СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Предпосылки развития творческой личности»

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
««Предпосылки развития творческой личности»»






«Предпосылки развития творческой личности»






Исполнитель:

Самойлова Е.В










Краснокаменск 2019 год







Содержание

Введение………………………………………………………………………..2

  1. Творческая личность. Развитие и формирование творческой

личности. Черты характера и особенности пути творческой личности...…4

2. Развитие творческих способностей у детей………………………………....8

3. Технология и условия развития творческого потенциала личности……..10

4. Развитие творческой личности учащихся в условиях

развивающего образования. Требования к педагогу……………………….11

Заключение…………………………………………………………………….13

Список литературы……………………………………………………………15




















Введение

В наше время, когда в детских коллективах на одного педагога приходится около 30 детей, создать условия для развития творческой личности в человеке не всегда возможно. Творческий процесс предполагает определённую свободу, время, средства и индивидуальный подход. В тех временных рамках и условиях, в которых находятся детские коллективы во многих детских садах и школах, не всегда удаётся сполна раскрыть творческий потенциал ребенка. Хорошие возможности даёт, в этом случае, дополнительное образование, но и в обычном педагогическом процессе, при создании определенных условий, происходит формирование творческой личности. Решающее значение в этом вопросе имеет личность педагога.

Целью моей работы является определение предпосылок развития творческой личности. Для того, чтобы узнать, какие это предпосылки, необходимо найти определение что такое творческая личность, какими она обладает отличительными качествами, какие условия необходимо создать для ее раскрытия, какими качествами должен обладать педагог.

Что такое способность к творчеству — свойство личности, с которым мы рождаемся, или умение, которое можно развивать? Генетики, изучающие этот вопрос, утверждают, что мы все рождаемся с творческим потенциалом — способностью решать проблемы, комбинируя сложные и иногда не связанные друг с другом идеи.

Я не встречала ребёнка, посещающего обычный детский сад, лишенного творческих задатков. Решения, которые дети приводят в ответ на творческие задания бывают самые разнообразные – это зависит от темперамента и уровня развития ребенка, его способностей, оснащения навыками и личного опыта.

Творчество настолько важно в нашей жизни, что необходимо приложить все усилия, чтобы раскрыть творческий потенциал ребёнка, вызвать в нем желание созидательной деятельности.

1. Творческая личность. Развитие и формирование творческой личности. Черты характера и особенности пути творческой личности


Творческий человек – это человек, находящий нестандартные решения стоящих перед ним задач.

Каждый из нас наделен способностями решать проблемы, однако людям, использующим творческий подход при решении проблем, свойственны определенные черты характера. Во-первых, они впитывают опыт окружающих, как губка. Они обладают громадным личным запасом: вещей, которые они прочитали, увидели или услышали, мест, в которых они бывали или работали, и людей, которых они знают. Исследование обнаружило, что творческие люди стремятся к независимости, самодостаточности, самодисциплине, настойчивости, самоутверждению, в большой степени толерантны к неопределенности. Они идут на риск и руководствуются внутренним импульсом. Им нет дела до стандартов и мнений, их мало интересуют межличностные взаимоотношения. Творческие люди обычно обладают врожденным скептицизмом и очень острым умом. Они активны, наблюдательны и исполнительны, делают выводы скорее с помощью интуиции, чем логики. Они обладают легкостью, которая позволяет им находить новые ассоциации. В общем, творческие люди выполняют сложные задачи так, как будто в них нет ничего трудного, и бывают несчастливы и подавлены, когда им не удается творить. (http://www.psyhodic.ru/arc.php?page=3636)

Поиск качеств, характерных для творческой личности проводился автором работ по теории развития творческой личности Г.С. Альтшуллером через традиционные процедуры - сбор информации и ее анализ. Собирались биографии значительного количества ученых, инженеров, общественных деятелей, внесших наиболее заметный позитивный вклад в развитие нашей цивилизации. В результате был определен перечень требований, предъявляемых к человеку, стремящемуся к тому, чтобы его жизнь не прошла даром, не оказалась бесплодной. Этих качеств - требований оказалось шесть.

