2) ПРИЯТЕЛЬСКИЙ;3) ЧУЖОЙ;4) РОДНОЙ;5) ИНОЙ.
15. Какое число является наименьшим?
1) 6;2) 0,7;3) 9;4) 36;5) 0,31;6) 5.
16. Расставьте предлагаемые ниже слова в таком порядке, чтобы получилось правильное предложение. В качестве ответа впишите номер последнего слова.

ЕСТЬ

СОЛЬ

ЛЮБОВЬ

ЖИЗНИ

1

2

3

4

17. Какой из приведенных ниже рисунков наиболее отличен от других?
18. Два рыбака поймали 36 рыб. Первый поймал в 8 раз больше, чем второй. Сколько поймал второй?
19. Слова ВОСХОДИТЬ и ВОЗРОДИТЬ имеют:

1) сходное значение;2) противоположное;3) ни сходное, ни противоположное.
20. Расставьте предлагаемые ниже слова в таком порядке, чтобы получилось утверждение. Если оно правильно, то ответом будет 1, если неправильно — 2.МХОМ ОБОРОТЫ КАМЕНЬ НАБИРАЕТ ЗАРОСШИЙ
21. Какие две из приведенных ниже фраз имеют одинаковый смысл:
1) Держать нос по ветру.2) Пустой мешок не стоит.3) Трое докторов не лучше одного.
4) Не все то золото, что блестит.5) У семи нянек дитя без глаза.
22.Какое число должно стоять вместо знака «?»:73     66     59     52     45     38     ?
23. Длительность дня и ночи в сентябре почти такая же, как и в:
1) ИЮНЕ;2) МАРТЕ;3) МАЕ;4) НОЯБРЕ.
24. Предположим, что первые два утверждения верны. Тогда заключительное будет: 1 — верно; 2 — неверно; 3 — неопределенно.
Все передовые люди — члены партии.
Все передовые люди занимают крупные посты.
Некоторые члены партии занимают крупные посты.
25. Поезд проходит 75 см за 1/4 сек. Если он будет ехать с той же скоростью, то, какое расстояние (в сантиметрах) он пройдет за 5 сек.?
26. Если предположить, что два первых утверждения верны, то последнее:

