СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Православная Русь в творчестве Нестерова Михаила Васильевича

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Православная Русь в творчестве Нестерова Михаила Васильевича»

 МБОУ СОШ №2 с.Новосысоевка  Социокультурный проект  в рамках муниципального этапа  Всероссийской олимпиады школьников    ТЕМА: «ПРАВОСЛАВНАЯ РУСЬ В ТВОРЧЕСТВЕ НЕСТЕРОВА  МИХАИЛА ВАСИЛЬЕВИЧА  (1962-1942)    Подготовила: Ращупкина Елизавета ученица 9 класса МБОУ СОШ №2 с.Новосысоевка Руководитель: Головина Н.В. учитель ИЗО и МХК МБОУ СОШ №2 с.Новосысоевка

МБОУ СОШ №2 с.Новосысоевка Социокультурный проект в рамках муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников ТЕМА: «ПРАВОСЛАВНАЯ РУСЬ В ТВОРЧЕСТВЕ НЕСТЕРОВА МИХАИЛА ВАСИЛЬЕВИЧА (1962-1942)

Подготовила: Ращупкина Елизавета

ученица 9 класса МБОУ СОШ №2 с.Новосысоевка

Руководитель: Головина Н.В.

учитель ИЗО и МХК МБОУ СОШ №2 с.Новосысоевка

Цель проекта : осмысление духовных ценностей живописи М.В.Нестерова Задачи проекта : проследить духовно-нравственные искания Нестерова, отразившиеся в его живописи; обозначить отношение Нестерова к православной вере как мировоззренческой основе творчества.

Цель проекта : осмысление духовных ценностей живописи М.В.Нестерова

Задачи проекта :

  • проследить духовно-нравственные искания Нестерова, отразившиеся в его живописи;
  • обозначить отношение Нестерова к православной вере как мировоззренческой основе творчества.
 Творчество Нестерова выросло на почве христианской духовной традиции. Оно вдохновлялось идеей о православии как движущей силе отечественной истории. Христианское мироощущение Нестерова, его любовь к России определяются во многом атмосферой семьи, в которой он вырос. Нестеров родился в глубоко патриархальной, традиционно религиозной купеческой семье, в Уфе, в предгорьях Урала. НЕСТЕРОВ  МИХАИЛ ВАСИЛЬЕВИЧ  (1862-1942)

Творчество Нестерова выросло на почве христианской духовной традиции. Оно вдохновлялось идеей о православии как движущей силе отечественной истории. Христианское мироощущение Нестерова, его любовь к России определяются во многом атмосферой семьи, в которой он вырос.

Нестеров родился в глубоко патриархальной, традиционно религиозной купеческой семье, в Уфе, в предгорьях Урала.

НЕСТЕРОВ МИХАИЛ ВАСИЛЬЕВИЧ (1862-1942)

Лисичка 1914г.       На картине «Лисичка» трое монахов-странников расположились на отдых возле леса, за каменными приземистыми храмами, стоящими на утесе. За ними расстилается огромное озеро. Старцы с улыбкой смотрят на подходящую к ним лисичку, являя образ истинного подвижничества, которое, по слову Святых Отцов, и «скота милует», будучи украшено добродетелями смирения и любви.

Лисичка 1914г.

На картине «Лисичка» трое монахов-странников расположились на отдых возле леса, за каменными приземистыми храмами, стоящими на утесе. За ними расстилается огромное озеро. Старцы с улыбкой смотрят на подходящую к ним лисичку, являя образ истинного подвижничества, которое, по слову Святых Отцов, и «скота милует», будучи украшено добродетелями смирения и любви.

 Многократно обращаясь к теме православного монашества, Нестеров отражал в своих полотнах духовный мир Святой Руси. В 1888 – 1889 годах Нестеров пишет произведение, которое становится началом творческой зрелости. Речь идёт о картине «Пустынник» (1889).  На картине «Пустынник» мы видим незатейливый русский пейзаж – озеро, за ним лес; по тропинке, тянущейся по берегу озера, идет пустынник, похожий на преподобного Серафима. Работа выполнена ограниченной палитрой, почти без использования открытых цветов которые как нельзя лучше атмосферу. Основная идея картины – неразрывная связь человека и природы, что придаёт образу пустынника обобщающий смысл. Нестеров показал, что человек в единстве с природой, вдали от людской суеты и повседневных раздумий может найти нравственное успокоение и смысл своей жизни. Его старик-монах, нежно любящий все живое, - часть среднерусской осенней природы, становится олицетворением душевного покоя и нравственного равновесия.   Пустынник 1888

Многократно обращаясь к теме православного монашества, Нестеров отражал в своих полотнах духовный мир Святой Руси. В 1888 – 1889 годах Нестеров пишет произведение, которое становится началом творческой зрелости. Речь идёт о картине «Пустынник» (1889).

