СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Предлог как служебная часть речи

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Содержание

Показать все содержание

РЕКЛАМА

Предлог — это служебная часть речи, которая выражает зависимость одних слов от других. Предлоги выражают различные отношения между словами в словосочетании и предложении.

Рассмотрим, что такое предлог как часть речи в русском языке. Выявим признаки предлогов, какие отношения между словами они выражают и какими бывают по строению и происхождению.

Предлог — это служебная часть речи

В стройной системе частей речи русского языка различают слова, которые называют предмет (сторож, огонь), признак (хороший, яркий), действие (купаться), количество (два, трое) и т. д. Эти слова принадлежат к самостоятельным частям речи: имя существительное, прилагательное, глагол, числительное. Они имеют характерные морфологические и синтаксические признаки.

Наряду с ними в русском языке существуют служебные части речи:

  • предлог
  • союз
  • частица

Чтобы понять, что такое предлог, рассмотрим словосочетания:

  • гулять в парке;
  • каша с изюмом;
  • спустившийся с крыльца;
  • знак на нём;
  • к двум друзьям.

Pause

Unmute

Loaded: 100.00%

Remaining Time -0:03

Fullscreen

В этих словосочетаниях употребляются слова самостоятельных частей речи и их формы. Обратим внимание на короткие слова, которые связывают их в словосочетание. Они также помогают именным частям речи (существительным, местоимениям, числительным) создавать падежную форму. Сами по себе эти коротенькие слова не имеют лексического значения. Они не изменяются, и поэтому у них нет грамматических признаков. Эти слова самостоятельно не являются членами предложения. К ним отдельно нельзя задать вопрос. Это признаки служебной части речи — предлога.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Предлог — это служебная часть речи, которая выражает зависимость слов в словосочетании и предложении.

Чтобы убедиться в этом, рассмотрим предложение:

На небе показалась луна из-за облаков.

Предлоги «на» и «из-за» участвуют в создании падежной формы существительных «небо» и «облако». Смысловая и грамматическая связь слов в предложении осуществляется с помощью предлогов и падежных окончаний существительных. Если эти средства связи убрать, то предложение потеряет смысл и превратится в набор отдельных слов:

небо, луна, показалась, облако

Значит, предлоги — это слова, которые вместе с косвенными падежами имен существительных, местоимений, числительных выражают различные отношения между элементами словосочетания и предложения.

Разряды предлогов

Предлоги не имеют полноценного лексического значения, как слова самостоятельных частей речи. Но они выражают различные отношения между ними, объединяясь в разряды по значению или происхождению.

1. Пространственные

в, до, из-за, за, к, над, под, перед, у, через, возле, мимо, около и пр.

  • жить в деревне;
  • дойти до перекрёстка;
  • растет у реки;
  • положить под подушку;
  • остановиться перед памятником.

2. Временные

в, к, до, по, через, после, в течение, в продолжение, в заключение

  • курсы с октября;
  • отплыть после сигнала;
  • собраться перед Рождеством;
  • не звонить в течение месяца.

3. Причинные

из-за, от, по, ради, благодаря, в силу, ввиду, вследствие

  • сделать ради ребёнка;
  • сказать от злости; 
  • пропустить по болезни;
  • благодаря теплу;
  • вследствие ненастья.

4. Целевые

за, для, по, на, к, ради, в целях, с целью

  • купил для работы;
  • вернулась за деньгами;
  • сделал ради будущего.

5. Объектные

о ( об/обо), про, насчет

  • заботится о питомце;
  • думать об учёбе; 
  • спросить про дом;
  • поинтересоваться насчет поездки.

6. Уступительные

вопреки, несмотря на

  • вопреки голосу разума;
  • несмотря на предупреждение.

7. Сравнительные

с, вроде, наподобие

  • град с вишню;
  • туман наподобие скатерти;
  • птица вроде цапли.

Один и тот же предлог может использоваться для выражения различных отношений:

  • пройти через ущелье (пространственные);
  • встретиться через год (временные).

Предлоги по составу бывают:

  • простые (к, у, с, от, до);
  • сложные, состоящие из двух частей (из-за, из-под);
  • составные, имеющие несколько слов (в виде, в связи с).

Происхождение предлогов

Рассмотрим, как возникли предлоги.