1 — верно; 2 — неверно; 3 — неопределенно.
Боре столько же лет, сколько Маше.
Маша моложе Жени.
Боря моложе Жени.
27. Пять полукилограммовых пачек мясного фарша стоят 2 рубля. Сколько килограммов фарша можно купить за 80 копеек?
28. Слова РАССТИЛАТЬ и РАСТЯНУТЬ имеют:
1) сходное значение;2) противоположное;3) ни сходное, ни противоположное.
29. Разделите эту геометрическую фигуру прямой линией на две части так, чтобы, сложив их вместе, можно было бы получить квадрат. Запишите номер линии, соответствующей правильному ответу.
30. Предположим, что первые два утверждения верны. Тогда последнее:
1 — верно; 2 — неверно; 3 — неопределенно.
Саша поздоровался с Машей. Маша поздоровалась с Дашей. Саша не поздоровался с Дашей.
31. Автомобиль «Жигули»? стоимостью 2400 рублей, был уценен во время сезонной распродажи на 33 1/3 % Сколько стоил автомобиль во время распродажи?
32. Какая из этих фигур наиболее отлична от других?
33. На платье требуется 2 1/3 м ткани. Сколько платьев можно сшить из 42 м?
34. Значения следующих двух предложений:1 — сходны, 2 — противоположны; 3 — ни сходны, ни противоположны.
Трое докторов не лучше одного.
Чем больше докторов, тем больше болезней.
35. Слова УВЕЛИЧИВАТЬ и РАСШИРЯТЬ имеют:
1) сходное значение;2) противоположное;3) ни сходное, ни противоположное.
36. Смысл двух английских пословиц: 1 — схож; 2 — противоположен; 3 — ни схож, ни противоположен.
Швартоваться лучше двумя якорями.
Не клади все яйца в одну корзину.
37. Бакалейщик купил ящик с апельсинами за 36 рублей. В ящике их было 12 дюжин. Он знает, что 2 дюжины испортятся еще до того, как он продаст все апельсины. По какой цене за дюжину (в копейках) ему нужно продавать апельсины, чтобы получить прибыль в 1/3 закупочной цены?
38. Слова ПРЕТЕНЗИЯ и ПРЕТЕНЦИОЗНЫЙ имеют:
1) сходное значение;2) противоположное;3) ни сходное, ни противоположное.
39. Если бы полкило картошки стоило 0,0125 рублей, то сколько килограммов можно было бы купить за 50 копеек?
40. Один из членов ряда не подходит к другим. Каким числом вы бы его заменили?
1/4     1/8     1/8     1/4     1/8     1/8     1/4     1/8     1/6
41. Слова ОТРАЖАЕМЫЙ и ВООБРАЖАЕМЫЙ имеют:
1) сходное значение;2) противоположное;3) ни сходное, ни противоположное.
42. Сколько соток составляет участок 70 м на 20 м?
43. Следующие две фразы по значению: 1 — сходны; 2 — противоположны; 3 — ни сходны, ни противоположны.
Хорошие вещи дешевы, плохие дороги.
Хорошее качество обеспечивается простотой, плохое — сложностью.
44. Солдат, стреляя в цель, поразил ее в 12,5% случаев. Сколько раз солдат должен выстрелить, чтобы поразить ее сто раз?
45. Один из членов ряда не подходит к другим. Какое число вы поставили бы на его место?
1/4     1/6     1/8     1/9     1/12     1/14
46. Три партнера по акционерному обществу «Интенсивник» решили поделить прибыль поровну. Т. вложил в дело 4500 руб., К. — 3500 руб., П. — 2000 руб. Если прибыль составит 2400 руб., то на сколько меньше прибыли получит Т. по сравнению с тем, как если бы прибыль была разделена пропорционально вкладам?
47. Какие две из приведенных ниже пословиц имеют сходный смысл?
1) Куй железо, пока горячо.2) Один в поле не воин.3) Лес рубят — щепки летят.
4) Не все то золото, что блестит.5) Не по виду суди, а по делам гляди.
48. Значения следующих фраз: 1 — сходны; 2 — противоположны; 3 — ни сходны, ни противоположны.
Лес рубят — щепки летят.
Большое дело не бывает без потерь.
49. Даны развертки пяти геометрических фигур (кубов). Две из них принадлежат одинаковым кубам. Какие?
50. В печатающейся статье 24 000 слов. Редактор решил использовать шрифт двух размеров. При использовании шрифта большего размера на странице умещается 900 слов, меньшего — 1200. Статья должна занять 21 полную страницу в журнале. Сколько страниц должно быть напечатано мелким шрифтом?

Тест оценки интеллекта и творческих способностей

ответ

ответ

ответ

ответ

ответ












1


1


1


1


1


2


2


2


2


2


3


3


3


3


3


4


4


4


4


4


5


5


5


5


5


6


6


6


6


6


7


7


7


7


7


8


8


8


8


8


9


9


9


9


9


10


10


10


10


10


Общий балл




Обработка результатов.
После того, как вы выполнили этот тест, вы можете подсчитать свои результаты. В таблице № 1 даны правильные ответы на все задания. За каждое совпадение вашего ответа с правильным начисляйте себе один балл. А теперь подсчитайте сумму ваших правильных ответов. Чем выше оценку вы получили по этому тесту, тем выше на сегодняшний день уровень вашего интеллектуального развития, тем лучше ваши способности к дальнейшему обучению и познавательной деятельности.
Правильные ответы к тесту оценки уровня интеллекта

