СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Православный храм.

Категория: ОРКиСЭ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по теме "Храм" в 4 классе. Цель урока:Познакомить учащихся с внутренним устройством православного храма и традициями поведения в нем.

Просмотр содержимого документа
«Православный храм.»

















УРОК в 4 классе по ОРКСЭ

(учебник А.Кураев «Просвещение»)







Пакина Татьяна Александровна

учитель русского языка и литературы

I квалификационная категория

МБОУ «СОШ №1 р.п. Базарный Карабулак

Саратовской области»



































2015 год



Цель урока:

  1. Знакомство учащихся с внутренним устройством православного храма и традициями поведения в нем.

Задачи урока:

  • Обучающая: узнать о назначении и устройстве православного храма, познакомить с понятием “храм – дом Божий”.

  • Развивающая: осознать, что в культуре имеются запреты, выполнение которых способствует развитию внутреннего мира человека; развивать умения работать с текстом, иллюстративным материалом, умения выразительного чтения и речи.

  • Воспитывающая: усвоить уважительное отношение к нормам, правилам и запретам, хранящимся в культуре; научиться правилам поведения в храме, воспитывать ценностное отношение к духовному, историческому и культурному наследию.

Виды деятельности: Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи, участие в учебном диалоге.

Основные термины и понятия:

  • Храм.

  • Икона.

  • Иконостас.

  • Царские Врата.

  • Алтарь.

  • Богоматерь.

  • Колокольный звон.

Оборудование и материалы к уроку: компьютер, демонстрационный экран, презентация, раздаточный материал.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1. Оргмомент, приветствие.

Учитель здоровается.

Сегодня необыкновенный урок. Мы отправимся на прогулку и посетим очень необычное место. Спутником нам будет весёлое солнышко.

 Дети приветствуют учителя.

2.Постановка темы и целей

Мы выходим на улицу. Что нам окружает? Какие мы видим дома?А это что за необычное здание?Как вы догадались, сегодня мы поговорим о храме.

Воды тихой речки отражают

Окруженный деревцами Храм.

Годы и столетья пролетают –

Каждый день молитвы слышны там.

Свечи здесь пылают и лампады,

Блики их на образах горят,

Девы Пресвятой святые взгляды

Прямо в душу ласково глядят.

Так отрадно плакать и молиться,

И так близко Небо там к земле,

Что потом печально возвратиться

В грешный мир, лежащий весь во зле.

Но душа опять будет стремиться

В чудный мир, обратно, к тишине,

В мир святой, где может возродиться

Та любовь, что спит еще во мне.

Что такое храм? Для чего люди ходят в храм?

- Обо всем об этом мы сегодня и поговорим.

Ответы детей.



Чтецы

3.Выявление восприятия, мотивации

Можно ли представить себе современный русский город или крупное село без храма? Где бы не расселялся русский народ, на том месте сразу же возводился православный храм. Человек всегда стремится к прекрасному, надеется на лучшее и его душа находит покой только в Боге, поэтому люди всегда тянутся в храм. Храм – источник живительной благодати, где люди обращаются к Богу и получают просимое.

Ответы детей.

Куда ходят молиться, где звонят колокола, где крестят детей, где живет Бог.

4. Актуализация

Попробуйте дать определение слову «храм».

(учащиеся дают определения слову «храм») 





Работа в группах.   Давайте проверим правильность наших слов в словаре. Каждая группа работает со своим словарём, затем один зачитывает определение.





Зачем люди посещают храмы?


Ответы детей.

-  Храм - это здание, в котором люди молятся Богу, ставят свечки.

В храме происходят обряды венчания, крещения, отпевания

Дети читают определения.

В храме человек приближается к Богу, благодарит его или просит о чём-то.

5. Изучение нового материала

Беседа с учащимися.
























































































































































Релаксация










Беседа о церковном этикете






































































Изучение устройства храма.

     Все ваши ответы абсолютно правильные. На уроке мы подробно разберем с вами устройство православного храма. А потом вы сами составите памятку «Как правильно себя вести в храме».  

    На Руси всегда было много храмов и сейчас православные традиции возрождаются. Восстанавливаются, реставрируются, строятся новые церкви, и вместе с тем врачуются души людей.

     Русские люди во все времена старались посвящать Богу самое лучшее, на что они способны.

      Издавна храмы строили в самых красивых местах, но перед строительством обычно молились, чтобы Господь указал необходимое место. Узнав волю Божию, строители приступали к работе.

    Каким образом храм отличается от всех остальных зданий

Они все одинаковые?

- Давайте посмотрим друг на друга. Мы с вами все одинаковые?

Мы - люди - в чем-то одинаковые. Посмотрите друг на друга. Внешнее строение у нас одно и то же: голова, руки, ноги: У нас у всех есть душа, которая любит, огорчается, тоскует, обижается, радуется. Но всё же мы - разные. У каждого свои особенности внешности (цвет глаз, форма лица, рост), свой характер, своя жизнь.

Вот также и храмы. Их много. Все они очень похожи. И все - разные. И этим они похожи на людей.

