СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Представление изображение

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Представление изображение»

Поурочный план по информатике в 10 классе.

Дата______________

Тема: Практическая работа. Представление изображения и звука.

Тип урока: комбинированный урок.

Цель урока: сформировать у учащихся представление о том, как в компьютере кодируется звуковая, графическая информации.

Задачи:

Образовательные - помочь учащимся усвоить понятие информации и способы кодирования информации в компьютере, помочь учащимся усвоить понятие системы отсчета, познакомить с двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системами отсчета,

Воспитательные - воспитание информационной культуры учащихся, внимательности, аккуратности, дисциплинированности, усидчивости.

Развивающие - развитие мышления, познавательных интересов, навыков работы с мышью и клавиатурой, самоконтроля, умения конспектировать.

Необходимое техническое оборудование: компьютер, ноутбук, проектор, экран


Ход урока.


1.Организационный момент.

Приветствие, проверка присутствующих. Объяснение хода урока.


2.Актуализация знаний

Как кодируется числовая информация в памяти компьютера? (двоичный код числа записывается в ячейку памяти)

Как кодируется текстовая информация в компьютере? ( каждому символу ставится в соответствие свой двоичный код, который записывается в ячейку памяти)

Какие существуют кодировки символов? (8-ми и 16-ти битные)

Что используется для представления чисел?

Что используется для представления текста?

Какие ещё виды информации вы знаете?

Назовите особенности растрового и векторного изображения?


3. Изучение нового материала (в течение урока заполнить опорные конспекты)

С помощью двух цифр 0 и 1 можно закодировать любое сообщение. Это явилось причиной того, что в компьютере обязательно должно быть организованно два важных процесса:
Кодирование – преобразование входной информации в форму, воспринимаемую компьютером, т.е. двоичный код.
Декодирование – преобразование данных из двоичного кода в форму, понятную человеку.

Недостаток двоичного кодирования – длинные коды. Но в технике легче иметь дело с большим количеством простых элементов, чем с небольшим числом сложных.

Способы кодирования и декодирования информации в компьютере, в первую очередь, зависит от вида информации, а именно, что должно кодироваться: числа, текст, графические изображения или звук.

Кодирование графической информации

Создавать и хранить графические объекты в компьютере можно двумя способами – как растровое или как векторное изображение. Для каждого типа изображений используется свой способ кодирования.

Ко дирование растровых изображений

Растровое изображение представляет собой совокупность точек (пикселей) разных цветов.
Для черно-белого изображения информационный объем одной точки равен одному биту (либо черная, либо белая – либо 1, либо 0).
Для четырех цветного – 2 бита.
Для 8 цветов необходимо – 3 бита.
Цветное изображение на экране монитора формируется за счет смешивания трех базовых цветов: красного, зеленого, синего. Т.н. модель RGB.


Плюсы растрового изображения:

- высокая реалистичность изображения;

- на растровом изображении может быть изображено все, что угодно: как снимок с фотокамеры, так и нарисованное на компьютере изображение;

- к растровым изображениям можно применять самые разнообразные эффекты;

Недостатки растровых изображений:

- можно уменьшить изображение, однако увеличить его без потери качества невозможно;

- файл с растровым изображением имеет большой размер


Кодирование векторных изображений.

Ве кторное изображение представляет собой совокупность графических примитивов (точка, отрезок, эллипс…). Каждый примитив описывается математическими формулами.



Плюсы векторных изображений:

- можно изменять размеры изображений без потери его визуальных качеств;

- файл с векторным изображением имеет маленький размер

- рисунок имеет высокое качество при печати

- простой экспорт векторного рисунка в растровый.

Минусы векторных изображений:

- отсутствие реалистичности у векторных рисунков.

- невозможность использования эффектов, которые можно применять в растровой графике;

- практически полная невозможность экспорта растрового рисунка в векторный


Двоичное кодирование звука

Зв ук – волна с непрерывно изменяющейся амплитудой и частотой. Чем больше амплитуда, тем он громче для человека, чем больше частота, тем выше тон.

В процессе кодирования звукового сигнала производится его временная дискретизация – непрерывная волна разбивается на отдельные маленькие временные участки.

Качество двоичного кодирования звука определяется глубиной кодирования и частотой дискретизации.


Вопросы и задания для закрепления

Закодируйте с помощью ASCII-кода свою фамилию, имя, номер класса.

В чем достоинство и недостаток кодирования растровых и векторных изображений?

На листе в клеточку 7х7 нарисуйте рисунок. Закодируйте ваш рисунок двоичным кодом.

Запишите числа 2,8,10 в системах счисления (2,8,10,16) .


4. Закрепление нового материала.

Изображение.

R

R

G

G

G

B

B

B

2 бита - под красный цвет, 3 бита - под зеленый, 3 бита – под синий. От интенсивности каждого цвета, который задается двоичным кодом, будет зависеть цвет 1 пикселя (стр. 47 таблица).

Размер кода цвета пикселя называют битовой глубиной цвета и обозначается b. Тогда количество цветов в палитре находится по формуле K=2b.

Качество изображения на экране монитора будет зависеть от разрешения экрана  R.

Как найти количество информации, занимаемое изображением на экране монитора?

Задание № 10 стр. 213.

Дано: b=32 бита, R=800х600, n=2 . Найти V-?

Решение: V= b * R * n. V= 32*800х600*2=30 720 000 бит = 3 840 000 байт = 3750 Кбайт = 3,7 Мбайт.

Векторное изображение формируется из графических примитивов. В векторном графическом файле хранятся математические формулы (или команды), описывающие графические примитивы. Каждый раз при открытии векторного файла рисунок прорисовывается каждый раз.

Звук.

N=2i, где N – количество уровней громкости, i –разрядность звуковой карты.

V= i * τ * t, где τ – частота дискретизации, t – время звучания звукового файла.

Задание 18 стр.214

V= i * τ * t, τ= V/ (i * t), τ=1,3*1024*1024*8/(8*60)=22 719 Гц=22КГц

Звуковые редакторы – программы для обработки звука. Звуковые файлы можно сохранять в различных форматах:

Формат MIDI (Musical Instrument Digital Interface) изначально был предназначен для управления музыкальными инструментами. В настоящее время используется в области электронных музыкальных инструментов и компьютерных модулей синтеза.

Формат аудиофайла WAV (waveform) представляет произвольный звук в виде цифрового представления исходного звукового колебания или звуковой волны. Все стандартные звуки Windows имеют расширение WAV.

Формат МРЗ (MPEG-1 Audio Layer 3)— один из цифровых форматов хранения звуковой информации. Он обеспечивает более высокое качество кодирования.


5. Постановка домашнего задания.

Знать, что такое информация, способы кодирования информации, системы счисления. Составить таблицу для преобразования чисел из десятичную в троичную и четверичную системы счисления (от 010 до 1010).


6. Подведение итогов. Выставление оценок.
На уроке мы узнали, что же такое информация, обсудили свойства и формы представления информации, познакомились с двоичным кодом и узнали в каких единицах измеряется информация. 
Так же мы научились устанавливать кодировку в программе Internet Explorer для корректного отображения web-страниц, а с помощью программы Калькулятор преобразовывать числа из одной системы счисления в другую.


7. Рефлексия

Анализируя результаты, дают оценку своей учебной деятельности, продумывают способы самокоррекции учебной деятельности.

Какова цель урока?

Достигли мы поставленной цели?

Все ли справились с заданиями? Какие трудности испытывали на уроке?



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!