Предложение как группа слов, выражающая законченную мысль (общее представление). Связь слов в предложении. Оформление предложений в устной и письменной речи.
Целевая установка: дать общее представление о предложении как группе слов, выражающих законченную мысль; учить различать предложение и слово; выделять предложения из текста, произносить их с правильной интонацией, опираясь на знаки конца предложения и содержание предложений, писать слова в предложении раздельно; употреблять заглавную букву в начале предложения и точку в конце предложения; понимать схемы предложения, моделировать состав предложения, сравнивать схемы предложений и предложения, подходящие к ним, подбирать схему к предложению; ввести в активный запас учащихся слова с непроверяемыми написаниями: ворона, воробей
План урока
Проверка домашнего задания. Слушание продолжения сказки.
2. Определение познавательной задачи урока: Что такое предложение? ( учебник, стр. 10)
3. Упражнение в различении слов и предложения, в установлении связи слов в предложении ( упр.3, учебник, стр. 11)
Обсуждение: вы прочитали слова или предложения? Почему данные слова не составляют предложение? Что нужно сделать, чтобы из данных слов составить предложение? ( Связать слова по смыслу). А как это сделать? ( Подсказка есть в задании упражнения)
Составление из слов предложений ( Предложения могут быть разными по содержанию : Бабушка читает сказку внуку. Внук читает сказку бабушке) и обсуждение, о чём говорится в каждом составленном предложении.
Комментированная запись любого предложения. Обсуждается , как надо правильно оформлять предложение на письме.
Вывод: не каждая группа слов составляет предложение (слова в предложении всегда связаны по смыслу и выражают законченную мысль).
4.Чтение сведений о предложении ( стр. 11, учебник). Ответ на вопрос: что говорится в определении о предложении. (Предложение выражает законченную мысль. Слова в предложении связаны по смыслу)
5. Подготовка к выполнению домашнего задания ( рабочая тетрадь, стр. 8, упр. 5,6.) Выполнение заданий устно.
6. Сравнение и сопоставление схем предложений (учебник, упр. 5), воспроизведение по схемам правильного оформления предложений на письме. Выразительное чтение предложений. Соотнесение предложений и схем этих предложений. Ответ на вопрос: можно ли на слух определить, каким знаком надо на письме обозначить конец предложения? Списывание любого предложения и моделирование схемы этого предложения.
7. Обсуждение: как в устной речи выделяются предложения и как оформляются предложения в письменной речи? Чтение сведений о языке ( учебник, стр. 13)
8. Ответы на вопросы: чем интересна запись (учебник, упр. 4)? Легко или трудно ее прочитать? Сколько здесь «спряталось» предложений? По каким признакам вы распознали эти предложения? «Расшифровка» предложений. Определение, о чем говорится в скороговорке и поговорке. Чтение предложений с четким проговариванием каждого слова. Составление схемы ( на доске) к каждому предложению, Самостоятельная запись любого предложения.
Для тех, кто записал предложение, дополнительное задание (рабочая тетрадь, упр. 4). Обсуждение: составляет ли запись предложение и почему? «Расшифровка» предложения-скороговорки и правильная ее запись (рабочая тетрадь, упр. 4). Проверка правильного написания слов в данном предложении.
9. Работа со словами с непроверяемыми написаниями ворона и воробей. Определение значений слов и их написания. (Учитель обращает внимание на буквосочетание оро в написании этих слов). Запись данных слов в тетрадь.
10.Итог урока: расскажите, что вы узнали о предложении? В чём затруднялись? Что узнали о правописании слов ворона и воробей?
11.Домашнее задание ( письменное задание: рабочая тетрадь, стр. 8, упр. 5,6)