СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Предложение на рынке. Урок 2.

Категория: Экономика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Индивидуальное и совокупное предложение. Кривая совокупного предложения. Инфляция спроса. Формы инфляционного роста предложения. Формирование совокупного предложения. Эластичность предложения по цене. Факторы, влияющие на эластичность предложения по цене. Среднесрочная и долгосрочная перспектива.

Просмотр содержимого документа
«Предложение на рынке. Урок 2.»

Предложение Урок №2

Предложение

Урок №2

Индивидуальное и совокупное предложение  Цели фирмы определяют, сколько товаров фирма готова будет предложить к продаже при тех или иных уровнях цены, т. е. ее индивидуальное предложение.  Индивидуальное предложение — предложение, с которым на рынок выходит отдельный продавец.  Поскольку рыночный спрос формируется как сумма спросов отдельных покупателей, рыночное предложение также представляет собой сумму индивидуальных предложений всех фирм отрасли. Рыночное предложение — суммарное предложение товаров на рынке всеми продавцами. Чем больше на рынке фирм и чем они ближе по объемам продаж, тем меньшее влияние каждая из них оказывает на формирование общего рыночного предложения. Чем больше различия между фирмами по объемам продаж и чем фирм меньше, тем большее влияние на формирование рыночного предложения оказывают наиболее крупные производители.  Как защитить страну от вредных последствий монополизации рынков и поддержать конкуренцию?

Индивидуальное и совокупное предложение

Цели фирмы определяют, сколько товаров фирма готова будет предложить к продаже при тех или иных уровнях цены, т. е. ее индивидуальное предложение.

Индивидуальное предложение — предложение, с которым на рынок выходит отдельный продавец.

Поскольку рыночный спрос формируется как сумма спросов отдельных покупателей, рыночное предложение также представляет собой сумму индивидуальных предложений всех фирм отрасли.

Рыночное предложение — суммарное предложение товаров на рынке всеми продавцами.

  • Чем больше на рынке фирм и чем они ближе по объемам продаж, тем меньшее влияние каждая из них оказывает на формирование общего рыночного предложения.
  • Чем больше различия между фирмами по объемам продаж и чем фирм меньше, тем большее влияние на формирование рыночного предложения оказывают наиболее крупные производители.

Как защитить страну от вредных последствий монополизации рынков и поддержать конкуренцию?

Совокупное предложение  Поскольку хозяйство любой страны представляет собой совокупность рынков всевозможных ресурсов и товаров, то в конечном счете коммерческие стратегии всех фирм-производителей сливаются на рынке страны в совокупное предложение. Совокупное предложение — общее количество конечных товаров и услуг, которое фирмы страны могут и готовы в течение определенного периода времени предложить на рынок при: 1) сложившемся в стране уровне цен; 2) существующей технологии; 3) имеющихся ресурсах всех видов.

Совокупное предложение

Поскольку хозяйство любой страны представляет собой совокупность рынков всевозможных ресурсов и товаров, то в конечном счете коммерческие стратегии всех фирм-производителей сливаются на рынке страны в совокупное предложение.

Совокупное предложение — общее количество конечных товаров и услуг, которое фирмы страны могут и готовы в течение определенного периода времени предложить на рынок при: 1) сложившемся в стране уровне цен; 2) существующей технологии; 3) имеющихся ресурсах всех видов.

Кривая совокупного предложения  В масштабах страны если производство начнут наращивать все фирмы, то в конце концов в хозяйственную деятельность будут вовлечены все доступные в данный момент времени производственные ресурсы страны. Вот почему кривая совокупного предложения имеет вид, отличающийся от вида обычной кривой предложения.  При достижении определенной точки на графике, рост совокупного предложения останавливается , так как все ресурсы уже пущены в дело.

Кривая совокупного предложения

В масштабах страны если производство начнут наращивать все фирмы, то в конце концов в хозяйственную деятельность будут вовлечены все доступные в данный момент времени производственные ресурсы страны. Вот почему кривая совокупного предложения имеет вид, отличающийся от вида обычной кривой предложения.

При достижении определенной точки на графике, рост совокупного предложения останавливается , так как все ресурсы уже пущены в дело.

Кривая совокупного предложения Данная ситуация приводит к тому, что: Безработица уже упала до своего естественного уровня (т. е. в стране осталась практически только фрикционная безработица); Оборудование на всех фабриках работает в три смены и на полную мощность; Разрабатываются все доступные месторождения полезных ископаемых и т. д.  Кривая совокупного предложения меняет свою форму: она начинает подниматься вертикально вверх, послушно следуя за ростом цен (реальный валовый продукт больше не растет) рождение инфляции спроса

Кривая совокупного предложения

Данная ситуация приводит к тому, что:

  • Безработица уже упала до своего естественного уровня (т. е. в стране осталась практически только фрикционная безработица);
  • Оборудование на всех фабриках работает в три смены и на полную мощность;
  • Разрабатываются все доступные месторождения полезных ископаемых и т. д.

