СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Преемники Ярослава Мудрого и борьба за Киевский престол»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
««Преемники Ярослава Мудрого и борьба за Киевский престол»»

Тема урока

«Преемники Ярослава Мудрого и борьба за Киевский престол»

Цель урока: познакомить учащихся с наследниками Ярослава Мудрого, новой системой княжеской власти (заложенной Любечским съездом), правлением Владимира Маномаха.

Задачи урока:

  • обучать учащихся работать с первоисточником, развивать умение анализировать художественный текст;

  • воспитывать у учащихся чувство патриотизма, национальной гордости и уважения к славным деяниям предков.

  • прививать навыки самостоятельной поисково-исследовательской работы;

  • развитие интереса и уважения к истории и культуре.

Важные даты:1097- съезд князей в Любече

1113-1125гг. –правления князя Владимира Мономаха в Киеве.

Оборудование: проектор, презентация, раздаточный материал.

Тип урока: «открытие» нового знания.

Формирование УУД

Личностные УУД: оценка личности Владимира Мономаха, аргументированное суждение о его правлении.

Регулятивные УУД: обучающиеся научатся самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе выделенных учителем ориентиров (сложности в управлении государством Киевская Русь после смерти Ярослава Мудрого).

Познавательные УУД: обучающиеся учатся составлять характеристику правления наследников Ярослава Мудрого, высказывать суждения о причинах распада единого государства на основе информации о Любеческом съезде.

Коммуникативные УУД: планирование работы в группах, взаимодействие для достижения результата – составление тезисов.

План урока:

Организационный момент.

  1. Постановка проблемы урока.

  2. Изучение нового материала:

  1. Наследники Ярослава Мудрого.

  2. Любечский съезд.

  3. Правление Владимира Мономаха.

  1. Рефлексия.

  2. Оценивание

  3. Домашнее задание.

Ход урока

Организационный момент

  1. Добрый день. Присаживаемся. Готовясь к сегодняшнему уроку, в городском архиве я обнаружила старинный свиток, который содержит в себе интересный материал. Прочитав данный первоисточник, я задалась вопросом, а связан ли этот исторический документ с темой сегодняшнего занятия? Ребята, давайте разберемся вместе и откроем новые страницы из истории Древнерусского государства.

Умирая, Ярослав Мудрый завещал своим сыновьям:

«Имейте любовь между собой, потому что все вы — братья. И если будете жить в любви между собой, Бог будет в вас и покорит вам врагов, и будете мирно жить. Если же будете в ненависти жить, в распрях и ссорах, то погибнете сами и погубите землю отцов своих и дедов своих, которые добыли её трудом своим великим». (1слайд)

Опираясь на первоисточник, давайте ответим на следующие вопросы:

1. Кто может являться автором данного документа? (Ярослав Мудрый)

2. С какой целью Ярослав Мудрый составляет это завещание?

(опасался борьбы за престол между братьями)

3. Какие задачи в управлении государством стояли перед наследниками?

(сохранить землю отцов своих, не допустить захват земель врагами)

Давайте сформируем тему сегодняшнего урока.

(Наследники Ярослава Мудрого и борьба за киевский престол) (2 слайд)

  1. Изучение нового материала.

В тетрадях записываем тему. Сегодня мы поговорим о наследниках Ярослава Мудрого, о борьбе за киевский престол, о правлении Владимира Мономаха.

1 . Наследники Ярослава Мудрого. ( 3 слайд)

Пятеро сыновей Ярослава Мудрого после его смерти получили уделы, то есть стали кня­жить в разных землях Древней Руси, которая счита­лась совместным владением княжеского рода.

Давайте вместе посмотрим, где княжили сыновья Ярослава Мудрого.

(Стар­ший сын, Изяслав, обрёл киевский престол, стал наследником отца. Святослав начал править в Чер­нигове, Всеволод — в Переяславле). (4 слайд)

После Изяслава киевский престол должен был получить следующий по старшинству брат — Свято­слав, потом — Всеволод и так до конца поколения, после чего князем будет старший сын Изяслава.

