СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Предпосылки и начало Петровских преобразований

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Предпосылки и начало Петровских преобразований»

Предпосылки и начало Петровских преобразований

Предпосылки и начало Петровских преобразований

ПЛАН УРОКА 1. «Младший царь». 2. Обучение и воспитание царевича Петра. 3. Азовские походы. 4. Великое посольство. 5. Начало реформ.

ПЛАН УРОКА

  • 1. «Младший царь».
  • 2. Обучение и воспитание царевича Петра.
  • 3. Азовские походы.
  • 4. Великое посольство.
  • 5. Начало реформ.
1. «Младший царь» Фёдор Алексеевич вступил на престол после отца, но рано скончался — в апреле 1682 г. в возрасте 20 лет. Надо сказать, что он заботился о своём сводном брате и крестнике Петре: именно по его инициативе началось обучение младшего царевича. Однако смерть царя Фёдора резко изменила течение жизни при дворе. Имевшие большую силу боярские «партии» при поддержке патриарха Иоакима предпочли остановить свой выбор на царевиче Петре в обход старшего царевича Ивана. Решение бояр было нарушением традиций престолонаследия. Царевич Пётр Алексеевич был сыном царя Алексея Михайловича от второго брака с Натальей Кирилловной Нарышкиной. Когда Алексей Михайлович умер, в живых остались только два сына от первого брака — Фёдор и Иван.

1. «Младший царь»

Фёдор Алексеевич вступил на престол после отца, но рано скончался — в апреле 1682 г. в возрасте 20 лет. Надо сказать, что он заботился о своём сводном брате и крестнике Петре: именно по его инициативе началось обучение младшего царевича. Однако смерть царя Фёдора резко изменила течение жизни при дворе. Имевшие большую силу боярские «партии» при поддержке патриарха Иоакима предпочли остановить свой выбор на царевиче Петре в обход старшего царевича Ивана. Решение бояр было нарушением традиций престолонаследия.

Царевич Пётр Алексеевич был сыном царя Алексея Михайловича от второго брака с Натальей Кирилловной Нарышкиной. Когда Алексей Михайлович умер, в живых остались только два сына от первого брака — Фёдор и Иван.

1. «Младший царь» Возмущение стрельцов 15 мая 1682  г., за которым стояла царевна Софья Алексеевна, привело к государственному перевороту. Власть была захвачена сторонниками царевны Софьи. Сторонники Петра I потерпели поражение и принуждены были смириться с произошедшим. Пётр Алексеевич, правда, царём остался, но считался лишь «младшим» соправителем «старшего царя» Ивана Алексеевича. Правителем-регентом при братьях стала их старшая сестра Софья.

1. «Младший царь»

Возмущение стрельцов 15 мая 1682 г., за которым стояла царевна Софья Алексеевна, привело к государственному перевороту.

Власть была захвачена сторонниками царевны Софьи. Сторонники Петра I потерпели поражение и принуждены были смириться с произошедшим. Пётр Алексеевич, правда, царём остался, но считался лишь «младшим» соправителем «старшего царя» Ивана Алексеевича.

Правителем-регентом при братьях стала их старшая сестра Софья.

1. «Младший царь» РЕГЕНТСТВО  – временное правление одного или нескольких лиц при болезни, малолетстве или отсутствии монарха.

1. «Младший царь»

РЕГЕНТСТВО – временное правление одного или нескольких лиц при болезни, малолетстве или отсутствии монарха.

1. «Младший царь» Царица Наталья Кирилловна стала избегать кремлёвских палат и подолгу жить с сыном в подмосковном дворцовом селе Преображенском. Эти годы своеобразного «изгнания» из Кремля стали чрезвычайно важными в становлении личности царя Петра.

1. «Младший царь»

Царица Наталья Кирилловна стала избегать кремлёвских палат и подолгу жить с сыном в подмосковном дворцовом селе Преображенском. Эти годы своеобразного «изгнания» из Кремля стали чрезвычайно важными в становлении личности царя Петра.

2. Обучение и воспитание царевича Петра Прочитайте самостоятельно п.2 параграфа 1 и ответьте на вопросы: 1. Где Пётр I провёл большую часть своего детства? Кто был в этом заинтересован? Почему? 2. Каков был круг общения Петра I в детские и юношеские годы? Как это повлияло на формирование личности Петра? 3. Каковы были «детские» занятия Петра I? В чём состояло их значение для формирования личности царя? 4. В результате каких событий завершилось правление царевны Софьи?

2. Обучение и воспитание царевича Петра

Прочитайте самостоятельно п.2 параграфа 1 и ответьте на вопросы:

1. Где Пётр I провёл большую часть своего детства? Кто был в этом заинтересован? Почему?

2. Каков был круг общения Петра I в детские и юношеские годы? Как это повлияло на формирование личности Петра?

3. Каковы были «детские» занятия Петра I? В чём состояло их значение для формирования личности царя?

