СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Предпрофессиональные пробы в модельных условиях, дающие представление о деятельности в определенной сфере

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предпрофессиональные пробы в модельных условиях, дающие представление о деятельности в определенной сфере

Просмотр содержимого документа
«Предпрофессиональные пробы в модельных условиях, дающие представление о деятельности в определенной сфере»

Тема урока: «Предпрофессиональные пробы в модельных условиях, дающие представление о деятельности в определенной сфере»

(Предпрофильная подготовка, дающая представление о деятельности в сфере)

На современном этапе развития образования проблема профессиональной ориентации является очень актуальной. Содержание воспитательной работы в общеобразовательной организации по профессиональному самоопределению учащихся направлено на развитие стремления к выбору профессии, отвечающей способностям и интересам обучающихся, и включает формирование у них представлений о рынке труда, востребованности и перспективах профессии.

Первой ступенью к выбору профессии служит предпрофессиональная подготовка, целью которой является достижение человеком более высокого уровня в предполагаемом профессиональном самоопределении. Всё начинается с профессионального ориентирования личности.

Профессиональная ориентация, профориентация, выбор профессии или ориентация на профессию (лат. professio – род занятий) – система научно обоснованных мероприятий, направленных на подготовку молодёжи к выбору профессии, на оказание помощи молодёжи в профессиональном самоопределении и трудоустройстве. С позиций междисциплинарного и системного подходов под профессиональной ориентацией понимается инициируемый и управляемый обществом многоаспектный и непрерывный процесс взаимодействий субъектов социально-трудовых отношений, направленных на осознанное профессиональное самоопределение индивида, освоение им профессии и осуществление профессионального самосовершенствования, обеспечение баланса между потребностями экономики в кадрах и собственными способностями и предпочтениями индивида.

Основными направлениями профессиональной ориентации являются:

  • профессиональное информирование – ознакомление населения с современными видами производства, состоянием рынка труда, потребностями хозкомплекса в квалифицированных кадрах, содержанием и перспективами развития рынка профессий, формами и условиями их освоения, требованиями, предъявляемыми профессиями к человеку, возможностями профессионально-квалификационного роста и самосовершенствования в процессе трудовой деятельности;

  • профессиональное консультирование – оказание помощи человеку в профессиональном самоопределении с целью принятия осознанного решения о выборе профессионального пути с учётом его психологических особенностей и возможностей, а также потребностей общества;

  • профессиональный подбор – предоставление рекомендаций человеку о возможных направлениях профессиональной деятельности, наиболее соответствующих его психологическим, психофизиологическим, физиологическим особенностям, на основе результатов психологической, психофизиологической и медицинской диагностики;

  • профессиональный отбор – определение степени профессиональной пригодности человека к конкретной профессии (рабочему месту, должности) в соответствии с нормативными требованиями;

  • профессиональная, производственная и социальная адаптация – система мер, способствующих профессиональному становлению работника, формированию у него соответствующих социальных и профессиональных качеств, установок и потребностей к активному творческому труду, достижению высшего уровня профессионализма;

  • профессиональное воспитание – формирование у молодёжи трудолюбия, работоспособности, профессиональной ответственности, способностей и склонностей;

Для проведения профессиональной ориентации нужно располагать социально-экономическими характеристиками профессий, знать перспективы развития профессии, районы распространения профессий, уровень доходов профессионалов, пути получения квалификации и перспективы профессиональной карьеры, а также особенности рынка труда.

Следует пользоваться технологическими характеристиками, включающими описание производственных процессов и профзадач; медико-физиологическими и санитарными характеристиками условий труда с перечнем показаний и противопоказаний; требованиями профессий к индивидуальным особенностям людей. Сводный документ такого рода называется профессиограммой.

Часто для определения склонности человека к чему-то проводят профпробы (профессиональные пробы). Профессиональная проба – это профессиональное испытание, или профессиональная проверка, моделирующая элементы профессиональной деятельности,

Она имеет завершенный вид, способствует сознательному, обоснованному выбору профессии. Это «примеривание» своих индивидуальных особенностей к конкретному труду в соответствии с требованиями.

Профессиональные пробы дают подростку возможность приобрести опыт в той деятельности, которую он выбрал, и определить, соответствует ли ее характер его способностям и умениям. Школьник получает опыт профессиональной деятельности, которую он собирается выбирать или выбрал. Проба помогает определить, насколько соответствует характер деятельности способностям и умениям школьника. Школьник узнает свое отношение к результату профиспытания – удовлетворенность, разочарованность или полное равнодушие.

Большое преимущество профессиональной пробы в том, что параллельно с получением профессионального опыта происходит процесс самопознания. К примеру, на профессиональной пробе «Психолог» школьники изучают тестовые и проективные методики (как одно из направлений данной профессии) на своих результатах и результатах своих близких.

Виды профессиональной пробы:

 занятия в кружках, клубах, школьных курсах профессиональной направленности;

 некоторая самостоятельно смоделированная имитация деятельности профессионала;

 имитационная (деловая) игра на школьных курсах профессиональной направленности и др.

