СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Преемственность в 4-5 классах как условие развивающего обучения русскому языку и литературе в период реализации ФГОС»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Изучение русского языка и владение русским языком - один из наиболее эффективных путей культурного воспитания человека. Нет никакого сомнения в том, что русский язык и литература - предметы, познавательная ценность которых велика. На этих уроках прививается чувство любви к Родине, национальной культуре. Ребенок начинает понимать, что язык народа - «цвет его духовной жизни», величайшая сокровищница нации.

Задача учителя – филолога - воспитать духовно богатую и высоконравственную личность, развивать речевые, интеллектуальные, творческие способности учащихся, развивать связную устную и письменную речь. Но всегда ли это удается учителю? Какие проблемы возникают в преподавании русского языка и литературы уже в начальной школе? И почему уже в младшем школьном возрасте появляются неуспевающие дети?

Просмотр содержимого документа
««Преемственность в 4-5 классах как условие развивающего обучения русскому языку и литературе в период реализации ФГОС»»

смоленское областное государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Шумячская санаторная школа-интернат» для детей, нуждающихся в длительном лечении







Доклад на тему:

«Преемственность в 4-5 классах как условие развивающего обучения русскому языку и литературе в период реализации ФГОС»





Подготовила Парфенова Н.П.

Учитель русского языка и литературы





2021г

Преемственность в 4-5 классах как условие развивающего обучения русскому языку и литературе в период реализации ФГОС

Изучение русского языка и владение русским языком - один из наиболее эффективных путей культурного воспитания человека. Нет никакого сомнения в том, что русский язык и литература - предметы, познавательная ценность которых велика. На этих уроках прививается чувство любви к Родине, национальной культуре. Ребенок начинает понимать, что язык народа - «цвет его духовной жизни», величайшая сокровищница нации.

Задача учителя – филолога - воспитать духовно богатую и высоконравственную личность, развивать речевые, интеллектуальные, творческие способности учащихся, развивать связную устную и письменную речь. Но всегда ли это удается учителю? Какие проблемы возникают в преподавании русского языка и литературы уже в начальной школе? И почему уже в младшем школьном возрасте появляются неуспевающие дети?

Преемственность образования предполагает, что между ступенями школы должны быть установлены закономерные, устойчивые связи с учётом того, что предшествующая ступень образования является естественной базой для последующей ступени. Решение проблемы преемственности позволит создать целостную систему непрерывного образования, адекватно удовлетворяющую образовательные запросы каждой личности в соответствии с её способностями.

Русский язык и литература – одни из наиболее сложных и трудоёмких предметов в курсе средней школы, а потому соблюдение одного из основных принципов дидактики – принципа преемственности необходимо. К условиям соблюдения принципа преемственности в обучении русскому языку относят

- изучение, знание «сквозных» тенденций языкового развития от дошкольного возраста до старшего школьного возраста в обогащении словаря, в синтаксисе речи и пр.;

- понимание того, что появляется впервые в речевом развитии учащихся на каждом новом (последующем) этапе обучения;

- согласование программ и учебников смежных классов;

- разработка единого курса русского языка между начальной и средней школой;

- пропедевтика в начальных классах тех тем, которые будут изучаться в последующих классах;

- согласование норм и критериев оценки знаний, умений и навыков учащихся в области языка на разных этапах обучения.

Однако некоторые из названных условий в настоящее время не соблюдаются в полной мере. Всё это ещё раз говорит об актуальности выбранной темы.