4. В результате каких событий завершилось правление царевны Софьи?

«Потешные полки» - особое формирование войск для обучения солдат «армии нового строя», созданное царевичем Петром Алексеевичем.

«Потешные полки» - особое формирование войск для обучения солдат «армии нового строя», созданное царевичем Петром Алексеевичем.

… В это время начали учить войска стрелять чугунными бомбами. Учили на совесть. Федор Зоммер, которого Петр назначил генералом потешных войск, не хотел получать деньги просто так. Это уже была не забава и не игра. В учениях они побили множество скота в полях и покалечили сотни человек в деревнях…  Алексей Толстой Петру I в распоряжение набрали целый полк, и царевич стал учиться командовать взрослыми, осваивая военное дело. В это время все забавы были исключительно мирными. Ружья заряжались холостыми снарядами, а пушки палили горохом или репой. Изменения произошли в 1685 году, когда на Яузе был построен небольшой город, который сам Петр называл «стольный град Пресбург». С этого момента потешные игры изменились. Теперь одна армия занимала оборону в городе, а другая армия шла в атаку. Часто молодой царевич нападал на мирных людей: проезжающих купцов, бояр и других. И это не выдумка! Все эти истории описаны в рассказах Алексея Толстого и просто поражают своей жестокостью.

В это время начали учить войска стрелять чугунными бомбами. Учили на совесть. Федор Зоммер, которого Петр назначил генералом потешных войск, не хотел получать деньги просто так. Это уже была не забава и не игра. В учениях они побили множество скота в полях и покалечили сотни человек в деревнях…

Алексей Толстой

Петру I в распоряжение набрали целый полк, и царевич стал учиться командовать взрослыми, осваивая военное дело. В это время все забавы были исключительно мирными. Ружья заряжались холостыми снарядами, а пушки палили горохом или репой.

Изменения произошли в 1685 году, когда на Яузе был построен небольшой город, который сам Петр называл «стольный град Пресбург». С этого момента потешные игры изменились. Теперь одна армия занимала оборону в городе, а другая армия шла в атаку. Часто молодой царевич нападал на мирных людей: проезжающих купцов, бояр и других. И это не выдумка! Все эти истории описаны в рассказах Алексея Толстого и просто поражают своей жестокостью.

ПОЛКИ, ВЫДЕЛИВШИЕСЯ ИЗ ПОТЕШНЫХ в 1691 г. ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ СЕМЕНОВСКИЙ Офицер Лейб-гвардии Семёновского полка с 1700 по 1720 год Петр I в форме офицера Преображенского полка

ПОЛКИ, ВЫДЕЛИВШИЕСЯ ИЗ ПОТЕШНЫХ в 1691 г.

ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ

СЕМЕНОВСКИЙ

Офицер Лейб-гвардии Семёновского полка с 1700 по 1720 год

Петр I в форме офицера Преображенского полка

Франц Лефорт - ближайший сподвижник Петра, адмирал флота, реформатор армии.

Франц Лефорт - ближайший сподвижник Петра, адмирал флота, реформатор армии.

Евдокия Лопухина – первая жена Петра I

Евдокия Лопухина – первая жена Петра I

1682-1725 гг. - правление Петра I (общие годы) 1682-1689 гг. – регентство Софьи 1689-1696 гг. – соправление Петра и Ивана 1696-1721 гг. – единоличное правление Петра I

1682-1725 гг. - правление Петра I (общие годы)

1682-1689 гг. – регентство Софьи

1689-1696 гг. – соправление Петра и Ивана

1696-1721 гг. – единоличное правление Петра I

ЗАКРЕПИМ ИЗУЧЕННОЕ 1. Почему Наталья Кирилловна предпочла покинуть Москву после смерти царя Алексея Михайловича? 2. Кто мог претендовать на престол после смерти Алексея Михайловича? 3. В чём состояли причины и предпосылки первых реформ Петра I? 4. Где Пётр I провёл большую часть своего детства? Кто был в этом заинтересован? Почему? Прочитайте доп. материал Н. И. Павленко после параграфа и ответьте на вопросы: 1) Назовите три увлечения Петра I, которые выделяет автор. Какое из них было самым сильным? Что положило начало этому увлечению? 2) Какое качество Петра I, по мнению автора, отличало царя от его предшественников? Какой факт использует автор для подтверждения своего мнения? 3) В чём проявилось увлечение Петра I военным делом? Какова была практическая польза для страны от этого увлечения?

ЗАКРЕПИМ ИЗУЧЕННОЕ

1. Почему Наталья Кирилловна предпочла покинуть Москву после смерти царя Алексея Михайловича?

2. Кто мог претендовать на престол после смерти Алексея Михайловича?

3. В чём состояли причины и предпосылки первых реформ Петра I?

4. Где Пётр I провёл большую часть своего детства? Кто был в этом заинтересован? Почему?

