СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Предложения с уточняющими, пояснительными и присоединительными членами предложения. Теория и практика

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предложениях с уточняющими, пояснительными и присоединительными членами предложения. Теория и практика 11 кл

Просмотр содержимого документа
«Предложения с уточняющими, пояснительными и присоединительными членами предложения. Теория и практика»

предложениях с уточняющими, пояснительными и присоединительными членами предложения  теория и практика

предложениях с уточняющими, пояснительными и присоединительными членами предложения теория и практика

 «Вернейший способ узнать человека – прислушаться к тому, как он говорит. О человеке нередко сначала судят по его лицу, походке, поведению и часто ошибаются. Язык более точный показатель человеческих качеств и культуры».  Д.С. Лихачев

«Вернейший способ узнать человека – прислушаться к тому, как он говорит. О человеке нередко сначала судят по его лицу, походке, поведению и часто ошибаются. Язык более точный показатель человеческих качеств и культуры».

Д.С. Лихачев

Сформулируйте задание к упражнению 1) врУчат 3) пОнявший 2) мозаИчный 4) завсегдатАй

Сформулируйте задание к упражнению

1) врУчат 3) пОнявший

2) мозаИчный 4) завсегдатАй

 Значение какого слова вам непонятно?    Обращаемся к толковому словарю: Завсегдатай – частый, постоянный посетитель. Мозаичный – состоящий из пёстрых, цветных элементов, разнородных частей.

Значение какого слова вам непонятно?

 

Обращаемся к толковому словарю:

Завсегдатай – частый, постоянный посетитель.

Мозаичный – состоящий из пёстрых, цветных элементов, разнородных частей.

На востоке, за волнистой линией холмов, разрастался тёмно – золотой свет луны, готовой взойти.

На востоке, за волнистой линией холмов, разрастался тёмно – золотой свет луны, готовой взойти.

Тема урока: Уточняющие, пояснительные, присоединительные члены предложения

Тема урока:

Уточняющие, пояснительные, присоединительные члены предложения

Различие между уточняющими и пояснительными членами предложения   уточнение – это переход от более широкого понятия к более узкому.  пояснение – это обозначение одного и того же понятия другими словами.

Различие между уточняющими и пояснительными членами предложения

уточнение – это переход от более широкого понятия к более узкому.

пояснение – это обозначение одного и того же понятия другими словами.

Обособляются Уточняющие обстоятельства   места и времени. А) В предместье ,  около боен, выли собаки .  За рекою ,  в розоватом небе, ярко сверкала вечерняя звезда   (Горький);   Б)Он встал по хозяйству рано , в третьем часу утра ,  и теперь у него слипались глаза . Сейчас , поздней осенью ,  когда я живу в Москве, шкатулка стоит там одна в пустых нетопленых комнатах ... (Паустовский).

Обособляются Уточняющие обстоятельства

места и времени.

А) В предместье ,  около боен, выли собакиЗа рекою ,  в розоватом небе, ярко сверкала вечерняя звезда   (Горький);  

Б)Он встал по хозяйству рано , в третьем часу утра ,  и теперь у него слипались глаза . Сейчас , поздней осенью ,  когда я живу в Москве, шкатулка стоит там одна в пустых нетопленых комнатах ... (Паустовский).

В зависимости от смысла Далеко , в лесу,  раздавались удары топора (слушатель находится вне леса).  –  Далеко в лесу раздавались удары топора   (слушатель тоже находится в лесу). уточняющие или  не как уточняющие
  • В зависимости от смысла

Далеко , в лесу,  раздавались удары топора

(слушатель находится вне леса). 

–  Далеко в лесу раздавались удары топора  

(слушатель тоже находится в лесу).

