СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Праздник Славянской письменности

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Праздник славянской письменности

                                           Внеклассное мероприятие.

                                                     Цели: образовательная –узнать новое о нашем алфавите;

                                                                  познавательная: познакомиться с создателями   славянской письменности, с кириллицей, с     памятниками культуры  - иконами, скульптурными памятниками, с церковными песнопениями;

                                                                  воспитательная : воспитывать  интерес и любовь к родной культуре.

 

Оборудование: праздничный  транспорант,    буквицы,  экран,  магнитная доска.

Перед   началом звучит «Величальная Кириллу и Мефодию».Muzhskoy-hor-Soglasie-1995-IMP-Classics-Velichanie-svv-Kirillu-i-Mefodiyu---raspev-17-go-veka(muzikoff.net).mp3

На экране изображение   - икона преподобных Кирилла и Мефодия

Просмотр содержимого документа
«Праздник Славянской письменности»

Праздник славянской письменности

Внеклассное мероприятие.

Цели: образовательная –узнать новое о нашем алфавите;

познавательная: познакомиться с создателями славянской письменности, с кириллицей, с памятниками культуры - иконами, скульптурными памятниками, с церковными песнопениями;

воспитательная : воспитывать интерес и любовь к родной культуре.



Оборудование: праздничный транспорант, буквицы, экран, магнитная доска.

Перед началом звучит «Величальная Кириллу и Мефодию».Muzhskoy-hor-Soglasie-1995-IMP-Classics-Velichanie-svv-Kirillu-i-Mefodiyu---raspev-17-go-veka(muzikoff.net).mp3

На экране изображение - икона преподобных Кирилла и Мефодия

Ведущий 1. Начинаем вечер, посвященный Празднику славянской письменности и культуры. Каждый год 24 мая его отмечают в славянских странах – Болгарии Сербии, Словакии, Хорватии, Македонии и в Греции. Конечно же, и у нас в России, Украине, Белоруссии. В этот день мы вспоминаем великих просветителей Кирилла и Мефодия.

Ведущий 2. До Кирилла и Мефодия у славян не было единой письменности для передачи сложных по мысли текстов.

Ведущий 1. Кирилл и Мефодий на основе греческого письма составили первый славянский алфавит.

Ведущий 2.Жизнь солунских братьев была служением славянской культуре.

Ведущий 1. Братья родились в византийском городе Солуни в семье военачальника. Их детство прошло в двуязычной среде – греческой и славянской. Только латинский язык не был известен солунцам.

Ведущий 2. После долгих поисков Кириллу наконец удалось встретить приезжего человека, который знал латинский язык.

Сценка.

Кирилл.Я слышал, что вы хорошо знаете латинскую грамоту. Мне так хочется прочитать книгу на латыни!

Приезжий. Зачем тебе это нужно, мальчик? Да, я понимаю латинскую грамоту и мог бы тебе объяснить каждую фразу. Но зачем? Взгляни на меня. Ты думаешь, много пользы мне от того, что я читал мудрые книги? Я потому и переехал сюда, в незнакомый город, чтобы никто не лез ко мне с учеными разговорами. Люди должны пахать землю, сеять хлеб, делать полезные вещи. И я поклялся никого больше не учить ни грамматике, ни другим наукам.

Кирилл. И все же я хочу понять то, что написано в мудрых книгах.

Приезжий. Попробуй, только я тебе в этом не помощник.

Кирилл и приезжий уходят со сцены, затем вновь возвращаются.

Ведущий 1. Через год приезжий вновь встретился с Кириллом на улице.

Приезжий. Послушай, мальчик! Ты по-прежнему хочешь, чтобы я научил тебя премудрости латыни? Или уже позабыл о своем желании?

Кирилл. Я о нем не забыл, но теперь я сам изучаю латинский язык.

Приезжий. Как можно самому научиться незнакомому языку?

Кирилл. Я взял книгу Григория Богослова на греческом и на латыни и, сопоставляя фраза за фразой, уяснил уже многое. Теперь не только «Энеида», но и многие другие латинские книги мне стали понятны.

Ведущий 2. Вскоре Кирилл выучил греческий и арабский языки и прославился своей ученостью.

Ведущий 1. После Солуни Кирилл продолжал учиться в Константинополе. Кирилл стал Патриаршим библиотекарем, потом преподавал в университете философию: знания, усвоенные в юности, не остались лежать мертвым грузом.

Вед ущий 2. Когда азбука была готова, братья начали переводить на славянский язык церковные книги. Они работали с утра, едва рассветало, и кончали поздно, когда уже рябило в глазах от усталости. как только первые книги были переведены с греческого языка на славянский, братья с просветительской миссией направились в Моравию. Деятельность солунских братьев быстро вышла за пределы , указанные им императором. Они усердно просвещали славян, обучали людей грамоте и основали новые церкви.

Кирилл и Мефодий уходят со сцены. Азбука Кирилла и Мефодия.pptx

Ведущий 1. В течение трех лет Кирилл и Мефодий трудились в Моравии. Они воспитали немало учеников, которые внесли огромный вклад в развитии славянской культуры.

Ведущ ий 2. Ученики Кирилла и Мефодия открывали свои школы, и к концу 9-го века уже тысячи людей читали и писали на славянском языке.

Звучит «Величание Кириллу и Мефодию»

Ведущий 1. Славянский алфавит просуществовал на Руси неизменным более семи столетий. Его создатели постарались, чтобы каждая буква первой русской азбуки была простой и чёткой, легкой для письма. Они помнили о том, что буквы должны быть красивыми, чтобы человек , впервые его увидевший, сразу захотел овладеть письмом. Алфавит Кирилла и Мефодия поражает нас простотой и удобством.

Презентация алфавита. Ведущий о буквах и числовых обозначениях с помощью букв кириллицы. Звучит Азбучная молитва – читают все учащиеся класса

Для представления этой композиции дети выходят на сцену, держа в руках каждый свою букву (34 буквы), становятся в ряд и, поочередно поднимая изображения букв, произносят соответствующую строку из Азбучной молитвы.



Ведущий 2. Лишь в петровские времена в наш Алфавит понадобилось внести изменения.

Военный. Господа! Царским указом велено упростить наше письмо. Отныне отменяются буквы «юс малый», «юс большой», «кси», «зело», «омега». Они стали обузой в русском языке и поэтому из него исключаются!

военный подходит к стенду, убирает с него названные буквы.

Ведущий 1. Во второй половине 18 столетия русский алфавит пополнился новыми буквами, которых не было в славянской азбуке – это буквы «э», «й краткое», «ё».

Ведущий 2. В начале 20 века снова понадобилось упростить русский алфавит и правописание. Такую реформу провели в 1918 году

На сцену выходит красноармеец в буденовке.

Красноармеец. Товарищи! Указом Наркома просвещения упраздняются буквы «и десятиричное», «ять», «фита». «ижица», «ер» на конце слов.

Красноармеец снимает со стенда устаревшие буквы.

Ведущий 1. Наша азбука удивительна! И сейчас, в 21 веке, она поражает нас своим удобством и простотой.

Ведущий 2. И каждый человек, изучающий русский язык, должен знать и бережно хранить в своей памяти имена Кирилла и Мефодия, первых славянских просетителей.

Звучит «Величание..» П.И. Чайковского.

Стихотворения читают уч-ся:

Церковно-славянский язык                        

Он самый молитвенный в мире,                        
Он волею Божьей возник,
Язык нашей дивной Псалтири                      
И святоотеческих книг;
Он царственное украшенье
Церковного богослуженья,
Живой благодати родник,
Господнее нам утешенье – 
Церковно-славянский язык.

                                                              Виктор АФАНАСЬЕВ



Язык наш славен и велик!
Храни родную речь!
Язык любви сердца целит,
Тебе его беречь.
Не нужен будет никому
Не любящий Христа.
Покуда жив, служи Ему.
В любви душа чиста
Пути людей сольет Христос
Перед Своим Судом.
Ступай за Богом во весь рост,
За светом и теплом.

