СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Праздник славянской письменности и культуры "От буквы к книге"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Праздник славянской письменности и культуры "От буквы к книге"»

1. Дорога к письменности.

Открываем нашу первую «страницу».

Как вы думаете: можно ли представить себе жизнь без телевизора?

Трудно, но можно, – наверное, скажете вы – У моих бабушек и дедушек в детстве не было телевизора; к ним домой не приходили театр, кино, митинги, спортивные соревнования. Если хотите проверить, спросите об этом дома.

А можно ли представить себе жизнь без электричества?

Очень трудно, наверное, думаете вы. Но ведь известно, что раньше люди читали и писали при свечах или при лучине. И только в советское время по всей стране зажглись электрические лампочки.

А теперь попробуйте себе представить жизнь без письменности.

Не исключено, что кто-то подумает про себя: ну и что же, вот было бы здорово, если бы исчезла письменность: не надо писать диктанты, сочинения, рефераты. Все уроки будем делать только устно! Допустим.

Но ведь тогда должны исчезнуть все книги, библиотеки, почтовые отделения, афиши, не станет карточек в регистратуре поликлиники, трудно придумать, как различать билеты на поезда и т. п.

Вот и решайте, как лучше: с письменностью или без. Недаром русский писатель и историограф Николай Михайлович Карамзин говорил: «История ума представляет две главные эпохи: изобретение букв и типографии; все другие были их следствием. Чтение и письмо открывают человеку новый мир, - особенно в наше время, рпи нынешних успехах разума». Как вы думаете, сохраняют ли своё значение последние слова писателя в наше время? Согласны ли вы с инм или нет? Почему?

Как же произошло изобретение буквы? Что об этом известно людям?

Дорога к письменности была длинной и трудной. Всё началось, как думают некоторые учёные, с медведей. Было это очень давно. В те далёкие времена люди жили в пещерах, ведь домов ещё не было. Но в некоторых пещерах обитали медведи.

Однажды люди вытеснили медведей из какой-то пещеры, огляделись по сторонам и увидели на стенах своих новых жилищ какие-то таинственные знаки. Это были царапины, которые сделали медведи, когда точили когти о стену. Тогда люди поняли, что на ровной поверхности можно нацарапать какое-то изображение. Так возникла дорога к письменности.

Будьте внимательны к нашим рассказам, так как мы будем задавать вам вопросы и до викторины и учтём ответы на них во время её проведения. Сейчас ребята прочитают вам отрывки из поэмы американского поэта Генри Лонгфелло «Песнь о Гайавате» – так звали легендарного вождя индейцев, который сделал для них много хорошего. О чём идёт речь в первом отрывке?

При свиданье – с глазу на глаз

Мы ведём свои беседы;

Но, расставшись, мы вверяем

Наши тайны тем, которых

Посылаем мы к друг к другу;

А посланники нередко

Искажают наши вести

Иль другим их открывают.

О чём говорится в этом отрывке? Кто эти посланники? И вот что сделал Гайавата.

Из мешка он вынул краски,

Всех цветов он вынул краски

И на гладкой на бересте

Много сделал тайных знаков,

Дивных и фигур и знаков;

Все они изображали Наши мысли, наши речи.

Белый круг был знаком жизни,

Чёрный круг был знаком смерти;

Дальше шли изображенья

Неба, звёзд, луны и солнца,

Вод, лесов и горных высей,

И всего, что населяет

Землю вместе с человеком.

Для земли нарисовал он

Краской линию прямую,

Для небес – дугу над нею,

Для восхода – точку слева,

Для заката – точка справа,

А для полдня – на вершине.

Всё пространство под дугою

Белый день обозначало,

Звёзды в центре – время ночи,

А волнистые полоски –

Тучи, дождь и непогоду.

Что изобрёл Гайавата? Как можно назвать такое письмо?

