Личностные УУД: устанавливание связей между смыслом учебной деятельности и её мотивом.
а) регулятивные: формулирование собственного мнения и позиции; самоконтроль, оценка, коррекция.
б) познавательные: проводить сравнение, классификацию по заданным критериям,структурировать знания, формулировать проблемы, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.
г) коммуникативные: учёт разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве, организация сотрудничества с партнёром.
Предметные: ориентирование в учебном материале, использование знания предыдущих уроков, сравнивание и анализ материала, формирование навыков грамотной письменной и устной речи.
Цели: создать условия для усвоения правила написания не и ни в отрицательных наречиях, используя различные методы и средства; сформировать у учащихся прочные орфографические умения на основе изученного правила; развивать логическое мышление, умение связно излагать свои мысли; воспитывать самостоятельность; прививать любовь к родному языку.
№ п\п | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | УУД |
1. | Организационный момент | Организация ситуации самооценки обучающимися готовности к предстоящей деятельности на уроке. | Организация рабочего места, самоопределение к деятельности. | Личностные: смыслообразование. |
2. | Постановка учебной задачи . Самоопределение к деятельности. | Какое правило изучали на прошлом уроке? Поработаем с текстом. Часто заботясь только о себе мы поступаем (не)разумно (не)лепо. Малейший пр..ступок со ст..роны наших близких в..спр..нимаем (не) спокойно а с раздр..жением. Но (не)ре..ко возмущаемся когда нам (не)хотят пр..стить и более серьёзные промахи. (Н..)как не хотим понять, что другие имеют такое же право на ошибку, как и мы. О чём этот текст? Какова его основная мысль? Выпишите из него наречия на о, е с не, обозначая орфограмму. 1 ученик у доски записывает наречия, с остальными восстанавливаем текст. Как написать слово с пропущенной буквой в последнем предложении? Какой оно части речи? Что мы можем сегодня узнать? Зачем это нужно? Формулирование правила. Чтение текста. Тема: Свои и чужие ошибки. Основная мысль: если мы хотим, чтобы нас прощали за наши ошибки, надо и самим научиться прощать. Неразумно, нелепо, не спокойно, а с раздражением, нередко. Восстановление текста (орфограммы, знаки препинания – по предложениям) Можно написать и не, и ни. Формулирование темы урока. Формулирование целей урока. | | Регулятивные: целеполагание. Познавательные: проводить сравнение, классификацию по заданным критериям, структурирование знаний. |
3. | Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии. | Итак у нас есть слово, которое мы не знаем, как написать правильно. Может быть, способ образования этого слова нам поможет разобраться? От какого слова образовано это наречие? А какие ещё вопросительные наречия вы знаете? Можно ли от них образовать подобные слова? Можем ли мы объяснить, как следует писать? Как – (н..)как , как – это вопросительное наречие. Где – (н..)где, куда – (н..)куда и т.д. Пока не можем. | | Познавательные: проводить сравнение, классификацию по заданным критериям. Регулятивные: формулировать собственное мнение и позицию; контроль, оценка, коррекция |
4. | Этап выявления места и причины затруднения. | В какой части слова орфограмма? В чём причина затруднения? В приставке. Можно написать и не, и ни, слитно и раздельно. Причина выбора пока не ясна. | | |
5. | Этап построения проекта выхода из затруднения. | Как мы можем узнать, в каком случае следует писать не, а в каком – ни? (Вариант: сравнить написание наречий с не и ни в тексте, словосочетаниях.) Предлагают различные варианты. | | Познавательные: постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем. |
6. | Этап реализации построенного проекта. | Слайд: Н..куда поехать – н..куда не ходи Н..где заниматься – н..где не появлялся Н..когда отдыхать – н..когда не торопится Прочитаем словосочетания. Какую букву напишем в первой колонке? Во второй колонке? Попробуйте сформулировать правило. Сравним наши выводы с учебником. Какие буквы необходимо вставить в текст и в слова на доске? Под ударением – е. Напишем – и. Формулирование правила. Работа по учебнику п. 26. Упр. 199, запись на доске. | | Познавательные: рефлексия способов и условий действий контроль и оценка процессов и результатов деятельности. |
7. | Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи. | Выполним упражнение 201. (работа у доски) -с помощью НЕ и НИ образуйте пары наречий от слов когда, куда, откуда, сколько. - с наречиями каждой пары составьте словосочетания | 1. Работа у доски с проговариванием. . | Познавательные: формирование мыслительных операций, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме. |
8. | Этап самостоятельной работы. | Контроль работы обучающихся. | Выполнение самостоятельно упр. 202 Проверка (сравнить с образцом, задание на компьютере выводится на экран для общей проверки). | Коммуникативные: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. Регулятивные: контроль, коррекция, самооценка |
9. | Этап включения в систему знаний и повторения. | Какое похожее правило мы изучали ранее? Организация работы в парах . 1-я пара - выписать предложения с наречиями. 2-я пара – выписать предложения с местоимениями. Выделить орфограммы. Незачем – не за чем (слайд) В отрицательных местоимениях не пишется под ударением, а ни без ударения (с.43). Работа в парах упр.203 Составление предложений. | | Коммуникативные: организация сотрудничества с партнёром. |
10. | Этап рефлексии ученической деятельности на уроке. | Подведение итогов урока. Выставление оценок. Комментирование домашнего задания. Д\з: параграф 26, на выбор: упр. 200, или индивидуальное задание | Заполнение карточки. Выставьте себе баллы от 1 до 5 по каждой позиции. 1.Я знаю, когда надо писать не, а когда ни в отрицательных наречиях. 2.Я умею отличать наречие от местоимений. 3.В самостоятельной работе у меня все получилось. 4.Я смог понять причину ошибки, которую допустил в самостоятельной работе (если была). 5.Я активно участвовал в открытии нового знания. | Регулятивные: контроль, самооценка |