СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Предметный мир традиционной культуры народов России Тряпичная кукла

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Предметный мир традиционной культуры народов России Тряпичная кукла»

Предметный мир традиционной культуры народов России

Тряпичная кукла

Данная работа посвящена изучению традиций тряпичной куклы и изготовлению куклы для мальчиков.

Целью нашей работы стало создание игровых кукол для мальчиков. Для достижения данной цели мы поставили перед собой задачи:

  1. Познакомиться с особенностями тряпичной куклы.

  2. Изучить виды кукол по технологии их изготовления и функциональному назначению.

  3. Изготовить куклу

Для достижения цели и решения поставленных задач мы использовали методы: сбор и анализ информации из интернета, работа с фондом школьной библиотеки.

Для достижения цели и решения поставленных задач были использовали методы: сбор и анализ информации из интернета, работа с фондом школьной библиотеки.

Интерес к теме проекта у ребят появился, когда на уроке технологии им рассказали, что были когда-то куклы и для мальчиков.

Кажется, что кукла, как игрушка, была всегда. И мы не задумываемся, когда она появилась. Какой она была раньше? Из чего и как делали куклу?

Вопросов много и, чтобы найти на них ответ, учитель технологии Анастасия Владимировна предложила мне изучить мир тряпичных кукол, чтобы не только познакомиться с историей их возникновения и узнать из чего и как их делали, но и научиться делать их самим так, как делали наши предки.

В ходе работы над темой проекта, мы предполагаем остановиться на игровой кукле Кулачник. Нам она показалась наиболее интересной в использовании и развитии темы. Куклу можно делать, применяя уже современные материалы.

Мы считаем, что она будет интересна современным мальчикам и девочкам.

  1. ОСОБЕННОСТИ ТРЯПИЧНОЙ КУКЛЫ

У каждого народа всегда были, есть и будут свои особенные черты. В основном это относится, прежде всего, к цвету кожи, характерным особенностям черт лица, языку, правилам поведения и общественному устройству. Немало уникальных в своем роде вещей и предметов встречается и в повседневной жизни у многих народов. Русская тряпичная кукла – одно из самых ярких тому подтверждение.

Наших предков кукла сопровождала всю жизнь. Еще до рождения младенца у его будущей колыбели появлялась кукла, отгоняющая злых духов. Младенчество, детство, отрочество, юность, зрелый возраст, старость – все жизненные этапы человек проживал в присутствии кукол и их активном участии. Даже после смерти кукла была рядом, сопровождая усопшего в иной мир.

Русская национальная кукла участвовала буквально в каждом действии жизни человека, и не только в праздничных мероприятиях или наиболее важных этапах, но и в самых обыденных, рутинных. Именно поэтому куклы целиком и полностью отражают суть жизни человека, а не только ее проявления. Понять куклу, ее характер означает узнать тайну древних славян – непостижимую для многих других народов загадочную русскую душу.

Да, именно так, потому что русская традиционная кукла часто оставалась единственным защитником, хранителем, лекарем, советчиком и собеседником человека. Кукле раньше всех рассказывали секреты и делились с ней тайными желаниями, именно она хранила семейный очаг и благополучие в доме, и только кукла забирала от человека все его болезни и несчастья, унося их с собой в огонь или воду. Поэтому отношение к куклам у людей было соответствующее – их любили, уважали, почитали и берегли.

Традиционная русская кукла имеет свои особенности, главными из которых являются следующие:

  • обрядовые куклы и обереги изготавливали без использования колющих и режущих предметов;

  • у кукол не было черт лица;

  • отсутствие персонального имени у куклы, было лишь название;

  • подавляющее преимущество женских образов для изготовления кукол.

Для того, чтобы сделать тряпичную куклу, использовали куски тканей, оторванные от целого рулона или от одежды. Это делалось специально без ножниц, потому что, отрезая какой-нибудь лоскут или лишнюю ткань от куклы, можно было лишить ее целостности в смысловом значении. По этой же причине не использовали иголки, все детали привязывались нитками или скреплялись узлом.

Такие требования были обязательны при изготовлении обрядовых кукол, кукол-оберегов и большинства игровых кукол. Подарочные варианты, особенно из дорогих тканей, с дороги и украшениями можно было сшивать, используя иголку для крепления большого количества декоративных деталей.

Несмотря на такую, казалось бы, непрочную конструкцию, тряпичные русские куклы при должном обращении существовали несколько десятков лет. Во многих семьях были родовые куклы, передаваемые от поколений к поколениям. Кажется, само время придавало им прочности, продлевая жизнь кукольным охранникам и берегиням.

