Сценарий праздника-конкурса «В гостях у Зимы»
для дошкольников
Фирсова Татьяна Владимировна, педагог-организатор
МБУ ДО «Станция юных натуралистов» город Новокузнецк
Цель: Содействие формированию экологической культуры подрастающего поколения через воспитание любви к природе родного края и бережного отношения к ней.
Задачи:
1.Развить представления дошкольников о взаимосвязи изменений в жизни растений и животных с сезонными изменениями.
2.Дать элементарные представления о влиянии человека на окружающую среду.
3.Заложить основы экологической грамотности у детей через воспитание любви к природе и бережное отношение к ней.
Участниками праздника-конкурса являются воспитанники подготовительных групп детских садов. Для участия приглашаются команды в количестве 5 человек.
Подготовка к празднику-конкурсу:
Команды участвующие в празднике получают опережающее задание: приготовить сообщение о различных природных объектах (месяц февраль, ель,
медведь, лось, заяц, снегирь) в интересной форме, повторить загадки о лист
венных деревьях, изучить следы распространенных животных, птиц, зимующих в нашей местности.
Зал оформляется под зимний лес (заснеженные деревья, елочка, следы на
снегу, сугробы.
Готовятся карточки с заданиями «Белая тропа», изображения зимующих
птиц и кормушка.
Ход праздника-конкурса:
Действующие лица: ведущая, Незнайка, Знайка, Зима.
(Выходит Незнайка, затем Знайка в походной одежде)
Незнайка: Привет, Знайка! Зачем это ты так вырядился? Куда-то собрался?!
Знайка: Иду в лес, изучать природу,
Незнайка: Природу!? В лес? Это зимой-то! Ты, что, Знайка заболел? Даже я знаю, что зимой в лесу кроме холода и снега ничего нет. Вообще, не понимаю, зачем нужна зима. Будь я волшебником или великим ученым сделал бы так, чтобы зимы совсем не было.
Знайка: Позволь с тобой не согласиться. Зима ничуть не хуже других времен года и так же важна и необходима, как лето или осень. Зимой в лесу тоже много интересного происходит. Не веришь? Пойдем со мной, все увидишь сам.
Незнайка: (неохотно) Пойдем. (Знайка отдает ему шарф и они идут.)
Столько здесь снега, метель все дорожки перемела.
Знайка: Сейчас об этом природном явлении нам расскажут ребята из д/с № ____.
(выступление команды)
Незнайка: Ой! Кто эта красавица?
Зима: Я волшебница Зима
Я окутала в снега
Все кочки и пенечки
Скамейки и стога.
Одела рукавицы на веточки берез,
Чтоб выдержать смогли они мороз.
И меня ты, Незнайка, недавно ругал.
Незнайка: Волшебница Зима!? Я и не думал, что можно встретить тебя. Что ты такая красивая! Когда же ты пришла?
Зима: По календарю зима начинается 1 декабря, по астрономическому календарю - 22 декабря. Только у нас в Сибири и ноябрь может считаться зимним месяцем. Замерзнут водоемы - считай зима вступала в свои права.
Знайка: В декабре бывают самые короткие и тусклые, темные дни, но с 22 декабря день начинает прибывать на «воробьиный шаг». Древнерусское название этого месяца «студень», от слова «студить», т.е. морозить. Сменяет декабрь другой зимний месяц - январь. Говорят январь - всей зимы государь! В январе мороз ничуть не уступает декабрьскому, но солнце начинает улыбаться ласково, хотя тепла еще долго не будет.
Незнайка: Ну, это я знаю, После января идет февраль...
Зима: Знаешь, но, наверное не все. Вот мы и попросим ребят из д/с ___ рассказать нам о феврале. (выступление команды)
Зима: Молодцы, ребята, много знаете о феврале - бокогрее. Я приглашаю вас, вместе с Незнайкой и Знайкой, отправиться дальше в зимний лес.
Знайка: Вот здорово! Как нас много! Такой компанией мы уж точно что-нибудь интересное найдем.
Незнайка: Что интересного?! Все деревья голые, попробуй узнай где какое!
Знайка: Конечно, зимой определить породу дерева сложнее, чем летом. Но все, же это можно сделать по цвету коры, форме кроны.
Зима: А давайте проверим, знают ли ребята, какие деревья сбрасывают листья осенью. Я читаю загадки, ребята отгадывают, а Знайка с Незнайкой вам будут помогать.
(читает загадки)
Не заботясь о погоде
В сарафане белом ходит
А в один из теплых дней
Май сережки дарит ей. (Береза)
Я дерево с цветом душистым
Даю я прохладную тень
Под кроной моей отдыхают
В безветренный солнечный день. (Липа)
Как это скучно -
Сто лет без движенья
В воду глядеть
На свое отраженье.
Свесила ветки с обрыва
Тихая, грустная ...(Ива)
Ни береза, ни сосна
В тишине стоит она.
Но лишь ветер побежит,
Вся листва на ней дрожит. (Осина)
Будто снежный шар бела
По весне она цвела
Нежный запах источала
А когда пора настала
Разом сделалась она
Вся от ягоды черна. (Черемуха)
Ягодка – не сладость,
Зато глазу радость.
И лесам украшенье,
И дроздам угощенье. (Рябина)
Незнайка: Как хорошо ребята умеют загадки отгадывать. А можно я тоже загадаю им загадку?
Зреют на зеленых ветках
Детки лысые в беретках.