Наличие достойной цели. Именно цель, задача определяют человека. Цель обязательно должна быть новой или не достигнутой. Либо новыми должны быть средства достижения цели. Цель обязательно должна быть общественно полезной, положительной, направленной на развитие жизни. Цель должна быть конкретной и достижимой: не общие благие намерения, а четко определенная задача. Выбранную цель можно назвать эквивалентом собственной жизни. Достойная цель - это личная цель человека или небольшой команды, группы сподвижников.

Требование номер два - это наличие комплекса реальных рабочих планов достижения поставленной цели. Стремление к цели без плана - стремление хаотичное. Наличие достойной цели, поставленной на пределе возможностей и сил человека, непременно требует мобилизации всех его ресурсов, всего времени и сил. Ведь взрослый человек вынужден распределять свое время между достижением цели, обычной работой, семьей, воспитанием детей, заботой о родителях...

Третье качество - требование - это высокая работоспособность в выполнении намеченных планов. Обеспечение такой работоспособности на протяжении длительного времени само по себе является для большинства людей труднейшей задачей. Огромное количество препятствий, соблазнов встают на пути выполнения поставленных планов.

Четвертое необходимое требование - это хорошая техника решения задач Даже наличие больших резервов времени не гарантирует решения задачи без техники решения специальных задач, без освоенных приемов мастерства. Писатель или поэт обязательно должен знать грамматику того языка, на котором он пишет, знать в совершенстве. В противном случае не будет легкости выбора требуемых языковых конструкций. Аналогичная ситуация с инженером, ведущим проектирование сложного устройства. В арсенале обязаны быть все возможности, все достижения инженерной науки, иначе конструкция может оказаться морально устаревшей еще до своего появления на свет.

Пятое качество - умение "держать удар". Испытания человека, предлагающего новое, не завершаются в момент, когда найдено новое решение, новый принцип. Умение "держать удар" - это умение противостоять мнению авторитетов, косности и привычке основной массы людей к привычному, устоявшемуся. Новое пугает, требует от специалистов переучиваться. Однако умение "держать удар" потребуется не только в ситуации борьбы за новое. Трудности - это не только вода и огонь. В народе издавна поняли, что одним из наибольших препятствий для роста человека являются "медные трубы" - например факт признания новшества или разработки. Именно факт признания заслуг очень часто приводит к остановке развития. И потому важным представляется последнее, шестое требование - результативность. Достижение ранее поставленной цели не должно приводить к остановке работ. Каждая решенная задача должна открывать новые горизонты. «Для творческой тактики главное - зажечь огонь идеи. Для творческой стратегии главное - пронести огонь через всю жизнь».

(Кляус Е.М. Поиски и открытия М. Наука 1986 С.98.)

После того, как произошло "включение" созидательной программы, появился интерес к исследованиям, к собственной плодотворной творческой работе, важнейшим элементом развития становится самообразование. Личность должна накопить огромный объем знаний, необходимых для эффективной последующей деятельности.

"Для своих романов Жюль Верн использовал множество данных. Поэтому он «заготовлял материалы впрок». Читая книги, журналы, газеты, романист делал выписки по физике, химии, астрономии, географии, геологии, истории и т.д. К концу его жизни накопилось более двадцати тысяч связок с выписками..." (Рисс О. В. От замысла к книге. М.: Книга, 1969. С.27.)

Примеров такого многолетнего подвижнического труда можно привести множество. Тринадцать лет работал В. Гарвей над небольшой книжечкой о кровообращении; свыше тридцати лет создавал свой трактат Н. Коперник. Здесь следует отметить, что человек вынужден бороться не только против внешних обстоятельств, но против внутренних, с собственной ленью, неаккуратностью. Эта борьба незаметна, но подчас не менее жестока, чем борьба с внешними обстоятельствами.

Сложности быта увели от исследований множество талантливых людей. Найти возможность работать над любимым делом, совмещая это с работой, с бытом, с семьей, могут далеко не все. И все же люди проходят и это испытание. Творческая личность все ресурсы черпает из себя, из своего окружения, превращая все, что доступно в элементы своей конструкции.

(Малахов А.А. Аккумуляция информации М.: Наука, 1984. С24,28.)

Конечно, поддержание такого порядка дня требует мужества. На протяжении многих лет происходит упорный и негромкий отказ от благ и земных радостей, составляющих для многих предел желаний. Благом и радостью становится именно работа над любимым делом.

