СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Предпринимательская деятельность

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Предпринимательская деятельность»















Методическая разработка урока по обществознанию в 8 классе на тему «Предпринимательская деятельность».

































8 класс. Обществознание.

Тема урока «Предпринимательская деятельность».

Цели и задачи урока: познакомить с отличительными чертами предпринимательской деятельности; характеризовать функции предпринимательской деятельности и роль малых предприятий в экономике страны.

Планируемые результаты:

Предметные: применять понятийный аппарат обществоведческих знаний для раскрытия понятий предпринимательство, малое предприятие; характеризовать сущность предпринимательской деятельности; описывать социально – экономическую роль и функции предпринимательства; сравнивать различные организационно – правовые формы предпринимательской деятельности; оценивать преимущества и недостатки малого бизнеса;

Метапредметные УУД: 1)коммуникативные: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов сторон; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение, формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы; 2)регулятивные: определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата; составлять план действий; владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; 3) познавательные: осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; извлекать информацию из мнений и взглядов других людей; осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач; ставить репродуктивные вопросы по изученному материалу.

Личностные УУД: формирование собственного отношения к проблеме соблюдения морально – этических норм в предпринимательской деятельности; осмысление социально – нравственного опыта предшествующих поколений; развитие творческих способностей через активные формы деятельности.

Оборудование: учебник, пакет с рабочим материалом в группах, проектор, презентация.

ХОД УРОКА.

  1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята. Сегодня мы продолжим изучение экономической сферы жизни общества. Я надеюсь, что наше общение сегодня будет не только полезным, но и интересным. Итак, начинаем наш урок.

До начала изучения нового материала, мы с вами повторим пройденный материал.

Перед вами рабочие листы. Достаньте рабочий лист № 1. Здесь даны вопросы, задания для повторения пройденного материала. Прочитайте задания и выполните их. (на выполнение заданий дается 5-7 мин.)

Итак, ребята, мы выполнили повторение пройденного урока, а сейчас нам предстоит изучить новый материал. А для этого необходимо посмотреть слайд. Изучите его внимательно и ответьте на вопрос, как вы думаете, чем занимается человек, изображенный на фотографии? Как вы это определили, по каким признакам? Мы можем с вами определить тему нашего урока? Какие у вас есть версии? (выслушиваются ответы учащихся и вместе с ними обобщая ответы, определяется тема урока).

Итак, тема сегодняшнего урока – «Предпринимательская деятельность». Тему записываем на доске и в тетрадях.

Что бы вы хотели узнать на сегодняшнем уроке? Нам необходимо определить цели урока, а значит, представить себе приблизительный план нашей работы.

Учитель слушает ответы детей и вместе с ними определяет основные вопросы занятия.

Приблизительный план может быть таким:

  1. Предпринимательство и предприниматель.

  2. Личностные качества предпринимателя.

  3. Значение предпринимательской деятельности.

  4. Виды предпринимательства, формы предпринимательства.

  5. Малое предпринимательство.


Постановка проблемы. Мы видим деятельность предпринимателей в нашей жизни, мы покупаем у них продукты, товары и услуги. Многие пожилые люди и сегодня критически относятся к тем, кто успешно развивает свою хозяйственную деятельность. Другие же, наоборот, всячески приветствуют появление подобных людей, отмечая их работоспособность, энергию, самостоятельность. Чья же позиция более справедлива?

Предпринимательство – это хорошо или плохо?- Проблема урока, об этом пойдёт речь на нашем занятии. (слайд 1)

Слово «предприниматель», у нас на слуху. Что же такое предпринимательская деятельность? Каковы ее отличительные черты? Чтобы найти ответы на заданные вопросы, обратимся к учебнику. На стр. 184, 185 найдите характерные черты предпринимательства.

Ответы детей, запись на доске. (основные черты – самостоятельность, и нициативность, удовлетворяет потребности потребителей, направлена на получение прибыли, хозяйственное новаторство, экономическая свобода, инициативность, поиск, риск, угроза).

Выслушиваются ответы, после учитель подводит итог и дает определение термину «предпринимательство».

