Правовой турнир 8 класс
«Знатоки права»
2019 г
Цель: Формирование правовой культуры у учащихся.
Задачи: Воспитание гражданских качеств и чувства патриотизма; формирование базисных знаний о государстве, праве, общественных и государственных институтах, правах человека; формирование навыков практического использования знаний; развитие логического мышления, памяти, коммуникативных способностей; воспитание гражданских качеств и чувства патриотизма.
В мероприятии участвуют две команды. Побеждает та команда, которая после всех конкурсов набирает больше очков. Вопросы и задания рассчитаны на общее развитие учащихся и не затрагивают узкоспециальные области права, политики, экономики и других сфер общественной жизни.
Мероприятие проходит в классе в форме КВН. Аудитория оформляется плакатами с «крылатыми изречениями», посвященными праву.
План мероприятия
Конкурс 1 «Приветствие»
Конкурс 2 «Что бы это значило?»
Конкурс 3 “Мои права и обязанности ”
Конкурс 4 «Конкурс капитанов»
Конкурс 5 “В шутку о серьезном ”
Конкурс 6 « Права человека»
Конкурс 7 «Ребус»
Конкурс 8 «Квалифицируйте преступление»
Конкурс 1 «Приветствие»
Первый конкурс-приветствие команд. Жюри оценивает название, девиз и приветствие команд. Максимальная оценка – 5 баллов.
Конкурс 2 «Что бы это значило?»
Разминка. Командам по очереди задаются вопросы по правовой тематике из цикла «Что бы это значило?» в шуточной форме. Оценка – 1 балл за верный ответ.
1 команда
1.Если вы не обнаружили ключа от двери под ковриком… (Значит вы его туда не клали, т. к. это опасно).
2 команда
2. Инспектор ГИБДД не берет штраф за превышение скорости… (Вы ее не превысили)
3 команда
3. Вас признали виновным в совершении преступления… (Вам минимум 14 лет)
4 команда
4. Школьник выражался нецензурно в общественном месте… (Значит он мелкий хулиган, ст 20. 1 КоАП)
5 команда
5. Мальчик 12 лет пошутил, сообщив о заминировании здания школы… (И заплатили его родители штраф…)
1 команда
6. Вы решили подарить дом своим родным…(Значит вы хорошо зарабатываете и дееспособны)
2 команда
7. Вы – гражданин….(Значит вы свободны!)
3 команда
8. Вы не можете без согласия родителей выехать из страны…(вы еще ребенок, т к вам не исполнилось 18 лет)
4 команда
9.Вас не вызывают к директору за нарушения правил для обучающихся…(значит вы не нарушаете их)
5 команда
10.Вы не участвовали в выборах президента… (значит вам еще нет 18 лет)
-Жюри, подведите итоги
Конкурс 3 “Мои права и обязанности ”
Команды получают карточки с перечнем прав и обязанностей. Задание командам: разделить права и обязанности. За правильный ответ команда получает 1 балл.