Практика современной школы решает проблему преемственности путём создания непрерывного курса русского языка, способного обеспечить органическую связь всех звеньев от начала до конца изучения предмета. В школьных программах по русскому языку, как в начальных, так и в средних классах уделяется особое внимание систематической работе над формированием орфографической грамотности учащихся. Необходимость поиска путей и условий повышения качества обучения русскому языку в целом, и особенно орфографии как наиболее сложного его раздела, возникает у каждого учителя. Успешная адаптация пятиклассников во многом зависит от реализации преемственности между начальным и средним образованием. В четвёртом классе заканчивается начальный этап освоения языка и речи. Его главная задача – обобщить, систематизировать и дополнить представления младших школьников об устройстве русского языка, о его использовании в процессе общения, о требованиях к речевому поведению, об основных проблемах письменной речи и правилах регулирующих грамотное письмо. Изучаемый материал группируется вокруг понятий: текст, предложение, словосочетание, слово.

Знакомство с частями речи завершается изучением склонения имён существительных и прилагательных, спряжением глаголов, что сочетается с ознакомлением (на практическом уровне) со способами проверки правописания безударных падежных окончаний всех частей речи (кроме существительных на –мя, -ий, -ие, -ия и прилагательных с основой на шипящие и ц). В центре внимания находится формирование общего способа действия, который должен обеспечить правильное письмо.

Для общего знакомства учащимся представляется наречие, что вызвано частотностью данной части речи, её практической необходимостью учащимся. Правописание наречий специально не изучается - запоминание наиболее употребляемых наречий обеспечивается в словарном порядке.

Особенностью рассмотрения частей речи на данном этапе является пристальное внимание к синтаксическим связям, к построению словосочетаний и специфике «поведения» в них слов, относящихся к разным частям речи. Учащиеся осваивают постановку двух типов вопросов, задаваемых к имени существительному («по форме», «по смыслу»), уточняют назначение каждого из них (узнать падеж зависимого слова или понять значение). Данной работе придаётся большое значение с точки зрения развития речи детей – повышения её правильности, точности, богатства и выразительности.

Знания учащихся о предложении расширяются за счёт знакомства с однородными членами.

На этапе работы над текстом учащиеся знакомятся (на практическом уровне) с типами текстов, с построением несложного текста – описания, текста – рассуждения.

В целом программа четвёртого класса ориентирована на то, чтобы обеспечить готовность учащихся к успешному продолжению занятий языком и речью в средней школе.

Содержание и структура курса русского языка реализуется также в учебнике, который является основным пособием, определяющим всю совместную работу учителя и учащихся.

Учебник русского языка под редакцией Т.А. Ладыженской для 5 класса построен на основе системы научных понятий, осознанных учениками в начальной школе. Система упражнений, заданий в этих учебниках разработана таким образом, чтобы организовать самостоятельный поиск способов решения. Поэтому материал представлен не только в виде готового информационного изложения, но и в таких формах, которые предполагают самостоятельную деятельность учащихся по усвоению этой информации или добыванию новых знаний.

В учебниках В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого и Т.А. Ладыженской много общего, что, несомненно, поможет учащимся, перешедшим в 5 класс, лучше ориентироваться в учебнике и осваивать нужный материал.

Так, например, оба учебника оснащены списком средств обучения русскому языку (памятками) и списком справочной литературы по русскому языку для учащихся, достаточно внимания уделяется повторению в начале и в конце учебного года, выделены часы для развития связной речи.

Многие разделы (например, «Предложение», «Текст», «Словосочетание») знакомы учащимся по начальной школе, в них уточняются и систематизируются сведения, полученные в начальной школе. Дети знакомы со многими видами разборов. Вместе с этим, объём материала расширяется, добавляются новые темы (например, «Культура речи», «Жанры речи»).

Однако, можно наблюдать некоторую «несогласованность» в учебнике для средней школы. Так, авторы учебника в разделе «Повторение изученного в начальной школе. Текст. Предложение» предлагают учащимся назвать сложное предложение, предполагая, что эти сведения уже известны учащимся (упр. 2). Качество подготовки в начальной школе не соответствует требованиям средней школы (дети плохо читают, не умеют работать с литературой, недостаточно развита устная монологическая речь).

