СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Праздник «День птиц»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели:

.

- познакомить учащихся с многообразием и жизнедеятельностью птиц;

- показать огромное значение птиц в природе и жизни человека;

- раскрыть роль охраны птиц в окружающей среде;

-дать представление о разновидностях птиц, их строении, среде обитания, питании, образе жизни, происхождении названий некоторых птиц;

- научить детей выделять признаки сходства и различия у птиц; развивать речь учащихся;

 

Задачи:

- воспитывать бережное отношение к природе;

- прививать любовь к родной природе;

Оборудование:

плакаты «Птицы – твои друзья», «Берегите птиц!».

Выставка детских рисунков. На головах у детей шапочки с изображениями птиц.

 

Ход    праздника

Ведущая:

Весна . Прекрасная пора для всего живого. Пробуждается природа. И мы с нетерпением ждем наших друзей — пернатых странников. А они появятся вот-вот. Скворцы, грачи, жаворонки, трясогузки, ласточки, стрижи. Именно в это время  года проводится  праздник  День птиц.

Просмотр содержимого документа
«Праздник «День птиц»»

14


Праздник «День птиц»


Цели:

.

- познакомить учащихся с многообразием и жизнедеятельностью птиц;

- показать огромное значение птиц в природе и жизни человека;

- раскрыть роль охраны птиц в окружающей среде;

-дать представление о разновидностях птиц, их строении, среде обитания, питании, образе жизни, происхождении названий некоторых птиц;

- научить детей выделять признаки сходства и различия у птиц; развивать речь учащихся;


Задачи:

- воспитывать бережное отношение к природе;

- прививать любовь к родной природе;

Оборудование:

плакаты «Птицы – твои друзья», «Берегите птиц!».

Выставка детских рисунков. На головах у детей шапочки с изображениями птиц.


Ход праздника

Ведущая:

Весна . Прекрасная пора для всего живого. Пробуждается природа. И мы с нетерпением ждем наших друзей — пернатых странников. А они появятся вот-вот. Скворцы, грачи, жаворонки, трясогузки, ласточки, стрижи. Именно в это время года проводится праздник День птиц.

Впервые праздник был организован юннатами Сокольнической биостанции в далеком 1927 году. С тех пор День птиц 1 апреля стал массовым праздником. И сегодняшняя встреча — продолжение этой давней традиции.

Дорогие друзья! Мы с вами отправимся в прекрасный, многообразный мир птиц нашего края. Но сначала об удивительных фактах из жизни пернатых.


Сценка 1: Сорока и Синичка.

(На сцену вылетает сорока):


Внимание-внимание! Срочная информация! Всем-всем! В нашем лицее сегодня Праздник птиц! Сейчас сюда прилетят все окрестные птицы и мы устроим здесь веселье! Полетаем, почирикаем!

(Останавливается, смотрит в зал) Эй, а вы чего здесь делаете? Вы здесь зачем? Мы и без вас повеселимся. Давайте, быстренько освобождайте помещение. Ну, чего сидите, выметайтесь отсюда!

Появляется синичка:

Тихо, тихо, чего ты, длиннохвостая, раскомандовалась! Никого не надо выгонять. Сегодня на Празднике птиц вовсе не птицы будут веселиться.


Все ребята пришли сюда, чтобы узнать побольше о своих пернатых соседях, научиться помогать нам, диким птицам, беречь нас и охранять.

Сорока: А кто это все им будет рассказывать?

Синичка: Мы с тобой.

Сорока: А мы сможем? Я никогда не проводила праздники, я не умею.

Синичка: Тогда давай мы ребят попросим нам помочь! Они много знают о жизни птиц. Вот пусть поделятся с товарищами своими знаниями.

Ребята, какие прекрасные рисунки с изображением птиц вы нарисовали! Молодцы! А кто же такие птицы? (ответы детей)

А сможете ли вы догадаться, о какой птице сейчас пойдет речь, кто из вас самый внимательный?