1 команда
1.Ребёнок имеет ____ на полноценную школьную программу (право)
2.Каждый ученик _________ здороваться со старшими (обязан)
3.Каждый школьник ___________ уважать всех работников школы (обязан)
4.Если ученику срочно нужно уйти с уроков, он _____ заранее принести записку от родителей классному руководителю (должен)
2 команда
1.Школьник _______ на объективную оценку своих знаний: учитель не должен занижать или завышать баллы ребёнку (имеет право)
2.Школьник ________высказать своё мнение, а педагог обязан выслушать мысли ученика и объяснить ему, прав он или нет (имеет право)
3.Ребёнок _____________ на собственную точку зрения и должен уметь доказывать правоту, если он уверен в своих мыслях и суждениях (имеет право)
4.Ученик ___________ придерживаться всех гигиенических норм: быть чистым, опрятным и одетым по правилам школы (обязан)
3 команда
1.Ученик ____________ на консультацию с социальным педагогом (имеет право)
2.Ребенок__________ на уважение своей личности – педагог не должен ребёнку грубить (имеет право)
3.Ребёнок ___________ уважать труд взрослых. Это касается не только педагогов, но и сторожа, уборщицы (обязан)
4.Ученик ___________ поддерживать порядок, чистоту, как в здании школы, так и на её территории (обязан)
4 команда
1.Ученик _____________ соблюдать школьный режим (обязан)
2.Ребенок ________________ жить и воспитываться в семь (имеет право)
3.Ребенок _________ на неприкосновенность своих личных вещей (имеет право)
4.Школьник ____________ добросовестно учиться, осваивая знания и навыки (обязан)
5 команда
1.Если ребёнок отсутствовал в школе, он __________ предъявить классному руководителю медицинскую справку или записку от родителей (опекунов) - (обязан)
2.Ребёнок ________ на доброжелательную и спокойную атмосферу во время учёбы (имеет право)
3.Каждый школьник __________ выполнять все требования директора, учителя или других взрослых, если это касается Устава школы (обязан)
4.Каждый ребёнок _____________ соблюдать правила техники безопасности (обязан)
-Жюри подводят итоги
Конкурс 4 «Конкурс капитанов»
Настало время показать себя капитанам.
В рассказе Артура Конан-Дойля «Пляшущие человечки», преступник применял оригинальный код для записи своих угроз. Одну и ту же информацию можно передавать разными сигналами и даже совсем разными способами. Главное, заранее договориться о том, как понимать те или иные сигналы. Если мы договорились, то уже получается код или шифр.
Сейчас за 5 минут капитаны попытаются расшифровать тексты и объяснить способы кодирования.
Капитанов команд попрошу получить задания. За правильный ответ – 3 балла. Нужно расшифровать закодированный текст и объяснить способ кодирования:
1.Поса шила ф фасе.
2.Гог ф гуприге
3.Коляманлядаля.
4.Акитамрофни.
5.Ещижебу
Ответы:
Роза жила в вазе.
Кок в кубрике (способ кодирования: глухие согласные заменяются на звонкие, звонкие - на глухие)
Команда (способ кодирования: после каждого слога вставляется слог ля)
Информатика
Убежище (способ кодирования: слово пишется наоборот)
В это время Конкурс 5 “В шутку о серьёзном ”
За каждый верный ответ команда получает 1 балл. Отвечает тот, кто первым поднял руку.
1.Этим паролем пользовались контрабандисты в фильме Л.Гайдая «Бриллиантовая рука. Ответ: «черт побери».
2.У лесных зайцев нет клыков, а у городских «зайцев» нет именно этого. Чего? Ответ: билета.
3.Этот угонщик автомобилей был опытным страховым агентом, актером в самодеятельности, водителем- каскадером. Ответ: Юрий Деточкин, герой фильма «Берегись автомобиля».
4.Эту птицу народная молва частенько обвиняет в воровстве ювелирных изделий. Ответ: сорока.
5.Его приговорили утопить в загородном пруду как беспризорного, беспаспортного и безработного. Ответ: Буратино.
6.«Избави бог и нас от этаких судей»,- восклицал И.А.Крылов. Кто же был героем его басни? Ответ: осел.
7.Как появилось выражение «Написано на лбу»? Ответ: происходит от обычая ставить клеймо на лоб преступнику.
8.Часть одежды вора, имеющая обыкновение поддаваться действию огня? Ответ: шапка.
9.Эта старушка всегда лезла не в свое дело, но удивительным образом помогала раскрыть преступление (мисс Марпл)
10.Этот сыщик отличался оригинальной формой головы (она была яйцевидная) и усами (Эркюль Пуаро)
Конкурс 6 « Права человека»
Объявляем условия 6-го конкурса, посвященного правам человека.