Итак, предпринимательство – это важный признак рыночной экономики. Что же говорится о предпринимательстве нашей Конституцией?


Статья 34 (слайд2)

 

1. Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.

Запишем новое определение.

Предпринимательство – это не запрещенная законом, связанная с риском, самостоятельная, инициативная экономическая деятельность, направленная на получение прибыли. (слайд 3).

Предпринимательство – это деятельность, а как же будут называть человека, занимающегося этой деятельностью. Правильно, предприниматель. Запишите в тетради и это определение.

Предприниматель – это человек, осуществляющий самостоятельную, систематическую, инициативную, рисковую деятельность, направленную на производство товаров и предоставление услуг с целью получения прибыли или личного дохода и предусматривающий осуществление нововведений. (слайд4)


? Используя текст учебника и термины, попробуйте дать ответ на следующий вопрос: как вы думаете, есть ли отличие между предпринимателем и наемным работником?

Ответы учащихся и вывод учителя: наемный работник не свободен в своем выборе, не отвечает за принимаемые решения своим капиталом, не ориентирован на достижение максимальной прибыли, не заинтересован в инновациях. Он выполняет поставленные перед ним руководством задачи.

Заниматься предпринимательской деятельностью гражданин может с момента приобретения полной дееспособности, то есть с 18 лет. Исключение – несовершеннолетние в возрасте 16 лет, которые приобретают полную дееспособность с момента вступления в брак (ст. 13 Семейного кодекса РФ), работают по трудовому договору, в том числе по контракту. (Слайд5)


Личностные качества предпринимателя.

Характер предпринимательской деятельности выдвигает определенные требования к личности предпринимателя. Поэтому он должен иметь не только желание или наклонности к предпринимательству, а и определенные качества, и черты характера. Нам необходимо определить самые важные из них.

Я вам предлагаю поработать в группе. Необходимо за 4 мин. написать основные качества предпринимателя. После завершения работы 1 из вас будет представлять ваш ответ.


Возможные варианты ответов: (слайд6)

Образованность

самостоятельность

вера в успех

настойчивость

трудолюбие

инициативность

склонность к творчеству

смелость

уверенность в себе

уравновешенность

самостоятельность

обязательность

энергичность

надежность

независимость


А какие качества могут помешать предпринимательской деятельности? (лень, пассивность, трусливость, откладывания дела на завтра).


Значение предпринимательской деятельности.

А нужно ли предпринимательство обществу и государству? Или это занятие приносит только выгоду и удовлетворение самому предпринимателю?

Чтобы ответить на этот вопрос можно воспользоваться помощью учебника. Учащиеся работают с текстом учебника стр.185 и определяют, какую роль играет предпринимательство в жизни общества. После этого изучают рубрику «Мнение». Используя изученный материал, учащимися составляется небольшая таблица







«Предпринимательство в жизни общества»:

Положительные последствия

Отрицательные последствия

  1. Принимает участие в развитии национальной экономики.

  1. Стремление к наживе может привести к сокрытию дохода и налогов.

  1. Создание рабочих мест.

  1. Безразличие к общественным интересам.

  1. Решение социальных проблем через налоговых отчислений.

  1. Нечестная конкурентная борьба с нарушениями закона. (дополнительно)

  1. Расширение ассортимента товаров и услуг. (дополнительно)

  1. Хищническое использование ресурсов, загрязнение окружающей среды. (дополнительно)


Цели фирмы и ее основные организационно – правовые формы.


Учитель: деятельность предпринимателей осуществляется в различных организационных формах, но основной из них является фирма- предприятие.


Запись в тетради: Фирма – коммерческая организация, приобретающая факторы производства с целью создания и продажи благ и получения на этой основе прибыли. (слайд 7)


Стр. 187. Прочитайте рубрику «Факты». На основании этого материала, сделайте вывод.

Примерный ответ учащихся: с прохождением времени в стране доля государственных предприятий уменьшается, а доля частных предприятий, наоборот, увеличивается.

По российскому законодательству фирмы создаются на добровольной основе, по желанию граждан. По закону предпринимательская деятельность без регистрации запрещена.