1. Верх головки серенький, будто серая шапочка надета. Грудка и брюшко тоже серые, а спинка и крылья потемнее: они коричневые, пёстренькие. Вверху, на крыльях,- белая полоска. Под шейкой большое чёрное пятно. Совсем как бант или широкий галстук. (воробей)

2. Головка у неё в чёрной шапочке, на шее и на груди длинный чёрный галстук, спинка, крылья и хвост – тёмные, а грудка ярко-жёлтая, будто она в жёлтый жилетик нарядилась. (синица)

3. Сверху они все чёрные, только над самым хвостом белое пятнышко. Грудка и брюшко белые. Хвост короткий, немного раздвоенный, будто рогатинка. (ласточка)

4.Его называют санитаром леса. Какой он нарядный! Головка и спинка чёрные, на затылке – красное пятно, а на чёрных крыльях – белые пятнышки и полоски. Весь пёстрый. Летает за ним много пернатых нахлебников. (дятел)

5. Прилетает из южных стран поздней весной или в начале лета, гнездо на верхних ветках высоких деревьев, ярко-жёлтое оперение, крик похож на вопль рассерженного кота. (иволга)

6. Близкий родственник кур, служил украшением царских садов и парков, кричит очень громко и отвратительным голосом. (павлин)

7. Обитает в Африканской саванне, в одно гнездо откладывают яйца несколько самок, высиживает яйца и воспитывает птенцов самец, очень плохо летает, зато очень быстро бегает. (страус)

А все ли птицы умеют летать?

Ведущий.

Дорогие друзья! Мы совершили небольшое путешествие в удивительный мир птиц, узнали много интересного о страусах и павлинах, синице и ласточках, дятлах и воробьях.

Ребята, сегодня мы познакомимся с интересными фактами и сведениями из жизни тех птиц, что живут рядом с нами, но которых мы порой не замечаем.

Науку, изучающую птиц, называют орнитологией. И все мы сегодня будем начинающими орнитологами, совершим путешествие в удивительный мир птиц нашего края, узнаем много интересных фактов из их жизни.


Следующая страница нашего мероприятия расскажет, как помочь птицам.


Сценка 2 Дятел и Ласточка.

Дятел : Знаешь, ласточка, сидел я вчера на ветке, смотрел на соседние деревья, траву, кусты, и сочинялись у меня стихи. Вот послушай. (гордо выступает вперёд и звонко декламирует)

Травка зеленеет,

Солнышко блестит.

Ласточка с весною

В сени к нам летит.

Ласточка: Хорошие стихи. И знакомые многим ребятам. Только написал их хороший русский поэт Алексей Плещеев, а вовсе не ты.

Дятел: Ну, ладно-ладно. Но ведь травка – то зеленеет?

Ласточка: Да.

Дятел : Солнышко блестит?

Ласточка : Да.

Дятел : А что это значит?

Ласточка : Что?

Дятел: Что гнёзда пора строить! Опять таскать ветки, мох. Знаешь, как трудно!

Ласточка: Да, нелегко… Но тут нам ребята помогут.

Дятел: Ха-ха-ха! Что эти вот мальчишки будут лазить на деревьях и вить нам гнёзда?

Ласточка: Нет, они сделали то, что мы со своими крылышками сделать не сможем. Смотри, какие домики они для нас приготовили!

Ученик

Через море, через горы

Стайкой птицы к нам летят,

Мы для них построим город.

Птичий город – Птицеград.


И сегодня в день весенний

Справим, птицы, новоселье!

Эти домики все вместе

На деревьях мы повесим.

Ведущая:

Птицы за скворечники скажут спасибо, всем смастерившим скворечники. Мальчики старших классов прикрепят их в нашем школьном парке совсем скоро!(назвать фамилии учащихся, которые смастерили скворечники).


Муз.номер







Ведущая:

Следующая страничка нашего праздника «Значение птиц в природе и жизни человека». К нам на праздник пришли юные орнитологи из 5-х класса.

(Рассказы ребят о ястребе , сове, дятле).

Ученица:

Поговорим о значении птиц в природе и жизни человека.

Пищей многих птиц являются насекомые, они поедают огромное количество вредителей сельского хозяйства. Особенно велика польза насекомоядных птиц в период выкармливания птенцов. Например, за один день семья большой синицы уничтожает до 3600 гусениц, а семья горихвосток – до 7500. Не меньшую пользу приносят и хищные птицы. Пустельга, ястреб-тетеревятник, ястреб-перепелятник, серая неясыть, ушастая сова спасают поля от грызунов.

