МБОУ СОШ №2 с.Новосысоевка Социокультурный проект в рамках муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников ТЕМА: «ПРАВОСЛАВНАЯ РУСЬ В ТВОРЧЕСТВЕ НЕСТЕРОВА МИХАИЛА ВАСИЛЬЕВИЧА (1962-1942)
Подготовила: Ращупкина Елизавета
ученица 9 класса МБОУ СОШ №2 с.Новосысоевка
Руководитель: Головина Н.В.
учитель ИЗО и МХК МБОУ СОШ №2 с.Новосысоевка
Цель проекта : осмысление духовных ценностей живописи М.В.Нестерова
Задачи проекта :
- проследить духовно-нравственные искания Нестерова, отразившиеся в его живописи;
- обозначить отношение Нестерова к православной вере как мировоззренческой основе творчества.
Творчество Нестерова выросло на почве христианской духовной традиции. Оно вдохновлялось идеей о православии как движущей силе отечественной истории. Христианское мироощущение Нестерова, его любовь к России определяются во многом атмосферой семьи, в которой он вырос.
Нестеров родился в глубоко патриархальной, традиционно религиозной купеческой семье, в Уфе, в предгорьях Урала.
НЕСТЕРОВ МИХАИЛ ВАСИЛЬЕВИЧ (1862-1942)
Лисичка 1914г.
На картине «Лисичка» трое монахов-странников расположились на отдых возле леса, за каменными приземистыми храмами, стоящими на утесе. За ними расстилается огромное озеро. Старцы с улыбкой смотрят на подходящую к ним лисичку, являя образ истинного подвижничества, которое, по слову Святых Отцов, и «скота милует», будучи украшено добродетелями смирения и любви.
Многократно обращаясь к теме православного монашества, Нестеров отражал в своих полотнах духовный мир Святой Руси. В 1888 – 1889 годах Нестеров пишет произведение, которое становится началом творческой зрелости. Речь идёт о картине «Пустынник» (1889).
На картине «Пустынник» мы видим незатейливый русский пейзаж – озеро, за ним лес; по тропинке, тянущейся по берегу озера, идет пустынник, похожий на преподобного Серафима. Работа выполнена ограниченной палитрой, почти без использования открытых цветов которые как нельзя лучше атмосферу. Основная идея картины – неразрывная связь человека и природы, что придаёт образу пустынника обобщающий смысл. Нестеров показал, что человек в единстве с природой, вдали от людской суеты и повседневных раздумий может найти нравственное успокоение и смысл своей жизни. Его старик-монах, нежно любящий все живое, - часть среднерусской осенней природы, становится олицетворением душевного покоя и нравственного равновесия.
Пустынник 1888
«Молчание» 1903 г.
«Под Благовест» 1895г. «Философы» (С.Н.Булгаков и П. А.Флоренский). 1917г.
Святой Пафнутий Боровский Молитвенная тишина и святые 1890 Три схимонаха
На озере. 1922 г
«Всадники» (1932). Эпизод из истории осады Троице-Сергиевой лавры
Михаил Васильевич очень тонко чувствовал музыку; и его произведения, особенно на религиозные темы, отражают это во всей полноте, как, например, полотно «Слепой музыкант»: на опушке вечернего осеннего леса стоит монах со скрипкой. В ритмике пейзажа – стволов, неба и воды – уже есть своя мелодия. Но скрипка подчеркивает и усиливает музыкальность работы.
Слепой музыкант
- Картиной «Димитрий – Царевич убиенный» Михаил Васильевич продолжил серию работ, посвященных русским святым. На холсте изображен весенний лес, поросший первоцветом, среди которого стоит Царевич Димитрий с кровавой раной на шее. С небес его благословляет Христос, вдалеке виднеются церкви и терема Углича. Работа написана в жанре посмертного портрета: внешнее действие практически отсутствует, но холст наполнен мощной внутренней динамикой.
«Дмитрий, царевич убиенный»
Душа народа.1914-1916 г .
Нестеров М.В. пытался в своем творчестве показать нечто ВАЖНОЕ. Чтобы в тот час , когда произойдет общая для всей страны беда, именно это важное помогло устоять в вере русскому народу, стремился увидеть и отразить ту самую «душу народа» (полотно с таким названием он написал в 1914–1916 годах), объединяющую всех – священников, монахов, крестьян, писателей, интеллигенцию, искалеченных войной солдат... Удивительно, что, казалось бы, даже масштабные, «громкие» темы звучат у Нестерова без патетики, тихо, но так, что просто невозможно не услышать. Как не может не быть услышана молитва, идущая из глубины сердца.
Спасибо за внимание.