Какое название получает данная система престолонаследия, и в чем заключался ее принцип? Чтобы ответить на этот вопрос давайте с вами откроем учебник на стр. 66. (Наследование княжеств происхо­дило не от отца к сыну — по вертикальной линии, а от старшего брата — к младшему, и только потом — к племянникам — как бы по горизонтали. Такая система престолонаследия носит название лествица (лестница). Она установила порядок заме­щения княжеского стола и, казалось, предотвраща­ла недовольство младших членов рода, которым в свой черёд предстояло княжить в Киеве).

Ребята, давайте посмотрим смогли ли братья править землями киевской Руси по завещанию своего отца?

(Поначалу наследники действовали сообща, но когда на Русь обрушилось нашествие кочевников -половцев, Ярославичи не смогли организовать отпор врагам. Киевляне требовали от князя выдать им оружие, но Изяслав не решился это сделать. Тогда киевляне разорили двор Изяслава, а казну — раз­грабили. Князь бежал в Польшу, а на киевский стол горожане возвели правнука Владимира — Всеслава. Начался период новых кня­жеских усобиц.

На следующий год Изяслав вернулся на Русь с польским войском. В страхе Всеслав бежал из Кие­ва, и вновь разгорелась борьба.

В эти годы разрухи и разорения беды и несчастья обрушились на Русь. Половцы постоянно совершали стремительные набеги на русские земли).

Совершенно верно. Теперь уже сами Ярославичи начали враждовать друг с другом. Святослав и Всеволод изгнали Изяслава из Киева, и тому вновь пришлось искать счастья на чужбине.

Вернулся он только после смерти Святослава, не­сколько лет прокняжившего в Киеве, и позднее по­гиб, сражаясь с родными племянниками, оставши­мися без уделов.

Новым киевским князем стал последний к тому времени из Ярославичей — Всеволод. Заложенная Ярославом Мудрым система престо­лонаследия не избавила Русь от княжеских усобиц. Единство Русской земли было поколеблено.

Физминутка (с сопровождение воинственной музыкой)(Слайд 6)

  1. Ладья – руки в стороны;

  2. Кубок – руки вместе;

  3. Меч – руку левую вверх;

  4. Щит – руку правую к левому плечу;

  5. Серп – повороты (влево и вправо).

  6. Дружина – сделать 3 пары перекрестных движений, «маршируя на месте и касаясь левой рукой правого бедра и наоборот.

  7. Гусли – нужно поочередности, чтобы все пальчики коснулись большого пальца.

2. Любечский съезд. Задание по группам. (слайд 16)

После смерти Всеволода Ярославича киевский престол по праву занял его старший племянник — Святополк Изяславич. Он не блистал особыми талантами и не пользовался народной любовью. К тому времени династия Рюриковичей сильно разрослась. Она разделилась на несколько самостоятельных ветвей, и сохранять прежнюю систему власти сдела­лось невозможно. Одних князей оттесняли их более опытные и старшие сородичи, другие были недовольны своими уделами. Всё это создавало условия для новых усобиц и распрей.

Кончилось дело тем, что русские князья решили собраться все вместе, чтобы разрешить давние спо­ры. С тех пор такие княжеские съезды стали на Ру­си традицией. Первый из них имел особое значение.

В 1097 году в город Любеч съехались шесть князей во главе со Святополком Изяславичем.

«В лето 1097. Пришли Святополк, и Владимир, и Давид Игоревич, и Василько Ростиславич, и Давыд Святославич, и брат его Олег и собра­лись в Любече для устроения мира (между собой). И обращались к себе, говоря: «Зачем губим Русскую землю, сами на себя вражду воздвигая, а половцы землю нашу терзают на части и радуются, что между нами войны и доныне. С этого времени соединимся в одно сердце и будем охра­нять Русские земли. Пусть каждый держит отчину свою... и на том целовали крест: если кто пойдет на кого (войной), то на того будем все...», и, принеся клятву, разошлись восвояси...»