"Единственное мое стремление - работать, не думая о расходах... Мне не нужны обычные утехи богачей. Мне не нужно ни лошадей, ни яхт, на все это у меня нет времени. Мне нужна мастерская!" Так говорил Эдисон (американский изобретатель и предприниматель, создатель фонографа)

"Ученому нужна менее эффектная, но более устойчивая разновидность мужества, с тем, чтобы выбрать деятельность, которая наверняка лишит его многих радостей… Молодой человек, желающий войти в науку, должен быть способен к переоценке ценностей и к отказу от общепринятых символов успеха. Для этого нужны незаурядное мужество и вера".

(Селье Г. От мечты к открытию. М.: Прогресс, 1987. С.57.)



  1. Развитие творческих способностей у детей


“Ребенок, испытавший радость творчества даже в самой минимальной степени, становится другим, чем ребенок, подражающий актам других.”

Б.Асафьев

Много таланта, ума и энергии вложили в разработку педагогических проблем, связанных с творческим развитием личности, в первую очередь личности ребенка, подростка, выдающиеся педагоги 20-х и 30-х годов: А.В.Луначарский, П.П.Блонский, С.Т.Шацкий, Б.Л.Яворский, Б.В.Асафьев, Н.Я.Брюсова. Опираясь на их опыт, обогащенный полувековым развитием науки об обучении и воспитании детей, лучшие педагоги продолжали и продолжают теоретически и практически развивать принцип творческого развития детей и юношества.

Творческое начало рождает в ребенке живую фантазию, живое воображение. Творческое начало в человеке - это всегда стремление вперед, к лучшему, к прогрессу, к совершенству и, конечно, к прекрасному в самом высоком и широком смысле этого понятия. Вот такое творческое начало искусство и воспитывает в человеке, и в этой своей функции оно ничем не может быть заменено. По своей удивительной способности вызывать в человеке творческую фантазию оно занимает, безусловно, первое место среди всех многообразных элементов, составляющих сложную систему воспитания человека.

В ребенке надо обязательно поддерживать любое его стремление к творчеству, какими бы наивными и несовершенными ни были результаты этих стремлений. Ребёнок, может быть, не станет ни художником, ни музыкантом, ни поэтом (хотя в раннем возрасте это очень трудно предвидеть), но, возможно, станет отличным математиком, врачом, учителем или рабочим, и вот тогда самым благотворным образом дадут о себе знать его детские творческие увлечения.

Разговор о воспитании в человеке творческого начала ведет нас к очень важной проблеме: о различии между специалистом-творцом и специалистом-ремесленником. Подлинный специалист-творец отличается от рядового специалиста-ремесленника тем, что стремится создать что-то сверх того, что ему “по инструкции” положено создавать. Ремесленник же удовлетворяется тем, что создает лишь то, что ему положено. Такое, в общем-то формальное отношение к своему труду, в какой бы области это ни было, не двигает жизнь вперед и служит тормозом. Наличие или отсутствие в человеке творческого отношения к своему труду и становится тем водоразделом, который проходит между специалистом-творцом и специалистом - ремесленнком.

Формирование личности человека происходит на протяжении всей его жизни. Особенно важен при этом детский и юношеский возраст.

На формирование личности влияют воспитание, социальная среда и наследственные задатки. Но сами по себе задатки не обеспечивают способностей и высоких результатов деятельности. Лишь в процессе воспитания и обучения, общественной жизни и деятельности, усвоения знаний и умений у человека на основе задатков формируются творческие способности. Задатки могут реализоваться лишь при взаимодействии человека с окружающей социальной и природной средой.

Задача педагога – максимально способствовать этому формированию.

Творчество предполагает наличие у личности способностей, мотивов, знаний и умений, благодаря которым создается продукт, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью. Изучение этих свойств личности выявило важную роль воображения, интуиции, неосознаваемых компонентов умственной активности, а также потребности личности в самоактуализации, в раскрытии и расширении своих созидательных возможностей.