Человек когда-то рождается. И храм когда-то рождается: закладывается первый камень в его фундамент и начинается строительство. Человек получает имя. Христиане дают имя ребенку в честь христианского святого. И у храма есть имя - он освящается в честь святого человека или святого праздника, или святой иконы.

Храмы на Руси всегда были сокровищницей святынь народа. Древняя Русь не знала музеев: все поистине ценное и прекрасное хранилось в храмах или монастырях — многочтимые иконы, останки святых (мощи), старинные рукописи, иногда древние документы и различные реликвии. Таким образом, храм на Руси является главным хранителем православной культуры.

А чем отличаются храмы? Какие они? Каким по форме может быть храм Подберите слова, характеризующие ваш храм.

Большой

Красивый

Великолепный

Мощный

Хрупкий 

Нежный

Воздушный

Лёгкий

Добрый 

Строгий

Веселый


Слово эксперту:

Храм Божий по своему внешнему виду отличается от прочих зданий.    Большей частью храм в своем основании устраивается в виде креста. Это означает, что храм посвящен распятому за нас на кресте Господу и что крестом Господь Иисус Христос избавил нас от власти Диавола.

     Часто храм устраивается в виде продолговатого корабля, это означает, что Церковь, подобно кораблю, по образу Ноева ковчега, ведет нас по морю жизни к тихой пристани в Царствие Небесном.

     Иногда храм устраивается в виде круга, этим напоминается нам вечность Церкви Христовой.

     Храм может быть устроен и в виде восьмиугольника, как бы звезды, означающей, что Церковь, подобно путеводной звезде, сияет в этом мире.

     Здание храма обыкновенно завершается сверху куполом, изображающим собой небо.  

   Учитель: Как вы думаете, что по своей форме напоминает купол?

    Знает ли кто из вас, что символизирует разное количество куполов?

Слово эксперту:

-две главы означают два естества (Божеское и человеческое) в Иисусе Христе;

-три главы (три Лица Святой Троицы);

-пять глав (Иисуса Христа и четырех евангелистов);

-семь глав (семь Таинств и семь Вселенских Соборов);

-девять глав (девять чинов Ангельских);

-тринадцать глав (Иисуса Христа и двенадцать апостолов).  Иногда строят и большее количество глав.

Что ещё является символом храма?

 Как вы думаете, зачем нужны колокола?



     Верно. Сейчас колокольный звон употребляется для того, чтобы созывать верующих на молитву, к богослужению, чтобы возвещать о важнейших частях совершаемой в храме службы.

Слово эксперту

Над входом в храм, а иногда рядом с храмом, строится колокольня, или звонница, т. е. башня, на которой висят колокола.

Звон в один колокол называется «благовест» (благостная, радостная весть о богослужении).

Звон во все колокола, выражающий христианскую радость по поводу торжественного праздника и т.п., называется «трезвон».

Звон колоколов по поводу печального события называется «перезвон».

Колокольный звон напоминает нам о вышнем, небесном мире.

Прослушивание колокольного звона.

Какие чувства вызывает у вас звон колоколов?

Ребята, прежде чем войти в храм, надо вспомнить правила поведения. Как вы думаете, как надо вести себя в храме?

Послушайте притчу и попытайтесь понять, о чём она.

Когда человек был ещё ребёнком, бабушка всегда говорила ему: «Внучек, вот вырастешь ты большой, станет тебе на душе плохо — ты иди в храм, тебе всегда там легче будет». Вырос человек. И стало ему жить как-то совсем невыносимо. Вспомнил он совет бабушки и пошёл в некоторый храм. И тут к нему подходит кто-то: «Не так руки держишь!» Вторая подбегает: «Не там стоишь!» Третья ворчит: «Не так одет!» Сзади одёргивают: «Неправильно крестишься!» А тут подошла одна женщина и говорит ему:

— Человек, ты бы лучше вышел из храма, купил себе книжку о том, как себя здесь вести надо, а потом бы и заходил.

Вышел человек из храма, сел на скамейку и горько заплакал. И вдруг слышит он голос:

— Что ты, дитя моё, плачешь?

Поднял человек своё заплаканное лицо и увидел Христа. Говорит:

— Господи! Меня в храм не пускают!

Обнял его Иисус:

— Не плачь, они и меня в него не пускают. 

Учитель: О чём эта притча?

Чтобы нам не попасть в такую ситуацию, предлагаю познакомиться с некоторыми правилами – церковным этикетом.

Памятка мальчику:

       Прежде чем зайти в собор,

       Головной сними убор,

       Злые мысли отгони:

       Не нужны тебе они...

Памятка девочке:

        Скромную надень одежду,

        В брюках в храм идёт невежда,

        Голову платком покрой

        И тихонько в храме стой.

Мальчику и девочке:

         Никого не осуждай,

         Помощь нищему подай,

         Поставь свечку и потом

         Осени себя крестом.

         Богомыслие храни,

         Лень подальше прогони,

         Душой с Богом примирись,

         И со всеми ты молись.

          Богомольцев не толкай,

          К чину в храме привыкай.

          Не гляди по сторонам —

          Неполезно это нам...