Формы профессиональной пробы:

 трудовое задание, связанное с выполнением технологически завершенного изделия (узла, технологически взаимосвязанных законченных операций);

 серия последовательных имитационных (деловых) игр;

 творческие задания исследовательского характера (курсовой проект, реферат и др.);

 осуществление комплекса действий по выращиванию растений, животных, лечебно-профилактических, реабилитационных, воспитательных воздействий и многое другое.

Результат профессиональных проб для учащихся:

 даются базовые сведения о конкретных видах профессиональной деятельности;

 моделируются основные элементы разных видов профессиональной деятельности;

 определяется уровень готовности учащихся к выполнению проб;

 обеспечиваются условия для качественного выполнения профессиональных проб.


Особенности профессиональных проб:

1. Диагностический характер. На каждом этапе профессиональной пробы осуществляется диагностика общих и специальных профессионально важных качеств (ПВК).

2. Процесс выполнения пробы направлен на формирование у школьников целостного представления о конкретной профессии, группе родственных профессий, сфер.

3. Результатом каждого этапа и итогом пробы является получение завершенного продукта деятельности – изделия, узла, выполнение функциональных обязанностей профессионала.

4. Развивающий характер профессиональной пробы, направленный на интересы, склонности, способности, ПВК личности школьника, достигаемый за счет постепенного усложнения выполнения практических заданий профессиональной пробы в соответствии с уровнем подготовленности школьников к ее выполнению, внесения в содержание пробы элементов творчества и самостоятельности.

5. Профессиональная проба выступает как системообразующий фактор формирования готовности школьников к выбору профессии. Она интегрирует знания школьника о мире профессий данной сферы, психологических особенностях деятельности профессионала и практическую проверку собственных индивидуально-психологических качеств, отношения к сфере профессиональной деятельности.

Возможное содержание профориентационной работы в школе на различных этапах обучения школьников:

Начальная школа (с 1-го по 4-й классы):

-понимание роли производительного труда в жизни человека;

-развитие интереса к трудовым действиям через проекты и исследования;

-формирование ценностного отношения к труду и трудовым действиям;

-выполнение содержания образовательной программы в области технологии;

-практическая включённость в различные виды трудовой, социальной, исследовательской, проектной, игровой деятельности;

-выполнение первичных трудовых проб, с учётом содержания образовательной области.

Основная школа (с 5-го по 9-й классы):

-приобретение познавательного и трудового опыта в образовательной области «Технология»;

-развитие интереса к различным видам профессиональной деятельности через профессиональные пробы;

-понимание собственных интересов и возможностей через выполнение трудовых и профессиональных проб;

-приобретение практического опыта в различных сферах социально – профессиональных практик и событий: технике, искусстве, культуре, экономике и др., через выполнение групповых и индивидуальных проектов;

-приобщение к научной деятельности через учебные и научные исследования;

-реализация курсов и факультативов по выбору, в соответствии с выявленными профессиональными запросами и интересами;

-системная диагностика профессиональных интересов и склонностей;

-групповое и индивидуальное консультирование по вопросам профессиональных предпочтений и др.

Старшая школа (10-й и 11-й классы):

-саморазвитие и самоподготовка по выявленным областям и запросам в будущей профессиональной деятельности, с учётом выбранного профиля;

-оценка готовности к будущей профессиональной деятельности;

-осуществление полезных практик и различных профессиональных проб;

-формирование и развитие предполагаемых и выявленных профессиональных и личностно значимых качеств для будущей профессиональной деятельности.

Подводя итог урока, можно сделать следующий вывод. Профессиональные пробы позволяют показать ученику все доступные элементы той или иной профессиональной деятельности. Это предварительная оценка себя и своих возможностей в профессии. Помимо того, что выполнение школьниками профессиональных проб - есть ознакомление с миром существующих профессий, это ещё и погружение в соответствующую среду практического обучения, которое сегодня очень актуально при реализации индивидуального образовательного маршрута. Профессиональные пробы могут носить самый разнообразный характер: игровой, учебный, профессиональный. Ключевым здесь остаётся то, что у каждого ученика есть возможность попробовать лично, что ему удаётся, а что нет. Сегодня, чаще всего реализуются отдельные несложные профессиональные пробы, организованные силами самой школы. Есть много разных видов реализации профессиональных проб школьников. Это всевозможные анкеты и опросники, учебные методические комплексы для младших и старших школьников, типа «В мире профессий», «Мой профессиональный выбор», банки перечней алгоритмов выполнения профессиональных проб и др.

Проблема актуальности продуктивной профориентационной работы продолжает стоять довольно остро и имеет много нерешённых проблем и противоречий. Системная, планово организованная работа в этом направлении ещё только начинается. Для успешного решения этих вопросов необходима общая кадровая политика, гарантированная к выполнению не только специалистами школ, поскольку требует больших финансовых затрат. Но большая часть этих вопросов уже решается, опираясь на имеющиеся международные и российские практики, адаптируясь к различным условиям на местах.

Домашнее задание. Письменно ответить на вопросы:

1. Что такое «Предпрофессиональные пробы»?

2. Каково значение предпрофессиональных проб в современной системе образования?




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!