«Речь и альтернативная коммуникация»
Тема:
2 класс «Образование и чтение слогов с буквой П. Письмо логов с буквой П»
Цель: познакомить детей со звуками [п],[п‘] и буквой П.
Коррекционно-образовательные задачи:
1) закрепить навыки различения и чёткого произношения звуков [п],[п‘].
2) упражнять в определении места звука в слове (начало, середина, конец слова);
3) закрепить в речи детей понятие «слог»;
Коррекционно-развивающие задачи: развивать фонематический слух, внимание, память, мышление.
Коррекционно-воспитательные: воспитывать положительное отношение к занятиям; умение контролировать собственную речь; формировать навык сотрудничества, умение слушать собеседника; воспитывать уважительное отношение друг к другу.
Ход занятия
I. Организационный момент:
У: Присядет тот, кто назовёт первый звук своего имени. (Ответы детей).
Логопед: Дорогие ребята, сегодня мы отправимся в волшебную страну звуков и букв, будем внимательными и старательными, узнаем много нового и интересного, а помогут нам в этом наши гости – это куклы Пик и Пак. Они познакомят нас новым звуком.
II. Знакомство с новой темой.
Логопед: Пак и Пик принесли с собой загадки и просят вас помочь их отгадать. Поможем нашим гостям?
Дети: Да, поможем!
Логопед: А теперь внимательно слушаем загадки:
В тёмном уголке живёт,
Тоненькую нить прядёт.
Он тайком сюда забрался,
Строить новый дом собрался. (Паук)
Дети: Это Паук.
Логопед: Следующая загадка:
Холода их так пугают,
К тёплым странам улетают.
Петь не могут, веселиться,
Собрались все в стайки …. (Птицы)
Дети: Птицы.
Логопед: Продолжаем.
Железные избушки
Держатся друг за дружку.
Одна, с трубой,
Тянет всех за собой. (Поезд)
Дети: Поезд.
Логопед: Молодцы, и последняя загадка:
Кто имеет пятачок,
Не зажатый в кулачок?
На ногах его копытца,
Из корытца пьёт водицу. (Поросёнок)
Дети: Поросёнок.
Логопед: Молодцы, ребята! А скажите, пожалуйста, какой первый звук встречается в наших отгадках – Паук, Птицы, Поезд, Поросёнок.
Дети: Звук [п].
Логопед: Правильно ребята, это звук [п]. Сегодня мы с вами познакомимся с этим звуком.
III. Характеристика звука по акустическим и артикуляционным параметрам.
Логопед: Когда мы произносим звук [п], губы сомкнуты, воздушная струя размыкает губы. Язык лежит неподвижно за нижними зубами. Если звук при произношении встречает преграду, какой это звук: согласный или гласный?
Дети: Это согласный звук.
Логопед: Звук [п] – согласный, твёрдый, глухой.
Ребята, я знаю, что вы научились различать согласные твердые и согласные мягкие. Пак, Пик — в каком слове звук [п] твердый, а в каком мягкий?
Дети: В слове Пак звук [п] твердый, а в слове Пик — мягкий.
Логопед: Почему в слове Пик звук [пь] мягкий?
Дети: Звук [пь] мягкий, потому что после него стоит гласный звук [и].Онвсегда делает согласные мягкими.
Логопед: Правильно. Звук [п’] – согласный, мягкий, глухой.
IV. Выделение звуков на слух: Игра «Светофор».
Логопед произносит слова — паук, пень, поросёнок, почтальон, петух, пылесос, подушка, пирог, письмо, пальто, помидор, пять, пушка, пуговица. Дети поднимают цветные семафоры: если звук мягкий – зелёный; если звук твёрдый – синий.
Логопед: Молодцы, ребята.
V. Игровое упражнение «Дополни предложение».
Логопед читает предложения, дети дополняют последнее слово, чтобы оно начиналось на звук [п] или[п‘].
— На огороде выросли красные … (помидоры)
— Мама испекла вкусный … (пирог)
— Мальчик на почте отправил … (письма)
— Полина сняла … (пальто).
VI. Звукослоговой анализ слов: ПАУК, ПИЛА.
Логопед: Помогите Пику выложить слово ПИЛА с помощью цветных кружочков.
— П-п-пила. Какой первый звук? (Звук [пь])
— Он какой? (Согласный, мягкий)
— Каким цветом обозначим? (Зеленым)
— П-и-и-ила. Какой следующий звук? (Звук [и])
— Он гласный или согласный? (Гласный)
— Каким цветом обозначим ? (Красным)
— Пи-л-л-ла.Какой следующий звук?(Звук [л] )
— Он какой? (Согласный, твердый)
— Каким цветом обозначим? (Синим).
— И последний звук: пила-а-а? (Звук [а])
— Он гласный или согласный? (Гласный)
— Каким цветом обозначим ? (Красным)
— Ск. всего звуков в слове ПИЛА? ( Всего 4 звука)
— Ск. гласных? (2)
-Назовите их: ([и],[а])
-Ск. согласных? (2)
— Назовите их. ([пь, л])
Логопед: Молодцы! Ребята, Пак просит, чтобы вы выложили цветными кружочками слово ПАУК. (Один ребенок работает у доски, остальные за столами самостоятельно).
Логопед: Проверьте, у всех получилось так как на доске. Молодцы. Пик и Пак довольны вашей работой и приглашают вас поиграть и отдохнуть.
VII. Физкультминутка.
Девочки и мальчики
Прыгают как зайчики,
Ножками топают,
Ручками хлопают,
Головками кивают
И тихо приседают.
(Движения выполняются в соответствии с текстом).
VIII. Знакомство с буквой П.
Логопед: Ребята, а вы знаете, что звуки[п],[п‘] обозначаются одной буквой?
Дети: Нет.
Логопед: Они обозначаются буквой П (показываю на доске: П).
Букву П в спортивном зале
Перекладиной назвали.
Ну-ка, милый, не ленись,
Подойди и подтянись!
Логопед: Ребята, из скольких элементов состоит буква П?
Дети: Буква П состоит из 3 палочек.
Логопед: Какие палочки по размеру?
Дети: Две длинные и одна короткая.
Логопед: Возьмите палочки и выложите букву П. (Дети выкладывают букву).
Логопед: А теперь, ребята, откроем тетради и возьмём карандаши. Печатаем букву П в Тетради по образцу.
IX. Чтение слогов и слов.
Логопед выкладывает на доске слоги: АП, ОП, УП, ЫП, ИП, ПА, ПО, ПУ, ПЫ.
Слова: ПАПА, ПАУК. (Дети читают ).
X. Итог занятия.
Логопед: С какими новыми звуками и буквой мы познакомились?
Дети: Мы познакомились со звуками [п],[п‘] и буквой П.
Логопед: Ребята, чтобы наши друзья — Пик и Пак не забыли, какой буквой обозначаются их звуки, давайте хором им напомним.
Дети: Пик — Звук [п’], согласный, мягкий, глухой.
Пак — Звук [п] – согласный, твёрдый, глухой.
Логопед: А теперь скажем «До свидания» нашим друзьям. Все очень хорошо занимались. Спасибо.