Следует отметить, что учащиеся 5 класса обладают слабой нетренированной памятью, не могут запомнить определение, правило, не говоря уже об изложении, близком к тексту. Этот вид работы на сегодняшний день является самым сложным в данном классе. Можно отметить пассивное восприятие текста, неумение строить высказывание, нежелание работать, вникать, применить усилие.

Изучение русского языка в 5 классе также предполагает овладение различными видами разборов слова, что вызывает большие затруднения. Знания учащихся о разборе хаотичны либо отсутствуют, что говорит о недостаточном внимании к такому виду работы в начальной школе.

Также трудности в 5 классе вызывает необходимость учить правила и термины. Вообще «необходимость учить», а не читать, вызывает сложности не только на уроках русского языка и литературы, но и по другим предметам, где помимо устного задания есть и письменное задание в тетради.

Но есть и различия. При переходе в среднее звено на уроках русского языка происходит смена терминологии. Например,

Начальная школа

Среднее звено (5 класс)

Разбор простого или сложного предложения.

Синтаксический разбор предложения.

Перечисление в предложении.

Однородные члены предложения.

Звуко-буквенный разбор слова.

Фонетический разбор.

Разбор слова по составу.

Морфемный разбор.

Разбор части речи

Морфологический разбор слова



Также можно наблюдать расхождения в следующих разделах языка:

В разделе «Фонетика» в 5 классе при характеристике согласных звуков понятие парные-непарные употребляется только при разграничении звонких и глухих и не используется применительно к твёрдым-мягким.

В разделе «Синтаксис» расстановка знаков при обращениях, между частями сложного предложения проводится в начальной школе на уровне ознакомления. Разбор простого предложения производится без названия второстепенных членов или вводится в ознакомительном порядке.

В учебнике русского языка В.П. Канакиной и В.Г. Горецкого для УМК «Школа России» о неопределенной форме глагола в определении нет сведений как о морфологических признаках неопределенной формы глагола, так и о том, чем являются -ть, -ти и -чь, хотя обойти этот вопрос впоследствии невозможно, так как он связан с вопросом образования временных форм от неопределенной формы глагола. Нет информации о том, что у глагола в неопределенной форме нельзя определить непостоянные признаки. Учебник не даёт четкого ответа на вопрос о морфемном составе глаголов в неопределенной форме.

Таким образом, выпускники начальной школы при переходе в основную школу обладают разными представлениями о неопределенной форме глагола. Их представления могут не совпадать с тем предметным содержанием, с которым им придется познакомиться в 5-м классе.

Учебник Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова и иных рассматривают -ть, -ти как окончание, а -чь – (беречь) как часть корня. Если сравнивать эту информацию со сведениями, данными в учебниках для начальной школы, то мы увидим, что частично информация прямо противоречит одна другой. Это не может не сказаться на процессе восприятия нового знания у школьников. Может получиться так, что все, что изучалось в начальной школе, будет рассматриваться как неправильное или не совсем правильное. Это будет порождать когнитивный диссонанс у пятиклассников.

К сожалению, мы видим, что преемственность предметного содержания обучения русскому языку между начальной и основной школой в полной мере не реализуется и задача учителей может заключаться только в минимизации расхождения в предметном содержании.

Сохранение преемственности в занятиях по русскому языку между IV и V классами должно выражаться:

а) в таком отборе материала для изучения, при котором бы учитывалось общее развитие учащихся, их подготовленность по предмету в целом и конкретные знания и навыки по отдельным частным вопросам программы, доступность этого материала для сознательного усвоения его учащимся;

б) в таком построении занятий по русскому языку (в методическом отношении), чтобы формы и методы работы, примеры и упражнения, язык учителя, способы объяснения нового не очень резко (особенно на первых порах) расходились бы с теми, к каким привыкли учащиеся в I- IV классах, и чтобы был обеспечен постепенный переход к новым, более сложным для учащихся формам работы.