На лице у кукол не рисовали глаз, носа, губ. Это делали по двум причинам. Во-первых, в доме не нужны были лишние глаза и уши, потому что через них в куклу могли проникнуть злые духи и тогда она станет сама источником несчастий. Во-вторых, неудачное выражение лица не только испортит характер куклы, но и оставит его таким навсегда. Поэтому лицо кукле придумывали сами, в зависимости от обстоятельств. Сейчас на фоне огромного количества современных кукол это кажется необычным и странным, но стоит немного пообщаться с безликой куклой, и все становится понятным.

Безликая кукла жила полноценной жизнью – она радовалась и грустила, спала и бодрствовала, смеялась и плакала. Такая кукла не могла не нравиться ее обладателю – выражение лица и его черты были ведь придуманы им самим. Поэтому не совсем верно говорить, что у куклы нет лица – оно есть, но нужно подружиться с куклой, чтобы его увидеть.

В последние века, начиная с девятнадцатого столетия тряпичным куклам все же стали рисовать лица, но это касалось только игровых или декоративных вариантов. Это произошло от желания максимально очеловечить куклу, сделать ее облик очень похожим на нас. Но и в этих случаях использовали лишь символическое отображение глаз, носа или рта, вышивая их крестом и прямыми линиями.

Куклам в Древней Руси не давали имен. Считалось, что, нарекая куклу, ее можно использовать во вред тому человеку, у которого будет или есть такое же имя. Этим пользовались темные колдуны – называли куклу так же, как и объект воздействия и творили над ней свои ритуалы. Кроме этого, дав кукле человеческое имя, можно было потревожить дух умершего родственника с таким же именем. Поэтому игровых кукол называли просто куклами, ляльками, цацками и т.д.

Обрядовые куклы и обереги называли по их прямому назначению или же по обстоятельствам, сопутствующим их появлению. Например, когда начинало пригревать весеннее солнце, делали светлую, яркую, веселую куклу, символизирующую пробуждение природы и приход весны [5]. 

II. ВИДЫ КУКОЛ ПО ИХ ИЗГОТОВЛЕНИЮ И ФУНКЦИОНАЛЬНОМУ НАЗНАЧЕНИЮ

Русские народные куклы делали из подручных материалов. Самыми распространенными из них были следующие:

  • обрывки ткани или старой одежды для оберегов и обрядовых кукол;

  • лоскуты новой ткани для сувенирных, декоративных фигурок;

  • пучки травы или сена;

  • деревянные палочки, поленца, чурбачки;

  • в качестве наполнителя - зола, ветошь.

Наибольший интерес представляют тряпичные куклы, отражающие своим внешним видом особенности культуры той местности, где ее изготовили.

Русская национальная кукла подразделялась на три большие группы по своему функциональному назначению:

  • кукла – оберег;

  • обрядовая кукла.

  • игровая кукла;

Любая из этих групп включает в себя несколько десятков кукол, каждая из которых будет отличаться от других своим устройством или сохраняемым смыслом. Предназначение куклы определяло ее дальнейшую жизнь, оно никогда не менялось и очень редко сочеталось. Так, обрядовыми куклами никогда не играли, равно, как и игровые куклы не использовали в обрядах. А вот куклу-оберег иногда давали детям в качестве игрушки. Чаще всего это происходило с лечебными куклами, набитыми лекарственными растениями.

Основное предназначение игровой куклы – это отвлечь ребенка в то время, когда взрослые занимаются своими делами. Куклами играли все дети – и девочки, и мальчики. Для самых маленьких изготавливали особые куклы, развивающие мелкую моторику и двигательные функции.

Любая игровая народная кукла несет в себе и дополнительную нагрузку. Какие-то куклы тренируют ловкость, например напалечные фигурки или куклы с основой на деревянной палочке. Такие куклы можно было крутить в руках, держа ее за палочку – так девочки приобретали навыки прядения, а руки мальчиков готовились к плетению лаптей. Для этих целей изготавливали кукол – хороводниц, а для мальчишек – бойцов, на руках которых были закреплены маленькие мешочки.

Изготавливали игровые куклы, как правило, взрослые, но и дети принимали в этом процессе самое активное участие. Поэтому малыши с самых ранних лет знали очень много о культурных традициях и обычаях своего народа. Кукла была самым популярным подарком для детей, при этом она обязательно имела определенный сакральный смысл. 