Предпринимательство (2 основные формы регистрации) (слайд8)



Индивидуальное Предприятие


? ?

Учащиеся получают 2 ситуации. Прочитав их, они должны найти ответ на следующий вопрос: Какая разница существует между индивидуальным предпринимательством и предприятием?

Ситуация 1. Гражданин, имея в собственности автомобиль, решил использовать его для предоставления услуг по перевозке грузов, пассажиров, доставке продуктов. Для этого он предоставил заявление в местную администрацию, паспортные данные, получил разрешение на занятие индивидуальным предпринимательством, встал на учет в налоговую инспекцию.

Ситуация 2. Гражданин решил заняться предпринимательством по оказанию услуг, связанных с ремонтом квартир. Он подготовил устав фирмы, зарегистрировал ее, открыл расчетный счет, изготовил печать фирмы, встал на учет в налоговой инспекции. Нанял работников различных специальностей.

Предполагаемый ответ: индивидуальное предпринимательство осуществляется без привлечения наемного труда, а предприятие - с привлечением наемного труда.

Основная цель фирмы - получение прибыли и ее увеличение через удовлетворение потребности общества в необходимых товарах и услуг. На стр. 189 вы можете найти названия основных форм предпринимательской деятельности. Назовите их.

Основными формами предпринимательской деятельности являются: частное предприятие, товарищество и акционерное общество. Разница между ними состоит в возможном количестве участников, их правах и обязанностях.

Изучив материал учебника на стр.189 найдите основные черты, преимущества форм предпринимательской деятельности. Заполните таблицу. Учитель выслушивает их ответы и вместе определяют недостатки этих форм.

Организационно-правовые формы ведения предпринимательской деятельности (слайд9)

Формы

Сущность

Преимущества















Организационно-правовые формы ведения предпринимательской деятельности

Формы

Сущность

Преимущества

Индивидуальное предприятие


Предприятием владеет один собственник, который ведет бизнес самостоятельно и полностью несет риск убытков

Простота организации, ведения дела и ликвидации. Высокая степень свободы.


Товарищество


Объединение нескольких собственников.


Большие возможности развивать производство.


Акционерное общество


Организация, созданная на основе объединения денежных средств посредством продажи акций.


Большие финансовые возможности. Может осуществлять крупные проекты.


Обобщая нами изученный материал, мы с вами можем назвать основные принципы предпринимательской деятельности. (слайд 10)

Учитель называет принципы, а учащиеся дают характеристику принципов.

1. Свобода деятельности.- Никто не поручает предпринимателю заниматься его делом, не ставит перед ним цели и задачи, чем и как заниматься, что и как производить, – это личная его инициатива

2. Самостоятельность в принятии решения.- Открывать, расширять или свертывать производство, обновлять ассортимент или оставить тот же, повысить или снизить цены, менять технологию или нет и т. д. – это требует принятия множества решений, предприниматель принимает их сам, никто его не заставляет

3. Личный риск и ответственность. - Предпринимателю никто не гарантирует успех дела, а в случае банкротства или неуспеха, или непредвиденных потерь он отвечает личным имуществом

4. Ориентация на прибыль и личный доход. - Цель предпринимателя – получить прибыль, получить хотя бы что-то, чтобы не быть в убытке

5. Постоянный поиск предпринимательских ресурсов. - Поиск денег, валюты, клиентов, материалов, транспорта, помещений, контрактов и т.д., то есть всего того, что обеспечит его успех (этому подчинено все), деятельность предпринимателя.

После выполнения этого задания, учитель предлагает учащимся решить следующую задачу:

- вы хотите открыть свою фирму. Как вы думаете, какие вопросы должен решить предприниматель, для того, чтобы получить прибыль?

Учащиеся работают в паре, по завершению работы, предлагают свои ответы.



Учитель выслушивает ответы учащихся и делает вывод:

Начиная свою деятельность, предприниматель, с точки зрения стратегии, должен решать следующие вопросы:

1. Что производить – те товары и услуги, которые пользуются спросом у населения.

2. Сколько производить – столько, сколько можно прибыльно реализовать.