Соблюдение преемственности и перспективности, то есть единства, систематичности в обучении школьным предметам - залог эффективного усвоения знаний, приобретения прочных умений и навыков. Недооценка, невнимание, пренебрежение со стороны учителя к вышеперечисленным требованиям, так и неумение обеспечить их выполнение, приводят к тяжелым последствиям, сказывающимся в дальнейшем в течение ряда лет, и часто почти непреодолимым затруднениям.

Большое значение для соблюдения приемов дидактики имеет и вторая сторона проблема преемственности - перспективность в обучении, предполагающая ориентацию на достижение определенного конечного результата обучения. Перспективность, как и преемственность, обеспечивает системность, научность, последовательность и прочность развития знаний, умений и навыков и определяет отбор содержание и методов обучения.

Очень важно, чтобы учителя 4-5 классов стояли на единых позициях в понимании этих исходных принципов, признавали их, придерживались их в своей работе. Без этого не может быть ни преемственности, ни перспективности. Учителя начальных классов должны отчетливо представлять, что ожидает их сегодняшних учеников через год или два, а учителя средней школы должны знать, какие важнейшие изменения происходили в языковом развития школьников за прошедшие годы и не выходить за рамки необходимого как в сторону уменьшения требований, так и в сторону их увеличения.

Требуется тщательная стыковка между начальными и средними классами как по отдельным грамматическим или орфографическим темам, так и при совершенствовании речевых умений и навыков учащихся.

Наличие комплекта учебников – важная составляющая преемственности, но не решающая. Любой учитель-профессионал может перестроить содержание в соответствии с подготовкой детей. Материал учебника 5 класса, как правило, обеспечивает взаимосвязь усвоенных и новых знаний в процессе изучения нового.

Уроки литературного чтения в начальной школе наряду с русским языком формируют функциональную грамотность, способствует общему развитию и воспитанию ребенка. Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность обучения другим предметам начальной школы, как и изучение литературы в среднем и старшем звене.

Специфика начального курса литературного чтения заключается в его тесной интеграции с русским языком. Эти два предмета представляют собой единый филологический курс, в котором обучение чтению сочетается с первоначальным литературным образованием и изучением родного языка. На уроках литературного чтения в начальной школе очень важно научить ребенка грамотно, выразительно и осознанно читать. Начиная же с 5-го класса, эти навыки не только закрепляются и совершенствуются, но пятиклассники должны научиться воспроизводить художественное произведение как сюжетно-композиционное единство в его причинно-следственных связях, уметь определять жанрово-родовую природу произведения, видеть эстетическую функцию языковых средств и художественных деталей произведения, уметь грамотно строить монологические высказывания, владеть культурой диалогической речи.

Литературное чтение в начальной школе – первое звено в системе единого непрерывного литературного образования и культурологической подготовки учащихся. В современных условиях обострению проблемы преемственности в содержании литературного образования между начальной и средней школой способствует переход начальной школы с предмета «Литературное чтение» на предмет «Литература», когда обучение чтению младших школьников дополняется приобщением их к литературе как к искусству слова. Программа и учебники по литературе привлекают для этой цели высокохудожественные произведения отечественной и зарубежной литературы, знакомят младших школьников с определённым кругом теоретико - литературных понятий. Это даёт позитивный эффект – позволяет уже в младшем школьном возрасте почувствовать разнообразие отечественной и мировой литературы.

Преемственность учебного материала по литературе для учащихся начального и среднего звена начинается с изучения произведений устного народного творчества. Отрадно отметить, что сохраняется принцип преемственности в изучении творчества таких традиционных для школьного курса писателей, как А.С.Пушкин, И.А. Крылов, К.Г. Паустовский, С.А.Есенин, Х.К.Андерсен.

