Технологическая карта урока русского языка по ФГОС
в 6 классе по теме «Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-»
Выполнила: Дернова Ю.А., учитель русского языка и литературы
(По учебнику Т.А. Ладыженской, М.Т. Барановой и др.)
Тип урока. Урок открытия новых знаний.
Тема. Правописание приставок -пре- и -при-.
Цель: освоение способа действия при выборе гласных е – и в приставках.
Задачи урока:
Образовательные:
- выявить условия выбора гласных е – и в приставках;
- формировать навык написания приставок пре- и при-;
- развить умение формулировать определение понятий;
- обогащать словарный запас учащихся;
- совершенствовать орфографические умения.
Развивающие:
- развитие внимания;
- формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):
- развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;
- развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;
- развивать умение применять новые знания;
- развитие творческих, речевых способностей учащихся;
- формирование логических умений;
- развитие умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт;
- развитие умения формулировать проблему;
- развитие коммуникативных УУД.
Воспитательные:
- воспитание интереса и уважения к родному языку;
- воспитание ценностного отношения к слову;
- создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества.
Планируемые результаты:
Личностные:
1.Уважительное отношение к родному языку.
2.Стремление к речевому самосовершенствованию.
3.Пополнение словарного запаса
4.Способность к самооценке на основе критерия успешности.
Метапредметные:
1. Способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме.
2. Взаимодействие с окружающими людьми в процессе совместного выполнения задачи, участия в обсуждении.
Предметные:
1. Развитие творческой самостоятельности.
2. Владение разными видами речевой деятельности.
3. Способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме.
4. Способность участвовать в речевом общении с соблюдением норм речевого этикета.
5. Проведение морфемного анализа слов.
Оборудование: мультимедийный проектор, технологическая карта учащегося, учебник русского языка.
Этапы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Мотивационно – ориентированный Цель этапа: проверить готовность к уроку, создать положительный эмоциональный растрой обучающихся, мотивация на учение. | Добрый день ребята и гости нашего урока! Посмотрите друг на друга, посмотрите на меня. Улыбнемтесь – ка друг другу, Успокоимся, друзья, и настроимся на урок. | Проверяют готовность к уроку, настраиваются на урок, улыбаются |
2.Актуализация знаний. Цель этапа: подготовка мышления обучающихся к осознанию нового способа действия. | Игра (Повторение приставок) Представьте себе, что вы сидите перед телевизором. Представили! Я вам скажу: «Приставка в-» Что вы сделаете? Включим телевизор. А если я скажу: «Пере» Переключим на другую программу А если я скажу: «Вы» Выключим телевизор. Учитель: Какой вывод можно сделать из этой игры? Что такое приставка? Посмотрите на доску На доске в три столбика записаны слова с приставками. Задание: вставьте приставки, объясните их написание по…тянуть ра…будить приклеить д…везти во…ходить прекрасный на…писать бе…различие присыпать …тбежать в…трепенулись преувеличение Учитель: - Можем ли мы объяснить их написание? - Почему? - Какова тема нашего урока? - Определите цели нашего урока. | Отвечают на вопросы, выполняют задания у доски и в технологических картах. Анализируют,делают выводы ( 1 столбик – неизменяемые приставки, 2 столбик – приставки на з- и с-, 3 столбик - ???). Фомулируют тему и цели урока. |
3.Изучение нового материала. Цель этапа: знакомство с условиями выбора приставок пре- и при- | - Подумайте, от чего может зависеть написание гласных в приставках пре- и при. - Давайте понаблюдаем. Наблюдаем за предложенным материалом на слайдах, составляем опорную схему. - Подведем итог нашей работы. - От чего зависит написание приставок пре- и при-? - Сравним наши выводы с правилом в учебнике. | Наблюдают, выводы записывают в технологической карте. |
4.Физкультминутка. Цель этапа: снятие физического и эмоционального напряжения. | А теперь всем нужно встать. Руки медленно поднять, Пальчики пригнуть – разжать (2 раза), На цыпочки привстать, Руки опустить на пояс и присесть, Потом привстать, приосаниться и призадуматься. Какой прекрасный у нас урок! Присаживаемся. | Дети слушают учителя и выполняют действия |