Ведущая:

Природные условия нашего края чрезвычайно разнообразны. Птицы живут практически повсюду. Всего в Дагестане их встречается более 350 видов, а

62 вида занесены в Красную книгу Республики Дагестан.

На сегодняшнем празднике мы поговорим лишь о немногих.

Некоторым видам птиц, зимующих в наших краях нужна подкормка и наша забота в суровые зимние месяцы. Надо делать кормушки, развешивать их на деревьях.


(Далее на экране изображение птиц, о которых идет рассказ и в нужный момент звучат записи их голосов.)

Ученик – Зайнудинов М.

Я вам расскажу о дневных хищниках – соколах и ястребах. Одни из них прилетают к нам в Москву с юга в первой декаде апреля, а другие являются оседлыми и кочующими.

Соколок пустельга питается насекомыми и мышевидными грызунами. Мелких птиц пустельга ловит очень редко, за что и получила свое название – пустой сокол, совершенно не пригодный для соколиной охоты. Это чрезвычайно полезная в нашем городе птица, очищающая его от грызунов, разносчиков различных заболеваний. Гнездится на высоких деревьях в небольших лесах. Свои гнезда строит редко, чаще занимает старые вороньи, сорочьи или грачиные. Регулярно гнездится на главном здании Московского университета и его химического факультета на Воробьевых горах. Численность пустельги в Москве сокращается из-за

уменьшающейся площади пустырей в черте города.


Сокол лишь проснется – отряхнет росу,

К Солнцу повернется – наведет красу,

Через клюв протащит – пестрый хвост, крыло,

Круглый глаз таращит – вот и рассвело...

Встрепенется сокол – крылья развернет,

Рея невысоко в трепете замрет.

Водит оком зорким – вдруг не уследишь,

Как шмыгнет из норки – полевая мышь...

Словно оборвется – сокол вниз падет,

Лишь земли коснется – и опять в полет.

Понесет добычу – не отведав сам,

Он вернется с «дичью» – к жадным малышам.


Ведущая.

Ребята, скажите, именем какой птицы Антон Павлович Чехов назвал свою известную пьесу? Да, действительно, это чайка. Послушаем рассказ о чайке.


Ученица (Алиукаева А).

Чайки — завсегдатаи наших водоемов. Вы их видели на кружащими над морем и над рекой .

Весной, в конце марта – начале апреля у чаек начинается период гнездования. Чайки – хорошие родители, они активно защищают свои гнезда и птенцов, с громкими криками пикируя на животных и даже людей, беспокоящих гнездовые колонии. Такое их поведение – надежная защита от серых ворон и для гнездящихся рядом других птиц. Корм озерных чаек разнообразен. Они поедают различных мелких грызунов, лягушек, головастиков, рыбу, насекомых и других беспозвоночных; кормятся падалью и пищевыми отходами на свалках, являясь санитарами нашего края.


Ведущая:

Эту птицу знают все, и хотя не все ее видели, но слышали многие.

Отгадайте о ней загадку.


Ученик

Кто на елке, на суку,

Счет ведет: «Ку-ку... Ку-ку»?

Конечно же, это кукушка, давайте послушаем ее «песню».



Ученица –Магомедова А.

Кукушка – перелетная птица. Прилетает она к нам в самом конце апреля. Размером эта острокрылая длиннохвостая птица меньше голубя. В природе существует более 100 видов кукушек, и большинство из них и гнезда строят, и о потомстве заботятся Есть кукушки «трясогузковые», «горихвостковые», «славковые» и другие. Из года в год они подкладывают свои яйца в гнезда именно этих птиц. Яйцо-то у кукушки маленькое, а вот птенец в нем развивается очень быстро Хотя многие и не любят кукушек за это, но пользу они приносят большую – поедают огромное количество мохнатых гусениц-вредителей. Волоски, которыми эти гусеницы покрыты, ядовитые, поэтому многие насекомоядные птицы их не трогают. Всего за один час кукушка съедает 100 гусениц. Так что кукушка, ребята, очень полезная птица.


Ведущая:

Отгадайте загадку:

Я по дереву стучу,

Червячка добыть хочу.

Хоть и скрылся под корой,

Все равно он будет мой!


Ученица – Мансурова М.