ответ

ответ

№ 

ответ

ответ

ответ

1

3

11

3

21

3,5

31

1600

41

3

2

3

12

270

22

31

32

3

42

14

3

2

13

4

23

2

33

18

43

1

4

1

14

3

24

1

34

3

44

800

5

3

15

5

25

1500

35

1

45

1/10

6

2

16

4

26

1

36

1

46

280

7

4

17

3

27

1

37

480

47

4,5

8

1

18

4

28

1

38

1

48

1

9

5

19

3

29

5

39

20

49

1,4

10

40

20

2

30

3

40

1/8

50

17

Интерпретация.
Оценка от 16 до 23 баллов соответствует среднему уровню интеллектуальных способностей.
Если полученная вами тестовая оценка составляет 24 балла и более, то уровень ваших интеллектуальных способностей позволяет вам хоть сейчас приступить к освоению широкого круга профессий. Кроме того, уровень вашего интеллектуального развития достаточен для того, чтобы вы могли рассчитывать на довольно высокую успешность выполнения деятельности в любой профессии творческого класса.
Если же ваша оценка превосходит 30 баллов, то вы можете гордиться своими результатами. Мало кто из людей достигает такого высокого уровня развития интеллектуальных способностей.
А о чем свидетельствует оценка по тесту менее 16 балов?
Во-первых, ваш результат может быть недостаточно надежным вследствие возможных ошибок в соблюдении условий тестирования и понимании инструкций. Поэтому невысокий результат тестирования по данному тесту ни в коей мере не может быть признаком психологической профессиональной непригодности к какой бы то ни было специальности. Только тестирование с помощью других методов, которые находятся в распоряжении психологов, может дать точную и достоверную информацию о психологических противопоказаниях к тем или иным профессиям.
Во-вторых, если вы получили недостаточно высокую оценку по данному тесту интеллекта, можно предположить, что вы будете испытывать определенные затруднения в процессе профессионального обучения и дальнейшей практической деятельности в сфере профессий творческого класса. Эти затруднения могут быть вызваны одной или несколькими причинами:
1. Недостаточно высоким уровнем развития способности к сосредоточению внимания на решаемых задачах.
2. Недостаточными навыками анализа материала, абстрактного мышления, логических рассуждений, количественных вычислений, пространственного воображения.
3. Недостаточным объемом имеющихся знаний, ограниченным словарным запасом, невысокой грамотностью.
4. Недостаточно высоким темпом мыслительной деятельности и выносливостью к длительным умственным нагрузка
Для успешного выполнения теста требуется определенный уровень развития словесных, логических, числовых и пространственных способностей. Словесные способности отвечают за усвоение смысла различных слов, понимание словесных аналогий, выполнение логических операций с отдельными словами. Это качество связано с пониманием текста, умением различать прямой и переносный смысл высказывания, правильно интерпретировать его, абстрагируясь от смысла конкретной фразы. Степень логического мышления свидетельствует о способности к пониманию причинно-следственных связей, поиску закономерностей, об умении делать правильные выводы. Числовые способности — это способности к быстрым и точным вычислениям, логическим рассуждениям, владение арифметическими навыками, понимание математических операций. Пространственные способности включают в себя пространственное воображение, владение геометрическими понятиями, умение мысленно оперировать с объектами на плоскости и в пространстве.
Эти качества важны для того, чтобы уметь учиться, усваивать новую информацию, анализировать сложные ситуации и принимать разумные решения. Если вы обладаете этими качествами не в должной мере, то вам, может быть, трудно заниматься сложными видами интеллектуальной деятельности, такими как учеба, решение проблем, принятие нестандартных и ответственных решений! организация работы других людей, управление, планирование.
Однако в ваших силах развивать эти качества. Ведь уровень развития интеллектуальных способностей — это не рост человека и не группа крови, которые заданы генетически и которые невозможно изменить. Интеллектуальные возможности — это не только условия обучения, но и результат предыдущего обучения. Тесты интеллекта измеряют не задатки и не потенциалы умственного развития, а только тот уровень развития умения и навыков познавательной деятельности, которые сформированы у вас на сегодняшний день.


2 Определение приоритетных групповых ролей

Инструкция. В каждом разделе распределите сумму в 10 баллов между утверждениями, которые, по вашему мнению, лучше всего характеризуют ваше поведение. Эти баллы можно либо распределить между несколькими утверждениями, либо в редких случаях все 10 баллов можно отдать какому-то одному утверждению. Занесите баллы в прилагаемую таблицу.

  1. Что, по моему мнению, я могу привнести в групповую работу: 
    А. Я быстро нахожу новые возможности. 
    Б. Я могу хорошо работать со множеством людей. 
    В. У меня много новых идей. 
    Г. Я помогаю другим людям выдвигать их идеи. 
    Д. Я способен очень эффективно работать и мне нравится интенсивная работа. 
    Е. Я согласен быть непопулярным, если в итоге это приведет к хорошим результатам. 
    Ж. В привычной обстановке я работаю быстро. 
    З. У меня нет предубеждений, поэтому я всегда даю возможность альтернативного действия.