Детей готовили к взрослой жизни, формируя у них заранее все основные представления о будущем. Дети до 6-7 лет носили рубахи – и мальчики, и девочки. В этот период и куклы у них были одни и те же. Надевая портки, мальчишки начинали свой первый мужской жизненный этап, и в этот период куклы у них выполняли в основном мужскую работу – пахали, сеяли, убирали урожай, защищали территорию. [ 3 ]

III. КУЛАЧНИК. ИГРОВАЯ КУКЛА ДЛЯ МАЛЬЧИКА.

Все, кто увлекается традиционными куклами, изучает их историю конструкции, рано или поздно сталкиваются с очевидным фактом: мужские образы встречаются в разы реже, чем женские. Особенно, если рассматривать примеры, реально бытовавшие в традиционной культуре, а не созданные современными художниками в контексте развития традиции. Первым, всесторонним и наиболее глубоким следованием ответа на вопрос о преобладании женских образов над мужскими является статья Светланы Владимировны Комаровой [1]. И хотя с момента ее публикации прошло уже более 10 лет, в печати не появилось ничего более обстоятельного и убедительного. Поэтому позволим себе процитировать наиболее важные положения гипотезы, высказанные ее автором.

Статья была написана на основе изучения и анализа кукол, хранящихся в фондах Российского этнографического музея (г. Санкт- Петербург). Поражает прежде всего результат количественного анализа: из 850 кукол только 70 являются мужскими образами. То есть, соотношение женских и мужских образов 12:1. Причина такого количественного дисбаланса кроется, по мысли автора, в том, что материалу и технологии изготовления кукла была тесно связана женским пространством. «Кукла изготавливалась, как правило, из текстильных или прототекстильных материалов: растений (солома, трава), волокон (лыко, шерсть, льняное или конопляное волокно), ха, кожи, бумаги, нитей, ткани» [ 1,4 ]. Действительно, трудно согласиться с автором статьи в том, что «вынужденная культурная направленность» - одна из главных, но не единственных причин такого очевидного неравенства.

Второй причиной, повлиявшей на преобладание женских
образов, С.Комарова считает традиционное распределение детских
игровых пространств: в куклы играли преимущественно девочки. Игры
мальчиков были направлены на тренировку силы, ловкости, быстроты.
Проигрывание будущих социальных ролей было важнее для девочек,
отсюда и многочисленные вариации различных женских образов
- девочки, девушки, невесты, матери, бабушки - а также варианты
оформления их костюмов. Продолжая рассуждения С.Комаровой,
хочется добавить, что развитие навыков шитья и рукоделия как
определенная социальная задача, ставилась исключительно перед
девочками, что также повлияло на количественный дисбаланс[ 2 ]

В нашей работе мы раскрываем смысл игровой куклы Кулачник. У наших предков трудовые будни каждого человека начинались очень рано, 5-6-летний возраст ребенка считался уже оптимальным для возложения на него определенных домашних обязанностей, и это считалось нормальным и естественным. Например, девочки в этом возрасте вполне могли сварить для всей семьи горшок каши, правда делала она это вместе с куклой Помощницей, но, тем не менее, ответственность за сытость семьи уже была поделена в равной степени между взрослыми и детьми.

Одной из главных обязанностей мужчин является завоевание новых территорий, которые потом они же осваивали, занимаясь охотой и земледелием. Но не менее важным для сохранения рода было умение защищаться как от диких зверей, так и от других завоевателей. В тех случаях, когда враг уже близко, на первый план выступают умения рукопашного боя, поэтому мальчикам было необходимо с самых ранних лет понимать механику таких приемов, знать законы инерции и движения. Кукла Куклак – один из самых простых и доступных средств начать обучение основным приемам защиты.

Кулаки на руках куклы сделаны подвижными, поэтому для попадания в цель нужно учитывать многие параметры - длину руки, амплитуду вращения, расстояние до цели, вес самого кулака. Все это постепенно превращало играющего в куклы мальчишку в опытного и умелого бойца, способного защитить себя и свою семью в случае нужды. Ну, и как мы уже упоминали, вращая Куклака в руке, развивалась мелкая моторика и укреплялись мышцы кисти, что было необходимо для плетения лаптей или корзин.

Римма Тарасова, хозяйка музея «Берегиня» рассказывает: "...Когда на праздниках проводились молодецкие забавы, взрослые устраивали кулачные бои, а малышам делали кукол «Кулачников», для возможности поиграть в кулачные бои. Главное условие игры — нужно сбить шапку у своего соперника. Кулачник располагался на палочке и у него были тяжелые кулачки, если палочку покрутить внизу, то куклак может делать движения вокруг самого себя. Мальчиков учили, что нужно обязательно научиться драться, для того чтобы защитить себя, свой дом, своих близких, но не наносить удар, не нападать"[ 6 ].

В роли кулаков у нас выступают два узелка из плотной ткани, набитых ветошью. Каждый из узелков подвешиваем на нитке на край палочки для рук, оставляя расстояние между ними (между узелком и краем палочки) примерно 3-4 см для свободного движения. Боковыми концами лоскута от головы оборачиваем руки, фиксируя ткань на узелках. Ткань на рукавах должна лежать свободно, не утягивать, но и не висеть.

