Бим И. Л. Немецкий язык. 2 класс. ФГОС. Учебник для общеобразовательных учреждений. в 2 ч. Ч.1.- М.: Просвещение, 2013.
№ п/п | Этап /подэтап учебного занятия | Время | Обоснование |
1 | Организационный момент | 1 мин. | Организационный момент позволяет положительно настроить учеников, организовать их внимание. На этом этапе формируется умение мобилизовать, внутренне организовать себя, сосредоточиться. |
2 | Мотивационная актуализация | 4 мин. | В игровой форме учитель погружает учащихся в тему урока. Целеполагание – важный этап, он способствует осознанной деятельности на уроке, дети учатся анализировать и синтезировать, планировать свою работу. Учителем провоцируется проблемная учебная задача, решение которой и является целью ученика. |
3 | Фонетическая зарядка коммуникативной направленности | 3 мин. | Проведение зарядки без особых усилий и больших затрат времени позволяет: активизировать лексический материал по изучаемой теме; закрепить в памяти школьников новые грамматические структуры и речевые обороты, которые еще недостаточно прочно усвоены в процессе обучения; повторить пройденный лексический материал по теме; подвести учащихся к новой теме. Хорошо отработанная произносительная сторона высказывания учащихся готовит их к осуществлению говорения как вида речевой деятельности. Фонетические умения помогут школьникам усвоить ритмику фразы, ударение. Ошибки в произношении мешают осуществлению основной цели языка - коммуникации, т.е. взаимопониманию |
4 | Основной этап (31 минута) |
| 1. Активизация навыков устной и письменной речи | 6 мин. | Сообщение о сказочном герое и путешествии с ним вызывает интерес у учащихся, мотивацию к дальнейшей активной работе. Игровая технология используется с учётом возрастных особенностей учащихся, так как игровая деятельность является ведущей для детей данного возраста. |
| 2. Активизация навыков ответной формы устной и письменной речи | 6 мин. | Использование игры даёт хорошие результаты, повышает интерес ребят к уроку, позволяет сконцентрировать их внимание на главном - овладении речевыми навыками в процессе естественной ситуации, общения во время игры. |
| 3. Физкультминутка | 3 мин. | У второклассников недостаточно развито произвольное внимание и логическая память. Поэтому следует больше опираться на непроизвольное внимание и эмоционально-образную память, включая подлежащий запоминанию материал в рифмовки, считалки, детских песенках. Физминутка способствует снятию усталости, позволяет переключить внимание с одного вида деятельности на другой. Выполнение движений в соответствии с текстом, развивает слуховое внимание, воображение. Реализация здоровьесберегающих технологий – необходимый элемент современного урока. |
| 4. Совершенствование навыков письменной речи, развитие логического мышления, творческих способностей | 6 мин. | Забавные для детей не по содержанию, а по рифме, ритму и звукам стишки помогают ребенку легко и весело изучать немецкий язык. Занимательные стихи позволяют учащимся структурировать знания, более успешно усваивать программу, развивать логическое мышление, активизировать их умственную деятельность. Игра всегда предполагает принятие решения - как поступить, что сказать, как выиграть. Желание решить эти вопросы убыстряет мыслительную деятельность играющих. В игре все равны. Она посильна даже слабым ученикам. Чувство равенства, атмосфера увлечённости и радости, ощущение посильности заданий - всё это даёт возможность ребятам преодолеть стеснительность, мешающую свободно употреблять в речи слова чужого языка и благотворно сказывается на результатах обучения. Незаметно усваивается языковой материал, а вместе с этим возникает чувство удовлетворения - оказывается, я могу говорить наравне со всеми. |