уточняющие или не как уточняющие

Обособление уточняющих членов предложения Где именно? Где? Здесь, |в городе|, цивилизация спорит с экологией. Уточняющие обстоятельства места. Когда именно? Когда? Взрослые сели пить чай вечером, после шести часов. Уточняющие обстоятельства времени. Как? Все поднялись рано, с зарей. Уточняющие обстоятельства образа действия.

Обособление уточняющих членов предложения

Где именно?

Где?

Здесь, |в городе|, цивилизация спорит с экологией.

Уточняющие обстоятельства места.

Когда именно?

Когда?

Взрослые сели пить чай вечером, после шести часов.

Уточняющие обстоятельства времени.

Как?

Все поднялись рано, с зарей.

Уточняющие обстоятельства образа действия.

Разные города, даже самые небольшие, окружены теперь дачами. Уточняющие определения со значением цвета, размера, возраста и т.д. Это был Гаврила Сеперов, или попросту Гаврюша… Уточняющие приложения с союзом или (= то есть). Лето было жаркое, выше двадцати восьми градусов. Уточняющие сказуемые.

Разные города, даже самые небольшие, окружены теперь дачами.

Уточняющие определения со значением цвета, размера, возраста и т.д.

Это был Гаврила Сеперов, или попросту Гаврюша…

Уточняющие приложения с союзом или (= то есть).

Лето было жаркое, выше двадцати восьми градусов.

Уточняющие сказуемые.

Пояснительные члены предложения   слова, поясняющие смысл предшествующего члена предложения. Перед пояснительным членом предложения стоят слова именно, а именно, то есть      В то время , именно год назад,  я еще сотрудничал по журналам .

Пояснительные члены предложения

слова, поясняющие смысл предшествующего члена предложения. Перед пояснительным членом предложения стоят слова именно, а именно, то есть  

  В то время , именно год назад,  я еще сотрудничал по журналам .

  пояснительный  ( перед которым запятая не ставится, если союз не повторяется )   Флексия , или окончание,  бывает только у слов, относящихся к изменяемым частям    ( «или» =«то есть», повторить союз нельзя) .  Изменяемая часть слова в конце его называется флексией  или окончанием   ( «или» имеет разделительное значение, союз может быть повторен). союз  или

  пояснительный  ( перед которым запятая не ставится, если союз не повторяется )

  Флексия , или окончание,  бывает только у слов, относящихся к изменяемым частям  

( «или» =«то есть», повторить союз нельзя) . 

Изменяемая часть слова в конце его называется флексией  или окончанием   ( «или» имеет разделительное значение, союз может быть повторен).

союз  или

Присоединительные члены предложения Присоединительные члены предложения – это слова или конструкции, содержащие дополнительные к основному высказыванию сообщения. Выделяются запятыми и присоединяются при помощи слов: даже, особенно, в особенности, например, в частности, главным образом и др.  Он довольно хорошо, даже с каким-то особенным произношением, говорил по-русски. Обособляются присоединительные конструкции , которые содержат дополнительные  замечания  или разъяснения , вводимые в середину или в конец предложения.

Присоединительные члены предложения

Присоединительные члены предложения – это слова или конструкции, содержащие дополнительные к основному высказыванию сообщения.

Выделяются запятыми и присоединяются при помощи слов:

даже, особенно, в особенности, например, в частности, главным образом и др.

Он довольно хорошо, даже с каким-то особенным произношением, говорил по-русски.

Обособляются присоединительные конструкции , которые содержат дополнительные

замечания или разъяснения ,

вводимые в середину или в конец предложения.

  даже, особенно, в особенности, например, в частности, главным образом, в том числе, притом, и притом, и (в значении «и притом») , да, да и, да и вообще   Было очень тепло , даже жарко .  В людях есть много благородства, много любви, самоотвержения , особенно в женщинах . Пусть эти люди , да и многие другие,  запомнят случившееся.  Поздно теперь,  да и не к чему возвращаться к этому вопросу. присоединяются словами

  даже, особенно, в особенности, например, в частности, главным образом, в том числе, притом, и притом, и (в значении «и притом») , да, да и, да и вообще  

  • Было очень тепло , даже жарко
  • В людях есть много благородства, много любви, самоотвержения , особенно в женщинах .
  • Пусть эти люди , да и многие другие,  запомнят случившееся.
  • Поздно теперь,  да и не к чему возвращаться к этому вопросу.

