РАЗРАБОТКА УРОКА «ПРАВОСЛАВНЫЙ КАЛЕНДАРЬ»
Данные об авторе разработки |
ФИО | Евсеенко Наталия Михайловна |
Место работы | МБОУ города Горловки «Школа № 48» |
Должность | Учитель истории, обществознания, ОДНКНР |
Педагогический стаж | 35 лет |
Квалификационная категория | Специалист высшей категории |
Предмет, по которому разработан материал | ОРКСЭ |
Тема разработки | «Православный календарь» |
Разработка для класса | 4 |
Урок
Тип урока: изучение нового материала.
Цели и задачи урока:
Дидактические:
- раскрыть значение понятия «православные праздники»;
- определить цель и смысл праздников православия;
- познакомить с традициями празднования православных праздников.
2. Развивающие:
- формировать навыки самостоятельного поиска информации;
- развивать умения правильно применять полученные знания на практике.
3. Воспитательные:
- воспитывать ценностное отношение к духовному, историческому и культурному наследию;
- воспитывать на примерах жизни великих людей, для которых главными ценностями являлись христианские добродетели.
Формируемые УУД:
Личностные: воспитание уважительного отношения к культурным традициям страны; воспитание доброжелательности, как социальной и личностной ценности.
Познавательные: навыки работы с информацией, построение самостоятельного процесса поиска, исследования и совокупности операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации; развитие чувства сопричастности с русской культурой.
Регулятивные: умение определять цель на уроке с помощью учителя; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; высказывать своё предположение; формирование у ребёнка понимания духовно-нравственных ценностей.
Коммуникативные: умение выражать свои мысли, слушать и понимать друг друга, взаимодействовать друг с другом.
Планируемые методы, приёмы, технологии: «необъявленная тема», «мозговой штурм», «хочу спросить», работа в парах, ИКТ.
Ключевые дефиниции, даты, личности: православные праздники, двунадесятые праздники, пост, православный календарь, князь Владимир Великий, 988 год, великие праздники.
Структура урока.
Организационный момент.
Актуализация опорных знаний.
Мотивация учебной деятельности.
Изучение нового материала.
Знакомство с православным календарем.
Христианские праздники: понятие, цель, смысл.
Как отмечать православные праздники?
Обобщение и систематизация знаний.
Оценивание деятельности учащихся. Рефлексия.
Домашнее задание.
Развёрнутый план урока.
Организационный момент.
Учитель: Здравствуйте, ребята! Покажите, пожалуйста, с каким настроение вы пришли на урок. (Ребята показывают смайлики.) Ваш эмоциональный настрой сегодня на уроке очень важен. Потому что то, о чём мы будем говорить, не терпит тоски и уныния. Итак, внимание на экран. (Слайд № 1)
-Как вы думаете, ребята, о чём мы будем говорить на уроке? (Ответы детей)
- Давайте вместе определим цель нашего урока: что узнать? Чему научиться? (Дети совместно с учителем формируют цели и задачи урока).
II. Актуализация опорных знаний.
Педагогическая ситуация общения:
- Когда возникло христианство на Руси?
- С именем какого князя связывают принятие христианства на Руси?
- Что такое праздник?
- Зачем людям нужны праздники?
2. Составить «ассоциативный куст» к слову «праздник». (Слайд № 2)
III. Мотивация учебной деятельности.
Учитель: В жизни каждого человека бывают моменты, когда не всё ладится. Не всё получается так, как бы нам хотелось; мы ищем поддержки, взаимопонимания. Но не можем найти этого среди друзей. Родных людей, коллег. И, зачастую, ноги сами приводят нас в храм. Где, казалось бы, среди безмолвных икон, свечей мы находим ответы на многие вопросы. Но ведь храм – это не место для уныния. Совсем наоборот. Храм – дом Бога; дом, где прославляют Святых – поют церковные песни, зажигают свечи, священники проводят Божественную литургию. А значит, каждый день, это праздник, праздник православных, и можем присутствовать на этом празднике. Вот только уровень нашей православной культуры не всегда высок. Поэтому, мы сегодня и попытаемся детально разобраться в православных праздниках.
IV. Изучение нового материала.
Учитель: Я предлагаю вам открыть тетради и записать тему урока. (Учащиеся работают в тетрадях.) Мы уже вспомнили с вами о введении христианства на Руси. Вместе с этим событием появляется и православный календарь. Что же это такое? (Слайд № 3)
- Ребята, сформулируйте понятие «православный календарь». (Идет работа в тетрадях.)
- Мы подошли с вами к главному понятию урока – православные праздники. Перед вами раздаточный материал – приложение № 1. Прочитайте, пожалуйста, и определите: какое из понятий наиболее ёмкое. (Учащиеся работают с приложением №1.)