| 5. Совершенствование навыков монологической речи | 10 мин. | Данный этап направлен на развитие познавательных, творческих способностей, формирование коммуникативной культуры учащихся. Способствует формированию доброго отношения к иностранному языку. |
5 | Заключительный этап (6 минут) |
| 1.Рефлексия 2.Подведение итогов | 2 мин. 4 мин. | Контроль – один из важнейших этапов обучения. Он активизирует познавательную деятельность учащихся, позволяет получать данные о результатах учебного процесса. На данном этапе учащиеся оценивают уровень понимания изученного материала, высказывают собственную позицию, соотносят с мнениями. С помощью смайликов учитель отслеживает, насколько психологически комфортно чувствовали себя на уроке дети, было ли им интересно. |
Этап /подэтап учебного занятия | Время | Используемые образовательные ресурсы |
Начало урока 1. Организационный момент | 1мин. | Слайд «Das ABC-Fest» |
Деятельность учителя | Деятельность ученика |
Приветствует детей по-немецки. - Guten Tag, liebe Kinder! Wie geht es? У нас сегодня гости (die Gaste). Давайте поприветствуем и их! | Приветствуют учителя - Guten Tag! Danke, gut! (и другие выученные варианты ответа) Приветствие гостей. |
2. Мотивационная актуализация | 4 мин. | Книги на немецком языке, учебники немецких детей, телефонный алфавит, картинки, кукла Пикси, Дед Мороз, Weinachtsmann |
Деятельность учителя | Деятельность ученика |
Wir feiern heute das ABC– Fest. Festtag, Festtag, das ist fein! Heute wollеn wir lustig sein. Uns verkleiden, tanzen, lachen, recht viel Spaß und Scherzen machen! Мы уже 4 месяца изучаем немецкий язык. Все это время вы прилежно учились, старательно выполняли задания. И еще самое важное вы теперь знаете все буквы немецкого алфавита. Давайте их вспомним. Ой, а что случилось с нашим алфавитом? (Алфавит пропал). Будем его искать? Пикси, ты не знаешь, где алфавит? Ветер унёс? Поприветствуем ветер, может он вернёт нам алфавит? -Guten Morgen !-ruft die Sonne… Не помогло. Может не будем его искать? Зачем он нам нужен? (Помогает детям, напоминая, где и для чего нужен алфавит и буквы, демонстрирует подсказки: книги, рисунки, футболки, витрины, украшения, письмо, для звонка по телефону в старые времена и т.д.) Вы убедили меня, что алфавит и буквы нам нужны! Тогда отправляемся на поиски! А помогут нам сегодня, в канун Рождества, Дед Мороз и Weinachtsmann! | Выслушивают учебную ситуацию учителя и мотивируются на занятие. Принимают участие в беседе. Повторяют c учителем считалочку. Принимают участие в беседе о роли алфавита, высказывая предположения, утверждения. |
3. Фонетическая зарядка коммуникативной направленности | 3 мин. | Именные проездные билеты, часы, колокольчик |
Деятельность учителя | Деятельность ученика |
Чтобы отправиться на поиски, нужно купить билеты. Дед Мороз и Weinachtsmann подсказывают мне, как это сделать: каждый из вас должен рассказать им что-нибудь о себе. | По очереди рассказывают о себе. |
Вручение именных проездных билетов с названиями станций. (Проверка содержания билета) | Форма благодарности. Проверка содержания именного билета. |
Объяснение условий путешествия: В поисках алфавита мы будем останавливаться на разных станциях, где необходимо справиться с интересными, но непростыми заданиями. Если мы справляемся вовремя, ветер возвращает нам часть букв. Мы будем ограничены во времени. Вас это не пугает? Тогда вперёд. 1,2,3,4,-alle,alle reisen wir! | Принимают участие в беседе. |
