СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Православные монастыри

Категория: ОРКиСЭ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока рпо ОДНКНР

Просмотр содержимого документа
«Православные монастыри»

Конспект урока по ОРКСЗ

Тема урока : Православные монастыри . Свято-Троицкий Антониево-Сийский монастырь.

( Модуль «Основы православной культуры»)

Цель урока: сформировать у детей представление о православных монастырях, монашеской жизни, обетах монашества.

Задачи:

Познавательные УУД: формировать умение отбирать главное.

Оценивать полученные сведения с целью подготовки к последующему изложению данного материала в виде творческой работы.

Коммуникативные УУД: формировать умение выражать свои мысли в оценочном суждении, используя различные художественные средства в соответствии с конкретной коммуникативно-речевой ситуацией, строить монологическое высказывание.

Личностные УУД: нравственно-этическое оценивание нового материала .

Регулятивные УУД: формировать способность принимать учебную цель и задачи, давать оценку и делать соответствующие выводы, рефлексия.

Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения.

- Освоение знаний по теме «Монастыри»

Прогнозируемые результаты :

  • обучающиеся познакомятся с жизнью православного монастыря;

  • проанализируют смысл монашеских обетов;

  • изучат монашеские одежды;

  • овладеют понятиями: любовь и уважение к людям, выбравшим монашеский путь, и к православным святыням России.

Оборудование и учебно-методическое обеспечение: компьютер, проектор, иллюстративный материал, презентация к уроку, учебник «Основы православной культуры».

Участники: обучающиеся 5 класса.

Форма урока: комбинированный

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Приветствие.

Я рада новой встрече с вами!

Вы мои лучшие друзья!

Ведь знания получите вы сами.

Без новых знаний жить нельзя.

- Ребята, а каким бы вы хотели видеть наш урок?

Слайд №2( На экране выводятся картинки с изображением монастырей, храмов, монахов.)

- А какие ассоциации у вас вызвали эти картинки?

- Кто из вас был на территории монастыря?

- С какой целью вы там были?

- Что вас удивило, заинтересовало, показалось необычным?

- Что бы вы хотели узнать сегодня? Заполните табличку, которая лежит у вас на столе.

Знаю

Хочу знать

Узнал




Татьяна Шорохова. В монастыре

Здесь собрался народ
Из селений разных
На крестный ход,
На престольный праздник.

Лампадки горят
Со свечками,
Иконы в цветах
Над крылечками.

А сладко как дышится!
Хоругви колышутся.
Наверху – колокола бьют,
А внизу – монахи поют,
Из храма икону выносят,
У Богородицы милости просят.
Плачут люди и радуются,
Богородице кланяются:
– Царица Небесная,
Защити нас!
– Пресвятая Богородица,
Спаси нас!

Сегодня, ребята, проведем с вами необычный урок, урок-исследование. Мы будем заниматься исследовательской работой, из которой узнаем о монастыре и монахах, которые не только молились за весь мир, но и защищали страну, когда она была в опасности, занимались благотворительностью, открывали при монастырях больницы и лечебницы, попробуем ответить на главный вопрос, который давно интересовал человечество: в чем смысл жизни человека.

2. Открытие нового материала.

Монастырь- это особый мир, там свои законы и правила. Туда приезжают люди, чтобы поклониться святыням, очистить свою душу. Некоторые люди едут за советом в трудной жизненной ситуации, за исцелением от болезни. А некоторые из них связывают свою жизнь с Богом и остаются в монастыре совершать свой подвиг благочестия. Монастырь- это общинное поселение верующих людей, которые живут вместе, уйдя от мира, соблюдая определенный монастырский устав. Мы узнаем, что не только молитвенный подвиг совершали монахи, но и защищали страну от врага, занимались благотворительностью, помогали населению во время голода.

3.Работа по группам.

1 группа :

Монашеское облачение – одежда, символически изображающая свойства, обязательная для монаха .

Клобук, мантия, четки, пояс.

Выступление 1 группы.
Клобук - головной убор в виде расширяющегося кверху цилиндра с тремя широкими лентами, спускающимися на спину, черного цвета. В чиннопоследовании пострига клобук называется шлемом спасения и покровом послушания.

Чётки— шнур или лента, на которых навязаны узелки, нанизаны бусины. В христианстве чётки появляются не позднее IV века. Чётки в монашестве называются «духовным мечом» и вручаются монаху при постриге.

Мантия. В православии мантия является верхним одеянием для всех монашествующих . Представляет собой длинную, до земли, накидку без рукавов с застёжкой на вороте. Возникла как монашеское облачение в IV—V веках. Мантия символизирует отрешённость монахов от мира, а также всепокрывающую силу Божию.