Конечно же, это дятел. У нас в Дагестане чаще всего встречается большой пестрый дятел. Это птица средних размеров, чуть крупнее скворца. Дятлы – очень полезные птицы, они питаются насекомыми и их личинками, которых достают своим клювом из-под коры, реже ягодами и семенами, но иногда могут разорять гнезда мелких воробьиных птиц. Дятлы очень любят березовый сок, искусно проделывают ряд маленьких отверстий ствола своим клювом-«долотом».

По деревьям дятлы перемещаются по спирали вдоль ствола или толстого сука, тело держат вертикально. При опасности дятел прячется за ствол дерева и осторожно выглядывает оттуда.

Дятлы остаются у нас зимовать. В зимнее время питаются семенами хвойных деревьев, разбивая ударами клюва шишки, предварительно зажав их в трещину коры или в выдолбленную щель в дереве.

Ведущий.

Теперь поговорим о видовом многообразии птиц нашего края.

Природа Дагестана уникальна своим разнообразием ландшафтов и животным миром. Здесь можно встретить много редких видов птиц, которых больше нет нигде в России.

Только здесь можно увидеть, таких хищных птиц , как белоголовые сипы, грифы, стервятники, бородачи, степного орла, беркута и змееяда….

Можно познакомится и с другими интересными птицами, встретить которых в России можно практически только в Дагестане. Это красноголовый сорокопут, синий каменный дрозд. Также, можно увидеть и других интересных птиц нашего края это – бледная пересмешка, кукушка, филин и т. д..

Вы знаете, что многие птицы на зиму покидают наши края , а весной опять прилетают, – их называют перелетными. А есть птицы, которые не покидают нас и на зиму, – их называют оседло-кочующими.


Ученица – Нуцалова З.

Что случится, если птиц вдруг не станет? Беда случится! Умолкнуть поля, леса, степи. Не порадует наш глаз их быстрый ловкий полёт, их яркое оперение. Вместе с птицами исчезнуть их секреты и тайны. Не сложат о птицах новых стихов и песен, не сочинят сказок. Расплодятся вредные насекомые и грызуны, которые опустошат наши поля, сады, огороды. Гусеницы- листогрызы, жуки- короеды погубят леса. Некому станет разносить по лесам семена лесных ягод, жёлуди, орехи. Пусто станет на Земле. А чтобы этого не случилось, мы должны охранять и беречь птиц, ведь птицы -наши друзья!

Сценка: «Разговор птиц»

Ученица Здравствуйте, желанные друзья!

Расскажите, птицы, что вы повидали?

Скворец: В жарких странах-

Жаркое лето.

Ни зимы, ни снега нет.


Грач: Бродят слоны - великаны,

Целый день кричат обезьяны.

Там растут деревья, лианы.

Там растут на пальмах бананы.

Воробей: Хорошо ли жили вдали от дома?

С кем вы там дружили

В странах незнакомых?

Жаворонок: Мы скучали по деревне,

По звенящему ручью,

По скворечне, по деревьям,

По соседу воробью.

Дети:- Все мы рады вам, друзья,

Будьте с нами вы всегда.

Ласточка: Гнезда вы не разоряйте!

Скворец: Птичьих гнезд не трогайте!

Жаворонок: Яичек теплых не берите!

Все вместе: Нас, друзья, вы берегите!


Ведущая: Ребята узнали сегодня много нового и, конечно, стали ещё умнее. И сейчас они нам это докажут. А теперь приглашаем вперед по 2 человек от каждого класса. Начинаем нашу конкурсную программу.

1 конкурс «Викторина»

За 5 мин каждая команда должна ответить на максимальное количество вопросов.

Вопросы для первой команды

1. У какой птицы самый длинный язык? (У дятла.)

2. Какая птичка самая маленькая в нашей стране? (Королек.)

3. Какие птицы встречаются в Антарктиде (пингвины.)

4. Чем выкармливает птенцов дрозд-рябинник? (Насекомыми.)

5. Кого называют «водяным воробьем»? (Оляпку.)

6 Какую птицу и почему называют «лесной кошкой» (иволга).

7. Почему гусь выходит сухим из воды? (Перья птицы смазаны жиром.)


Вопросы для второй команды

1. Какая птица самая маленькая и может летать хвостом вперед? (Колибри.)

2. Вьют ли наши перелетные птицы на юге гнезда? (Нет.)

3. Какая наша певчая птица умело подражает голосам многих птиц? (Скворец.)