Только самостоятельное творчество детей на занятии разбудит их дремлющие способности. Основной движущей силой творческой деятельности является мотив. Это может быть познавательный интерес, желание сделать приятное близкому человеку, выразить свои чувства и мысли. После того, как цель сформирована, ребёнку должен предоставиться выбор средств, поскольку творчество предполагает свободу выбора. Помощь взрослого при этом должна носить рекомендательный характер. В конце занятия необходимо найти, за что похвалить ребёнка.


  1. Технология и условия развития творческого потенциала личности


Структура технологии развития творческого потенциала личности включает в себя следующие основные компоненты:

1. Предварительная диагностика уровня творческого развития;

2. Мотивация (представляет собой одно из ведущих направлений работы);

3. Организация творческой деятельности. Должны быть созданы определенные условия, способствующие развитию творческого потенциала личности, ее реализации.

4. Контроль качества выполнения творческой деятельности.

5. Выявление соответствия полученных результатов запланированным. Объективный и рефлексивный анализы эффективности проведенной работы. Выявление затруднений и проблем в решении задач, внесение необходимых корректив.

Для реализации и развития субъекта в творческой деятельности и, в частности, для развития его творческого потенциала, необходимым условием является свобода. Недаром психологи для стимулирования развития творческого потенциала у детей рекомендуют игры с простыми предметами, чтобы дать возможность ребенку «домыслить», «досочинить». Выделяя свободу как непременное условие всякого творчества, Лев Выготский замечал, что «творческие занятия детей не могут быть ни обязательными, ни принудительными и могут возникнуть только из детских интересов».

Необходимое условие развития творческого потенциала - это развитая эмоциональная сфера личности. В творческой деятельности можно выделить два направления эмоционального переживания:

- эмоциональное переживание творческого объекта;

- эмоциональное переживание самого процесса деятельности.

Эмоции являются отражением отношения человека к окружающему миру, к людям, к выполняемой деятельности, поэтому одним из условий успеха творческой деятельности нужно рассматривать эмоциональное переживание. Для успешного развития творческого потенциала личности необходимо расширение ее опыта (эмоционального, интеллектуального, социального и т.д.).

(И.Т. Кавецкий, Т.Л. Рыжковская, И.А. Коверзнева, В.Г. Игнатович, Н.А. Лобан, С.В. Старовойтова. Основы психологии и педагогики - Минск.: Изд-во МИУ, 2010)

4. Развитие творческой личности учащихся

в условиях развивающего образования. Требования к педагогу


Исследованиями психологов, дидактов установлено, а школьной практикой подтверждено, что формирование и развитие творческой личности учащихся зависит от творческих способностей учителя. Из сказанного вытекает, что обучение творчеству должны проводить высоко квалифицированные специалисты, творчески активные педагоги, отличающиеся наличием у них в научно-учебно-воспитательной деятельности доминирующей потребности творчества.

Умение видеть и определять индивидуально неповторимые особенности конкретного человека имеет решающе значение для педагога.

Личная концепция учителя должна состоять из:

- поиска творческих приёмов формирования и совершенствования базовых знаний, умений и навыков и вариативное использование на уроках;

- создания условий для развития потенциальных возможностей детей в атмосфере творчества, понимания, поддержки;

- активизации и совершенствование основных психических механизмов, лежащих в основе творческого развития младших школьников (память, внимание, мышление, воображение);

- расширении границ познания младших школьников за счёт использования творческих методов и приёмов обучения.

При индивидуализации обучения особенное значение и развитие получают такие качества как: самостоятельность, инициативность или поисковый стиль деятельности, творчество и другие. Индивидуализация обучения способствует развитию способностей учащихся, учитываются их склонности и интересы, различное отношение к учению, к отдельным учебным предметам. Одним из средств выполнения этой задачи является использование в самостоятельной работе заданий, одинаковых по содержанию, но различных по способу выполнения…

"Стартовой площадкой" успешного обучения и формирования творческой личности, является наличие трех составляющих интеллектуальной деятельности, направленной на усвоение чего-то принципиально нового:

1) высокого уровня сформулированности элементарных познавательных процессов;

2) высокого уровня активного мышления;

3) высокого уровня организованности и целенаправленности познавательных процессов.

Этого можно достичь с помощью внутреннего плана действий: планирования, анализа, рефлексии.