Кривая совокупного предложения меняет свою форму: она начинает подниматься вертикально вверх, послушно следуя за ростом цен (реальный валовый продукт больше не растет) рождение инфляции спроса

Инфляция спроса Судя по данным графика, в результате роста совокупного спроса (из положения AD в положение AD 1 ) создается дефицит на товары, соответственно, наблюдается рост цен. Фирмы начнут наращивать предложение, но когда оно достигнет величины Y 1 , дальнейший рост станет невозможен, так как все ресурсы уже задействованы. Как следствие – рост цен

Инфляция спроса

Судя по данным графика, в результате роста совокупного спроса (из положения AD в положение AD 1 ) создается дефицит на товары, соответственно, наблюдается рост цен.

Фирмы начнут наращивать предложение, но когда оно достигнет величины Y 1 , дальнейший рост станет невозможен, так как все ресурсы уже задействованы.

Как следствие – рост цен

Инфляция спроса Пример.  Так десятилетиями развивались события на рынке СССР. Доходы населения и производственных организаций постепенно росли за счет поступлений от экспорта сырья и инфляционной накачки экономики деньгами (в целях повышения благосостояния трудящихся).  Возможности реального наращивания производства товаров и услуг к началу 1980-х годов были ограничены в силу неразумной экономической политики и достижение баланса в экономике между совокупным спросом и совокупным предложением достигалось только за счет инфляционного роста предложения.

Инфляция спроса

Пример.

Так десятилетиями развивались события на рынке СССР. Доходы населения и производственных организаций постепенно росли за счет поступлений от экспорта сырья и инфляционной накачки экономики деньгами (в целях повышения благосостояния трудящихся).

Возможности реального наращивания производства товаров и услуг к началу 1980-х годов были ограничены в силу неразумной экономической политики и достижение баланса в экономике между совокупным спросом и совокупным предложением достигалось только за счет инфляционного роста предложения.

Формы инфляционного роста предложения Прямое повышение цен (обычно на товары повышенного спроса типа ковров, мехов, хрусталя, которые тут же переименовывались в «предметы роскоши»). Возникновение вынужденных сбережений (суммы этих сбережений быстро росли год от года при довольно низком уровне материального благосостояния граждан, так как потратить заработки на покупку нужных товаров было просто невозможно).

Формы инфляционного роста предложения

  • Прямое повышение цен (обычно на товары повышенного спроса типа ковров, мехов, хрусталя, которые тут же переименовывались в «предметы роскоши»).
  • Возникновение вынужденных сбережений (суммы этих сбережений быстро росли год от года при довольно низком уровне материального благосостояния граждан, так как потратить заработки на покупку нужных товаров было просто невозможно).
Формирование совокупного предложения

Формирование совокупного предложения

Эластичность предложения по цене Эластичность предложения по цене — масштаб изменения величины предложения товара (в %) при изменении цены этого товара на 1%.  Встречаются ситуации, когда коэффициент эластичности меняется вслед за ценой. Скажем, диапазону изменения цен от 12 до 15 ед. может соответствовать один уровень этого коэффициента, а диапазону изменения цен от 15 до 20 ед. — уже другой.

Эластичность предложения по цене

Эластичность предложения по цене — масштаб изменения величины предложения товара (в %) при изменении цены этого товара на 1%.

Встречаются ситуации, когда коэффициент эластичности меняется вслед за ценой. Скажем, диапазону изменения цен от 12 до 15 ед. может соответствовать один уровень этого коэффициента, а диапазону изменения цен от 15 до 20 ед. — уже другой.

Факторы, влияющие на эластичность предложения по цене Изменение технологии изготовления: разделение труда, механизация производства, организация работы в 2-3 смены. Эластичность предложения ресурсов: изготовление продукции всегда требует ресурсов. Но такие ресурсы не всегда можно достать (легированные стали). Такие ресурсы считаются неэластичными. Ожидания относительной будущей динамики цен: Если будущий уровень цен, по мнению менеджеров, не оправдает существенного роста производства, то они запланируют рост выпуска в масштабах меньших, чем можно было бы ожидать при ситуации, сложившейся на рынке сегодня. Время: увеличение предложения товаров на рынок обычно требует некоторого времени. Величина этого времени, конечно, может быть очень разной — в зависимости от типа рынка и товара, а также ситуации в фирмах-производителях (владелец булочной обнаружил, что у него раскупили весь хлеб уже с утра и к обеду для покупателей продукта не осталось).