присоединяются словами

могут включаться без союзов.   Видел я на днях «Крокодиловы слезы»  –  бездарнейшая пятиактная белиберда .  Я опять промолчал , должно быть от изумления . Присоединительные конструкции

могут включаться без союзов.

  Видел я на днях «Крокодиловы слезы»   бездарнейшая пятиактная белиберда

Я опять промолчал , должно быть от изумления .

Присоединительные конструкции

Знаки обычно в художественной речи Перед присоединительной конструкцией         запятая Некогда он служил в гусарах , и даже счастливо   (Пушкин);        тире Старуха приняла кончину старика как судьбу  – ни больше ни меньш е  (Распутин);        точка   Я совсем замерзла.  У меня замерзли ноги. И лицо  (Ю. Казаков);         многоточие Страшно признаться, но я хочу, чтобы этот человек знал, что она мне как песня...  И, должно быть, последняя  (Н. Погодин).   

Знаки обычно в художественной речи

Перед присоединительной конструкцией

        запятая

Некогда он служил в гусарах , и даже счастливо   (Пушкин);

      тире

Старуха приняла кончину старика как судьбу  – ни больше ни меньш е  (Распутин);

      точка

  Я совсем замерзла.  У меня замерзли ноги. И лицо  (Ю. Казаков);

       многоточие

Страшно признаться, но я хочу, чтобы этот человек знал, что она мне как песня...  И, должно быть, последняя  (Н. Погодин).  

Смысловые отношения, реализуемые уточняющими, пояснительными и присоединительными членами. Между уточняемым и уточняющим членами всегда существуют отношения общего и частного . Пояснительный член предложения разъясняет смысл предшествующего слова, называет то же понятие другим словом или словами. Например: Присоединительный член предложения присоединяется к сказанному добавочное замечание, разъяснение . Я сидел в березовой роще осенью, в первой половине октября. Например: Например: Одесский базар, или привоз, жил своей шумной жизнью.   Все, что ты говоришь, известно мне, да и им, пожалуй. Логически эти отношения можно выразить с помощью знака « - ».  Логически эти отношения можно выразить с помошью знака « = ». Логически эти отношения можно выразить с помощью знака «+».

Смысловые отношения, реализуемые уточняющими, пояснительными и присоединительными членами.

Между уточняемым и уточняющим членами всегда существуют отношения общего и частного .

Пояснительный член предложения разъясняет смысл предшествующего слова, называет то же понятие другим словом или словами.

Например:

Присоединительный член предложения присоединяется к сказанному добавочное замечание, разъяснение .

Я сидел в березовой роще осенью, в первой половине октября.

Например:

Например:

Одесский базар, или привоз, жил своей шумной жизнью.

Все, что ты говоришь, известно мне, да и им, пожалуй.

Логически эти отношения можно выразить с помощью знака « - ».

Логически эти отношения можно выразить с помошью знака « = ».

Логически эти отношения можно выразить с помощью знака «+».

Анализ предложений 1 . Рудин заговорил о самолюбии, и очень дельно заговорил. 2. Он встал по хозяйству рано, в третьем часу утра, и теперь у него слипались глаза. 3. В урожайные, или грибные, годы грибы часто попадаются кучками, семьями, даже растут двойничками. 4. В середине августа, перед рождением молодого месяца, наступали отвратительные погоды. 5. Я добрался до большого села с каменной церковью в новом вкусе, то есть с колоннами. 6. Сбавили мы ход, и счастливо.

Анализ предложений

1 . Рудин заговорил о самолюбии, и очень дельно заговорил.

