Переход учащихся из начального в среднее звено школы – одна из педагогически наиболее сложных проблем, а период адаптации в 5-м классе – один из труднейших периодов школьного обучения. Это своеобразное испытание и не только для школьников, но и для педагогов. Классному руководителю необходимо за короткое время узнать детей и их семьи, научиться эффективно, управлять деятельностью учащихся, быть их проводником и наставником.
Просмотр содержимого документа
«"Преемственность при переходе из начальной школы в среднее звено"»
Преемственность при переходе
из начальной школы в среднее звено
Презентацию подготовил педагог-психолог: Школьникова А.В.
Основные проблемы, возникающие в период адаптации к условиям обучения в средней школе:
- Очень много разных учителей.
- Непривычное расписание (новый режим).
- Много новых кабинетов, которые неизвестно как расположены
- Новые дети в классе
- Новый классный руководитель.
- В средней школе они снова – самые маленькие, а в начальной школе были уже большими.
- Проблемы со старшеклассниками.
- Возросший темп работы
- Другие нормы оценок.
- Новые, непривычные требования к оформлению работ.
Выделяют такие виды школьной дезадаптации пятиклассников:
1. Интеллектуальная — низкий уровень развития мышления, несформированность познавательной мотивации, несформированность учебных умений и навыков.
2. Поведенческая — несоответствие поведения ребенка правовым, и моральным нормам (конфликтность, агрессивность, недисциплинированность).
3. Коммуникативная — затруднения в общении со сверстниками и взрослыми (тревожность замкнутость, чрезмерная зависимость).
4. Эмоциональная — тревога и переживание по поводу проблем в школе, страх перед учителем нежелание посещать школу.
Исходя из перечисленных особенностей адаптационного периода, мною было проведено ряд диагностических исследований в 5-ом классе для получения необходимой информации о социально-психологическом статусе школьников и для преодоления трудностей периода адаптации к средней школе .
График показателей уровня школьной тревожности в 5 классе
Графики усредненного показателя уровня учебной мотивации
Уровень сформированности мотивации учащихся 5 класса
Рекомендации:
- наблюдение за младшими школьниками, которое позволяет выделить основные сферы, где обнаруживаются трудности адаптации к школе
- ориентировка учителей прежде всего на преодоление причин, приводящих к неуспеваемости, а также создавать для учащихся педагогические условия для компенсации пониженной обучаемости за счет развития других - положительных сторон личности: старательности, высокой работоспособности. Эти меры могут способствовать частичному продвижению ребенка вперед, появлению у него веры в свои учебные возможности. Успех в учении приводит постепенно к изменению мотивов учения, стимулирующих учебную деятельность.
- индивидуальный подход к каждому ребенку, обеспечить большое количество наглядного материала, заучивание и повторение, варьирование способов подачи заданий, эмоциональную насыщенность занятий с использование элементов игры.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