Факторы, влияющие на эластичность предложения по цене

  • Изменение технологии изготовления: разделение труда, механизация производства, организация работы в 2-3 смены.
  • Эластичность предложения ресурсов: изготовление продукции всегда требует ресурсов. Но такие ресурсы не всегда можно достать (легированные стали). Такие ресурсы считаются неэластичными.
  • Ожидания относительной будущей динамики цен: Если будущий уровень цен, по мнению менеджеров, не оправдает существенного роста производства, то они запланируют рост выпуска в масштабах меньших, чем можно было бы ожидать при ситуации, сложившейся на рынке сегодня.
  • Время: увеличение предложения товаров на рынок обычно требует некоторого времени. Величина этого времени, конечно, может быть очень разной — в зависимости от типа рынка и товара, а также ситуации в фирмах-производителях (владелец булочной обнаружил, что у него раскупили весь хлеб уже с утра и к обеду для покупателей продукта не осталось).
Эластичность предложения по цене  Одна и та же ситуация неудовлетворенного спроса в булочной порождает три различные реакции предложения в зависимости от того, какой период времени мы рассматриваем. Предложение в данный момент времени (абсолютно неэластично) . Предложение в краткосрочной перспективе (относительно эластично). Предложение в длительной перспективе (абсолютно эластично).

Эластичность предложения по цене

Одна и та же ситуация неудовлетворенного спроса в булочной порождает три различные реакции предложения в зависимости от того, какой период времени мы рассматриваем.

  • Предложение в данный момент времени (абсолютно неэластично) .
  • Предложение в краткосрочной перспективе (относительно эластично).
  • Предложение в длительной перспективе (абсолютно эластично).
Различия в эластичности предложения в зависимости от времени его реакции на рыночную ситуацию  Таким образом, по мере роста периода времени, в течение которого мы оцениваем эластичность предложения, кривая предложения поворачивается вправо-вниз, пока не достигнет горизонтального положения.

Различия в эластичности предложения в зависимости от времени его реакции на рыночную ситуацию

Таким образом, по мере роста периода времени, в течение которого мы оцениваем эластичность предложения, кривая предложения поворачивается вправо-вниз, пока не достигнет горизонтального положения.

Среднесрочная и долгосрочная перспектива Главный критерий – эластичность предложения ресурсов, необходимых для расширения производства.  Этапы наращивания производства. Увеличение объемов производства на уже существующем оборудовании (закупка исходного материала, прием дополнительных рабочих и т.д.). Закупка нового оборудования, возможно – строительство новых цехов (или даже завода).  Именно на основе такого анализа ученые и смогли разграничить экономические понятия среднесрочного и долгосрочного периодов изменения предложения.

Среднесрочная и долгосрочная перспектива

Главный критерий – эластичность предложения ресурсов, необходимых для расширения производства.

Этапы наращивания производства.

  • Увеличение объемов производства на уже существующем оборудовании (закупка исходного материала, прием дополнительных рабочих и т.д.).
  • Закупка нового оборудования, возможно – строительство новых цехов (или даже завода).

Именно на основе такого анализа ученые и смогли разграничить экономические понятия среднесрочного и долгосрочного периодов изменения предложения.

Среднесрочная и долгосрочная перспектива  Среднесрочный период изменения предложения — срок, в течение которого предложение может быть увеличено, несмотря на неизменность числа фирм и объема принадлежащего им капитала. возникновение спроса на продукты питания высокого качества.  Долгосрочный период изменения предложения — срок, в течение которого предложение может быть увеличено за счет наращивания объема использования всех видов ресурсов производства. поступление в продажу стандартных европейских пластмассовых бутылок с водой, произведенных российскими фирмами.

Среднесрочная и долгосрочная перспектива

Среднесрочный период изменения предложения — срок, в течение которого предложение может быть увеличено, несмотря на неизменность числа фирм и объема принадлежащего им капитала.

  • возникновение спроса на продукты питания высокого качества.

Долгосрочный период изменения предложения — срок, в течение которого предложение может быть увеличено за счет наращивания объема использования всех видов ресурсов производства.

  • поступление в продажу стандартных европейских пластмассовых бутылок с водой, произведенных российскими фирмами.
Домашнее задание Почему торговые фирмы во всем мире организуют распродажи по сниженным ценам? Почему фирмы во всем мире постоянно ищут рынки товаров, которые являются новинками и вызывают большой интерес покупателей? Почему неизменность цен в командной экономике СССР не способствовала росту предложения дефицитных товаров? Во многих странах существуют и поддерживаются государством ассоциации акционеров. Что порождает возникновение таких ассоциаций и нужны ли они в России? Как можно объяснить различия в целях деятельности фирм, выбираемых российскими и британскими менеджерами? Почему в производстве модной одежды сегодня в мире преобладают небольшие, но высокомеханизированные предприятия?

Домашнее задание

  • Почему торговые фирмы во всем мире организуют распродажи по сниженным ценам?
  • Почему фирмы во всем мире постоянно ищут рынки товаров, которые являются новинками и вызывают большой интерес покупателей?
  • Почему неизменность цен в командной экономике СССР не способствовала росту предложения дефицитных товаров?
  • Во многих странах существуют и поддерживаются государством ассоциации акционеров. Что порождает возникновение таких ассоциаций и нужны ли они в России?
  • Как можно объяснить различия в целях деятельности фирм, выбираемых российскими и британскими менеджерами?
  • Почему в производстве модной одежды сегодня в мире преобладают небольшие, но высокомеханизированные предприятия?


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей