СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Православные молитвы

Нажмите, чтобы узнать подробности

                                                      Тема:  Православная молитва

 

Цели урока:

  1. Развивать мотивацию к изучению православной культуры, обогащать, активизировать историко-культурный словарь учащихся.
  2. Воспитывать  ценностное отношение к духовному, историческому и культурному наследию.

 

Задачи:  

1.Показать роль молитвы в жизни православного человека;                            

2.Расширить знания учащихся о молитве.                                                                          

3.Формировать ключевые компетенции учащихся: организационные, коммуникативные, исследовательские.

 

Формы и виды деятельности: Беседа, диалог,  самостоятельная работа с источниками информации.

 

Основные термины и понятия: молитва, благодать, святые, Священное предание.

Планируемые результаты обучения:

 

1) Понимание и принятие личностных ценностей: Отечество, семья, религия.

2) Осознание ценности человеческой жизни.

 

Ход урока:

 

 1.   Организационный момент  (сл.2)

 

Вот опять звенит звонок

Приглашает на урок.

Много нового узнаем

                                                                       Про  молитвы прочитаем.

 

Когда вы заходили на урок вы выбирали цветок. Давайте разделимся на группы согласно цвету выбранных вами цветов. Прошу до конца занятия не потерять их.

 

2.   Вводная    беседа

 

-Мы живем в России и должны знать свою историю, традиции,  культуру своей страны.

-Мир, окружающий нас  многообразен.

-Вещи, предметы, среди которых живет человек, явления природы – это все материальный мир.

 

- А какой еще мир существует?

- Другой?  (духовный мир)

 

- А как вы понимаете значение этих  слов? (Это знания, содержащиеся в книгах, произведениях искусства, отношении между людьми, отношение к миру)

 

- А как иначе можно назвать этот мир?  (миром культуры)

 

-В духовном мире есть свои дороги.

-Они называются традициями, по ним шли наши предки.

-И мы должны знать свои  культурные традиции.

- Ведь это богатство нашей страны.

 

- А на чём основаны культурные традиции? (на таких вечных ценностях, как добро, честь, справедливость, милосердие)

 

- А в чем истоки русской культуры?   (в православной религии)

 

3.  Подготовка    к     восприятию (сл.3,4)

Вопрос ,   пробуждающий   интерес   к    теме

-Представим  ситуацию, что вдруг появился добрый волшебник, который мог бы исполнить по 1  желанию.

-Что бы вы попросили?

Если духовных желаний мало,

учитель стимулирует их формулировку вопросами:

 

 «А не хотели бы вы сделать что-нибудь доброе кому-нибудь другому?» …

 

вспомнить сказку «Цветик – семи цветик»; что часто люди совершают

подвиги и даже жертвуют жизнью, чтобы их имя осталось в веках.

Как называется сказка и кто автор?

-Волшебники существуют только в сказках.

-Но верующие люди убеждены, что все наши желания, все просьбы слышит Бог.

-А через что можно обратиться к Богу?

Обращение к Богу называется      МОЛИТВОЙ (сл.5)

 

   4.   Работа с карточками

Определение трёх видов молитв

- Существуют  несколько  видов   молитв.

 

-Православные люди используют 3  вида молитв.

- Сейчас    мы с ними    познакомимся.

 

    5.  Объяснение нового материала (три группы работают с карточками) (сл.6,7,8,9)

 

 

-  Каждая  прочитает  об  1-ом   виде   молитвы  и  постарается  о  нём  рассказать.

 

Группа 1. Молитва-просьба  говорит о том, что в беде, когда уже ничто человеческое не может помочь (например падающий самолёт), даже у заядлого атеиста из глубины души вырывается вопль «Господи, помилуй!»

Группа 2.  Более редкая молитва – благодарение. Редкая потому, что люди чаще просят, чем благодарят. Получив желаемое, мы часто забываем поблагодарить. Так и в отношениях людей между собой, и в людей отношениях с Богом. ( Рассказ об исцелении Господом  10 прокажённых: -  И когда входил Он в одно селение, встретили Его десять человек прокаженных, которые остановились вдали и громким голосом говорили: Иисус Наставник! Помилуй нас. Увидев их, Он сказал им: пойдите, покажитесь священникам. И когда они шли, очистились. Один же из них, видя, что исцелен, возвратился, громким голосом прославляя Бога и пал ниц к ногам Его, благодаря Его; и это был Самарянин. Тогда Иисус сказал: не десять ли очистились? Где же девять? Как они не возвратились воздать славу Богу, кроме сего иноплеменника? И сказал ему: встань, иди; вера твоя спасла тебя.)