Этап /подэтап учебного занятия | Время | Используемые образовательные ресурсы |
Основной этап 1.Активизация навыков устной и письменной речи | 6 мин. | Карточки с именами (двух видов), считалка в картинках «1,2-Polizei…»?, имена на доске; аудиозаписи песенок «Anna, Hanna, Hugo , Hans…», « Wer ist das?» , буквы ABCD. |
Деятельность учителя | Деятельность ученика |
Station №1 «Namen» Ребята, а вы помните песенки об именах? ( Исполняют) Найди спрятанное в картинке имя немецкого мальчика или девочки. Запиши правильно соответствия имен и картинок. Учитель с Пикси собирают имена в конверты, а затем по очереди называют имена из конвертов «Richtig oder falsch?» Задание 3: 1,2,3,4 –alle,alle zählen wir! Wie viele Namen sind an der Tafel? 6? Falsch! 7(Шутка: одно имя спрятано в других, MARKUS: Maria, Anton, Rudi, Klaus,Udo, Sabine) Ребята, а вы знаете считалку с цифрами? Расскажете?«1,2-Polizei…» (В награду получают буквы ABCD, которые вывешиваются на доску, пока дети осуществляют самооценку.) | Исполняют песни «Anna, Hanna, Hugo ,Hans…», « Wer ist das?» Выполняют индивидуально задания по карточке. Сортируют имена по конвертам (индивидуально). Контролируют выполнение задания (фронтально, взаимно) Считают имена по – немецки. Демонстрируют знание считалки «1,2- Polizei…» с опорой на рисунки. Самооценка работы на станции (на билетиках рисуют смайлик радостный, нейтральный или грустный) |
2. Активизация навыков ответной формы устной и письменной речи | 6 мин. | Проекты учащихся «Это я!», список- опора прилагательных, буквы EFGH |
Деятельность учителя | Деятельность ученика |
Station № 2 «Kompliment» (Необходимо дописать несколько комплиментов в проект «Это я!», который делали на предыдущих уроках) Повторить прилагательные (по картинкам). Учитель называет прилагательные, дети показывают их мимикой или жестами. (В награду получают буквы EFGH, которые вывешиваются на доску) | Вписывают в проект комплименты в свой адрес с опорой на список прилагательных. Участвуют в игре, показывают прилагательные мимикой или жестами. Самооценка работы на станции. |
3. Физкультминутка | 3 мин. | Мультимедийное приложение песенки « Liebe Schwester, tanz mit mir!», буквы IJKL |
Деятельность учителя | Деятельность ученика |
Station № 3 «Tanzen» 1,2,3,4 –alle,alle tanzen wir! Инсценировка песенки « Liebe Schwester, tanz mit mir!» (В награду получают буквы IJKL , которые вывешиваются на доску) | Инсценировка песенки « Liebe Schwester, tanz mit mir!» Самооценка работы на станции. |
4. Совершенствование навыков письменной речи, развитие логического мышления, творческих способностей 5.Совершенствование навыков монологической речи | 6 мин. | Карточки с заданием-рисунком, пазл «Алфавит: большие и маленькие буквы» буквы MNOP |
Деятельность учителя | Деятельность ученика |
Station № 4 «Malen» 1,2,3,4 –alle,alle malen wir! (Показывает образец выполнения задания) Oh! Wie schön sind unsere Bilder! Was ist das? (Der Kaktus! Der Bär!) А кто помнит, что за маленькие словечки стоят перед существительными в немецком языке? 1,2,3,4 –alle,alle spielen wir! (Роль проверяющего учителя играет ребёнок, выбранный по считалке) (В награду получают буквы MNOP , которые вывешиваются на доску) | Заслушивают учебную ситуацию и выполняют задание. Оценивают свой рисунок и рисунки одноклассников. Собирают пазл. Контроль осуществляет учащийся, выбранный по считалке и выполняющий роль учителя. Самооценка работы на станции. |
6 мин. | Аудиозапись песенки « Jetzt kommt Hampelmann» , шапка Петрушки, буквы QRSTUVW |