5.Применение знаний и умений. Цель этапа: закрепление условий выбора приставок пре- и при-, применение способов действий, вызвавших затруднения. 6.Рефлексивно – оценочный Цель этапа: осознание обучающимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса. 7. Домашнее задание | - Кто запомнил, каких слов в физминутке было больше: с приставкой пре- или при-? Работа в парах. Задание: заменить данные словосочетания одним словом. Присоединить с помощью: с помощью веревки – с помощью молотка и гвоздей – с помощью иголки с ниткой – с помощью клея – Работа с сигнальными карточками. ( У каждого ребенка карточка с буквами «Е», «И»). Устный диктант. Приехать, престранный, прилететь, прибить, привязать, прескучный, привинтить, пренеприятное, прибавить, приусадебный, прескверный, пристанционный, привокзальная. Работа по группам. 1 группа Задание: в каком слове пишется приставка пре-? 1) пр..брежный 2) пр..остановиться 3) пр..прятать 4) пр..увеличить
2 группа Задание: в каком слове пишется приставка ПРИ-? 1) пр..умолкла 2) пр..рвали 3) пр…скучный 4) пр..забавный 3 группа Задание: в каком слове приставка имеет значение «неполнота действия»? 1) пр..хорошенький 2) пр..брежный 3) пр..стегнуть 4) пр..открыть 4 группа Задание: в каком слове приставка имеет значение «приближение»? 1) пр..хлынут 2) пр..лечь 3) пр..милый 4) пр…усадебный 5 группа. Задание: в каком слове приставка имеет значение «присоединение»? пр_плыть пр_неприятное пр_бивать пр_морский Игра «Одним словом» Ваша задача: заменить предложенное словосочетание одним словом с приставкой пре- или при- Лечь ненадолго; очень милый; сесть на краешек стула; очень скверный; заболеть, но не сильно; очень хорошенький; нарушитель закона. Работа в карточках Вставь нужную букву в приставку. Объясни! К тёплому месту змея пр…живается. Правда, как солнце, её ладонью не пр…кроешь. Глупому сыну и родной отец ума не пр…шьёт.Работа индивидуально, взаимопроверка. Исправь ошибку и проверь себя Прикатился клубок, преостановился. Присмотрелся, пригляделся Иванушка и видит – местность незнакомая. Прикрикнул он на клубок, а тот приспокойно на месте лежит. Иванушка прехорошенький был.Не страшны ему никакие преграды. Хотел прилечь, только прекоснулся к траве, а трава в росе. Присел на придорожный камень. Призадумался. Тест 1) пр_брежный 2) пр_шить 3) пр_добрый 4) пр_морье 5)пр_мудрый_ 6)пр_града 7) пр_неприятный 8) пр_близиться 9) пр_красный 10) пр_бавить Отметь слова, в которых пишется И ( только цифры) ___________________________________________
Оцените вашу работу смайликом. Ваше настроение, с которым Вы закончили работу над заданиями. Наш урок подошел к концу. Давайте подведем итоги. Выполнили мы поставленные цели? Спасибо за урок.
Учитель объясняет домашнее задание П. 40, упр. 203 Написать лингвистическую сказку «Жили-были две приставки». Выпишите предложения со словами, где встречаются приставки пре- и при- из стихотворений А.С. Пушкина («Зимнее утро», «Зимний вечер», «Зимняя дорога».)
| Дети выполняют задание, проверяем вместе. Дети показывают карточку с нужной буквой. Работа в группах, обсуждение, проверка. Дети произносят слова, записывают их на доске. Проверяем написание. Дети читают пословицы, объясняют их значение и вставляют нужную букву в приставку, самопроверка. Ребята выполняют задание, сверяют с текстом на слайде Выполняют тест, оценивают себя. Дети выбирают задание, записывают его |
Карта для учащихся
Ф.И. ____________________________________________________
Задание 1.
по…тянуть | ра…будить | приклеить |
д…везти | во…ходить | прекрасный |
…тбежать | бе…различие | присыпать |
на…писать | в…трепенулись | преувеличить |
| | |
2. Тема урока_________________________________________________________________________
3. Опорная схема
!!!
ПРИ-
ПРЕ-
ФИ_______________________________________
2) Вставь нужную букву в приставку. Объясни!
К тёплому месту змея пр…живается.
Правда, как солнце, её ладонью не пр…кроешь.
Глупому сыну и родной отец ума не пр…шьёт.
3) Исправь ошибки.
Прикатился клубок, преостановился. Присмотрелся, пригляделся Иванушка и видит - местность незнакомая. Прикрикнул он на клубок, а тот приспокойно на месте лежит. Иванушка прехорошенький был. Не страшны ему никакие преграды. Хотел прилечь, только прекоснулся к траве, а трава в росе. Присел на придорожный камень. Призадумался.
4) Отметь слова, в которых пишется И ( только цифры)
___________________________________________
Ваше настроение, с которым Вы закончили работу над заданиями.