Просмотр содержимого документа
«Преемственность в работе детского сада и начальной школы»
Актуальность
Школа и детский сад – два смежных звена в системе образования. Успехи в школьном обучении во многом зависят от качества знаний и умений, сформированных в дошкольном детстве, от уровня развития познавательных интересов и познавательной активности ребенка. Но гораздо в большей степени успешная адаптация будущего первоклассника зависит от сформированных личностных качеств, навыков конструктивного общения. Иными словами, от развитых предпосылок социализации. Такие качества возможно сформировать только в условиях взаимодействия двух сред: детской школьной и детской дошкольной.
Обоснование выбора проекта
Переход ребенка из детского сада в школу, который является важным этапом жизни, связан не только с изменением среды его развития, но и с соответствующими процессами самосознания, со столкновением с новыми проблемами, открытием в себе новых возможностей. Для одних детей — это ощущения выхода на новую жизненную ступень, другим внушает ностальгию по привычной жизни в детском саду, часто порождает стрессовые состояния. Поэтому очень важно, чтобы в дошкольном учреждении, начальной школе, в семье помогли ребенку осознать, что детский сад и школа есть звенья единой системы образования и воспитания.
Цель проекта:
Обеспечение системы непрерывного образования с учетом возрастных особенностей дошкольников и первоклассников.
Задачи:
Согласовать цели и задачи дошкольного и школьного начального образования.
Создать психолого-педагогические условия, обеспечивающие сохранность и укрепление здоровья, непрерывность психофизического развития дошкольника и младшего школьника.
Обеспечить условия для реализации плавного перехода детей от игровой к учебной деятельности.
Обеспечить преемственность учебных планов и программ дошкольного и школьного начального образования.
Сроки реализации проекта
Проект краткосрочный, рассчитан на 1 учебный год, реализуется ежегодно.
- Сентябрь – октябрь – подготовительный этап
- Ноябрь – апрель – основной этап
- Апрель-май - обобщающее – аналитический
Этапы реализации проекта
I этап - Подготовительный :
- изучение контингента будущих первоклассников;
- проведение диагностических исследований для определения направлений работы с детьми;
- подборка методических рекомендаций для учителей, логопеда для определения направления работы с детьми в преодолении трудностей.
Этапы реализации проекта
II этап – Основной :
Включает весь перечень мероприятий с детьми школы и детского сада, их родителями и педагогами.
Этапы реализации проекта
III этап – Обобщающее – аналитический :
- мониторинг успешности реализации проекта;
- анализ имеющихся трудностей в работе воспитателей ДОУ и учителей начальных классов;
- создание системы коррекционных мероприятий.
Ожидаемые результаты
Реализация проекта «Преемственность в работе детского сада и начальной школы» позволит:
- улучшить подготовку детей к школе,
- успешно адаптировать первоклассников в школе,
- обеспечить сохранение здоровья, эмоционального благополучия ,
- способствовать развитию индивидуальности личности,
- создать равные стартовые возможности для всех детей 6-летнего возраста,
- решить проблемы преемственности и привлечь родителей к сотрудничеству с педагогами.
Деятельность по реализации проекта осуществляется в трех основных направлениях:
- Работа с детьми.
- Работа с родителями.
- Работа с педагогическим персоналом.
Работа с детьми включает:
- Диагностика речевой готовности к школьному обучению.
- «День открытых дверей» (Знакомство детей с будущими учителями и классами, где они будут учиться, экскурсия по школе).
- Коррекционно — развивающие занятия с детьми «Школьная пора».
- Совместное проведение спортивных праздников и развлечений.
Работа с родителями:
- Психолого — консультативная служба для родителей будущих первоклассников. Работа родительского всеобуча «Сегодня ребенок — завтра школьник».
- Лектории: «Готовность детей к обучению в школе», «Критерии подготовки ребенка к школе», «Речевая готовность детей к школе.
- Консультации для родителей детей будущих первоклассников.
Работа с педагогическим персоналом:
- Заседание «круглого стола» «Будущий первоклассник» (интеграция усилий воспитателей, педагогов, семьи по улучшению всестороннего воспитания и обучения).
- Семинар — практикум «Речевая готовность ребенка к школе». Обмен мнениями. Анализ и обсуждение уроков в школе и занятий в детском саду.
Речевая готовность будущих первоклассников
Результаты
- улучшилась подготовка детей к школе,
- первоклассники успешно адаптируются в школе,
- созданы равные стартовые возможности для всех детей 6-летнего возраста,
- обеспечено сохранение здоровья, эмоционального благополучия ,
- развиты индивидуальные особенности личности,
- решены проблемы преемственности, родители привлечены к сотрудничеству с педагогами.