  2. У меня есть недостатки в групповой работе, возможно, это потому, что: 
    А. Я очень напряжен, пока мероприятие не предусмотрено, но проконтролировано, не проведено. 
    Б. Я даю слишком большую свободу людям, чью точку зрения я считаю обоснованной. 
    В. У меня есть слабость много говорить самому. 
    Г. Мой собственный взгляд на вещи мешает мне немедленно разделять энтузиазм коллег. 
    Д. Если мне нужно чего-то достичь, я бываю авторитарен. 
    Е. Мне трудно поставить себя в позицию руководителя, так как я боюсь разрушить атмосферу сотрудничества в группе. 
    Ж. Я сильно увлекаюсь собственными идеями и теряю нить происходящего в группе. 
    З.Мои коллеги считают, что я слишком беспокоюсь о несущественных деталях и переживаю, что ничего не получится.

  3. Когда я включен в работу с другими: 
    А. Я влияю на людей, не подавляя их. 
    Б. Я очень внимателен, так что ошибок из-за небрежности быть не может. 
    В. Я готов настаивать на каких-то действиях, чтобы не потерять времени и не упустить из виду главную цель. 
    Г. У меня всегда есть оригинальные идеи. 
    Д. Я всегда готов поддержать хорошее предложение в общих интересах. 
    Е. Я очень внимательно отношусь к новым идеям и предложениям. 
    Ж. Окружающим нравится моя холодная рассудительность. 
    З. Мне можно доверить проследить, чтобы вся основная работа была выполнена.

  4. В групповой работе для меня характерно, что: 
    А. Я очень заинтересован хорошо знать своих коллег. 
    Б. Я спокойно разделяю взгляды окружающих или придерживаюсь взглядов меньшинства. 
    В. У меня всегда найдутся хорошие аргументы, чтобы опровергнуть ошибочные предложения. 
    Г. Я думаю, что у меня есть дар выполнить работу, как только ее план нужно приводить в действие. 
    Д. У меня есть склонность избегать очевидного, предполагая что-то неожиданное. 
    Е. Все, что я делаю, я стараюсь довести до совершенства. 
    Ж. Я готов устанавливать контакты и вне группы. 
    З. Хотя меня интересуют все точки зрения, я, не колеблясь, могу принять решение собственное, если это необходимо.

  5. Я получаю удовольствие от своей работы, потому что: 
    А. Мне нравится анализировать ситуации и искать правильный выбор. 
    Б. Мне нравится находить практические решения проблемы. 
    В. Мне нравится чувствовать, что я влияю на установление хороших взаимоотношений. 
    Г. Мне приятно оказывать сильное влияние при принятии решений. 
    Д. У меня есть возможность встречаться с людьми, которые могут предложить что-то новое. 
    Е. Я могу добиться согласия людей по поводу хода выполнения работы. 
    Ж. Мне нравится сосредотачивать собственное внимание на выполнении поставленных задач. 
    З. Мне нравится работать в области, где я могу применять свое воображение и творческие способности.

  6. Если я неожиданно получил трудное задание, которое надо выполнить в ограниченное время и с незнакомыми людьми: 
    А. Я буду чувствовать себя загнанным в угол, пока не найду выход из тупика и не выработаю свою линию поведения. 
    Б. Я буду работать с тем, у кого окажется наилучшее решение, даже если он мне не симпатичен. 
    В. Я пытаюсь найти людей, между которыми я смогу разделить на части это задание, таким образом уменьшив объем работы. 
    Г. Мое врожденное чувство времени не позволит мне отстать от графика. 
    Д. Я верю, что буду спокойно, на пределе своих возможностей идти прямо к цели. 
    Е. Я буду добиваться намеченной цели вопреки любым затруднительным ситуациям. 
    Ж. Я готов взять осуществление работы на себя, если увижу, что группа не справляется. 
    З. Я устрою обсуждение, чтобы стимулировать людей высказывать новые идеи и искать возможности продвижения к цели.