Валентин СМИРНОВ

Слово предоставляется гостям праздника: православному священнику станичной церкви Св. Николая- угодника отцу Евгению и преподавателю воскресной школы Черкашиной Л.И.

Ведущий. А знаете ли вы Молитву на учение! Она была обязательной для учащегося.

Звучит Молитва.

Премилосердный Господь! пошли нам благодать Духа Твоего Святого, дающего понятливость и укрепляющего душевные наши силы, чтобы, слушая со вниманием преподаваемое нам учение, мы выросли Тебе, нашему Создателю, во славу, родителям же нашим на утешение, Церкви и отечеству на пользу.

А теперь попробуем понять истоки некоторых слов и понятий.

Народный образ – стоять фертом  означает горделивую позу человека, подперевшего руки в бока. Этимология названия буквы учеными достоверно не выяснена. Читателям с воображением эта палочка с двумя дужками по бокам стала напоминать подбоченившегося человека. Так появилось словосочетание стоять фертом”, а затем новое существительное “ферт” и даже уменьшительное “фертик”, по Далю – франтик, щеголёк. Мало-помалу существительное стало уже неодобрительным, полубранным. У Чехова: “Тут к нам ездит один ферт со скрипкой, пиликает”.

Сравните два выражения “ходить фертом” и “ходить гоголем”.

Как называются такие выражения?(синонимичные)

До конца не известны мотивы, по каким буквы получили именно эти, а не другие названия. Любая новая вещь, которую нужно назвать новым словом, требует некого соответствия между этим словом и его свойствами. Неправдоподобно чтобы столб с горизонтальной перекладиной наверху, инструмент быстрой казни (виселица), был наименован “говори”, а ведь буква “глаголь”  форма от глагола “глаголати” – говорить. Если признать, что название этому мрачному столбу взято у на него похожей буквы, то все становиться на свои места. Буква стала словом. От этого слова образовалось сочетание “не миновать глаголя”. Так говорят о неизбежности сурового наказания кому-либо за его дела, поведение.

Мыслете”  производное от глагола “мыслить”. Чтобы написать букву, нужно сделать сложное движение пера. В бытовом языке это стало связываться с шатающимся “туда-сюда” на пути хмельным человеком: “он мыслете пишет”. В данном сочетании “мыслете” – полусуществительное, означающее нечто неопределенное, не обязательно связанное с образом “пьяницы”.

Покой”  старое название буквы П. Сохранилось оно до наших дней едва ли не исключительно в выражении “покоем ставить что-либо, располагать”. Столы “ставят покоем”  так, чтобы они образовали букву П. В 1918 году из азбуки были исключены “ять”, “ижица”, “фита” и “ер” в конце слова. Это были так называемые “ненужные буквы”.



А теперь порешаем несложные арифметические задачки, которые решали наши ровесники в глубокой древности.

На экране таблица- алфавит с буквенным обозначением чисел.

На письме буква , например А ,со знаком титло в виде зигзага над буквой означала число 1. (записать на доске)

Б+Д =? К - В = ? Д + Л = ?

Ведущий1. Пословицы и фразеологизмы , связанные с азбукой, учением до сих пор живут в нашем языке:

Грамоте учиться - всегда пригодится

Азбука - к мудрости ступенька

Сперва АЗ да БУКИ, а потом и науки.



Ведущий 2. А что значат эти выражения?

Начинать с Азов

Сделать на ЯТЬ

Стоять ФЕРТом

От АЛЬФА до ОМЕГА

Прописать ИЖИЦУ



Небольшой концерт учащихся.



Наше праздничное мероприятие заканчивается. Мы думаем, что наш сегодняшний праздник оставит след в вашей памяти, возможно. вы сегодня узнали что-то новое о нашей культуре. Будем помнить о тех, кто подарил нам возможность читать и писать на родном языке,

Спасибо всем!



02-PIChaykovskiy-Gimn-svyatym-Kirillu-i-Mefodiyu(slushka.com).mp3






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!