Это рисуночное письмо. Но рисунок можно неверно прочитать. Если написавший придавал знакам одно значение, а читающий – другое, то ничего хорошего из этого получиться не могло. Об этом забавно рассказал Р. Киплинг в сказке «Как было написано первое письмо». На смену рисуночному письму пришли «священные знаки» ­– иероглифы. А затем жившие две тысячи лет назад финикийцы изобрели буквы – значки только для согласных звуков. На основе финикийского письма в Греции появились греческий алфавит, который дал начало письму. Наша русская азбука появилась на Руси вместе с богослужебными книгами Нового Завета.

2. Школа славянского языка.

События первоначальной истории нашей Родины хранятся в сокровищнице народной памяти – «Повести временных лет». На пергаментные листы этого рукописного храма отечественной жизни вписывались лишь важнейшие дела, Свершения общерусского значения. Раскроем эту книгу на событиях, отнесённых летописцем к 988 году.

Войдём в слой родной истории . Среди многообразных дел этого года: штурм и взятие князем Владимиром византийского города Корсуня, его женитьба на сестре константинопольского императора Анне, переход в православную веру самого князя, его дружины и части киевлян, свержение языческих кумиров…

И как самое ударное, завершающее год 9888, – открытие в стальном Киеве дворцовой школы «Ученья книжного».

Возник центр книжной культуры, той, которая соединила Киевскую Русь со всей многовековой цивилизацией.

Так, наряду с латинской, греческой и арабской школами, на историческую арену выходит славянская школа. Рождение новой школы непосредственно связанно с созданием славянской азбуки Константином (Кириллом) Философом и его братом Мефодием в 863 году. Первая школа, где велось преподавание церковнославянского (иначе – старославянского) языка, была открыта братьями в столице Моравского княжества Велиграде. Ими было воспитано около 200 книжников. Их ученики стали открывать свои школы, учить других, и к концу века уже тысячи людей читали и писали на старославянском языке, который был понятен всем славянским народам того времени.

Первые школы создавались князьями, но уже в Киевской Руси сложились два типа школ: демократические школы мастеров грамоты, где учили упрощённый 32-буквенный кириллический алфавит, и дворцовые, соборные, монастырские, где давалось 44 – 45-буквенная кириллица, отражающая всё особенности церковнославянского языка.

Для лиц, изобразивших духовную карьеру, главным было овладение богослужебной и церковно-учительной литературой. «Книжное учение» было возможно там, где находились богатые собрания рукописных книг – при монастырях, епископских кафедрах, кафедральных соборах.

3. Старославянский и русский язык.

В результате крещения Руси старославянский язык у восточных славян расцвёл «яко крин пречистый» и дал удивительные образцы одухотворённых и целомудрённых сочинений, к которым затем обращались многие поколения наших дедов и отцов.

Без старославянского языка трудно себе представить развитие русского литературного языка. Старославянский язык, подобно латыни в западных романских странах, был всегда надёжной опорой, гарантией чистоты и источником обогащения русского языка. Так, употребляя пословицу, Устами младенца глаголет истина, мы совершенно не задумываемся над тем, что не используем при этом, по существу, ни одного «чисто» русского слова, и ощущаем лишь некоторую книжность этого мудрого речения.

4. Буквицы древнерусского письма.

Древнерусские рукописные книги отличаются высокой культурой художественного оформления, самобытной каллиграфией. Разноцветные буквицы (или инициалы), заставки, иллюстрации, коричневые столбцы текста вызывают мысль о рукописной книге как произведение искусства.

Несколько слов о буквицах, обычно начинающих ту или иную главу рукописи.

Начертания буквиц славянского алфавита дают возможность увидеть мир глазами наших пращуров. Древнерусский книжник не просто украшал буквицу орнаментом, он прежде всего старался красиво передать мысль. Он не считал буквицу просто обозначением звука, для него очень много значило само начертание. Для древнерусского человека весь мир и даже само небо над головой было книгой, развёрнутым свитком, который не каждому дано прочесть.

Само начертание буквиц таило в себе чертёж мира. Здесь можно увидеть изгиб крыла, поступь зверя, сплетение корней, извивы реки, контуры двух двойников – солнца и сердца. Эти буквицы поют, щебечут, издают звериный рык, летают, скачут, говорят человеческим голосом. Они ещё не стали книжными типографскими серийными знаками. Каждая буквица индивидуальна, неповторима, как неповторим каждый лист на дереве жизни.