  7. Что касается проблем, которые у меня возникают, когда я работаю в группе: 
    А. Я всегда показываю нетерпение, если кто-то тормозит процесс. 
    Б. Некоторые люди критикуют меня за то, что я слишком аналитичен и мне не хватает интуиции. 
    В. Мое желание убедиться, что работа выполняется на самом высоком уровне, вызывает недовольство. 
    Г. Мне очень быстро все надоедает, и я надеюсь только на одного-двух человек, которые могут воодушевить меня. 
    Д. Мне трудно начать работу, если я четко не представляю своей цели. 
    Е. Иногда мне бывает трудно объяснить другим какие-либо сложные вещи, которые приходят мне на ум. 
    Ж. Я понимаю, что я требую от других сделать то, чего сам сделать не могу. 
    З. Если я наталкиваюсь на реальное сопротивление, то мне трудно четко изложить мою точку зрения.

вопросы

А

Б

В

Г

Д

Е

Ж

З

1
2
3
4
5
6
7

 

 

 

 

 

 

 

 

Обработка результатов и интерпретация

Постройте таблицу в соответствии с приведенным ниже «ключом», вписывая по каждому вопросу рядом с соответствующей буквой то количество баллов, которое вы дали этому варианту ответа в таблице ответов испытуемого.

Найдите сумму баллов по каждому из восьми столбцов.

Выделите те столбцы-роли, где набраны наибольшие суммы. Эти роли вы чаще исполняете в группе.

Прочтите и проанализируйте описания ролей в групповом взаимодействии: I роль - председатель; II роль - формирователь; III роль - генератор идей; IV роль - оценщик идей; V роль - организатор работы; VI роль - организатор группы; VII роль - исследователь ресурсов; VIII роль - завершитель.

Ключ

 

I

II

III

IV

V

VI

VII

VIII

1

Г

Е

В

З

Ж

Б

А

Д

2

Б

Д

Ж

Г

А

Е

В

З

3

А

В

Г

Ж

З

Д

Е

Б

4

З

Б

Д

В

Г

А

Ж

Е

5

Е

Г

З

А

Б

В

Д

Ж

6

В

Ж

А

Д

Е

Б

З

Г

7

Ж

А

Е

Б

Д

З

Г

В

сумма

 

 

 

 

 

 

 

 

Характеристика ролей в команде

I – председатель. Функции: впитывает все возможные мнения и принимает решения; свойства: умеет слушать, хорошо говорит, логичный, решительный; тип: спокойный, стабильный, нуждается в высокомотивированной группе.

II – формирователь. Функции: лидер, соединяет усилия членов группы в единое целое; свойства: динамичный, решительный, напористый; тип: доминируюший экстраверт, нуждается в компетентной умелой группе. I и II – два противоположных подхода к общему управлению группой.

III – генератор идей. Функции: источник идеи; свойства: умен, богатое воображение, креативность; тип: нестандартная личность, нуждается в мотивированном окружении, которое будет воспринимать его идеи.

IV – оценщик идей (критик). Функции: анализ и логические выводы, контроль; свойства: аналитичность, интеллектуальность, эрудированность, «якорь группы», возвращает к реальности; тип: рассудительный, волевой тип личности, нуждается в постоянном притоке информации и новых идей.

V – организатор работы. Функции: преобразование идей в конкретные задания и организация их выполнения; свойства: организатор, волевой, решительный; тип: волевой тип личности, нуждается в предложениях и идеях группы.

VI – организатор группы. Функции: способствует согласию группы, улаживает разногласия, знает потребности, проблемы членов группы; свойства: чувствительность, дипломатичность, доброта, коммуникативность; тип: эмпативный и коммуникативный тип личности, нуждается в постоянном контакте со всеми членами группы.

VII – исследователь ресурсов. Функции: связующее звено с внешней средой; свойства: общительный, увлекающийся, энергичный, привлекательный; тип: «напористый экстраверт», нуждается в свободе действий.

VIII – завершитель. Функции: побуждает группу все делать вовремя и до конца; свойства: профессиональная педантичность, обязательность, ответственность; тип: педантичный тип личности, нуждается в групповой ответственности, обязательности.

Чтобы управленческая команда была эффективна, нужно, чтобы все эти роли выполнялись членами группы, чтобы они взаимно дополняли друг друга (иногда один член группы может выполнять две и больше ролей).


Приложение 2. Психотренинг «Ладошки» (под музыку)

Возьмитесь за руки, потянитесь на носочках к солнышку. Возьмите энергию солнца. Скажите друг другу хорошие слова, улыбнитесь.


Приложение 3. Правила работы в группе

  1. Быть доброжелательным.