Учитель: Определив, что такое православный праздник, мы подошли к следующему вопросу: в чём цель и смысл праздников? Ребята, выскажите своё мнение по данному вопросу. (Метод «мозговой штурм». Учитель подводит итог, обобщает сказанное учащимися.)
- Цель и смысл православных праздников – воспоминание, прославление и богословское истолкование ключевых этапов истории Спасения, которая воплощена, главным образом, в событиях земной жизни Иисуса Христа (Спасителя) и Девы Марии – реальной соучастницы этого богочеловеческого процесса.
- А сколько Великих праздников и какое общее название они имеют?
Главными христианскими праздниками являются двунадесятые. Двунадесятые – от церковно-славянского – «дву-на-десять» - это праздники, посвященные Господу и Божией Матери.
- Педагогическая ситуация общения. А какие православные праздники вы могли бы назвать? (Учащиеся отвечают.)
(Слайд № 4) Работа в тетрадях – составление таблицы «Православные праздники».
№ п.п. | Праздник | В честь кого? | Когда празднуют? |
(Слайд № 5)
- Само название «православные праздники» обязывает нас полагать, что отмечать или праздновать их нужно в лоне церкви. Каждый православный праздник должен начинаться походом в храм. После этого можно накрыть праздничный стол, пригласить гостей.
- Самые большие православные праздники стоят в конце постов. А что же такое пост? Чего нужно придерживаться во время поста? (Слайд № 6). (Ответы детей.)
- После проведения поста в чистоте и стараниях православных, праздники стают некой кульминацией более строго образа жизни.
- Сейчас я предлагаю вам поработать в парах. Каждой паре будет предложен 1 православный праздник – вам необходимо вспомнить и рассказать о традициях празднования в семье, школе данного праздника. (На выбор учителя. Учащиеся рассказывают, дополняют, обмениваются информацией.)
Учитель: Итак, как же отмечать православные праздники?
Первое - благоговейно, с внутренней радостью и благодарением, посетив храм, помолившись.
Второе - следует всегда помнить правило: не упивайся вином, хотя оно и благословляется Церковью, иначе праздник может превратиться в непонятное действо.
Третье – не надо считать православный праздник данью традиции и некой моды.
V. Обобщение и систематизация знаний. Учащиеся работают с тестовыми заданиями. (Приложение № 2)
VI. Оценивание деятельности учащихся. Рефлексия.
Учитель: Сегодня на уроке мы узнали о целях, смысле, сути православных праздников, об особенностях, ритуалах, обрядах православного христианства. Узнали о пользе и значении поста. И для того, чтобы оценить ваши действия на уроке, я предлагаю каждому закончить предложения. (Приложение № 3)
- Жизнь православного человека – это не постоянные поклоны и унылые лица. А ещё и радостные моменты. Радость внутренняя вообще должна присутствовать постоянно. Иначе, без неё, человек одномоментно впадает в уныние. А это недопустимо. Спасибо всем за работу на уроке!
VII. Домашнее задание.
Выучить конспект.
Составить кроссворд «Христианские праздники».
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алмазов С.Ф., Питерский П.Я. Праздники православной церкви. М: Госполитиздат., 1996. С. 254.
2. Бондаренко Э.О. Праздники христианской Руси. К. 1993. С. 479.
3. Курочкин М.В. Введение в историю религий: Учебное пособие для студентов I курса Исторического факультета. Сам.: ООО «Изд. АсГард», 2008. С. 632.
ПРИЛОЖЕНИЯ К УРОКУ
№1
1. Православные праздники – это дни, посвященные торжественному церковному прославлению самых значительных с точки зрения православия религиозных событий или чествованию наиболее чтимых православием религиозных персоналий.
2. Православные праздники – это определённые дни церковного календаря, отмечаемые богослужениями, носящими индивидуальный литургический характер, что фиксируется в названиях праздников, датах и порядке их совершения, а также в содержании текстов, исполняемых во время богослужения.
Приложение № 2
Тестовые задания
1.Введение христианства на Руси:
А) VIII век; Б) XI век; В) X век.
2. Православные праздники – это:
А) День Святой Троицы;
Б) День Международной солидарности трудящихся;
В) Покрова Пресвятой Богородицы;
Г) Успение Пресвятой Богородицы;
Д) День Победы;
Е) Благовещение Господне.
3. Главное, что должны делать люди в православные праздники:
А) накрыть праздничный стол;
Б) посетить храм;
В) отправиться с друзьями на природу.
4. Во время поста можно:
А) есть много мяса;
Б) употреблять алкогольные напитки;
В) есть только постную пищу.
5. Цель православных праздников:
А) прославление Бога;
Б) чествование религиозных персонажей;
В) прославление Девы Марии.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 3
Я узнал(а)…
Я был(а) удивлена тем, что…
Мне понравилось…
Сложности вызвало…
Сделал(а) вывод о том, что…
Свою работу на уроке оцениваю … баллами.