СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Правописание суффиксов и приставок

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Правописание суффиксов и приставок»

Тема: Правописание суффиксов и приставок

Цель: формировать умения находить орфограммы в суффик­сах и приставках, правильно обозначать буквой безударный глас­ный или парный по глухости-звонкости согласный звук в при­ставке или суффиксе, писать слова с суффиксами -ек, -ик.

Программа «Школа России». Авторы: Канакина В.П., Горецкий В.Г.

Ход урока

Этапы урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся


1

Организационный момент


- Сегодня на уроке мы с вами попытаемся открыть очередные маленькие тайны русского языка.

- Какие основные учебные умения помогут на уроке? (Умение слушать, слышать, думать).

Психологический настрой на работу. Работа в тетрадях

2

Самоопределение к деятельности.

— Прочитайте слова.

Корень, суффикс, предлог, приставка, окончание, основа.

— Найдите лишнее слово. Обоснуйте свой ответ. (Предлог это часть речи, остальные — части слова.)

— В каких частях слова могут быть орфограммы?

— Как проверить написание слова с орфограммой в корне? (Подобрать проверочное слово.)

— А если орфограмма в приставке или суффиксе? (Вспомнить, как пишется приставка или суффикс.)

— Сформулируйте тему урока.



3

Постановка учебной задачи

- Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке?

- Для чего нужно знать правописание слов с удвоенными согласными?


Самостоятельная работа в тетрадях.



4

Работа по теме урока

1. Наблюдения над ролью приставок в словах. НА ДОСКЕ

— Прочитайте текст.

Мы рисовали коллективную работу. Я нарисовал снеговика. Коля подрисовал ему нос, а Таня вырисовывала глазки. Маша срисовала из книги снежинки. А Оля дорисовала фон.

— Выпишите из текста глаголы. Что вы заметили? (Это однокоренные слова.)

— Чем отличаются эти глаголы? Выделите в них корень. При помощи какой части слова изменялся смысл однокоренных слов? (При помощи приставки.)

— Как найти приставку в слове?

  1. Работа по учебнику

Упр. 239 (с. 124).

(Самостоятельное выполнение. Проверка.)

— Прочитайте приставки.

— Прочитайте суффиксы.

— Прочитайте слова, которые вы подобрали. Назовите при­ставки и суффиксы в этих словах.

- Что нужно сделать, чтобы правильно обозначить бук­вой безударный гласный звук в приставке или парный по глухости-звонкости согласный звук в приставке или суффиксе? (Вспомнить, как пишется эта приставка или суффикс.)

Упр. 242 (с. 125).

- Прочитайте.

(Самостоятельное выполнение. Взаимопроверка.)


- Прочитайте пары слов.

- Какой суффикс у слов первой группы? (-ек.)

- Что с ним происходит при изменении формы слова? (Ис­чезает гласный звук.)

- Какой суффикс у слов второй группы? (-ик.)

- Что с ним происходит при изменении формы слова? (Глас­ный звук не исчезает.)

- Сформулируйте правило.

- Выполните письменное задание к упражнению. (Взаимопроверка.)

- Расскажите о правописании суффиксов -ики -ек.

- Прочитайте ниже сведения о языке.

- Закройте учебники и расскажите правило соседу по парте.

Упр. 243(с. 126).


Работа у доски, в тетради.

5

Физкультминутка

1,2,3,4,5 – вышли пальцы погулять

Этот пальчик самый сильный,

Самый толстый и большой.

Этот пальчик для того,

Чтоб показывать его.

Этот пальчик самый длинный

И стоит он в середине

Этот пальчик безымянный…

Он избалованный самый.

А мизинчик хоть и мал… Очень ловок и удал.

Долго – долго мы писали,

Наши пальчики устали

Пусть немного отдохнут

И опять писать начнут.

Дружно руки разведём

И опять писать начнём.

Выполнение действий.

6

Продолжение по теме урока

Работа по учебнику

Упр. 242 (с. 125).

- Прочитайте пары слов.

- Какой суффикс у слов первой группы? (-ек.)

- Что с ним происходит при изменении формы слова? (Ис­чезает гласный звук.)

- Какой суффикс у слов второй группы? (-ик.)

- Что с ним происходит при изменении формы слова? (Глас­ный звук не исчезает.)

- Сформулируйте правило.

- Выполните письменное задание к упражнению. (Взаимопроверка.)

- Расскажите о правописании суффиксов -ики -ек.

- Прочитайте ниже сведения о языке.

- Закройте учебники и расскажите правило соседу по парте.



7

Рефлексия

- Спишите, допишите подходящие по смыслу приставки.

НА ДОСКЕ:

..летел ураган, ..бежал первым, ..шёл в дом, ..ехал из города, ..копаляму, ..вязала варежки, ..шёл друга.

- Спишите, вставьте пропущенные буквы. Выделите в словах суффиксы.

Замоч..к, ключ..к, платоч..к, списоч..к, листоч..к.

- Как правильно обозначить буквой безударный гласный в приставке?

- Когда в слове пишется суффикс -ек, а когда -ик?

- Оцените свою работу на уроке.


Дети подводят итог урока, работа устно.

8

Домашнее задание

С.126, упр. 243.

Записывают в дневнике.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!