Командам предлагаются на выбор карточки с незаконченными фразами, касающимися различных сказочных героев. Карточки вынимаются поочередно. Вам необходимо определить, какое право сказочного героя нарушено, и закончить фразу. Команды должны руководствоваться положениями Всеобщей декларации прав человека и статьями Конституции. Время на размышление- 1 минута. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.
Текст контрольного листа
1.Схватив крысу Шушеру за хвост, Буратино нарушил ее право на ________ (личную неприкосновенность)
2.Подарив Буратино азбуку и отправив его в школу, папа Карло надеялся, что Буратино воспользуется своим правом на (получение бесплатного образования )
3.Лягушка из сказки В.Гаршина «Лягушка путешественница», отправившись в Путешествие, воспользовалась своим правом на……(свободное передвижение)
4.Полицейские из сказки А.Толстого «Золотой ключик», силой ворвавшись в каморку папы Карло нарушили его право на ……(неприкосновенность жилища)
5.Балда из сказки А.Пушкина «Сказание о попе и о его работнике Балде», нанявшись на работу к попу, воспользовался своим правом на…….(труд)
6.Царевич Иван из сказки «Иван- царевич и серый волк», украв Жар-птицу у царя Берендея, нарушил его право на….(владение имуществом)
7.В сказке «Иван-царевич и серый волк» братья убили Ивана, нарушив его право на
……..(жизнь и личную неприкосновенность)
8.Буратино хотел попасть в театр, потому что у него было право…………(пользоваться учреждениями культуры)
9.Напавшие на Буратино кот Базилио и лиса Алиса, пытались отнять у него деньги, что является покушением на право Буратино……(иметь имущество и собственность)
10.Когда Буратино, лиса Алиса и кот Базилио отправились в Страну дураков, они воспользовались правом…..( уехать из своей страны и вернуться на родину)
Конкурс 7 «Ребус» За правильно угаданное слово 5 баллов
Задание: разгадать ребус за 5 минут
Конкурс 8 «Квалифицируйте преступление»
Задание: соотнести правонарушение с юридическим названием – по 1 баллу за каждый верный ответ
Всего перечислено 8 преступлений (правонарушений).
№ п/п | Преступления, правонарушения | Юридическое название |
1 | Иван исписал стены дома надписями «Спартак – чемпион!» | З.Грабеж |
2 | Михаил «забыл» оплатить покупку в супермаркете | Г.Заведомо ложное сообщение об акте терроризма |
3 | Петя сел в чужой автомобиль, «чтобы прокатиться» | Б. Кража |
4 | Вася сообщил в милицию о том, что в школе, якобы заложена бомба | В.Угон |
5 | Коля заставил малыша дать 10 рублей | Е.Хулиганство |
6 | Женя приставал к пассажирам в трамвае, мешал им входить и выходить, употреблял нецензурные выражения | Ж. Оскорбление |
7 | Света, находясь в неприязненных отношениях с Таней, вызвала ее на ссору, сделав ей грубые и обидные замечания | Д.Вымогательство |
8 | Витя отобрал у Кости CD-плейер | А. Вандализм |
В готовом виде
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
А | Б | В | Г | Д | Е | Ж | З |
Слово жюри.
Номинации:
1.1-е место
2.2-е место
3.3-е место
4.За участие в КВН
5-За участие в КВН
Максимально – 36 балл
Конкурс | 1 команда | 2 команда | 3 команда | 4 команда | 5 команда |
1.Приветствие (5 бал) | | | | | |
2.»Что бы это значило?» (1 б. за ответ) | | | | | |
3. “Мои права и обязанности ” (1 б. за ответ) | | | | | |
4. «Конкурс капитанов» (3 бал) | | | | | |
5. “В шутку о серьезном ” (1 б. за ответ) | | | | | |
6. « Права человека» (1 б. за ответ) | | | | | |
7. «Ребус» (5 бал) | | | | | |
8. «Квалифицируйте преступление» (1 б. за ответ) | | | | | |
7