СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Предмет, методы и задачи науки «Управление».

Категория: Экономика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Предмет, методы и задачи науки «Управление».»

Предмет, методы и задачи науки «Управление».

Известно, что любая наука представляет собой комплекс зна­ний об окружающем мире. По мере их накопления происходит процесс выделения, «отпочковывания» частных наук от более об­щих дисциплин. Именно с этим процессом связано становление самостоятельной науки об управлении.

Условием выделения любой науки является появление своего самостоятельного предмета исследований. Поскольку наука уп­равления как самостоятельная отрасль знаний стала формировать­ся не так давно (часто ее появление связывают с выходом работ Ф. Тейлора), в литературе можно встретить самые различные оп­ределения ее предмета.

Очевидно, следует исходить из того, что объектом и субъектом управления в общественном производстве выступают, прежде всего, люди, которые обеспечивают успех любого дела независимо от уровня развития техники. Между ними в процессе производства складываются определенные отношения, которые принято под­разделять на межличностные, межсистемные и смешанные. В межличностных отношениях участвуют руководители и исполните­ли, руководители одного уровня, исполнители одного или не­скольких подразделений и т. д. Межсистемные отношения характе­ризуют взаимодействие не отдельных личностей или групп, а це­лых систем или подсистем различного уровня - от государства и министерства до предприятия, цеха, участка, бригады, звена. Сме­шанные отношения формируются между обществом и работника­ми, предприятием и работниками и т. д.

Как и любая другая наука, управление производством имеет свой предмет, теорию, объект и метод познания. Предмет определяет, чем занимается наука, какова сфера ее приложения, т.е. раскрывает те стороны, свойства и отношения объектов, которые ею исследуются с определенной целью в конкретно-исторических условиях.

Профессор Г.И. Будылкин предложил следующее определение: «Предметом науки управления производством является совокуп­ность общественных отношений, которые складываются между людьми в процессе управления на разных уровнях и в различных звеньях социально-экономической системы». Наука изучает раз­ные аспекты этих отношений: функции управления как первоос­нову формирования структуры управленческой системы; процес­сы, происходящие в этой системе; методы воздействия на управ­ляемые объекты, взаимодействие субъектов и объектов управле­ния и т. д. Она призвана изучать прежде всего отношения, которые складываются в процессе выработки, принятия и реализации уп­равленческих решений.

Одновременно наука управления изучает технологию управ­ленческого труда, формы и методы работы управленческого аппа­рата, технические средства управления, позволяющие повышать его эффективность.

Для понимания теории управления важно учитывать различие между предметом и содержанием науки. Предмет - это совокуп­ность фактов, явлений, процессов, которые она призвана изучать. Содержание же науки управления, как и любой другой, составляет сумма накопленных к данному моменту систематизированных знаний о предмете, а также сложившиеся направления его изуче­ния. Предмет науки всегда богаче и разнообразнее ее содержания, то есть имеющихся на сегодняшний день знаний.

Систематизация знаний и дальнейшее изучение проблем уп­равления сейчас ведутся в пяти направлениях: общие теоретичес­кие основы управления; организация управления; методы управ­ления; кадры управления и организация их труда; технология и технические средства управления.

В процессе научного познания используются различные мето­ды; они представляют собой совокупность приемов, способов, принципов, с помощью которых достигают результатов исследо­вания. Если предмет науки характеризуется тем, что исследуется, то метод - тем, как этот предмет исследуется.

Диалектический метод как основа любых теоретических построений, включает такие приемы, как абстрагирование и обобще­ние, анализ и синтез, индукция и дедукция, выделение ведущего звена, частей и целого, рассмотрение явлений в движении, и т.д. Наука управления производством выработала также специальные методы исследования; к ним относятся анкетирование, интервью­ирование, хронография рабочего дня, моментные наблюдения, эксперимент, самообследование, изучение документов. При со­вершенствовании систем управления используются различные приемы анализа и обоснования: системный, сравнительный, ба­лансовый, моделирования, матричный, расчетно-аналитический, регрессионно-корреляционный, экспертно-аналитический, нор­мативный, аналогий и др. Наука управления всегда была тесно связана с практикой. Поэтому при разработке вопросов управле­ния следует шире изучать, систематизировать и обобщать передо­вой опыт руководителей и специалистов, как в своей стране, так и за рубежом.

Управление сельскохозяйственным производством имеет свои особенности, которые должны учитываться при решении любых конкретных вопросов. Во-первых, в сельском хозяйстве земля вы­ступает как основное средство производства. Во-вторых, для дан­ной отрасли характерна территориальная рассредоточенность, что нередко требует построения органов управления по территориаль­но-производственному принципу и предоставления им большей, чем в других отраслях, оперативно-хозяйственной самостоятель­ности. В-третьих, разнообразие природно-экономических усло­вий, сезонный характер производства и необходимость работать с живыми организмами (растениями и животными) требует четкой согласованности между подотраслями и службами АПК. В-четвер­тых, на построение органов управления большое влияние оказы­вает многообразие форм собственности. В-пятых, объективные различия в образе жизни в городе и деревне требуют своеобразного решения многих вопросов управления, в том числе связанных с социальной сферой.

Наука управления развивается на стыке экономических, право­вых, социологических, технологических наук, философии, психо­логии, математики, теории исследования операций, педагогики и др., но отнюдь не является «наукой наук». Она имеет вполне конкретную задачу - изучать систему управления производством, не рассматривая вопросы, относящиеся к компетенции других дис­циплин. Так, она не изучает планирование, учет или финансы, но для нее важно понять, как взаимодействуют эти важнейшие инст­рументы бизнеса в системе управления предприятием. Науку уп­равления в этом смысле можно назвать наукой о процессах управ­ления, так как такие процессы не изучаются ни в одной из иных наук. Ее также можно отнести к типу интегральных, многоаспект­ных дисциплин. Однако, учитывая, что здесь мы рассматриваем исключительно управление производством, ее можно характери­зовать как одну из экономических наук.

Важнейшими задачами науки управления применительно к сельскохозяйственному производству являются:

- разработка организационных структур управления АПК с уче­том развития различных форм хозяйствования;

- совершенствование системы внедрения достижений науки и передового опыта, управления качеством продукции, природо­пользованием и охраной окружающей среды;

- развитие демократических начал управления на разных уров­нях, научно обоснованное разграничение прав, обязанностей и ответственности между государственными, хозяйственными и об­щественными органами управления АПК;

- совершенствование организации управленческого труда и его материального стимулирования;

- обобщение передового опыта управления сельскохозяйствен­ным производством;

- обоснование кадровой политики, развитие форм и методов подготовки и переподготовки кадров;

- разработка методов оценки работы предприятий, объединений, ассоциаций, организаций и других формирований АПК и т. д.


1




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!