Группа 3. Самая высокая молитва - славословие. В такой молитве человек просто переживает радость от своей встречи с Богом, ликует. Переходя к славословию, в православных храмах часто поют: «Аллилуйя!» («Слава Богу»). Произнося такую молитву, человек не думает о своих интересах. Именно бескорыстная радость – самая сильная и чистая. Можно радоваться новой игрушке или вещи. Но есть такие поводы для радости, которые нельзя унести к себе домой. Разве можно унести красивый закат, радугу, запах свежей зелени после дождя, соловьиную трель?

      

  

 

 

 

 

6. Проверка сам-ой работы

Каждый ученик рассказывает о своем виде молитв.

Параллельно составляется схема.

                                            Просьба

Молитва                            Благодарение

                                            Славославие

1. Молитва-просьба.

     Самая  распространенная  молитва – это просьба «Подай,  Господи!»

                           Пояснение молитвы благодарения и «славословия»

Но со временем человек начинает просить у Бога иных, духовных благ, дающих благодать.

 

2. Молитва – благодарение. Используют эту молитву редко,   потому  что  люди часто просят, чем благодарят. «Благодарим Тя, Христе Боже наш, яко насытил еси нас земных Твоих благ!»

3. Молитва – славословие. Люди в этой молитве переживают радость от своей встречи с Богом, ликуют. «Аллилуйя. Слава Тебе Боже»

 

-Обратите внимание, что к Богу мы обращаемся именно с просьбой.

- Мы молим Его, и должны понимать разницу между требовать и молить.

 

7.Физминутка (сл.10)

 

Запомните девочки

Запомните мальчики

Как правильно следует

Складывать пальчики

Три пальца щепоткой

Два пальца к ладошке

Смотрите креститесь

Не понарошку.

 

   

- Мы уже с вами знаем, что молитвы бывают разные. Чаще всего эти молитвы бывают составлены святыми, праведными, благочестивыми людьми. (сл.11)

 

Но есть молитвы, которые не составлялись людьми. Это молитвы, которые дал людям сам Бог. Вот сегодня мы познакомимся с самой главной молитвой. Называется она Господня молитва, потому что её дал Иисус Христос Своим ученикам, когда они спросили его, как нужно молиться. В этой молитве мы обращаемся к Богу Отцу, первому Лицу Святой Троицы. А название «Отче наш» - от первых слов молитвы. Нередко приходится слышать: - Ты должен это знать, как «Отче наш» Эти выражения отражают многовековую традицию, ведь каждый русский человек с самого раннего детства знал молитву «Отче наш» наизусть.

 

8.Словарная работа (сл.12)

 

Отче - Отец;

Иже - Который;

 

 Иже еси на небесех - Который находится на небесах, или небесный;

да - пусть;

святится - прославляется:

яко - как;

на небеси - на небе;

насущный - необходимый для существования;

даждь - дай;

днесь - сегодня, на нынешний день;

остави - прости;

долги - грехи;

должником нашим - тем людям, которые против нас согрешили;

искушение - соблазн, опасность впасть в грех;

лукаваго - всего хитрого и злого, то есть Диавола.  Диаволом называется злой дух.

 

А давайте мы с вами посмотрим, какие виды молитв в молитве «Отче наш»

   7. Работа с учебником.

     Чтение статьи учебника

 

 -А какие молитвы вы знаете?

 

-Прочитаем,  какие виды  молитвы бывают:

 

 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 8. Осмысление     прочитанного. (сл.13)

 

Давайте    прочитаем   притчу

«Молитва и труддва весла нашего корабля в житейском   море»

(Притчу читают по ролям три заранее подготовленных ученика).

Рыбак перевозил на лодке одного человека. Пассажир торопил рыбака:  – Быстрее, опаздываю на работу! И тут он увидел, что на одном весле написано «молись», а на другом – «трудись». – Зачем это? – спросил он. – Для памяти, – ответил рыбак. – Чтобы не забыть, что надо молиться и трудиться. – Ну, трудиться, понятно, всем надо, а молиться не обязательно.  – Не обязательно? – переспросил рыбак и вытащил из воды весло с надписью «молись», а сам стал грести одним веслом. Лодка закружилась на месте. – Вот видишь, какой труд без молитвы. На одном месте кружимся и никакого движения вперед. Чтобы успешно плыть по бурному житейскому морю, надо крепко держать в руках оба весла.

- Чему же учит нас эта притча? ( Чтобы успешно плыть по бурному житейскому морю, надо крепко держать в руках два весла: молиться и трудиться.)

 

 

9.  Выявление восприятия, мотивации

 

-Сегодня ребята подготовили нам сюрприз – небольшую сценку.

- Давайте посмотрим. 

 

На сцене:    Бабушка вяжет.    Входят Папа   и    Мама.

 

Мама: «Мы росли в такое время, когда не принято было говорить о Боге. Нас учили тому, что Его нет. А человеку, который не обращается с молитвой к Богу, очень трудно жить – ведь ему неоткуда ждать помощи!