Большую группу предлогов составляют непроизводные слова. По своему происхождению они не связаны с другими частями речи:

от, у, к, в, до, без, для, за, из, при, через, по, под

 

И напротив, ряд предлогов имеют связь с другими частями речи. Способом перехода из одной части речи в другую образована часть предлогов. В зависимости от того, от слов какой части речи возникли предлоги, их делят на:

1. отымённые, образованные от имени существительного:

  • в течение дня;
  • расстилается вроде тумана;
  • вследствие занятости;
  • путём подсчета.

2. отнаречные предлоги:

  • пройти мимо дома;
  • впереди него;
  • внутри кармана;
  • согласно расписанию; 

3. отглагольные предлоги:

  • спустя час;
  • благодаря вниманию;
  • включая их.

Как подчёркиваются предлоги?

Производные предлоги отличаем от самостоятельных частей речи в контексте. К предлогу нельзя задать вопрос. Он составляет единое целое с тем словом, с которым употребляется в предложении. Самостоятельно предлог не является членом предложения. В предложении он подчеркивается соответствующей линией вместе с тем словом, падежную форму которого создает.

Примеры

Отец с сынишкой пошли на рыбалку.

Машенька весело играет с котенком.

Над цветущей липой вьются пчелы.

В течение часа мы обсудили эту проблему.

Из-за леса выплыла сизая туча и скрыла солнце.

Просмотр содержимого документа
«Предлог как служебная часть речи»

Разработка модульного урока русского языка в 7 классе

«Предлог как служебная часть речи. Правописание предлогов»


Боброва Анна Павловна, учитель русского языка и литературы

Сакской общеобразовательной школы I-III ступеней №2


Цели и задачи урока: дать учащимся понятие о предлоге как служебной части речи, его роли в предложении как средства связи, ознакомить с производными и непроизводными предлогами, формировать умение разграничивать производные предлоги и омонимичные самостоятельные части речи;

развивать общеучебные умения и навыки (систематизация материала, выделение главного);

продолжить формирование взаимопомощи, доброжелательного отношения друг к другу, умения выслушать других при работе в классе, в группе, воспитывать ответственность учащихся за общий результат групповой деятельности.


Оборудование: установка, опорный конспект по теме «Предлог», таблицы, технологическая карта темы, карточки, кроссворд, оценочные листы.


Технологическая карта урока-пары 3х30

1 мини-модуль.

Установка по теме «Служебные части речи». Комментированная запись. Подготовка учащихся к восприятию новых знаний по теме.

2 мини-модуль.

Предлог как служебная часть речи. Правописание предлогов (изучение нового материала).

3 мини-модуль.

Первичное закрепление (работа в группах) и систематизация знаний по теме.


Тип урока: урок изучения нового материала и первичного закрепления новых знаний.


Ход урока

1 мини-модуль.

Установка. Введение в тему.

  1. Организационный момент. Целеполагание.

Путешествуя по стране Морфология, мы встречались с различными частями речи. И каждый раз возникал вопрос: что можно нового узнать о уже знакомой части речи? Сегодня нам предстоит повторить известные сведения о частях речи и перейти к знакомству с частями речи, которые выполняют служебные функции.

  1. Актуализация опорных знаний.

  1. Беседа с учащимися:

- Сколько всего частей речи в русском языке?

- Какие части речи вами уже изучены?

- К какой группе они относятся?

- Какие еще есть группы частей речи?

- Назвать служебные части речи.


2. Установка по теме «Служебные части речи». Комментированная запись, знакомство с темой и формами работы во время ее изучения.

Модуль № 6 по теме «Служебные части речи»

№ пары

Дата

Коррекция даты

Тема пары

Домашнее задание

Примечание

1.



Служебные части речи. Предлог как служебная часть речи. Правописание предлогов.


Повторить сведения о простом и сложном предложении

2.



Союз как служебная часть речи. Общие сведения о сочинительных и подчинительных союзах. Правописание союзов. Самостоятельная работа.


Повторить правописание НЕ с разными частями речи

3.



Частица как служебная часть речи. Разряды частиц по значению. Правописание модальных и формообразующих частиц. Правописание отрицательных частиц НЕ и НИ.


Повторить сведения о тексте

4.



Междометие, его особенности. Звукоподражательные слова, их назначение в речи. Знаки препинания при междометии.

Р.р. Повторение изученного об общении и речи, тексте, его признаках.



5.



Морфологический разбор служебных частей речи.

Повторение изученного о служебных частях речи.


