Тема: «Правотворчество».
Цели урока: На основе материала учебника, знаний учащихся продолжить формирование представления о необходимости правотворческой деятельности государства, ее сути, определить субъекты правотворчества в РФ, выявить основные стадии принятия закона.
Развивать навыки работы с нормативно-правовыми актами, дополнительной литературой,
Решения практических задач.
Продолжить формирование основ правовой культуры, воспитывать уважение к закону.
Тип: комбинированный урок
Демонстрационный материал: Карточки для проверки домашнего задания
Планурока:
Орг. момент. Проверка домашнего задания.
Изучение нового материал
А. Суть правотворчества и его значение в государстве
Б. Субъекты правотворчества
В. Стадии законодательного процесса в РФ
3. Закрепление материала
4. Домашнее задание
Орг. Момент
Вступительная беседа:
(новые законы должны отражать изменения, происходящие в обществе, устранять устаревшие юридические нормы, восполнять пробелы в праве)
( деятельность компетентных органов, народа, по созданию, изменению, отмене правовых норм)
Учащиеся записывают определение в тетрадь
Правотворчество – деятельность компетентных органов государства, общественных организаций, народа, по созданию, изменению, отмене правовых норм
Самостоятельная работа с учебником: параграф 6 С. 58Задача: на каких принципах должно основываться правотворчество в демократическом государстве? Поясните каждый из принципов.
Гласности (правотворчество должно быть открытым, доступным, прозрачным, чтобы избежать негативных последствий лоббизма);
Демократизма (учет общественного мнения при разработке нормативно-правовых актов);
Научности (адекватное отражение в нормативных актах реальной действительности и перспектив развития общества, привлечение специалистов, ученых, экспертов к процессу)
Законности (неукоснительное соблюдение установленных законом требований к процедуре правотворчества, строгий учет иерархии норм и актов, соблюдение компетенции органа, принимающего акт)
Профессионализм (профессиональная подготовка субъектов правотворчества, использование приемов и средств юридической техники)
2Б. СУБЪЕКТЫ ПРАВОТВОРЧЕСТВА:
Государственные органы
А) Федеральное собрание (законотворчество)
Б) Президент (подзаконное правотворчество)
В) Правительство (подзаконное правотворчество)
2. Органы власти в субъектах федерации
3. Органы местного самоуправления
4. Должностные лица
5. Народ (референдум)
6. Предприятия (локальные акты)
Самостоятельная работа с учебником: параграф 6 С. 59
Задача: Какие виды правотворчества выделяет автор? Учащиеся самостоятельно выделяют и объясняют каждый вид:
Законотворчество
Подзаконное правотворчество
Делегированное правотворчество
Договорное правотворчество
Чрезвычайное правотворчество
Локальное правотворчество
? Какой из видов правотворчества является основным? Почему?
2В. Задание по группам. Каждая из групп представляет одну из стадий законодательного процесса:
1 группа «Выявление потребностей в создании правовых норм»
2 группа «Внесение предложений в законодательный орган страны»
3 группа «Рассмотрение и обсуждение проекта»
4 группа « Принятие и утверждение закона»
5 группа «Официальное опубликование закона» (возможна организация деловой игры «Принятие закона в РФ»)
3. В качестве закрепления материала учащимся можно предложить следующие виды заданий:
Беседа с учащимися по вопросам
Что такое законодательная инициатива? Кому, согласно Конституции РФ она принадлежит?
Что подразумевают парламентские слушания?
Что такое вето? Кому в нашей стране принадлежит право вето
Что такое промульгация?
4. Домашнее задание:
1 уровень: параграф 6
2 уровень: параграф 6, составить схему: « Стадии законодательного процесса», Задание 6 к параграфу 6.
3 уровень: параграф 6, вычертить схему: « Стадии законодательного процесса», Задание 6 к параграфу 6., Эссе: «Общество вынуждено постоянно прилагать усилия к тому, чтобы сориентировать на соблюдение прав человека всю правовую и политическую систему» (Ж. Маритен)