Как бы хотелось научить их так же непосредственно, прямо идти к Богу со своими рассказами, со всеми радостями и бедами несложной их детской жизни, как они идут к нам, родителям».

 

Папа: «Как бы хотелось убедить их в том, что нет того часа в их жизни, когда Бог не смотрит на них, что Он улыбается им, когда они заняты играми, заботливо склоняется над ними, когда они сидят за своими уроками; что в те часы юности, когда что-то неизъяснимое волнуется у них в груди,- это душа их тоскует по Богу, и Бог в эти минуты стоит перед ними, готовый их принять».

 

Родители уходят.  Вбегает девочка.

 

Девочка. Мама, папа и бабушка говорят мне, что надо молиться Богу.  Я не понимаю, (поворачивается к бабушке) как можно любить того, кого я не вижу, да еще и разговаривать с ним?

 

Бабушка (поднимает глаза от вязания)  Знаешь, как говорят в народе? «Свет в доме – от свечи, а в душе – от молитвы».  Вот только представь, что папа с мамой твои уехали – недельки на две. Что будешь делать?

 

Девочка: Скучать! И звонить – каждый день!

 

Бабушка: А если захочешь испечь пирог, а рецепта не знаешь?

 

Девочка: Так я же мамочке позвоню! И спрошу еще, можно ли мне пользоваться духовкой.

 

Бабушка: Скажи-ка, а захочется ли тебе рассказать о своих делах в школе, попросить совета?

 

Девочка (с радостью) Кажется, я поняла! Утром я улыбаюсь маме. И благодарю за новый день Того, Кто создал и меня, и новый день – для меня!

 

Бабушка. А днем нужно просить благословения перед каждым делом, которое начинаешь. С Богом и самое трудное дело становится легким – ангелы помогают! Недаром и говорят всегда работающему человеку: «Бог в помощь!»

 

Девочка. А вечером старательно вспоминать все свои поступки и просить прощения за злые дела и слова. И тогда повторять плохое не захочется – совесть не позволит.

 

 

10.   Работа с дополнительной информацией (сл.14)

 

 

-В русской  литературе и музыке очень много произведений, где упоминается молитва.

-Давайте сейчас послушаем произведение русского композитора Петра Ильича Чайковского из  его «Детского альбома», которое называется «Утренняя молитва». 

 

-Попробуйте найти  свои  слова молитвы, чтобы пожелать (или поблагодарить за что-то) своим родным и близким здоровья и успеха. (Звучание «Молитвы « Чайковского»)

 

 

11.   Итог

 

Вывод:

 

Чтобы люди, приходя в храм, учились добру, милосердию, состраданию, сочувствию, справедливости, чести.

И все эти качества нужно беречь в себе. Как огонек от свечи отдавать тепло тому, кто в этом нуждается, душой тянуться к небу, а своими делами помогать ближним. И тогда вы сбережете храм в своей душе и будете созидать всю свою жизнь.

 

Вывод: нельзя  просить у Бога зла и боли другим людям.

 

12.   Рефлексия

 Ребята, посмотрите, вот дерево, от него отходит три ветви. Представим, что это дерево наша молитва, а ветви- виды молитвы. Обратите внимание какое оно? Если мы не молимся, то душа человека такая же пустая и безжизненная, как это дерево.  А расцветёт ли наше дерево? Заходя в класс, вы выбирали цветки разного цвета. Давайте украсим дерево вашими добрыми пожеланиями. Посмотрите какое оно стало красивое. Так и души наши от добрых дел становятся красивее.

 

 

  • Молитва – это обращение …
  • Люди молятся – люди … у Бога

 

 

13.    Домашнее задание. (сл.15)

 

 

1)  С. 120-126  читать, вопросы (устно).

 

2) Есть выражение: «знать как «Отче наш», то есть очень хорошо. Спросите у родителей или других родных, что, по их мнению, вы должны знать как «Отче наш».

 

3) Составить домашний молитвослов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рыбак перевозил на лодке одного человека. Пассажир торопил рыбака:  – Быстрее, опаздываю на работу! И тут он увидел, что на одном весле написано «молись», а на другом – «трудись». – Зачем это? – спросил он. – Для памяти, – ответил рыбак. – Чтобы не забыть, что надо молиться и трудиться. – Ну, трудиться, понятно, всем надо, а молиться не обязательно.  – Не обязательно? – переспросил рыбак и вытащил из воды весло с надписью «молись», а сам стал грести одним веслом. Лодка закружилась на месте. – Вот видишь, какой труд без молитвы. На одном месте кружимся и никакого движения вперед. Чтобы успешно плыть по бурному житейскому морю, надо крепко держать в руках оба весла.

 

 

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!