Пояс. Послушникам православных монастырей полагается носить кожаный пояс «усмень», само название, которого говорит о воспитании смирении.

Молодцы, ребята.

- На что вы опирались при выборе необходимого материала?

- Как вы считаете, вы справились с заданием?

- Давайте дадим оценку 1 группе.

Сейчас мы передадим слово 2 группе , которая расскажет нам историю Свято-Троицкого Антониево – Сийского монастыря и его обитателях.

Выступление 2 группы.

Свято-Троицкий Антониево-Сийский монастырь своим рождением обязан преподобному Антонию, который в 1520 г. вместе с шестью учениками водрузил деревянный Крест и поставил келью на мысу Михайловского озера у реки Сии. Еще до прихода в эти места монахов среди местного населения существовало поверье: одни слышали колокольный звон, другие - церковное пение.

Преподобный Антоний (в миру - Андрей) был уроженцем села Кехта Двинского уезда Архангельской губернии. Ребенком родители отдали сына учиться грамоте. Особенно он преуспевал в иконописном деле. После смерти родителей в возрасте 25 лет Андрей отправился в Новгород, где работал в услужении у одного боярина несколько лет и, по его повелению, вступил в брак, но, овдовев, вернулся в родные места, прося у Господа ангельского иноческого чина. Андрей принял монашество в возрасте 30 лет в Пахомиевой пустыни на реке Кена в Каргопольской области. В Житии Антония сказано: «Имел преподобный смирение великое, так что последним и худшим у всей братии себя считал. Когда трудился он в поварне, то сам воду носил и дрова рубил, готовя пищу братии, а духом в небесах пребывал... Беседовал же со всяким со смирением, и, встречаясь с кем-нибудь из братии, первым кланялся до земли и брал благословение, и был всеми любим и почитаем» . 
Пробыв несколько лет в обители, преподобный Антоний вместе с двумя монахами, Александром и Иоакимом, отправился в пустыню на реку Шелекса. Там он поставил церковь во имя св. Николая и основал монастырь, в котором жил 7 лет. В одном из преданий сказано, что «корыстолюбивые крестьяне..., жалея уступить часть земли для кельи незнакомого инока, отказали ему в приюте и настойчиво просили удалиться от них. Преподобный же, удаляясь от них, сказал: «Живите ни голо, ни богато», и предсказание его сбылось» .

Молодцы, ребята. Вы дали нам интересную информацию.

- На что вы опирались при выборе необходимого материала?

- Как вы считаете, вы справились с заданием?

- Давайте дадим оценку 2 группе .

Конечно, ребята, мы не можем обойтись без краеведов. Надеемся, что они тоже поведают нам интересную историю. Пожалуйста, ребята.

Выступление 3 группы.

В 1520 г., будучи 42 лет от роду, пришел преподобный Антоний с братией на реку Сию и поселился близ Михайловского озера ( Холмогорский район Архангельской области), построил келью для уединенной молитвы, «скудость с благодарением терпя и скорби от лукавых бесов и неправедных людей принимая с радостью, страсти же телесные искореняя» . 
Вскоре благословил он старцев Исайю и Александра поехать в Москву к великому князю Василию Ивановичу с прошением построить на этом месте монастырь. Царь, выслушав иноков, повелел дать преподобному Антонию грамоту начальную и церковную утварь. Это событие состоялось в 1525 г. 
Первый храм обители, построенный преподобным Антонием с братией, - деревянный собор в честь Живоначальной Троицы. Тяготясь игуменской должностью, ища уединения, он ненадолго удалился из монастыря, но по просьбе монахов, возвратился. «Его работа икона св. Троицы прославлена чудесами: когда церковь деревянная сгорела, одна сия икона осталась невредимою среди пламени» . 
В Житии преподобного Антония рассказано и о других чудесах и исцелениях, творившихся от образа Живоначальной Троицы, и о прозорливом даре преподобного. 
Перед кончиной Антоний поучал братию такими словами: «Имейте страх Божий в сердцах ваших и не ослабевайте в молитвах своих. Между собой имейте любовь о Христе и единомыслие друг ко другу любовными и благими, да не будете Богу противны. Прежде всего же храните чистоту душевную и телесную » . 
Преставилcя преподобный Антоний 7 декабря 1557 г. на 79 году жизни. Св. мощи Антония и сейчас почивают под спудом Троицкого собора, а его память совершается 7 декабря (по старому стилю). 
После кончины преподобного Антония строительство обители и ее духовная жизнь продолжались. В 1579 г. его причислили к лику святых, а царевич Иоанн, сын Иоанна Грозного, пишет одну из редакций Жития Антония Сийского. 
В 1589-1606 гг. был возведен пятикупольный Троицкий собор - одно из первых каменных сооружений столь внушительных размеров в Двинском крае. 
В 1601-1606 гг. в монастыре отбывает ссылку боярин Федор Никитич Романов, отец основателя династии Романовых Михаила Федоровича. Здесь по воле царя Бориса Годунова он принимает монашеский постриг с именем Филарет, а в 1619 г., становится Патриархом Московским и всея Руси. 
XVII столетие - период расцвета монастырской деятельности на Руси. В Антониево-Сийском монастыре в это время подвязаются более 200 монахов, идет активное строительство каменных храмов - Благовещенского, Сергиевской надвратной церкви, храма-колокольни Трех святителей Московских, келейных корпусов. Монастырь владел обширными землями, имуществом, деревнями и промыслами. Его солеварни располагались по берегу Белого моря, Северной Двине и на Кольском полуострове. Он имел подворья в Москве, Вологде и Архангельске. В обители в это время активно занимались переписыванием книг, работали небольшая типография, граверная и иконописная мастерские.. 
XVIII столетие - время упадка монастырской деятельности: происходит изъятие земель, сокращение количества монашествующих. 
В XIX столетии настоятели монастыря выполняют обязанности ректора Архангельской духовной семинарии, а один из них, архимандрит Вениамин (Смирнов), выделяется своими лингвистическими способностями, занимаясь образованием самоедов в тундре.