4. Какую птицу называют «водяным быком»? (Выпь.)

5. Какую птицу называют лучшим бегуном в мире? (Страуса.)

6. Самый крупный представитель сов (филин).

7. Символом чего является сова (мудрости).



2. Конкурс «Знаешь ли ты птиц?»


Команды должны угадать птицу по словесному описанию. Если ни одна команда не угадает, отвечают болельщики.


1. Посмотришь на эту небольшую, размером с воробья, птичку и подумаешь: ну что в ней особенного? Невзрачная, серенькая, только хвостик чуть рыжеват. А вечером или ночью так и замрешь, услышав ее песню, – разливается она на все лады. (Соловей.)


2. Лазит по веткам, как попугай, и лапами цепляется, и клювом, хоть вниз хвостом повиснет, хоть вниз головой – ему все равно. Он занят одним: вылущивает из шишек семена. А для этого у него клюв особый: нижняя и верхняя половинки перекрещиваются на концах. (Клёст.)


3. Уж ее-то ни с кем не спутаешь. Вечно она трещит, скачет с ветки на ветку, поднимает шум, как кого-то увидит, дергает хвостом. Когда летит, заметны ее белые с черным крылья, а когда сидит – белое брюхо светится. (Сорока.)


4. Его голос часто слышен на сырых лугах: «скрип-скрип, скрип-скрип». И подпускает близко, у самых ног бывает скрипит. А не видно! Ты к нему, а он от тебя. И хоть бы листик дрогнул, хоть бы травинка качнулась. (Коростель-дергач.)


5. Эта птица размером со скворца или больше. Оперение у нее желтое. Очень скрытная и осторожная. Селится высоко на деревьях, подойти к ней близко, чтобы рассмотреть, удается не каждому. Песня у нее красивая – звонкое короткое посвистывание. Но если увидит опасность, то кричит, как кошка, которой на хвост наступили. (Иволга.)


6. Эта птичка сумеет защитить свое потомство в случае опасности. Она вытягивает шею и шипит, как змея, так что у желающего познакомиться с ней поближе пропадает всякая охота. (Вертишейка.)


3 конкурс. « Экологические группы»

Каждая команда получает набор карточек с изображениями птиц. Нужно распределить карточки по экологическим группам ( 3 птиц в группе).

Экологические группы:

Нелетающие птицы: страус, пингвин;

Хищные птицы: орел, филин, секретарь,

Околоводные птицы: утка, гусь, лебедь;

Зерноядные птицы: фазан, курица, куропатка,

Тропические птицы: попугай, колибри .

Пока жюри подводит итоги, проведем игру с болельщиками.

Игра для болельщиков «Подскажи словечко»


1.В лесу ночном кукует птица

Она назвать себя боится.

«Ку-ку, ку-ку» – не спит опушка,

А птичку эту звать ... (Кукушка.)


2.Нам в хозяйстве помогает

И охотно заселяет

Деревянный свой дворец

Темно-бронзовый ... (Скворец.)

3.На скале он строит дом,

Разве жить не страшно в нем?

Хоть кругом и красота, но такая высота.

Нет, хозяин не боится

Со скалы крутой скатиться.

Два могучие крыла у хозяина ... (Орла.)

4.На одной ноге стоит,

В воду пристально глядит.

Тычет клювом наугад –

Ищет в речке лягушат.

На носу повисла капля

Узнаете? Это – ... (Цапля.)



Подведение итогов


Ведущий.

Дорогие друзья! Вот и подошло к концу путешествие в мир пернатых. Вы узнали много нового о наших друзьях – птицах. Главная наша задача охранять и беречь птиц.

Ребята нашего лицея подготовили достойный прием долгожданным гостям: сделали скворечники ,кормушки и сейчас развесят их на деревьях во дворе школы.

Заботиться о птицах, относиться к ним с любовью и пониманием нужно не только весной, а в течение всего года.

Наш праздник мы завершаем такими словами:


Ученица- Расулова А.

Пускай всегда такой обычай

В моей останется стране

Встречать любовно стаи птичьи,

Всем сердцем радуясь весне.

До новых встреч!


Быть может, им в чужбине снился

Мой дом среди ветвей густых.

Пусть русское гостеприимство

В краю знакомом встретит их.





14



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!