Предмет, методы и задачи науки «Управление».
Известно, что любая наука представляет собой комплекс знаний об окружающем мире. По мере их накопления происходит процесс выделения, «отпочковывания» частных наук от более общих дисциплин. Именно с этим процессом связано становление самостоятельной науки об управлении.
Условием выделения любой науки является появление своего самостоятельного предмета исследований. Поскольку наука управления как самостоятельная отрасль знаний стала формироваться не так давно (часто ее появление связывают с выходом работ Ф. Тейлора), в литературе можно встретить самые различные определения ее предмета.
Очевидно, следует исходить из того, что объектом и субъектом управления в общественном производстве выступают, прежде всего, люди, которые обеспечивают успех любого дела независимо от уровня развития техники. Между ними в процессе производства складываются определенные отношения, которые принято подразделять на межличностные, межсистемные и смешанные. В межличностных отношениях участвуют руководители и исполнители, руководители одного уровня, исполнители одного или нескольких подразделений и т. д. Межсистемные отношения характеризуют взаимодействие не отдельных личностей или групп, а целых систем или подсистем различного уровня - от государства и министерства до предприятия, цеха, участка, бригады, звена. Смешанные отношения формируются между обществом и работниками, предприятием и работниками и т. д.
Как и любая другая наука, управление производством имеет свой предмет, теорию, объект и метод познания. Предмет определяет, чем занимается наука, какова сфера ее приложения, т.е. раскрывает те стороны, свойства и отношения объектов, которые ею исследуются с определенной целью в конкретно-исторических условиях.
Профессор Г.И. Будылкин предложил следующее определение: «Предметом науки управления производством является совокупность общественных отношений, которые складываются между людьми в процессе управления на разных уровнях и в различных звеньях социально-экономической системы». Наука изучает разные аспекты этих отношений: функции управления как первооснову формирования структуры управленческой системы; процессы, происходящие в этой системе; методы воздействия на управляемые объекты, взаимодействие субъектов и объектов управления и т. д. Она призвана изучать прежде всего отношения, которые складываются в процессе выработки, принятия и реализации управленческих решений.
Одновременно наука управления изучает технологию управленческого труда, формы и методы работы управленческого аппарата, технические средства управления, позволяющие повышать его эффективность.
Для понимания теории управления важно учитывать различие между предметом и содержанием науки. Предмет - это совокупность фактов, явлений, процессов, которые она призвана изучать. Содержание же науки управления, как и любой другой, составляет сумма накопленных к данному моменту систематизированных знаний о предмете, а также сложившиеся направления его изучения. Предмет науки всегда богаче и разнообразнее ее содержания, то есть имеющихся на сегодняшний день знаний.
Систематизация знаний и дальнейшее изучение проблем управления сейчас ведутся в пяти направлениях: общие теоретические основы управления; организация управления; методы управления; кадры управления и организация их труда; технология и технические средства управления.
В процессе научного познания используются различные методы; они представляют собой совокупность приемов, способов, принципов, с помощью которых достигают результатов исследования. Если предмет науки характеризуется тем, что исследуется, то метод - тем, как этот предмет исследуется.
Диалектический метод как основа любых теоретических построений, включает такие приемы, как абстрагирование и обобщение, анализ и синтез, индукция и дедукция, выделение ведущего звена, частей и целого, рассмотрение явлений в движении, и т.д. Наука управления производством выработала также специальные методы исследования; к ним относятся анкетирование, интервьюирование, хронография рабочего дня, моментные наблюдения, эксперимент, самообследование, изучение документов. При совершенствовании систем управления используются различные приемы анализа и обоснования: системный, сравнительный, балансовый, моделирования, матричный, расчетно-аналитический, регрессионно-корреляционный, экспертно-аналитический, нормативный, аналогий и др. Наука управления всегда была тесно связана с практикой. Поэтому при разработке вопросов управления следует шире изучать, систематизировать и обобщать передовой опыт руководителей и специалистов, как в своей стране, так и за рубежом.
Управление сельскохозяйственным производством имеет свои особенности, которые должны учитываться при решении любых конкретных вопросов. Во-первых, в сельском хозяйстве земля выступает как основное средство производства. Во-вторых, для данной отрасли характерна территориальная рассредоточенность, что нередко требует построения органов управления по территориально-производственному принципу и предоставления им большей, чем в других отраслях, оперативно-хозяйственной самостоятельности. В-третьих, разнообразие природно-экономических условий, сезонный характер производства и необходимость работать с живыми организмами (растениями и животными) требует четкой согласованности между подотраслями и службами АПК. В-четвертых, на построение органов управления большое влияние оказывает многообразие форм собственности. В-пятых, объективные различия в образе жизни в городе и деревне требуют своеобразного решения многих вопросов управления, в том числе связанных с социальной сферой.
Наука управления развивается на стыке экономических, правовых, социологических, технологических наук, философии, психологии, математики, теории исследования операций, педагогики и др., но отнюдь не является «наукой наук». Она имеет вполне конкретную задачу - изучать систему управления производством, не рассматривая вопросы, относящиеся к компетенции других дисциплин. Так, она не изучает планирование, учет или финансы, но для нее важно понять, как взаимодействуют эти важнейшие инструменты бизнеса в системе управления предприятием. Науку управления в этом смысле можно назвать наукой о процессах управления, так как такие процессы не изучаются ни в одной из иных наук. Ее также можно отнести к типу интегральных, многоаспектных дисциплин. Однако, учитывая, что здесь мы рассматриваем исключительно управление производством, ее можно характеризовать как одну из экономических наук.
Важнейшими задачами науки управления применительно к сельскохозяйственному производству являются:
- разработка организационных структур управления АПК с учетом развития различных форм хозяйствования;
- совершенствование системы внедрения достижений науки и передового опыта, управления качеством продукции, природопользованием и охраной окружающей среды;
- развитие демократических начал управления на разных уровнях, научно обоснованное разграничение прав, обязанностей и ответственности между государственными, хозяйственными и общественными органами управления АПК;
- совершенствование организации управленческого труда и его материального стимулирования;
- обобщение передового опыта управления сельскохозяйственным производством;
- обоснование кадровой политики, развитие форм и методов подготовки и переподготовки кадров;
- разработка методов оценки работы предприятий, объединений, ассоциаций, организаций и других формирований АПК и т. д.
1