Прочитайте доп. материал Н. И. Павленко после параграфа и ответьте на вопросы:

1) Назовите три увлечения Петра I, которые выделяет автор. Какое из них было самым сильным? Что положило начало этому увлечению?

2) Какое качество Петра I, по мнению автора, отличало царя от его предшественников? Какой факт использует автор для подтверждения своего мнения?

3) В чём проявилось увлечение Петра I военным делом? Какова была практическая польза для страны от этого увлечения?

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ §1 (п. 1-2), читать доп. материал, отвечать на вопросы. Учить конспект.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

§1 (п. 1-2), читать доп. материал, отвечать на вопросы. Учить конспект.

3. Азовские походы 1695 и 1696 гг. – Азовские походы ПРИЧИНЫ: Необходимость защититься от Крымского хана; Необходимость закрепиться на побережье Азовского моря; Нужен выход в Черное море; Нужда в новых торговых путях

3. Азовские походы

1695 и 1696 гг. – Азовские походы

ПРИЧИНЫ:

  • Необходимость защититься от Крымского хана;
  • Необходимость закрепиться на побережье Азовского моря;
  • Нужен выход в Черное море;
  • Нужда в новых торговых путях
Воронеж – родина русского флота

Воронеж – родина русского флота

3. Азовские походы Итоги Азовских походов : Первый неудачен Построен флот Улучшена артиллерия Азов взят в 1696 г. Основан Таганрог в 1698 г.

3. Азовские походы

Итоги Азовских походов :

  • Первый неудачен
  • Построен флот
  • Улучшена артиллерия
  • Азов взят в 1696 г.
  • Основан Таганрог в 1698 г.
4. Великое посольство 1697—1698 гг. - Великое посольство Петра I в Европу Ф. Лефорт Ф. Головин

4. Великое посольство

1697—1698 гг. - Великое посольство Петра I в Европу

Ф. Лефорт

Ф. Головин

Россия + Дания + Саксония = Северный союз против Швеции

Россия + Дания + Саксония = Северный союз против Швеции

5. Начало реформ. Побывав на Западе, Пётр I окончательно убедился в необходимости европеизации страны. Это был главный итог поездки в составе Великого посольства.

5. Начало реформ.

Побывав на Западе, Пётр I окончательно убедился в необходимости европеизации страны. Это был главный итог поездки в составе Великого посольства.

5. Начало реформ. Начал он с боярских бород, которые стали для Петра символом косной старины. Первые бороды Пётр отрезал собственноручно. Затем наступил черёд для русского платья: дворянству указано было сменить долгополые одежды на короткие европейские кафтаны. Указом от 20 декабря 1699 г. с 1700 г. изменялся порядок отечественного летоисчисления. Отныне отсчёт приказано вести не от Сотворения мира, а, как в Европе, от Рождества Христова. При этом новолетие наступало не 1 сентября, а 1 января.

5. Начало реформ.

Начал он с боярских бород, которые стали для Петра символом косной старины. Первые бороды Пётр отрезал собственноручно.

Затем наступил черёд для русского платья: дворянству указано было сменить долгополые одежды на короткие европейские кафтаны. Указом от 20 декабря 1699 г. с 1700 г. изменялся порядок отечественного летоисчисления.

Отныне отсчёт приказано вести не от Сотворения мира, а, как в Европе, от Рождества Христова. При этом новолетие наступало не 1 сентября, а 1 января.

До Петра I

До Петра I

При Петре I

При Петре I

Утро стрелецкой казни. Художник В. Суриков

Утро стрелецкой казни. Художник В. Суриков

ЗАКРЕПИМ ИЗУЧЕННОЕ 1. Какие официальные цели преследовало Великое посольство? Почему они не были полностью достигнуты? 2. В чём выражалась необычность поведения русского царя в Великом посольстве? 3. Как и почему изменились внешнеполитические задачи России в результате Великого посольства? 4. Какова была общая цель первых реформ Петра I? Каковы были средства достижения этой цели? 5. В каких областях проводились первые реформы Петра I? Каково было отношение к ним в стране? 6. Какие качества личности Петра I проявились в ходе расследования причин Стрелецкого бунта? Как бунт повлиял на царя?

ЗАКРЕПИМ ИЗУЧЕННОЕ

1. Какие официальные цели преследовало Великое посольство? Почему они не были полностью достигнуты?

2. В чём выражалась необычность поведения русского царя в Великом посольстве?

3. Как и почему изменились внешнеполитические задачи России в результате Великого посольства?

4. Какова была общая цель первых реформ Петра I? Каковы были средства достижения этой цели?

5. В каких областях проводились первые реформы Петра I? Каково было отношение к ним в стране?

6. Какие качества личности Петра I проявились в ходе расследования причин Стрелецкого бунта? Как бунт повлиял на царя?

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ §1, читать доп. материал, отвечать на вопросы. Учить конспект.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

§1, читать доп. материал, отвечать на вопросы. Учить конспект.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!