Но и тут мы сталкиваемся с несоответствием программ начальной и средней школы. Некоторые произведения в начальной школе уже изучались («Зимний вечер», «Няне», «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкина) и поэтому дети не понимают, для чего эти произведения читать ещё раз. Сказки, рассказы, стихи в учебниках начальной школы содержат простую лексику. Едва ли не самыми сложными произведениями являются былины с их устаревшей лексикой. В учебнике для пятого класса большое разнообразие лексики, ребёнок порой не в силах понять прочитанное. Учитель тратит много времени на то, чтобы «перевести» произведение.

Хотя учащиеся к концу 4 класса уже должны уметь:

- воспринимать текст литературного произведения;

- выразительно читать наизусть отрывки из стихотворения;

- давать характеристику главному герою;

- сопоставлять сюжеты, персонажей литературного произведения;

- находить в тексте незнакомые слова и определять их значение;

- формулировать вопросы по тексту произведения;

- давать устный ответ на вопрос по тексту произведения, в том числе с использованием цитат;

- характеризовать сюжет произведения, его тематику, проблематику, идейно-эмоциональное содержание;

- составлять план, в том числе цитатный, литературного произведения.

- подбирать материал о биографии и творчестве писателей,

многим детям выполнять такие действия очень сложно, скучно и непонятно.

В анкетах почти все дети отметили, что любят читать на уроках литературы, особенно по ролям, им нравится инсценировки, многим импонирует чтение стихов, но вот работать в рабочих тетрадях, отвечать на вопросы к произведениям многим не нравится.

Сегодня задача приобщения ребенка к чтению неимоверно усложнилась: дети не хотят читать. Другие средства проведения досуга в виде ТВ и Интернета оказались более увлекательными и доступными, не требующими столь активной работы ума и души, как чтение. Мозг ребенка, привыкающий работать на минимуме усилий, становится неработоспособным для выполнения творчески емких заданий.

Проанализировав программы и учебники по русскому языку и литературному чтению (литературе) (4 – 5 классы) можно предложить учителям ряд методических рекомендаций по преемственности преподавания. Необходимо выделить и найти такие из них, которые позволят формировать универсальные учебные действия. Я думаю, что нет такого учителя, который бы не задумывался над вопросами: «Как сделать урок интересным? Как заинтересовать своим предметом? Как сделать так, чтобы ученик почувствовал на уроке себя успешным?». Каждый творческий учитель размышляет о том, чтобы на его уроке ребята работали с желанием, интересом, творчески.



Заключение

 Проанализировав программы и учебники по русскому языку и литературному чтению (литературе) (4 – 5 классы), можно предложить учителям ряд методических рекомендаций по преемственности преподавания.

Трудности учителей:

- переоценка детьми своих возможностей;

- организация и настроение учащихся;

- каждый ребенок хочет высказать свое мнение, а время ограничено;

- приходится много раз повторять;

- нехватка времени на индивидуальную работу;

- незнание материала учащимися;

- перестройка с работы со старших учащихся к младшим;

- не понимание и не видение возрастных особенностей;

- не сопоставление программ начальной и средней школы;

- трудно проявлять жесткие требования.

Общие рекомендации учителям начальных классов:

1. Приучать школьников начинать работать на уроке по звонку, быстро включаться в выполнение заданий, не давать отдельным ученикам дополнительного времени на выполнение контрольных и проверочных работ, заканчивать урок со звонком.

2. Использовать формы и методы организации занятий, требующие от каждого ученика активного и осознанного участия, в том числе парной и групповой работы.

3. Предлагать учащимся задания по работе со справочниками и словарями, приучать готовить сообщения, рассказы по дополнительным материалам.

4. Совершенствовать работу по формированию у учащихся навыков самооценки и взаимооценки, самоконтроля и взаимоконтроля.

5. Можно с уверенностью сказать, что проблема преемственности разрешима даже с теми объективными трудностями, которые испытывают учителя. Но разрешима лишь в том случае, если в работе над ней будут участвовать и начальная и средняя школа в самом тесном сотрудничестве.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!