  2. Не критиковать.

  3. Соблюдать регламент высказывания идей.

  4. Принимать и записать все идеи.

  5. Высказать свое мнение должен каждый.

  6. Формировать собственное мнение

  7. Совершать обдуманный выбор между различными мнениями

  8. Решать проблемы бесконфликтно, уметь договариваться

  9. Аргументировано спорить

  10. Ценить совместную работу, в которой возникает общее решение

  11. Уметь оценить чужую точку зрения


Приложение 4. Обведите смайлики кружком или закрасьте

Настроение на начало урока   

Настроение во время урока   

Настроение в конце урока   


Приложение 5 . Оценивание работы в группе

Сегодня вы работали в группах, где я намеренно смешивал людей, т.е. в одной группе были ученики, которые работают быстрее, и ученики, которые работают медленнее; в другой группе были ученики, которые считают, что предмет легкий, и ученики, для которых он труден). Что вы думаете о группе, в которой вы работали сегодня?

  1. Что вам понравилось и что вам не понравилось в работе в группе, в которой вы были сегодня?


  2. Думаете ли вы, что различные ученики в вашей группе помогли вам в обучении?


  3. Был ли у вас в группе лидер или организатор? Если да, то что он делал?


  4. Если бы вы были учителем, как бы вы составили группы? Пожалуйста, поставьте галочку рядом с подходом, который вы выбираете - и затем объясните, почему вы выбрали его.

  • Я бы объединил друзей в одной группе □

  • Я бы объединил одинаковых учеников □

  • Я бы создал смешанные группы (как сегодня) □


Мы обсудим ваши точки зрения в начале следующего урока.

Форма самооценивания

Имя: ______________________________________ Дата: _____________

Класс _______ Вид деятельности: ________________________________

Как часто в группе ты делал следующее? Обведи слово, которое наиболее точно описываеттвой уровень участия и сотрудничества.

1. Я задавал вопросы для получения информации или уточнения.

ƒ. никогда

ƒ. иногда

ƒ. часто

2. Я высказывал свое мнение

ƒ. никогда

ƒ. иногда

ƒ. часто

3. Я выслушивал точку зрения других учеников моей группы.

ƒ. никогда

ƒ. иногда

ƒ. часто

4. Я комментировал высказывания других учеников моей группы.

ƒ. никогда

ƒ. иногда

ƒ. часто

5. Я привлекал других учеников моей группы к участию в обсуждении.

ƒ. никогда

ƒ. иногда

ƒ. часто

6. Я выполнял ту роль, которую мне поручил учитель или группа.

ƒ. никогда

ƒ. иногда

ƒ. часто

7. В работе группы мне больше всего понравилось:_______

8. Самым трудным в работе этой группы было:_______

9. Моя цель на следующую групповую работу.________________

Обведите цифру, которая в лучшей степени описывает ваши чувства в данный момент. Например, если вы концентрируетесь на вашей работе, обведите 3, но если вы думаете о других вещах, обведите 1; и если вы где-то посередине, обведите 2.

Сконцентрированный

3

2

1

Думающий о других вещах

Расслабленный

3

2

1

Обеспокоенный

Энергичный

3

2

1

Уставший

Рад быть здесь

3

2

1

Желаю быть где-либо еще

Взволнованный

3

2

1

Заскучавший

Довольный своей работой

3

2

1

Разочарованный своей работой

Активный

3

2

1

Пассивный

Радостный

3

2

1

Раздраженный

Время проходит быстро

3

2

1

Время проходит медленно






Приложение 5 Примеры оценочных листов

Оценочный лист группы №

ФИ ученика

Самооценка (активность во время индивидуальной, фронтальной работы)

Самооценка

(работа в группе)

Взаимооценка

(оценка участников групп)

Итог

оценка



«5»

Активный, ответы полные, доказательные

«4»

Активный, но ответы не полные, не доказательные

«3»

Слабая активность, ответы не полные

«2»

Не активен

«5»

Активный, ответы полные, доказательные

«4»

Активный, но ответы не полные, не доказательные

«3»

Слабая активность, ответы не полные

«2»

Не

активен

«5»

Активный, ответы полные, доказатель

«4»

Активный, но ответы не полные, не доказательные

«3»

Слабая активность, ответы не полные

«2»

Не активен


1















2
















6



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!