Чтец.

Вижу Русь!

Торжественно-сурово

Вслушиваюсь в тёмную строку…

Так и есть,

Сначала было «слово»,

Это было «Слово о полку».

(Л. Манзуркин).

Представляете: всего через два века после распространения письменности на Руси было создано первое крупное произведение древней художественной литературы «Слово о полку Игореве»

А теперь попробуйте вспомнить, что вам известно о нашей письменности:

1. Сколько букв было в кирилловской азбуке XI века?

2. На чём писали в древности?

3. Что служило материалом для письма?

4. Чем писали в древнерусскую эпоху?


5. Из жизни русского алфавита.




Сейчас мы вам покажем некоторые буквицы, а вы постарайтесь догадаться, что они обозначали, какие стороны мира отражали.

Выходят по очереди учащиеся с плакатом-буквицей, рассказывают, что изображает её рисунок, становятся в ряд так, что получается слово слова.

Алфавит всегда сравнивают с таблицей умножения: и то, и то нужно знать назубок. Только если дважды два всегда было четыре, то буквы нашего алфавита на протяжении истории нашего государства меняли своё начертание и значение. Одни, послужив верой и правдой, исчезали, другие возникали, третьи и по сей день являются предметом споров и обсуждений. О судьбах некоторых таких букв размышляет писатель Феликс Кривин.

Чтец. Песенка о буквах, вышедших из употребления.

В любой старинной книжице

Ты можешь прочитать:

Жила на свете Ижица,

А с нею буква Ять.

Но время быстро движется,

И жизнь уже не та.

Где иначе буква Ижица?

Где Ять? И где Фита?

Без них правописание

Сумело обойтись.

Новейшие издания

Без них вступают в жизнь.

Уж так на свете водится.

Как говорил мудрец:

Когда без нас обходятся,

То значит, нам конец.

Современный русский алфавит вместо

церковнославянского был введён Петром I в 1708 г. Его называют гражданской азбукой. Однако не все упрощения были сделаны.

Можете ли вы назвать самую дорогую букву русского алфавита?

Об этом забавно рассказывает Ф. Кривин в книге «Принцесса Грамматика, или Потомки древнего глагола». – Уж-город, 1981:

«По наблюдению Соболевского, буква ъ хранит молчание примерно с XIII века. До XIII века ей было что сказать, а с XIII века она замолчала. Однако она регулярно посещала собрания букв… жиль - быль котъ , онъ елъ бутербродъ… Но занимала место где-нибудь в самом конце и – помалкивала.

Это с XIII века!

За это время у нас многое произошло. Появились новые слова, старые вышли из употребления. Книжки стали печататься. А буква ъ об этом – молчок.

Осип Иванович Сеновский, известный также под именем Барона Брамбеуса,

Очень сердился на букву ъ: «Пагубнее всех и всего этот тунеядец ъ … на хвосте русских слов: он пожирает более восьми процентов времени и бумаги, стоит России ежегодно более 400.000 рублей, – а какую приносит ей выгоду или честь?»

Не каждый, кто много стоит России, приносит ей честь, этого Осип Иванович не учитывал. Но, с другой стороны, за такие деньги можно что-то сказать. хоть звук проронить…

Теперь понятно, почему буква ъ с XIII века молчит: для неё молчание – чистое золото».

Написание этой буквы в конце слов, как и ряда других, было отменено по реформе 1918 года.

А теперь попробуйте ответить на вопросы:

Какую роль выполняет теперь буква ъ ? Сравните количество букв в кириллице и современном алфавите. Что произошло? Количество букв уменьшилось, очевидно. Какие ещё буквы претерпели изменения? Были ли буквы, которые добавились в алфавит? Если вам это неизвестно, обратитесь к книге Льва Успенского «По закону буквы».

6. Парад книг: вопросы и ответы?