Учитель: Теперь мы тихонечко войдём и храм и внимательно послушаем экскурсовода, который расскажет нам об устройстве храма.

Экскурсовод

     Мы поднимаемся по ступенькам и останавливаемся на площадке, которая называется папертью.  

     Православный храм делится на три части: притвор, сам храм (средняя часть) и алтарь.

     В притворе раньше стояли те, кто готовился к крещению и кающиеся, временно отлученные от причастия. Притворы в монастырских храмах часто использовались также в качестве трапезных. В настоящее время притвор сравнительно небольшой. Здесь продаются свечи, можно написать записки о здравии и об упокоении. 

     Вот мы в самом храме. Вторая самая большая часть -  место для прихожан, собравшихся на церковное богослужение. В центре стоит аналой с иконой праздника. Здесь и у других икон мы можем поставить свечи о здравии наших близких и родных. Стена из икон – иконостас, царские врата. С левой же стороны стоит панихидный столик – канун, здесь обычно ставятся свечи за упокой, служатся панихиды.

     Главнейшая часть храма — это алтарь, место святое, поэтому в него не позволяется входить непосвященным.  Алтарь означает небо, где обитает Бог, а храм — землю.

   Самое важное место в алтаре — престол - особо освященный четырехугольный стол, украшенный двумя материями: нижней - белою из полотна и верхней - из парчи. Считается, что на престоле невидимо присутствует сам Христос и потому касаться его могут только священники.

































У него есть купол, на котором находится крест

Нет

(Нет и да.)













































Ответы детей (в виде корабля, круга, креста)



































Подготовленный ученик



















Купол напоминает пламя свечи, форму луковицы.

(предположения детей)

Подготовленный ученик





























Предположения детей (колокола)

Раньше колокольным звоном созывали народ на собрание. Колокола звонили во время пожаров, набегов недругов, чтобы собрать всех.

Подготовленный ученик



















Мысли о храме, церкви, России…



Ответы детей









Читает учитель

































Ответы детей.







Чтецы















































Подготовленный ученик

6. Повторение изученного



Кроссворд в картинках

- Зачем же люди строят храмы и ходят в них?

- Где можно молиться Богу? Только в храме?

- Тогда зачем же молиться в храме?

Проверим как вы запомнили новые понятия.

Спас

Паперть

Алтарь

Свеча

Икона

Библия

Образ

- Прочитай стихотворение Ираклия Абашидзе “Пчела”:

Благословлённая Вечной природой,
Ставшая телом живым благодать,
Кружит пчела, чтобы воском и медом
За сотворенье природе воздать.
Пусть мне простят – но ни много, ни мало
Быть на пчелу я похожим хочу,
Чтоб и мое бытие даровало
Мёд - человеку, и Богу - свечу.

- В чем и почему автор хочет быть похожим на пчелу?

- Молиться.

- В любом месте.

- Это особое место, где Бог особенно близок.

 















Читает ученик.

7. Подведение итогов

- А теперь проверим, что вы запомнили. Отгадайте загадки:

- Висит цветок, внутри его лепесток, кто к нему прикасается – музыка получается.

- Невидимый, но не воздух, с крыльями, но не птица.

- На горе стоит свеча, в ней молитва горяча.

- Дверей много, а входят не все.

- Золотое поле, желтые колосья,
Огонек гуляет, колоски сжигает.

Стоит утушка - 
Золотые краешки,
В краешки брякнут,
В краешки звякнут:
Собирайтесь, детушки,
Под мои крылышки.

Уточки крякнули,
Бережки звякнули:
Собирайтесь, детушки,
К одной матушке.

Ответы детей.

- Колокол.

- Ангел.

- Храм.

- Алтарь.

- Подсвечник.

-Храм

8. Рефлексия

- А теперь давайте воспользуемся методом незаконченного предложения и поймем, что же мы с вами интересного и нужного вынесли с урока. Закончите предложения.

Я знаю ________________________

Я узнал(а)______________________

Я был(а) удивлен тем, что________

Я хочу рассказать родителям______

Для меня храм - это______________

На партах листочки с предложениями.

По окончании работы листочки сдаются.

Некоторые варианты ответов проговариваются вслух.

9. Домашнее задание

 Общее:

- рассказать родителям о том, что запомнил на уроке

- узнать, какие храмы есть в нашем городе

- прочитать стр.48-51 учебника

- ответить на вопросы стр.51

Индивидуальное:

-  нарисовать храм вашей мечты

-  подобрать и выучить стихотворение о храме

- составить и оформить памятку «Как вести себя в храме»

 

10. Пожелание учителя

Храни Вас Бог от всякого недуга, от злого языка и мелочного друга. И дай Господь, коль это в его власти, здоровья, долгих лет и много-много счастья.




Учебно-методическое обеспечение

  1. Символика и устройство православного храма, Москва «Лепта Книга»,-2008;

  2. Закон Божий, «Оранта», - 2008;

     3.   http://old-rus.narod.ru/prav.html

     4.   http://www.rus-sobori.ru/info/

     5. http://www.predanie.ru/muz/kolokola/ 




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!