У кудрявого их папы
Ни беретки нет, ни шляпы. (Желуди и дуб)
Знайка: Ребята молодцы, верно отгадали загадку! Только Незнайка, да и Вы ребята запомните: дуб - это довольно теплолюбивая порода и растет в Европейской части нашей страны. В наших лесах дуб не встретишь. Люди могут вырастить саженец дуба из желудя, иногда его можно увидеть в парках и скверах, на дачных участках.
Зима: А в моем лесу есть деревья, которые круглый год стоят зеленые.
Незнайка: Неужели?
Знайка: Ты, Незнайка, забыл, что есть в наших лесах еще хвойные деревья, которое не сбрасывают иголочки-хвоинки и все кроме лиственницы остаются зимой зелеными.
Зима: Вот сейчас ребята из д/с ____ расскажут Незнайке о лесной красавице - ели.
(выступление д/с____)
(Незнайка и Знайка идут дальше)
Незнайка: Ой, что это? (смотрит на землю)
Знайка: Это следы животного.
Незнайка: Какие крупные? Это наверное медведь?!
Зима: Оx, Незнайка! Ты и этого не знаешь! Расскажете ему ребята, что медведь делает зимой.
(выступление д/с №____)
Зима: Правильно, но если медведь накопил летом мало жира или его потревожили в берлоге, он может зимой начать ходить, искать себе пищу. Таких бродяг называют шатунами.
Знайка: Следы медведя крупные, очень похожи на человеческие. (сравнивает) Так что здесь прошел кто-то другой.
Незнайка: Если все звери, как медведи зимой спят, то кто же мог оставить эти следы?
Знайка: Нет, зимой спят далеко не все животные. По разному приспосабливаются они к суровым зимним условиям: немногие, как медведь, впадают в спячку, кто-то, как мыши, сделав запасы живет под снегом, под землей, изредка выходя на поверхность, а кто-то, как заяц-беляк, сменил свою серую шубку на зимнюю белую и бегает по лесу, не боится ни холодов, ни врагов.
Зима: Давайте, ребята поможем Незнайке разобраться в этом, сыграем в игру «Кто как зимует», Я буду называть животных, а вы, если это животное зимой не спит - хлопаете в ладошки, а если спит то не хлопаете, чтобы не разбудить его. (Играют) Волк, лиса, медведь, барсук. Белка, ежик, бурундук. Мышка, соболь, рысь, «косой». Молодцы ребята!
Незнайка: А что это за животное? «Косой»?
Я о таком не слышал!
Зима: Сейчас ребята из д/с № ___ расскажут Незнайке о жизни этого животного.
(Выступление команда д/с)
Знайка: О жизни зайца и других лесных обитателях может узнать следопыт изучая следы на снегу.
Зима: Хотите ребята проверить свои силы? Я приготовила для вас задание. Сейчас Знайка раздаст вам карточки, на которых изображены силуэты животных, а ниже - следы, но художник перепугал следы. Ваша задача помочь художнику, соединить линией следы с тем животным, которому они принадлежат (Раздают карточки и дети выполняют задание.)
Незнайка: Никак не пойму, кому же все таки принадлежат эти следы.
Знайка: А я вот уже давно определил, что прошел здесь лось. Его копыта устроены так, что он легко может передвигаться по болотным топям и рыхлому снегу глубиной до полуметра. Нескладный на вид, на самом деле лось достаточно быстр и ловок. Листья, молодые побеги лиственных деревьев и кора являются его основным кормом, а зимой он питается ветвями хвойных деревьев пихты и сосны.
Незнайка: Я и не думал, что в зимнем лесу может быть так интересно? Сейчас буду каждые выходные ходить в лес, наблюдать за природой?
Зима: Отправляться в лес. Незнайка, совсем не обязательно. Человек наблюдательный и интересующийся жизнью природы много интересного может увидеть и в городе, Например, вывесив кормушку около своего окна. Давайте ребята сыграем в игру «Птицы на кормушке».
Знайка: (берет кормушку) В понедельник мы положили в кормушку крошки хлеба, сало, семечки подсолнуха, веточки рябины. Прилетели небольшие серые птички, склевали крошки и семечки, а рябину трогать не стали. Кто это был? (воробей)
Во вторник прилетели птички с желтыми грудками, рябину они тоже не стали трогать, а лакомились семечками и салом. Кто же прилетал во вторник? (синицы)
В среду прилетели большие серые птицы, которые часто встречаются у нас в городах. Садиться на кормушку они не стали, а подобрали с земли рассыпанные семечки и крошки. Кто это? (голуби)
В четверг на нашей кормушке обедали серые птички с веселыми хохолками, они клевали рябину. Какие птицы прилетели в четверг? (свиристели)
В пятницу возле кормушки крутилась пестрая птица в красной шарочке, которая села на дерево и начала весело стучать по нему. Кто же это был? (дятел)
В субботу мы получили настоящий подарок. У кормушки появились небольшие пушистые птички с красной грудкой и белой полоской на темно-синих крыльях. Они сидели, нахохлившись и клевали рябину. Кто это? (снегири)
Зима: Об этих необычных птицах нам расскажут ребята из д/с №____.
Зима: Что же ребята, подошло к концу наше путешествие!
Знайка: Спасибо Зима за гостеприимство!
Незнайка: Как много нового и интересного я узнал сегодня! Жаль прощаться с тобой Зима.
Зима: А я и не прощаюсь, а говорю – до свидания! На дворе еще февраль, у нас целый месяц в запасе, чтобы попрощаться. Будьте внимательны и бережны к природе, и она откроет вам много тайн, независимо от времени года!