Возникает множество вопросов. Как учили грамоте на Руси? Какова история древних школ? А история библиотек? Сколько книг было в древности? Как «делали» книги до начала книгопечатания? Что изучает палеография? Попробуйте расшифровать это слово, вы ведь знаете слова палеолит и орфография. Была ли письменность у славян до принятия христианства? Кирилл создал кириллицу или глаголицу? Почему Кириллица сначала звали Константином? Наконец, была ли письменность у славян до принятия христианства?

?. Д. Кугультинов. Ода болгарскому языку.

Я видел торжество во славу Языка

И лики мудрецов над волнами народа.

И букву «Аз» несла могучая река.

И в сердце у меня рождалась эта ода.

* * *

И ленты улиц, и арены площадей –

Всё радостно текло, плескалось и сияло!

Весёлые глаза танцующих людей

Рассыпали вокруг дыханье карнавала.


Высокий лад царил в движеньях и речах,

Вздымая древних лиц вершины снеговые.

Я много празднеств знал

и вынес на плечах,

Но праздник Слова

Был передо мной впервые!

Был строен Алфавит. И буквиц череда

Парила над землёй, как брошенные зёрна.

И я благословил безумие труда

За рукотворный ключ

к стезе нерукотворной.

А люди шли и шли.

А праздник плыл и плыл.

И солнце поперёк лежало полосами.

Вновь Разума корабль Мефодий и Кирилл

Творили, и вели, и были парусами.


И память вздрогнула. И, ощутив угар,

Ладони вознесла и затаилась снова.

И пепел со страниц Истории Болгар

Просыпался в меня и тронул болью слова.


Да, пепел со страниц просыпался в меня,

И я услышал крик полунемого мига!

Кровавый ятаган и месиво огня

Царили над страной и возвещали иго.


* * *

Казалось, ничего от родины былой!

Казалось, даже скорбь прослушивалась еле,

Но угли языка пылали под золой,

И кладка языка крепила цитадели.


И поколения взросли под звон оков …

Но в сердце каждого сказания и были

Твердыня языка, касаясь облаков,

Стояла, вечная в непотрясённой силе!


Да, слово крепостью в истерзанной стране

Стояло посреди пожаров и стенаний!

Я это выстрадал. И явь открылась мне –

Непокорённые за этими стенами.


Есть сказка старая в Калмыкии моей:

Пусть враг силён и лютого лютей,

И явь в его руках страшнее бреда!

Пусть он батыря выбьет из седла

И расчет на части без числа –

Душа жива. И призрачна победа.


Да, призрачна, пока душа жива!

О возрожденье возвестит молва.

Искромсанный герой взойдёт из праха,

Окинет мир, тяжёлорук и горд,

Увидит дым, услышит топот орд

И с ордами на бой шагнёт без страха!

Скажи, не то же Ты, что вечная душа

Из сказки праведной,

Когда связуешь снова

Поруганный народ, что рдеет, не дыша,

Бессмертное и трепетное Слово?


Когда течёшь рекой и преграждаешь путь

Зловещей прихоти, слепому суховею,

Когда твоё тепло перерождает суть

Врага, притихшего над глубиной твоею?


Бывало, падал он перед Тобою ниц,

Робел и уходил, велению покорен…

Родное Слово, ты вольнее вольных птиц,

Щедрее щедрых недр,

Могучей хлебных зёрен.


Но если вдруг народ язык свой обронит,

Рассыплет впопыхах средь торга мирового!

Тогда напрасно всё! Ни воля, ни гранит

Не смогут сохранить то, чем владело слово.


И яркая звезда прочертит след прямой!

Но тотчас же и след затянется во мраке.

И тайно со страниц Истории самой

Уйдут в небытиё сияющие знаки.


И всё, чем жил народ, навек укроет тьма,

Чтоб мир судил о нём

По домыслам и сплетням…

Гордись, Болгария! Ни плена, ни ярма

Не ведал твой язык в пути тысячелетнем.


И факел истовый славянского письма

Подвалами времён твои сыны сквозь иго

Несли уверенно … И вновь весна!

И древняя зашелестела книга.

Я видел торжество во славу Языка

Впервые на земле.

И мысль была легка.