Station № 5 «Sport+Theater+ Hampelmann» Задание1:1,2,3,4 –alle,alle turnen wir! Необходимо показать с помощью рук, ног, туловища следующие буквы :X ,F,M,I,H. (Задание шепчет на ушко тому, кто демонстрирует букву, остальные должны эту букву отгадать) Задание 2: 1,2,3,4 –alle,alle singen und lachen wir! Инсценировка песенки « Jetzt kommt Hampelmann». (В награду получают буквы QRSTUVW , которые вывешиваются на доску) | Выполняют задание по одному и в парах. Отгадывают буквы. Выбирают Петрушку по считалке A E I O U– wie heiBt du? A E I O U - woher kommst du? A E I O U - wie alt bist du? A E I O U – aus bist du! Инсценируют песенку. Самооценка работы на станции. |
2 мин. | Стихотворение В.Берестова «Учу немецкий», буквы XYZ |
Station № 6 «Учу немецкий» Что бы это значило? Задание: выразительно рассказать стихотворение В.Берестова «Учу немецкий» по ролям от имени мудрого совёнка и попугая Лулу. (В награду получают последние буквы XYZ ) | Высказывают предположения. Выразительно рассказывают стихотворение от имени героев учебника. Самооценка работы на станции. |
2 мин. | Красивая алфавитная таблица (буквы на прищепках висят на доске), аудиозапись песенки «Das ABС-Lied» |
Вот и вернулся наш алфавит! Ура! Давайте порадуем его и споем любимую песенку «Das ABС-Lied»! | Поют песню. |
Этап /подэтап учебного занятия | Время | Используемые образовательные ресурсы |
Заключительный этап 1.Рефлексия 2.Подведение итогов | 6 мин. | Письмо от алфавита, именные проездные билеты, подарки ( раскраска с немецким алфавитом, письмо от алфавита, рождественская открытка, закладка для книги) |
Wir haben schön gesungen. Und alles ist gelungen. Wir haben getanzt. Wir haben gespielt. Und alles war super! Stimmt? Какие же вы молодцы, ребята! Мне очень понравилось с вами путешествовать. А вам урок понравился? Как вы думаете, у нас всё сегодня получилось? Продолжите, пожалуйста, фразу: Die Stunde war…(Урок был…) Jetzt kommen Geschenke aus dem Päckchen. Darauf freuen sich Jungen und Mädchen! Stimmt das? Я думаю, вы заслужили подарки, которые мы с героями нашего сегодняшнего праздника приготовили для вас! (Вручение подарков: раскраски «Дом алфавита», письма от алфавита, закладки для книг, рождественской открытки) А как мы прощаемся по-немецки? | Отвечают на вопрос по-немецки, используя оценочную лексику: Die Stunde war… Подводят итоги. Называют варианты прощания (со взрослыми, со знакомыми, с друзьями; утром, днём, вечером) |
Бим И.Л., Рыжова Л.И., Садомова Л.В.. Первые шаги: книга для учителя к учебнику немецкого языка для 2 класса общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2011. -104с.
Бим И. Л.Программы образовательных учреждений: Немецкий язык. 2-4 классы. - М.: Просвещение, 2011.-62с.
Бим И. Л., Рыжова Л. И.. Немецкий язык. 2 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч.1. - М. : Просвещение, 2013. -103 с.
Бим И.Л. Рабочая тетрадь к учебнику немецкого языка для 2 класса общеобразовательных учреждений. В двух частях. Проект «Российская академия наук, Российская академия образования, издательство «Просвещение» - Российской школе» - М.: Просвещение, 2014. -85с.
Евтюхина Н.А. Занимательные материалы по немецкому языку.- Волгоград: - ИТД «Корифей», 2006. -96с.
Сухова Т.П. Немецкий язык 2 класс: система уроков по учебнику И.Л.Бим, Л.И. Рыжовой. Новые стандарты: учимся работать. – Волгоград: Учитель, 2012 . -147с.
CD-ROM (MP3). Немецкий язык. Аудиокурс . 2 класс - М.: Просвещение, 2011
Kinderlieder zum Mitsingen. [Электронный ресурс] URL: http://www.entdecke-deutschland.de