Учитель, воспитатель должен направлять развитие ребенка по направлениям:

а) ребенок познает, воспринимает и усваивает окружающее;

б) ребенок влияет на окружающее;

в) ребенок приобретает способность к ориентации и саморегуляции, у него формируется личностный подход к явлениям, среде, поведению, а знания стают практически направленными. Активное введение в традиционный учебный процесс разнообразных развивающих занятий и систем творческих заданий, специфически направленных на развитие творческой деятельности, личностно-мотивационной и аналитико-синтаксической сфер ребенка, памяти, внимания, воображения и ряда других важных психических функций, является в этой связи одной из важнейших задач деятельности современного педагога в развитии творческого потенциала ребенка.

(https://infourok.ru/)


Заключение

Исходя из вышеизложенного, можно сформулировать следующие предпосылки развития творческой личности (это требования к педагогу и окружающей среде):

1. Наличие развитой творческой активности у педагога, развитого нравственного начала, поскольку педагог должен взрастить в ребенке потребность в творчестве, которая невозможна без наличия созидательной цели.

2. Педагог должен быть добрым, отзывчивым, интересным человеком, чтобы во взаимодействии обогатить эмоциональную сферу ребенка.

3. Педагог должен хорошо знать свой предмет, техники решения задач, он должен быть мастером своего дела, чтобы помочь ребенку выполнить конкретные задания, навести на мысль в случае затруднения, вооружить ребёнка знаниями и умениями.

4. Педагог должен поддержать в ребёнке работоспособность в пределах отведенного на данный возраст времени – поощрить, создать положительный эмоциональный настрой, поддержать в случае неудачи, не давать непосильных заданий, поощрять творческую активность.

5. Педагог должен воспитывать в ребёнке умение не сдаваться, преодолевать трудности, лень, которая может возникнуть на определённом этапе работы, прививать трудолюбие, внимательность и аккуратность. Нелишним также будет умение работать в коллективе, необходимо предоставлять детям возможность выполнять коллективные работы.

6. Педагог и другие участники воспитательного процесса (администрация учреждения, родители) должны позаботиться о создании комфортной и располагающей к творчеству атмосфере, о достаточном количестве пособий и материалов для творчества, чтобы ребёнку был предоставлена свобода выбора в деятельности, наглядно передан лучший опыт человеческой культуры.

7. В доступности должны быть расположены качественные, соответствующие возрасту и с небольшим опережением материалы для самообразования, педагог должен поощрять стремления ребёнка узнать что-то новое, чему-то научиться сверх программы.

8. Педагог должен знать основы педагогики и психологии, быть внимательным и чутким человеком, иметь возможность индивидуальной работы с детьми, помочь каждому ребёнку раскрыть свой потенциал.

Одной из основных предпосылок развития творческой личности является сформированная потребность в творчестве. Педагогу необходимо «зажечь» сердце ребёнка, увлечь творческой деятельностью так, чтобы она была в приоритете при выборе досуга, потому что человек творческий – это человек счастливый в своей деятельности, продуктивный и позитивный, способный приносить радость себе и окружающим.





Список литературы:


1. Альтшуллер Г.С. «Найти идею: Введение в ТРИЗ - теорию решения изобретательских задач» Изд. «Альпина Паблишер», 2014г.

2. Веракса, Н. Е. Детская психология: учебник / Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса. – Москва: Юрайт, 2014. – 445 с.

3. Гуревич, П. С. Психология и педагогика: учебник / П. С. Гуревич. – Москва: Юрайт, 2014. – 478 с.

4. Кавецкий И.Т., Т.Л. Рыжковская, И.А. Коверзнева, В.Г. Игнатович, Н.А. Лобан, С.В. Старовойтова. «Основы психологии и педагогики» - Минск.: Изд-во МИУ, 2010г.)

5. Кляус Е.М. Поиски и открытия М. «Наука», 1986г

Котова, И.Б. Общая психология: Учебное пособие / И.Б. Котова, О.С. Канаркевич. - М.: Дашков и К, Академцентр, 2016. - 480 c

6. Малахов А.А. «Аккумуляция информации» М.: «Наука», 1984г.

7. Рисс О. В. «От замысла к книге». М.: «Книга», 1969г.

8. Селье Г. «От мечты к открытию». М.: «Прогресс», 1987г.


15




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!