Повторить тему. Повторить стили речи.

6.



Контрольная работа по теме «Служебные части речи». Диктант с грамматическим заданием.

Р.р. Понятие об официально-деловом стиле речи. Деловые бумаги.




Примечание: в колонке «домашнее задание» записывается разноуровневое домашнее задание на каждую пару темы, включая как задание по учебнику, так и индивидуальные и творческие задания.

  1. Слово учителя.

Оказывается, что незаметные на первый взгляд служебные части речи таят в себе много загадок и, к сожалению, много сложностей в правописании.

Сегодня на уроке мы все вместе раскроем тайны предлога: значение, разряды и правописание. А чтобы предлог стал нашим хорошим знакомым и протянул руку помощи при выполнении контрольных заданий, мы:

- представим его таким, каким он видится только нам;

- расскажем о нем все без утайки;

- докажем, что и маленькая служебная часть речи заслуживает нашего внимания.

(Далее с помощью учителя учащиеся делятся на три группы, которые должны быть равными по уровню знаний. Сами учащиеся выбирают ученика – координатора совместной деятельности группы. Учащиеся выставляют себе оценку в графу 2 оценочного листа – какую оценку хочу получить на уроке (на начало урока)). Приложение 1.


  1. Ознакомление с новым материалом в виде опорного конспекта по теме «Предлог». Комментированное чтение опорного конспекта учащимися – консультантами в группе.

Опорный конспект по теме «Предлог»

ПРЕДЛОГ

Служебная часть речи

Зависимость С., М., Ч. от других слов в СС и П

Не изменяется

Не является членом предложения


непроизводные

В, НА, ЗА, ОБ…

ИЗ-ЗА, ИЗ-ПОД

ПРОИЗВОДНЫЕ ПРЕДЛОГИ (от других частей речи)

СЛИТНО

РАЗДЕЛЬНО

Вследствие, ввиду (= из-за)

Навстречу

Вроде (похоже)

Наподобие (похоже)

Насчет (= о)

В течение

В продолжение

В целях

По причине

В отличие

НО!

В следствии (в чем?) по делу …

В роде (в чем?) части речи…

В течении реки…

В продолжении рассказа…


  1. Воспроизведение сведений из опорного конспекта с приведением собственных примеров с записью в рабочую тетрадь.



2 мини-модуль.

Предлог как служебная часть речи. Правописание предлогов (изучение нового материала)

  1. Организационный момент. Целеполагание.

На данном мини-модуле наша задача – научиться правильно писать предлоги, отличать производные предлоги от самостоятельных частей речи. Одним словом, подружиться с предлогом.


  1. Самостоятельная работа с учебником по группам, выделение главного, работа в тетрадях для правил.

1 группа – правило о предлоге, значения предлогов, правописание непроизводных предлогов из-за, из-под.

2 группа – предлоги производные и непроизводные, простые, сложные и составные.

3 группа – правописание производных предлогов.


  1. Игра «Я учитель». Объяснение нового материала представителем каждой группы. Оценивание работы координаторами.


  1. Работа в группах.

Соединить пары «Кто быстрее?» (определить, какое значение выражают словосочетания с предлогами)

Заморозки по утрам

Пространственные

Пропустил из-за болезни

Временные

Работает на фабрике

Причинные

Пришел по делу

Образа действия

Писать без ошибок

Целевые


  1. Работа с таблицей «Предлоги и падежи». Составить предложения:

1 группа – с предлогом НА,

2 группа – с предлогом ПОД,

3 группа - с предлогом С

в разных падежах. Определить падеж.


  1. Записать словосочетания, заменив непроизводные предлоги производными

Стоять у стола (около), прийти за другого (вместо), отсутствовать из-за болезни (вследствие), ходить у дома (возле), отказаться из-за отъезда (вследствие).




  1. Орфографический хоккей.

Учитель диктует словосочетания, ученики записывают под диктовку. Координаторы групп при проверке комментируют «цепочкой», а остальные группы меняются тетрадями (взаимопроверка), проверяют, ставят оценку. Их цель: «забить шайбу», т.е. найти ошибки.

Несмотря на жару, узнал впоследствии, ввиду недостатка времени, вроде сахара, иметь в виду правило, говорить насчет похода, работал в течение года, рассказать о продолжении романа, действовать вопреки рассудку, посмотрел ему вслед, шли след в след за волком, доходы перевести на счет школы, в продолжении книги.


