СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Предсказания в искусстве и литературе.

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выявлять жизненные ассоциации музыки.

Интерпретировать художественные образы произведений разных искусств и выявлять их идеи с позиции сегодняшнего дня.

Понимать значение симметрии и асимметрии в искусстве и науке.

 

Просмотр содержимого документа
«Предсказания в искусстве и литературе.»

Тема урока: Предсказания в искусстве и литературе.


Цели и задачи: Выявлять жизненные ассоциации музыки.

Интерпретировать художественные образы произведений разных искусств и выявлять их идеи с позиции сегодняшнего дня.

Понимать значение симметрии и асимметрии в искусстве и науке.


Ход урока


Учитель просит прочитать фрагмент стихотворения А. С. Пушкина «Пророк», написанное в 19 веке и знакомое из уроков литературы. Подводит их к работе над словом «пророк», которое является центральным в стихотворении: ученики подбирают к нему слова-синонимы.

На экран через проектор выводится слово «предсказание» и синонимы к нему.

- Почему Пушкин считает, что поэт может быть предсказателем? (многое может предвидеть, выполняет волю Бога, который волен решать судьбу человека, народа и государства).

А как отвечает на этот вопрос писатель 20 века Борис Васильев? Обращаемся к эпиграфу. Учитель сообщает, что даром предсказания обладали не только писатели и поэты, но и другие деятели искусства.

-Поскольку художественное мышление больше, чем у других людей развито у художников, композиторов, писателей, чьей профессией является творческое достраивание реальности, именно они, остро чувствуя свое время, предвидят его дальнейшее развитие и стремятся предупредить людей о социальных и политических опасностях, заставить их быть терпимее, внимательнее, добрее.

Сегодня предстоит поговорить о произведениях искусства и литературы, в которых содержатся предсказания. Учитель предлагает дать названия уроку и вместе с учащимися выбирает наиболее целесообразное.

2. Первые и самые главные пророчества мы встречаем в древних текстах. В первую очередь, это «Апокалипсис». В переводе с греческого это слово значит «откровение», а сама книга содержит пророчества о конце света. Многие деятели искусства, в том числе, художники, хотели осмыслить в своих работах тему конца света. К их числу принадлежит немецкий живописец и график эпохи Возрождения Альбрехт Дюрер (1471-1528), который создал серию гравюр «Апокалипсис».

Альбрехт Дюрер – немецкий живописец, график.

Жил в сложный для Германии период, когда в экономически отсталой и раздробленной на ряд мелких княжеств стране, поднялась широкая волна антифеодальных и антикатолических выступлений (переход от феодального строя к буржуазному).


Гравюра «Четыре всадника».


Через проектор выводится изображение гравюры «Четыре всадника». Ученикам предлагается рассмотреть гравюру и прочитать статью учебника (стр. 126), где содержится описание произведения. Уч-ся рассказывают о том, что они увидели на картине и смогли ли увидеть в ней то, о чем говорится в статье учебника. Затем ученик, который получил дополнительное домашнее задание, называет исторические события в Германии 16 века. Ученики приходят к выводу о том, что гравюру можно считать пророческим произведением, и определяют, в чем ее пророческий смысл


- Далее учитель обращает внимание учеников на то, что пророчества содержатся и в «Евангелиях», в том числе, в «Евангелие» от Матфея. Уч-ся получают листочки с напечатанным фрагментом «Евангелия» от Матфея, после прочтения, которого они определяют, какое событие предсказывается в нем. Отвечая на вопрос о том, что определяет дальнейшую судьбу человека, ученики отмечают, что, оставаясь безучастным, равнодушным к другим, человек обрекает себя на духовную смерть. Таким образом, приходим к тому, что это предсказание имеет не только, а для нас не столько религиозный, сколько общечеловеческий смысл


Обращаемся к истории и культуре России. Учитель сообщает, что симфония была написана Чайковским во времена глубокого общественного кризиса, в период русско-турецкой войны. Для Чайковского война – это рок, фатум. Симфония – это крик души, столкновение человека с силами судьбы, рока. Ученикам предлагается проанализировать фрагмент 1 части симфонии с точки зрения средств выразительности музыки (мелодия, лад, темп, динамика и т.д.).

Предчувствовал катастрофы 20 века и нашего времени и в 19 веке М. Ю. Лермонтов. Заранее подготовленный ученик читает стихотворение «Предсказание». Ученики определяют, какие историческое событие предсказаны поэтом (революции, гражданская война, репрессии).

Затем они обращаются к репродукции картины К. Юона «Новая планета», написанной в 1921 году, когда еще не закончилась гражданская война, но уже стало понятно, что рождается новое государство (проектор и учебник стр. 127). Ученики описывают картину: объясняют название, называют, что видят на ней, в чем ее композиционная особенность, определяют настроение, соотнося его с цветовым решением полотна. Учитель помогает увидеть в контрасте теплых и холодных тонов полярность в отношении к революционным событиям, изображенных на картине людей и неоднозначное отношение к ним самого художника


Продолжается урок работой с текстами поэтических произведений. Каждая группа учащихся получает для анализа тексты стихотворений поэтов 20 века и рассматривает их на предмет того, какие события предвидели поэты, и какое настроение лирического героя преобладает в предложенных фрагментах. Затем зачитываются тексты вслух, и делаются выводы о трагизме произведений, о чувстве потерянности и безысходности, которые испытывают лирические герои


- Далее ученики снова обращаются к тексту Евангелия, чтобы понять причины трагических событий в истории, и приходят к тому, что главной из них является утрата духовных ценностей.


Но любая трагедия происходит с человеком, народом или государством не только в наказание: она дает возможность духовного возрождения. Что же может способствовать этому возрождению? Ответ на этот вопрос дает П. И. Чайковский в финале симфонии №4 и деятели литературы. Ученики слушают фрагмент музыкального произведения, в котором звучит тема русской народной песни «Во поле береза стояла». Девятиклассники отмечают, что данная тема меняется на протяжении всей части: из плясовой, яркой, веселой становится грустной, даже мрачной. Тревогой, предчувствием катастрофы наполнена музыка. И катастрофа наступает – грозно звучит тема рока. Все застывает… После долгой паузы постепенно возвращается народная мелодия. И заканчивается симфония картиной праздничного гуляния. Учитель приводит слова Чайковского: «Если ты в самом себе не находишь мотивов для радостей, смотри на других людей. Ступай в народ». Ученики объясняют смысл фразы «ступай в народ» (близость к народу, отречение от личного)

Чтобы подвести итог работе, ученики должны закончить предложения:

-Предсказания – это …

-Деятели искусства и литературы предсказали многие события, потому что…

- Они делали это для того, чтобы…

- Многие катаклизмы в истории человечества произошли из-за...

-Чтобы избежать возможных бедствий, нужно…

Домашнее задание.

Составить устное или письменное высказывание на тему: «Что нужно сделать для того, чтобы не было мировых катаклизмов», опираясь на слова русских и зарубежных философов и писателей.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!