Тема: Предлог. Закрепление изученного материала.
Цели: образовательные – систематизировать и обобщить знания о предлоге, совершенствовать умения различать предлоги и омонимичные слова; правильно употреблять и писать предлоги;
развивающие – развивать умения учащихся высказываться на лингвистическую тему, сопоставлять, анализировать, логически мыслить; развивать орфографическую зоркость; умения работать с ИКТ
воспитательные – активизировать познавательную деятельность, воспитывать интерес к языку и речевой культуре.
Тип урока: закрепление
Ход урока
1.Организационный
-Доброе утро, ребята! Для того чтобы настроиться на наше занятие, давайте подарим друг другу улыбки. Каждый из вас, улыбнувшись, вызвал в себе добрые чувства, передал частичку своей доброй энергии окружающим и тем самым сделал этот мир чуточку добрее. Да и в самом деле, главное - доброе начало. А теперь начнем работу.
2.Актуализация знаний
Предлагаю начать наше занятие с традиционной, т.е. привычной, словарной работы. Нам нужно разгадать кроссворд. Разгадывая, нужно будет не только назвать слово, но и объяснить в нём трудную орфограмму.
Это самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? чей? (прилАгательное)
Как называется стебель растения в самом начале его развития из семени или корневища. (РОсток)
Как называется письменное упражнение, перелагающее содержание прочитанного или услышанного? (ИзлОжение)
Низшее водяное растение, у которого отсутствует расчленение на корень, стебель и листья. (ВодорОсль)
Скажите одним словом: «прибавить одно к другому» (СлОжить)
Лицо, которое занимается денежными ссудами (ростовщик)
Что значит «описывать, передавать устно или письменно, кратко пересказывать содержание чего-нибудь? (ИзлАгать)
-На какое правило записанные слова?
3. Формулирование темы и целей урока.
-Какое ключевое слово мы получили в нашем кроссворде?
-Так о чем мы с вами будем сегодня говорить на уроке?
-Что на сегодняшний день вы должны знать по этой теме?
4. Проверка домашнего задания.
А) Ролик (д/з записать видеоурок)
Учащиеся заполняют кластер
Предлог
По составу
По значению
По происхождению
Б) Буклет (д/з представление буклета по теме «Предлоги»)
-Как работала? Что включила в свой буклет?
Индивидуальное задание «Это интересно».
Найти в Интернете информацию о происхождении предлогов (кратко)
5. Практические упражнения.
А) А сейчас, вспомнив теоретические сведения, поиграем в игру "Четвертый лишний", аргументируя свой выбор.
1) Ехать в город, сидеть на берегу, обойти вокруг озера, прийти через час (прийти через час, т.к. это временной предлог, а не пространственный)
2) Ввиду плохой погоды, не пришли из-за болезни, работать в течение недели, дрожать от холода (работать в течение болезни, т.к. это временной, а не причинный)
3) Стоять на площади, сказать о поездке, забыть про неприятности, урок по алгебре (стоять на площади, т.к. это пространственный, а не дополнительные)
4) Насчет, ввиду, благодаря, за (лишний за, т.к. это непроизводный предлог, а остальные производные)
5) В течение, в продолжение, вследствие, впоследствии (лишнее слово впоследствии, т.к. это наречие, а не предлог)
Б) На уроках при изучении предлогов мы узнали, что некоторые предлоги употребляются только в определенном падеже. Это какие предлоги?
1.Исправьте ошибки ( индивидуальные карточки)
По приезду в Петербург экскурсанты сразу же отправились в Эрмитаж.
Вопреки желания больного его положили в больницу. По окончанию школы я буду поступать в институт. Благодаря совета друга, я легко справился с проблемой. Я встретился с друзьями по прибытию поезда. Благодаря статьи в газете мы узнали о возобновлении маршрута к "Северным островам"
Отважный смотритель, рискуя жизнью, бросился наперерез понесшегося вскачь коня.
