Просмотр содержимого документа
«Правописание корней КОС- и КАС-»
Урок русского языка
по теме:«Правописание корней -кос- -кас-»
«Сказка о двух братьях Кос и Кас»
Кос сам находил себе занятия.
Он то гонял мяч, то играл в теннис.
Ему не скучно было без друзей.
А вот Кас очень переживал, что у него нет настоящего верного товарища.
Он рассылал свои фотографии в журналы в рубрику «Ищу друга» .
- Вскоре Кас получил письмо от суффикса а, который тоже искал товарища. С тех пор Кас и суффикс а - неразлучные друзья.
- Вскоре Кас получил письмо от суффикса а, который тоже искал товарища. С тех пор Кас и суффикс а - неразлучные друзья.
- Вскоре Кас получил письмо от суффикса а, который тоже искал товарища. С тех пор Кас и суффикс а - неразлучные друзья.
- И людям теперь легко различать братьев. Надо только посмотреть, есть ли рядом vip -персона суффикс а . «Тот, что с другом а , тот Кас, а тот, что один, тот Кос»,- говорят окружающие.
- И людям теперь легко различать братьев. Надо только посмотреть, есть ли рядом vip -персона суффикс а . «Тот, что с другом а , тот Кас, а тот, что один, тот Кос»,- говорят окружающие.
- И людям теперь легко различать братьев. Надо только посмотреть, есть ли рядом vip -персона суффикс а .
- «Тот, что с другом а , тот Кас, а тот, что один, тот Кос»,- говорят окружающие.
Почему так названа сказка?
Если видишь, что за корнем
появился суффикс А ,
то, без всякого сомненья,
корень « Кас » пиши всегда.
Запомнили? А теперь примеры.
А теперь приглашаю Вас на тренировку.
Игра «Третий лишний»
Исключите в каждом ряду «лишнее» слово.
- 1. К…ситься, к…снуться, к...саться.
- 2. Прик…сновение, к…сательная, к…са.
Ответ: 1. Касаться 2. Касательная
Игра «Корректор»
Составьте предложения.
- 1. Солнце, деревьев, вершин, коснулось.
- 2. Вдруг, мелодия, уха, удивительная, коснулась.
- 3. Луч, каждого, солнца, касался, цветка.
- 4. Почти, облака, к, верхушкам, прикасались, берез.
Ответ:
- 1. Солнце коснулось вершин деревьев.
- 2. Вдруг удивительная мелодия коснулась уха.
- 3. Луч солнца касался каждого цветка.
- 4. Облака почти прикасались к верхушкам берез.
Игра «Парная тренировка»
Вставьте буквы О и А.
- К…саться дна - к…снуться плиты.
- К…снулся ветвями воды – к…саюсь темы разговора.
- К…сается рукой - русая к…са.
- Прик…снуться к ране - провести к…сательную к окружности.
Ответ:
- Касаться дна - коснуться плиты.
- Коснулся ветвями воды – касаюсь темы разговора.
- Касается рукой - русая коса.
- Прикоснуться к ране - провести касательную к окружности.
Игра «Зри в корень»
Подчеркните слова с чередующимися гласными в корне.
Как появилась страна Япония.
Легенда о происхождении Японии связана с хризантемой. В древности в Китае правил жестокий император. Однажды ему сообщили, что на соседнем острове есть растение хризантема. Легкое касание этого цветка дарит человеку богатырское здоровье, а из сока хризантемы можно приготовить целебный настой. Прикоснуться к цветку может каждый, но сорвать хризантему под силу только человеку с добрыми помыслами. Император заявил, что его не касаются эти глупые рассуждения о добрых помыслах, и отправил на остров триста юношей и девушек за хризантемами. Люди знали, что император был злым и жестоким человеком. Они не захотели, чтобы грешник прикасался к магическому цветку. И не вернулись домой. Природа острова очаровала молодых людей, они основали здесь новое государство.
Ответ:
Как появилась страна Япония.
Легенда о происхождении Японии связана с хризантемой. В древности в Китае правил жестокий император. Однажды ему сообщили, что на соседнем острове есть растение хризантема. Легкое касание этого цветка дарит человеку богатырское здоровье, а из сока хризантемы можно приготовить целебный настой. Прикоснуться к цветку может каждый, но сорвать хризантему под силу только человеку с добрыми помыслами. Император заявил, что его не касаются эти глупые рассуждения о добрых помыслах, и отправил на остров триста юношей и девушек за хризантемами. Люди знали, что император был злым и жестоким человеком. Они не захотели, чтобы грешник прикасался к магическому цветку. И не вернулись домой. Природа острова очаровала молодых людей, они основали здесь новое государство.
Домашнее задание творческого характера.
1)Придумать и записать в тетрадь рассказ или сказку, используя как можно больше слов с корнями –кос- -кас- ;
или
2)придумать и записать словосочетания, в которых были бы слова с корнями -кос- -кас- (не менее 5 словосочетаний).
Рефлексия:
- Что вы узнали нового на уроке?
- Что было интересным на уроке?
- Чему научились на уроке?
Спасибо всем!!!