Вся оплетённая цветами карнавала,

Она навестилась и сердце волновала:

Пока язык храним и в Слове зреет свет –

Мечтами передела нет и самой смерти нет!

Вовеки быть –

Отважному народу!

Я Слову на земле слагаю оду.



Вопросы:

Какие мысли и чувства вызывает это стихотворение?

Только ли о болгарском языке говорит поэт?

8. Викторина.

А сейчас посмотрим, как вы знаете родной язык. Уважаемое жюри ваши ответы оценит.

1. Вспомните пословицы со словами азбука и грамотность.

2. Подберите однокоренные слова к слову буква, объясните их значение.

3. Назовите фразеологизмы со словом буква. Назовите фразеологизмы, которые входят названия букв.

4. Кто знает наш алфавит? Все? Какие старые названия букв вы знаете? А может кто-нибудь назвать особые буквы алфавита церковнославянского языка?

5. Название какой буквы было однокоренным со словом учение?

6. Как перевести слово азбука на современный русский язык?

7. Как называлась славянская азбука до 1708 г.? Как стала называться после этого? Почему возникли оба названия?


9. Итоги.

Пока жюри подводит итоги викторины (можно это было сделать по большинству ответов и во время последнего сообщения), мы подведём итоги всему тому, что видели и услышали сегодня.

Отдавая дань памяти Кирилла и Мефодия, посвящаем им стихотворение О. Дмитриева « Старославянский язык».

А все же до жалости редко

Среди почитаемых книг

Мы ищем язык наших предков –

Для нас неудобный язык.

Пускай не во всём он понятен

И мудрым учёным, порой

И белых в нём более пятен,

Чем даже на карте земной, –

Но вслушивайтесь давнюю эту

Эпоху, за каждой строкой

В словах легнковестности нету,

Поспешности нет никакой!

Над лунным челом летописца

Татарские кони храпят.

И все ж принимает страница

Не каждое слово подряд:

Когда они слабы и мелки,

Негоже и браться за труд,

Над ним не секундные стрелки

Смертельные стрелки поют.

И долгий подсказывал опыт,

Что выразит может верней

Коней несмолкающий топот,

Звон лат, и монет, и церквей.

Набата отверстое горло,

Рёв рога и дробь топора, –

Не наше ленивое «ОРО»,

А старое грозное «РА»!

Великих высот достигали

Два слога в звучанье стальном,

Двумя оставаясь слогами

В воинственном слоге одном.

И с краткостью – признаком силы

Слова обретали тогда

Летящую тяжесть секиры,

Спокойную грозность плода…

Да здравствует старославянский!

В нём кровь замешалась и пот!

Густой, непрозрачный и вязкий,

Тяжёлый, как сотовый мёд!

Как капли его золотые,

Живут и сейчас в языке

Слова налитые, густые, –

Хоть каждое взвесь на руке.

Они веселы и суровы,

До наших времён донесли

Значительность каждого слова

В начале Российской земли.

Добавим ещё несколько вопросов.

Согласны ли вы с О. Дмитриевым,

Что наше оро «ленивое»? Какие ещё признаки старославянских по происхождению слов вы знаете? Можете ли назвать слова, которыми мы часто пользуемся, не замечая, что они пришли к нам из старославянского языка?

А теперь в заключение послушаем стихотворение И. Бунина. Что великий поэт завещал нам, своим потомкам?

Молчат гробницы, мумии и кости, –

Лишь слову жизнь дана:

Из древней тьмы, на мировом погосте,

Звучат лишь Письмена.

И нет у нас иного достоянья!

Умейте беречь

Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,

Наш дар бесценный – речь.

Вот и закончился наш праздник во славу славянской письменности. Пусть он станет традицией для вашей школы, для всех вас. Пусть этот праздник во славу человеческого ума, во славу русской культуры будет всегда у вас в душе. И пусть каждое 24 мая вы будете ощущать себя частичкой всего славянского мира.






МОУ СОШ № 7

п. Горьковский



Праздник славянской письменности и культуры.


8 – 9 класс




Разработала учитель русского языка и литературы Г.Н.Толмачёва




2020 год


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!