В 1920 г. на его территории была открыта детская колония. В 1923 г. монастырь был окончательно закрыт. Позже в обители располагались колхоз, дом отдыха лесозаготовителей, дом детей-инвалидов и интернат для престарелых. 
В 1970-1992 гг. в монастырь использовался как пионерский лагерь и дача Архангельского облисполкома. Церковные постройки постепенно разрушались и приходили в негодность. 
Трагическая история монастыря заканчивается в 1992 г. пожаром, уничтожившим кровлю над Благовещенской церковью, трапезной палатой и ризницей. 
В августе 1992 г. монастырь передают во владение Русской Православной Церкви. Начинается возрождение обители. 
23 августа 1992 г. Антониево-Сийский монастырь посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. 
14 октября 1992 г. в обители совершена первая Божественная литургия в надвратной церкви преподобного Сергия Радонежского. Одна из главных святынь обители - чудом уцелевшие святые мощи ее основателя преподобного Антония Сийского, находящиеся под спудом Троицкого собора.
Осенью 1995 г. возобновила свою работу иконописная мастерская. 
В 1997 г. в Архангельске открывается небольшое подворье монастыря. Начинается выпуск монастырской газеты .

У каждого монастыря своя история и свои правила. Поэтому появилась поговорка : «со своим уставом в чужой монастырь не лезут».

- Молодцы, ребята.

- Почему вы решили, что надо рассказать о наших монастырях?

- Как вы считаете, вы справились с заданием?

- Давайте оценим работу ребят.

- А теперь мы послушаем 4 группу «Знатоков слова» , как они справились с заданием.

Выступление 4 группы.

(Дают определение по словарю Сергея Ивановича Ожегова или «Словарю живого великорусского языка» Владимира Ивановича Даля)

- монастырь-

- монах-

- монашеский обет-

- признание-

- послушание-

- постриг монаха-

- инок-

- Молодцы, ребята.

- Как вы считаете, вы справились с заданием?

- На что вы опирались, чтобы получить данную информацию?

- Все ли в вашей группе были активны?

- Давайте оценим их труд.

- Ребята, а как вы оцените работу, которую мы провели с вами вместе?

Осмысление материала.

-Можно ли по внешнему виду отличить монаха от обычных мирян?

-Кто такой монах?

-Что такое признание?

-Права ли буду я, если скажу, что монахи в монастыре только молятся Богу?

-Легко ли, ребята, стать монахом?

-Какие черты характера воспитываются в монастыре?

- И теперь вновь вернемся к нашей табличке. Запишите, что же нового вы узнали?

Знаю

Хочу знать

Узнал




2.Рефлексия. Изготовление панно «Монастырь».( используются карточки из конвертов).

3.Домашнее задание.

Ребята, а в вашем селе есть храм? Подготовьте, пожалуйста, сообщение о нем.



Список литературы:

1. Учебное пособие: А. Я. Данилюк «Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики 4 – 5 класс» .

2. Книга для учителя: рекомендательное пособие для учителей ОРКСЭ общеобразовательных учреждений.- М.: Просвещение,2010, 36с.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!