На картине «Пустынник» мы видим незатейливый русский пейзаж – озеро, за ним лес; по тропинке, тянущейся по берегу озера, идет пустынник, похожий на преподобного Серафима. Работа выполнена ограниченной палитрой, почти без использования открытых цветов которые как нельзя лучше атмосферу. Основная идея картины – неразрывная связь человека и природы, что придаёт образу пустынника обобщающий смысл. Нестеров показал, что человек в единстве с природой, вдали от людской суеты и повседневных раздумий может найти нравственное успокоение и смысл своей жизни. Его старик-монах, нежно любящий все живое, - часть среднерусской осенней природы, становится олицетворением душевного покоя и нравственного равновесия.

Пустынник 1888

«Молчание» 1903 г.

«Молчание» 1903 г.

«Под Благовест» 1895г. «Философы» (С.Н.Булгаков и  П. А.Флоренский). 1917г.  

«Под Благовест» 1895г. «Философы» (С.Н.Булгаков и П. А.Флоренский). 1917г.  

Святой Пафнутий Боровский Молитвенная тишина и святые  1890 Три схимонаха

Святой Пафнутий Боровский Молитвенная тишина и святые 1890 Три схимонаха

На озере. 1922 г

На озере. 1922 г

«Всадники» (1932).  Эпизод из истории осады  Троице-Сергиевой лавры

«Всадники» (1932). Эпизод из истории осады Троице-Сергиевой лавры

Михаил Васильевич очень тонко чувствовал музыку; и его произведения, особенно на религиозные темы, отражают это во всей полноте, как, например, полотно «Слепой музыкант»: на опушке вечернего осеннего леса стоит монах со скрипкой. В ритмике пейзажа – стволов, неба и воды – уже есть своя мелодия. Но скрипка подчеркивает и усиливает музыкальность работы.   Слепой музыкант

Михаил Васильевич очень тонко чувствовал музыку; и его произведения, особенно на религиозные темы, отражают это во всей полноте, как, например, полотно «Слепой музыкант»: на опушке вечернего осеннего леса стоит монах со скрипкой. В ритмике пейзажа – стволов, неба и воды – уже есть своя мелодия. Но скрипка подчеркивает и усиливает музыкальность работы.

Слепой музыкант

Картиной «Димитрий – Царевич убиенный» Михаил Васильевич продолжил серию работ, посвященных русским святым. На холсте изображен весенний лес, поросший первоцветом, среди которого стоит Царевич Димитрий с кровавой раной на шее. С небес его благословляет Христос, вдалеке виднеются церкви и терема Углича. Работа написана в жанре посмертного портрета: внешнее действие практически отсутствует, но холст наполнен мощной внутренней динамикой.  «Дмитрий, царевич убиенный»
  • Картиной «Димитрий – Царевич убиенный» Михаил Васильевич продолжил серию работ, посвященных русским святым. На холсте изображен весенний лес, поросший первоцветом, среди которого стоит Царевич Димитрий с кровавой раной на шее. С небес его благословляет Христос, вдалеке виднеются церкви и терема Углича. Работа написана в жанре посмертного портрета: внешнее действие практически отсутствует, но холст наполнен мощной внутренней динамикой.

«Дмитрий, царевич убиенный»

Душа народа.1914-1916 г . Нестеров М.В. пытался в своем творчестве показать нечто ВАЖНОЕ. Чтобы в тот час , когда произойдет общая для всей страны беда, именно это важное помогло устоять в вере русскому народу, стремился увидеть и отразить ту самую «душу народа» (полотно с таким названием он написал в 1914–1916 годах), объединяющую всех – священников, монахов, крестьян, писателей, интеллигенцию, искалеченных войной солдат... Удивительно, что, казалось бы, даже масштабные, «громкие» темы звучат у Нестерова без патетики, тихо, но так, что просто невозможно не услышать. Как не может не быть услышана молитва, идущая из глубины сердца.

Душа народа.1914-1916 г .

Нестеров М.В. пытался в своем творчестве показать нечто ВАЖНОЕ. Чтобы в тот час , когда произойдет общая для всей страны беда, именно это важное помогло устоять в вере русскому народу, стремился увидеть и отразить ту самую «душу народа» (полотно с таким названием он написал в 1914–1916 годах), объединяющую всех – священников, монахов, крестьян, писателей, интеллигенцию, искалеченных войной солдат... Удивительно, что, казалось бы, даже масштабные, «громкие» темы звучат у Нестерова без патетики, тихо, но так, что просто невозможно не услышать. Как не может не быть услышана молитва, идущая из глубины сердца.

Спасибо за внимание.

Спасибо за внимание.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!