Вопросы:

1. С какой целью собрались князья в Любече? (Прекращение усобицы между князьями)

2. Какое они приняли решение? (Каждый стоит на защите только своих земель)

3. Главный итог съезда? (Каждый держит «отчину» свою. Начало феодальной раздробленности на Руси)

3.Владимир Мономах. (слайд 17 и 18)

Среди русских князей выделялся внук Ярослава Мудрого - Владимир Мономах. Владимир Всеволодович Мономах (1053-1125). Сын князя Всеволода Ярославича (прозван Мономахом по имени матери – дочери византийского императора Константина Мономаха).

Пока личность Мономаха для нас загадка. П опробуем себя в роли исследователей.

Сейчас вы получите текст для самостоятельного изучения. Ваша задача собрать как можно больше информации о Владимире Мономахе.

Сухарев Ю. Владимир Мономах // Энциклопедия для детей. Т. 5. Ч. 1.М., 1995

«...Став Великим князем в 60лет, Владимир Всеволодович показал себя мудрым государственным деятелем и законодателем... Используя накопленные для борьбы с кочевниками огромные военные ресурсы, Мономах контролировал всю Русскую землю и правил ею как строгий, но мудрый государь. Владимир был милостив к мятежникам, но за повторную усобицу карал беспощадно. Его сыновья успешно воевали с соседями. Полоцкая земля была полностью подчинена. С 1122 г. восстановились дружественные отношения с Византией...Умер Владимир Мономах в 1125г., в возрасте 72 лет.» 

Рыбаков Б.А. Киевская Русь и русские княжества XII—XIII вв. М., 1982

«Владимир предстает перед нами живым человеком. Мы знаем не только то, как проводил он свой день, как организовывал порядок во дворце, как проверял караулы, как охотился, как молился или гадал на псалтыри. Мы знаем, что он бывал иногда и жесток: однажды вместе с половецкой ордой Читевичей он взял Минск: «изьехахом город и не оставихом у него ни челядина, ни скотины». Он мог, как мы помним, конфисковать личное имущество побежденного соперника. Мономах был, несомненно, честолюбив и не гнушался никакими средствами для достижения высшей власти. Кроме того, как мы можем судить по его литературным произведениям, он был лицемерен и умел демагогически представить свои поступки в выгодном свете как современникам, так и потомкам.»

Татищев В. Н. История Российская. М., 1963. Т. 2.

«Лицом был красен, очи велики, власы рыжеваты и кудрявы, чело высоко, борода широкая, ростом не вельми велик, но крепкий телом и силён». Он (Мономах) был благоверным великим князем с добродетельным нравом. Он не был горд,… в правосудии законы хранил, и хотя виновных наказывал, но более с уменьшением и прощением».Владимир Мономах, прежде всего, князь-защитник, освободивший Русь от половцев: «Храбр на рати…, много враги победи»

Вопрос: Что вы узнали о Владимире Мономахе?

III. Рефлексия. (слайд 21-22)

Игра «Крестики-нолики»

1

2

3

4

5

6

7

8

9

  1. Старшим в княжеском роду после смерти Ярослава Мудрого был Изяслав х

  2. Лествиничный порядок предусматривал наследования престола от отца к сыну 0

  3. Любеческий съезд князей произошел в 1097 г.х

  4. Владимир Мономах получил киевский престол в 20 лет 0

  5. В качестве удела Святослав получил Чернигов х

  6. Владимир Мономах был внуком византийского императора Константина 0

  7. Главным княжеским уделом был Киев х

  8. В 1068 году на русские земли напали авары 0

  9. Крупный совместный поход против половцев состоялся в 1111 году х

IV. Оценивание.

V. Домашнее задание: (слайд 23).

§8 пересказ, выучить новые слова;

а) подготовить сообщение о внутренней и внешней политики Владимира Мономаха;

б) ознакомиться с «Поучением»

Владимира Мономаха

в) выписать литературные произведения, которые были созданы в годы правления Владимира Мономаха


7



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!