2.Индивидуально за компьютером работают 2 ученика.
Вопреки ожидани.., согласно решени.., поговорить по прибыти.., отдыхать по окончани.., благодаря решени…
Благодаря совет.., согласно желани.., вопреки решени.., встретиться по прибыти.., сообщить по окончани.. .
Вопреки предсказани.., благодаря влияни.., наперекор желани.., увидеться по прибыти.., встретиться по окончани..
Сравните анализ предложений.
Рассказывал не смотря в учебник.
Несмотря на плохую погоду, мы отправились в поход.
Следующее задание покажет нам, умеем ли мы отличать предлоги от омонимичных частей речи.
Б) Цифровой диктант
Предлог 157 Другие части речи 2346
1(В) течени… вечера слушал охотник рассказы деревенских мальчишек.
2 (В) течени… реки Гаврила заметил русалку, зовущую его к себе.
3. (В) следстви… по делу о смерти Кости не было необходимости.
4. (В) продолжени.. произведения герои рассказывают истории о домовом, русалке, покойниках.
5. (В) продолжени… часа в рольне слышались шаги, шорох, шум.
6) Деньги поступили (на)счет в банке.
7) Я пришел поговорить (на)счет статьи.
В) Выполнение тестовой работы. Тест- тренажер (индивидуально в парах за компьютерами)
1. Найди неправильное утверждение
Предлог является членом предложения
Предлог служит для связи слов в словосочетании
Предлог – это служебная часть речи
Предлоги выражают временные, причинные и другие значения
2.В каком ряду все предлоги производные?
Около Москвы, вопреки предсказаниям, с другом
Близ Саратова, подле меня, на земле
В продолжение недели, вследствие дождя, в течение суток
Под снегом, во мгле, из-за тумана
3. Найдите производный предлог
(В) течени_ реки много изгибов.
(В) следстви_ осталось много неясного
(В) следстви_ вмешались общественные организации.
(В) течени_ всего отпуска я не отдыхал
4. В каком предложении (в) течени_ является существительным с предлогом?
(В) течени_ этого года мы много занимались.
(В) течени_ реки происходят резкие изменения.
(В) течени_ долгого времени я работал учителем.
(В) течени_ суток возможны изменения погоды.
5. В предложении «В следствии возникших сложностей с визой концерт знаменитого пианиста из России Григория Соколова в Лондоне был отменен»
есть ошибка, «вследствие» - предлог.
есть ошибка, «в следствие» - существительное с предлогом.
нет ошибки, «в следствии» - предлог.
нет ошибки, «в следствии» -существительное с предлогом.
6. В предложении «Временное замещение работника, отсутствующего вследствии отпуска»
нет ошибки, «вследствии» - предлог.
нет ошибки, «вследствии» - существительное с предлогом.
допущена ошибка, «вследствие» - предлог.
допущена ошибка, «в следствие» - существительное с предлогом.
7. В каком из предложений (в) следстви_ является предлогом?
(В)следстви.. принимали участие лучшие силы оперативного отдела.
(В)следстви.. добавились новые показания свидетелей.
(В)следстви.. неосторожного обращения с огнём произошёл пожар.
(В)следстви.. было недостаточно доказательств виновности подсудимого.
8. В предложении «Участие в следствии, судебном разбирательстве»
допущена ошибка, «вследствие» - предлог.
нет ошибки, «в следствии» - существительное с предлогом.
допущена ошибка, «в следствие» - существительное с предлогом.
нет ошибки, «в следствии» - предлог.
9. В каком из предложений нет орфографической ошибки?
В последствии проблем с предлогами стало меньше.
Впоследствие проблем с предлогами стало меньше.
В последствие проблем с предлогами стало меньше.
Впоследствии проблем с предлогами стало меньше.
Итого урока
Обобщите материал урока, составив синквей по теме «Предлог».