2. Он встал по хозяйству рано, в третьем часу утра, и теперь у него слипались глаза.

3. В урожайные, или грибные, годы грибы часто попадаются кучками, семьями, даже растут двойничками.

4. В середине августа, перед рождением молодого месяца, наступали отвратительные погоды.

5. Я добрался до большого села с каменной церковью в новом вкусе, то есть с колоннами.

6. Сбавили мы ход, и счастливо.

Анализ предложений 1. Рудин заговорил о самолюбии, и очень дельно заговорил. (+) 2. Он встал по хозяйству рано, в третьем часу утра, и теперь у него слипались глаза. ( - ) 3. В урожайные, или грибные, годы грибы часто попадаются кучками, семьями, даже растут двойничками. (=). 4. В середине августа, перед рождением молодого месяца, наступали отвратительные погоды. (=). 5. Я добрался до большого села с каменной церковью в новом вкусе, то есть с колоннами. (=) 6. Сбавили мы ход, и счастливо. (+).

Анализ предложений

1. Рудин заговорил о самолюбии, и очень дельно заговорил. (+)

2. Он встал по хозяйству рано, в третьем часу утра, и теперь у него слипались глаза. ( - )

3. В урожайные, или грибные, годы грибы часто попадаются кучками, семьями, даже растут двойничками. (=).

4. В середине августа, перед рождением молодого месяца, наступали отвратительные погоды. (=).

5. Я добрался до большого села с каменной церковью в новом вкусе, то есть с колоннами. (=)

6. Сбавили мы ход, и счастливо. (+).

 Расставьте знаки препинания.   Подчеркнуть грамматические основы и уточняющие члены предложения. Расставить знаки препинания. 1. Где –то там в двух километрах отсюда среди мшар скрывается Чёрное озеро. 2. Летом вечерними зорями на вершину кургана слетает из подоблачных вершин степной беркут. 3. В лесу водятся дикие голуби или горлинки. 4. Приеду осенью а точнее в октябре. 5. Байкал славен и свят другим своей чудесной животворной силой. 

Расставьте знаки препинания.

Подчеркнуть грамматические основы и уточняющие члены предложения. Расставить знаки препинания.

1. Где –то там в двух километрах отсюда среди мшар скрывается Чёрное озеро. 2. Летом вечерними зорями на вершину кургана слетает из подоблачных вершин степной беркут. 3. В лесу водятся дикие голуби или горлинки. 4. Приеду осенью а точнее в октябре. 5. Байкал славен и свят другим своей чудесной животворной силой. 

 Проверь себя Где –то там, в двух километрах отсюда, среди мшар, скрывается Чёрное озеро. 2. Летом, вечерними зорями, на вершину кургана слетает из подоблачных вершин степной беркут. 3. В лесу водятся дикие голуби, или горлинки. 4. Приеду осенью, а точнее в октябре. 5. Байкал славен и свят другим - своей чудесной животворной силой. 

Проверь себя

Где –то там, в двух километрах отсюда, среди мшар, скрывается Чёрное озеро. 2. Летом, вечерними зорями, на вершину кургана слетает из подоблачных вершин степной беркут. 3. В лесу водятся дикие голуби, или горлинки. 4. Приеду осенью, а точнее в октябре. 5. Байкал славен и свят другим - своей чудесной животворной силой. 

Распределить предложения на группы, выявляя условия обособления. 1. Человек любящий и умеющий читать счастливый человек. 2. Соловей рассыпаясь ликующей трелью пел весеннюю песню. 3. Преобладала вулканическая порода в особенности базальт. 4. Босая она быстро сошла вниз. 5. Сегодня в восемь часов вечера мы пойдём в гости. 6. Остановившись он долго рассматривал след.

Распределить предложения на группы, выявляя условия обособления.

1. Человек любящий и умеющий читать счастливый человек.