Из двух скруток делаем ноги, закрепляем их на талии, сверху одеваем рубаху и подпоясываем ее. Из короткого пучка льна мастерим прическу, закрепляем волосы простым очельем. Так выглядит тряпичная кукла Куклак в традиционном исполнении. В дальнейшем можно экспериментировать с длинной рук, делая их больше, или утяжелять кулаки, вкладывая в узелки небольшие камешки или металлические детали.

Если есть желание, то существует способ разнообразить поединки с Куклаками, одев на них шапки и объявив задачу – сбить эту шапку с противника. Понятно, что в этом случае волосы должны быть надежно закреплены, а шапка – сидеть несколько свободнее, чем обычно. Палочка крестовины, за которую вращают куклу может быть разной толщины и длины, от этих параметров зависят боевые возможности Куклака и сложность управления им (прил. 3)

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Для достижения поставленной цели и решения задач мы использовали методы: сбор и анализ информации из интернета, работа с фондом школьной библиотеки.

В рамках решения первой задачи мы узнали, что немало уникальных в своем роде вещей и предметов встречается и в повседневной жизни у многих народов. Русская тряпичная кукла – одно из самых ярких тому подтверждение.

Наших предков кукла сопровождала всю жизнь.

В рамках решения второй задачи мы установили, что русские народные куклы делали из подручных материалов. Самыми распространенными из них были следующие:

• обрывки ткани или старой одежды для оберегов и обрядовых кукол;

• лоскуты новой ткани для сувенирных, декоративных фигурок;

• пучки травы или сена;

• деревянные палочки, поленца, чурбачки;

• в качестве наполнителя - зола, ветошь.

Наибольший интерес представляют тряпичные куклы, отражающие своим внешним видом особенности культуры той местности, где ее изготовили.

Русская национальная кукла подразделялась на три большие группы по своему функциональному назначению:

• кукла – оберег;

• обрядовая кукла.

• игровая кукла;

Любая из этих групп включает в себя несколько десятков кукол, каждая из которых будет отличаться от других своим устройством или сохраняемым смыслом. Предназначение куклы определяло ее дальнейшую жизнь, оно никогда не менялось и очень редко сочеталось. Так, обрядовыми куклами никогда не играли, равно, как и игровые куклы не использовали в обрядах. А вот куклу-оберег иногда давали детям в качестве игрушки. Чаще всего это происходило с лечебными куклами, набитыми лекарственными растениями.

Для решения третьей задачи мы изучили статью Светланы Владимировны Комаровой, организатор этнологического клуба Параскева, автор многих статей по художественному текстилю, рассмотрели фотографии экспонатов Российского этнографического музея в г. Санкт-Петербурге.

Мы заметили очевидный факт: мужские образы встречаются реже, чем женские. Одной из причин, повлиявшей на преобладание женских
образов, С.Комарова считает традиционное распределение детских
игровых пространств: в куклы играли преимущественно девочки. Игры
мальчиков были направлены на тренировку силы, ловкости, быстроты.
Проигрывание будущих социальных ролей было важнее для девочек,
отсюда и многочисленные вариации различных женских образов
- девочки, девушки, невесты, матери, бабушки - а также варианты
оформления их костюмов. Развитие навыков шитья и рукоделия как
определенная социальная задача, ставилась исключительно перед
девочками, что также повлияло на количественный дисбаланс.

В ходе работы над темой проекта, мы остановились на игровой кукле Кулачник. Нам она показалась наиболее интересной в использовании и развитии темы. Куклу можно делать, применяя уже современные материалы, такие как самозатвердевающая масса для лепки, синтетические нити для волос и т.д.. Мы изготовили Кулачников с братьями, они с удовольствием присоединились к работе и потом увлеченно играли с ними. Мы предложили поиграть в игру с Кулачниками детям (Прил2), занимающимся в объединении декоративно прикладного творчества. Игру увлекла и девочек, и мальчиков. Таким образом, мы пришли к выводу, что традиционная кукла Кулачник заслуживает нашего внимания.

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ

  1. Комарова С.В. "Кукольные мужички" в собрании РЭМ: гендер в предметно-символических кодах культуры / /Мужской сборник. Вып. 2. М., 2004. С. 151 - 156.

  2. Мишина М.А. Ляльки. Куклы. Куклаки: Тряпичные куклы России. Традиция и современность. - СПб, 2015. - 172 с, 98 ил.

  3. Шайдурова Н.В. Традиционная тряпичная кукла. Учебно – методическое пособие. – СПб.: ООО «Издательство «Детство – Пресс», 2011-176c

  4. Этноклуб "Параскева" // Народное творчество. 1995. № 4. С. 7.

  5. http://kuklastadt.ru/articles/russkaya-tryapichnaya-kukla

  6. https://www.youtube.com/watch?v=mZfetitNu9s




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!