3. Где производить – там, где будут наименьшие издержки, выбирается наиболее экономичный вариант.

4. Как производить – по такой технологии, которая обеспечивает наибольшую прибыль с наименьшими затратами.

5. Кто потребитель – тот, кто имеет желание и средства на приобретение произведенных товаров.

6. Какая будет доходность бизнеса (окупаемость затрат, прибыльность) – основными способами решения этой задачи должны быть: инвестиции, инновации, менеджмент и маркетинг.


Учитель: Бизнес может быть крупным, средним и малым. Как вы думаете, какой бизнес будет более успешным? (Ответы учеников).

Конечно, прибыль малого предприятия всегда будет в несколько раз меньше компании крупного бизнеса. Но малый бизнес называют основой экономики.

Изучите п.3 и дайте характеристику малому предприятию. Работу выполняют индивидуально.

Примерные ответы: ограниченное число работников, незначительный объем выпускаемой продукции, коммерческая организация, могут создаваться во всех отраслях народного хозяйства.

Проверка выполнения задания.

Работая в парах, определите преимущества малого предприятия.

По ответам учащихся составляется схема: (слайд 11)






Малый бизнес

Оперативный выпуск новых видов продукции

Не требует больших денежных вложений

Быстрая окупаемость затрат

Маневренность

Незначительные расходы на аппарат управления

Быстрое реагирование на изменение рыночного спроса

Самостоятельность в хозяйственной деятельности

Стр. 191. Изучите материал рубрики «Факты». Сделайте выводы по содержанию этой статьи.

Примерные ответы:

  1. По сравнению с европейскими странами, в России число малых предприятий значительно меньше.

Как вы думаете, почему? Что может стать причиной такого явления?

Примерные ответы:

  1. Недостаточная активность населения

  2. Боязнь экономического кризиса.

  3. Несовершенное законодательство

  4. Различные барьеры.

  5. Излишнее вмешательство со стороны государства.

Вывод: малое предпринимательство нуждается в помощи государства. И оно может помощь ему следующими мерами: предоставление льгот, освобождение от налогов, упрощение правил регистрации, предоставление государственных заказов.

Вы многое сегодня узнали, попробуйте ребята перечислить разные виды предпринимательства. Ребята, как вы думаете, какие виды предпринимательства можно открыть на территории нашей деревни с учетом спроса и потребностей населения?

Возможные варианты ответов:

- автомойка, -небольшое кафе, тепличное хозяйство, свадебный кортеж, тамада, ведущие, домашние ясли.

Итак, мы рассмотрели на сегодняшнем уроке материал, связанный предпринимательством. Но у нас осталось одно незавершенное дело. Помните проблему, обозначенную в начале урока. Предпринимательство – это хорошо или плохо. Как вы ответите на этот вопрос. Правильно, предпринимательство – это хорошо. Хорошо и для предпринимателя и для государства. И мы с вами сегодня это доказали.

ИТОГИ УРОКА. РЕФЛЕКСИЯ

Давайте подведём итог сегодняшнего урока .

- Чему должны были вы научиться на этом уроке?

- Как вы считаете, пригодятся ли знания, полученные на этом уроке в дальнейшей учебе, жизни?

Сейчас по желанию высказываемся о нашем сегодняшнем уроке одним предложением выбирая фразы:

Сегодня я узнал…

Было интересно…

Меня удивило…

Теперь я могу…


«Заниматься бизнесом – то же самое, что ехать на велосипеде: либо вы движетесь, либо падаете». И чтобы вы дальше не упали и не расслаблялись, я приготовила вам несколько интересных вариантов домашнего задания.

  1. Выполнить задание №4 на стр.192

  2. Ваши друзья решили заработать деньги для поездки в г. Казань в период летних каникул. Но не знают, каким способом можно заработать деньги. Для принятия рационального решения им нужен компетентный совет.

Что бы вы могли посоветовать друзьям? Какие факторы необходимо учесть для обеспечения успешности начатого дела? Что является главным в первоначальном плане действий?


Я благодарю вас за урок. Желаю вам в будущем хороших, интересных проектов, и новых знаний.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!