2. Соловей рассыпаясь ликующей трелью пел весеннюю песню.

3. Преобладала вулканическая порода в особенности базальт.

4. Босая она быстро сошла вниз.

5. Сегодня в восемь часов вечера мы пойдём в гости.

6. Остановившись он долго рассматривал след.

1 . Человек любящий и умеющий читать счастливый человек. 2. Соловей рассыпаясь ликующей трелью пел весеннюю песню. 3. Преобладала вулканическая порода в особенности базальт. 4. Босая она быстро сошла вниз. 5. Сегодня в восемь часов вечера мы пойдём в гости. 6. Остановившись он долго рассматривал след. 1, 4 2, 6 3, 5

1 . Человек любящий и умеющий читать счастливый человек.

2. Соловей рассыпаясь ликующей трелью пел весеннюю песню.

3. Преобладала вулканическая порода в особенности базальт.

4. Босая она быстро сошла вниз.

5. Сегодня в восемь часов вечера мы пойдём в гости.

6. Остановившись он долго рассматривал след.

1, 4 2, 6 3, 5

1. Дорога была только одна, и притом широкая и обставленная вехами, так что сбиться было невозможно 2. Для Константина Левина деревня была местом жизни, то есть радостей, страданий, труда 3. Даже любимцы царя, преображенцы, чувствовали себя как бы покинутыми своим державным вождём. 4. Впереди,  далеко, на том берегу туманного моря, виднелись выступающие лесистые холмы 5. Мы доехали на своих лошадях в коже, то есть в крытой рогожею полозке  6. Она встряхнула волосами и кокетливо, (как именно?) почти с вызовом, шагнула вперед, в зал; 7. Сейчас, поздней осенью, когда я живу в Москве, шкатулка стоит там одна в пустых нетопленых комнатах... 8. Уже очень поздно теперь, да и не к чему возвращаться к этому вопросу. 9. ...Это был Александр Тимофеевич, или попросту Саша, гость, приехавший из Москвы дней десять тому назад 10. Корень, или главная часть родственных слов, составляет семантическое ядро однокоренных слов. 11. Дорогу ремонтировали, что затрудняло движение транспорта. 12. Выбирайте работу по своему вкусу, отчего и жизнь будет интересной и наполненной.

1. Дорога была только одна, и притом широкая и обставленная вехами, так что сбиться было невозможно

2. Для Константина Левина деревня была местом жизни, то есть радостей, страданий, труда

3. Даже любимцы царя, преображенцы, чувствовали себя как бы покинутыми своим державным вождём.

4. Впереди,  далеко, на том берегу туманного моря, виднелись выступающие лесистые холмы

5. Мы доехали на своих лошадях в коже, то есть в крытой рогожею полозке 

6. Она встряхнула волосами и кокетливо, (как именно?) почти с вызовом, шагнула вперед, в зал;

7. Сейчас, поздней осенью, когда я живу в Москве, шкатулка стоит там одна в пустых нетопленых комнатах...

8. Уже очень поздно теперь, да и не к чему возвращаться к этому вопросу.

9. ...Это был Александр Тимофеевич, или попросту Саша, гость, приехавший из Москвы дней десять тому назад

10. Корень, или главная часть родственных слов, составляет семантическое ядро однокоренных слов.

11. Дорогу ремонтировали, что затрудняло движение транспорта.

12. Выбирайте работу по своему вкусу, отчего и жизнь будет интересной и наполненной.

ПРОВЕРЬ СЕБЯ! Уточняющие: 3,4,6,7 Пояснительные: 2,5,9,10 Присоединительные: 1,8,11,12

ПРОВЕРЬ СЕБЯ!

Уточняющие:

3,4,6,7

Пояснительные:

2,5,9,10

Присоединительные:

1,8,11,12

Домашнее задание: &89,стр.288, упр 405

Домашнее задание:

&89,стр.288, упр 405


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!