  1. Самостоятельная работа с учебником (сочетание предлогов с дательным падежом).

Задания группам: поставить существительные в нужный падеж (письменно), исправить речевые ошибки (устно).


  1. Итог мини-модуля.


3 мини-модуль.

Первичное закрепление и систематизация знаний по теме.

  1. Вступительное слово учителя. Целеполагание.


  1. Разминка «Посмотри на предлоги» (задание на карточках)

Найти «лишнее» слово или сочетание слов в предложенных рядах:

- без, к, ради, от, согласно, также, над;

- благодаря брату, благодаря брата;

- насчет работы, на счет банка;

- оглянулся вокруг, вокруг оси.

По ходу выполнения работы учитель задает вопросы. Например:

- В каком падеже употребляются существительные с предлогами благодаря, согласно, наперекор, вопреки?

- Какие предлоги пишутся в два слова?

- Какой непроизводный предлог – синоним можно подобрать к слову насчет?

- Назовите предлоги, которые пишутся через дефис?


3. Работа у доски и в тетрадях. Вставить пропущенные буквы и раскрыть скобки.

(В)течени… многих лет, (в)следстви… сильного шторма, узнал (в)последстви…,

говорить (на)счет похода, (не)смотря на бурю, наподоби… айсберга.


  1. Работа в группах по карточкам. Вставить пропущенные буквы и раскрыть скобки. Взаимопроверка. Обмен тетрадями в группе. Оценивание.

1 группа.

Включить (в)следстви… по уголовному делу, имей (в)виду, (на)счет похода, (не)смотря на метель, (в)следстви… ливня, из(за) аварии, (в)следстви… по уголовному делу.

2 группа.

(В)продолжени… книги, (в)виду болезни, (в)течени… года, (не)смотря на погоду, отдохнуть в продолжени… недели, из(за) горизонта, из(под) крыши, убедиться (в)последстви…

3 группа.

Идти (в)течени… часа, препятствие (в)течени… ручья, ждать (в)продолжени… недели, иметь (в)виду, переехать (в)виду ремонта, выступить (в)печат…


  1. ( Во время выполнения задания 4 вызванный к доске учащийся записывает все известные ему предлоги)

После выполнения задания 4 учащиеся класса получают задание – классифицировать записанные на доске предлоги:

1 группа – производные и непроизводные;

2 группа – простые, сложные, составные;

3 группа – по значению.

Проверка выполненного задания.


  1. Разгадывание кроссворда «Предлог» в группах, а потом на доске.

Кроссворд «Предлог»



1 м















о















р















ф


3и

з

-

2 п

о

д








о




4 п

р

о

с

т

о

й





л



5 в

м

е

с

т

о





6 п

р

о

и

з

в

о

д

н

ы

е







г



7 в

с

л

е

д

с

т

в

и

е



и



8 о

к

о

л

о








я



9 с

о

г

л

а

с

н

о



По вертикали:

  1. Раздел лингвистики, в котором изучаются части речи.

  2. Служебная часть речи, которая выражает зависимость имени существительного, местоимения, имени числительного от других слов в словосочетании и предложении.

По горизонтали:

  1. Предлог, который пишется через дефис.

  2. Какой по структуре предлог ЗА?

  3. Предлог, который можно заменить синонимом ЗА.

  4. Как называются предлоги, которые образованы путем перехода самостоятельных частей речи в служебные?

  5. Производный предлог, синоним предлога ПО ПРИЧИНЕ.

  6. Предлог, в котором три буквы О, синоним к предлогу РЯДОМ.

  7. Предлог, который употребляется только с дательным падежом.


  1. Прослушивание выполненного одним или двумя из учащихся опережающего задания: лингвистическое сочинение или сказка о предлоге.


  1. Далее учащиеся самостоятельно выставляют оценку за работу на уроке в графу 3 оценочного листа (самооценка), а коллективно в группе выставляют оценку каждому ученику в группе в графу 4 (оценка группы). Оценочные листы сдают учителю для выведения итогового балла за работу на уроке.


  1. Итог модуля.

Домашнее задание в установке.

Приложение 1.

Оценочный лист работы на уроке (группа __)

1

2

3

4

5

Фамилия учащегося

Какую оценку хочу получить? (на начало урока)

Самооценка (в конце урока)

Оценка группы (в конце урока)

Итоговый балл











































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!