СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Правописание сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Правописание сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу»

Правописание сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу

Цели:

  1. Организовать деятельность учащихся по обобщению знаний в правописании сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу, умений и навыков использовать данную орфограмму при написании слов и предложений.

  2. Способствовать формированию умения сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать и делать выводы; способствовать развитию у школьников логического мышления, монологической речи и обогащению словарного запаса.

  3. Создать условия для формирования ценностного отношения к природным богатствам страны и интереса к достопримечательностям своего города, расширения кругозора, воспитания любви к животным и ко всему окружающему миру.

Оборудование: Учебник «Русский язык» 1 класс, автор В.И. Полякова; компьютер, проектор; презентация к уроку; аудио-записи: П. И. Чайковский «Песня жаворонка», «Голоса птиц»; сюжетные картинки по теме «Животные»; карточки для индивидуальной дифференцированной работы; цветные таблички со словами-отгадками; рисунки «Ёжик», выражающие настроение ребят на уроке.

I. Организационно-мотивационный этап.

1.Проверка готовности учащихся к уроку.

2. Учитель: Придумано кем-то

Просто и мудро.

При встрече здороваться:

Доброе утро!

Доброе утро солнцу и птицам,

Доброе утро улыбчивым лицам!

И каждый становится

Добрым, доверчивым,

Доброе утро длится до вечера.

Доброе утро, девочки!

Доброе утро, мальчики!

Пожелаем гостям доброго утра.

Дети: Доброе утро!

Учитель: Мы рады приветствовать вас на нашем уроке.


II. Актуализация опорных знаний.
Настрой на работу.

- Сядьте ровно, ноги опустите, спинка прямая. Вы сегодня самые красивые, умные, внимательные и сообразительные. Я желаю вам добиться успехов.

1. Беседа. Фронтальная работа.

- Отгадайте загадки:

Есть копытный великан.

Шея, как подъемный кран,

С рожками, пятнистый,

Но не очень быстрый.

Жираф.

Пьет бензин, как молоко,

Может ездить далеко,

Возит грузы и людей.

Ты знаком, конечно, с ней?

Машина.

Лесом катится клубок,

У него колючий бок.

Он охотится ночами

За жуками и мышами.

Ёжик.

Хвостом виляет,

Зубаста, а не лает.

Щука.

Нос – как хобот у слона,

На спине рука одна.

Мы с плиты его снимаем,

Угощает всех он чаем.

Чайник.

Летит орлица

По синему небу.

Крылья распластала,

Солнышко застлала.

Туча.

- Проговорите еще раз слова-отгадки.

Жираф машина ёжик щука чайник туча

(Цветные таблички вывешиваются на доске.)

- Какие шипящие согласные звуки вы встретили в этих словах?

[ж], [ш], [ч], [щ],

- Что вы знаете об этих звуках?

( [ж], [ш] – всегда твердые звуки; [ч], [щ] – всегда мягкие звуки.)

-А теперь будьте внимательны! Какие знакомые орфограммы, или опасные места, вы заметили? (Жи-ши, ча-ща, чу-щу.)



2. Объявление темы и постановка целей урока.

- Какая тема урока у нас будет сегодня? Над чем мы будем работать? Кто догадался?

(Ответы детей.)

- Верно, сегодня мы с вами обобщим знания о правописании сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу. Будем упражняться в написании слов и предложений.


Ш. Обобщение и систематизация знаний.


Работа с учебником.

- Откройте учебник на стр. и просмотрите до стр. все правила, над которыми мы работали на предыдущих уроках.

- Выберите главные правила, которые относятся к нашей теме урока.

(Ответы детей.)


жи –ши пиши с буквой и!


ча-ща пиши с буквой а!


чу-щу пиши с буквой у!


Самостоятельная работа учащихся.


Ёжик, жираф, чайник, машина, туча, щука.

- Какое слово «лишнее»?

(Ёжик, потому что у него букв больше, чем звуков. Машина, потому что у него 3 слога, а у остальных – 2.)


- Давайте попробуем разделить все предметы на 2 группы.

(Одушевленные, неодушевленные.)

-Работаем по вариантам:

1 вариант записывает слова, обозначающие одушевленные предметы,

2 вариант записывает слова, обозначающие неодушевленные предметы.

Проверка.

Ёжик, жираф, щука.


Машина, чайник, туча.



Физминутка

Руки подняли и покачали –

Это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти стряхнули –

Ветер сдувает росу.

В сторону руки, плавно помашем –

Это к нам птицы летят.

Как они сядут, тоже покажем –

Крылья сложили назад.




3. Рассказ учителя.

- Сегодня я хочу поговорить с вами о первой группе, т.е. о животном мире. Вокруг нас есть много удивительных животных. Некоторые из них живут в лесах, степях и реках нашей Белгородской области. Знаете таких? Назовите.

(Лиса, волк, заяц, ёж, щука, карась, кузнечик, бабочка, стрекоза, ящерица.)

- Некоторые из них живут у людей дома, называются «домашние». Назовите их.

(Корова, лошадь, коза, овца и др.)

- А вот некоторых удивительных животных мы не сможем увидеть ни там, ни там. Как же быть? Где мы с ними можем встретиться?

- Конечно же, в зоопарке. Во многих городах есть зоопарки. А зачем люди их создают? (Ответы детей.)

- В зоопарках люди заботятся о животных: ухаживают за ними, кормят, лечат, помогают родиться их потомству. Некоторые животные даже занесены в Красную книгу. Кто знает, что такое Красная книга? (Ответы детей.)

С предыдущим классом я не раз посещала зоопарк. А кто из вас был в зоопарке? А кто хотел бы сходить? Я обещаю, что мы с вами обязательно отправимся в зоопарк и понаблюдаем замечательных животных.

4. Индивидуальная работа учащихся у доски. Выборочный диктант.

-Я думаю, вы хорошо знаете многих животных. А вот как называют их детенышей, знаете? Давайте посмотрим.

Игра на внимание «Пиши – не спеши!»

- Будьте внимательны. Записывать будем только тех животных, в названиях которых встретите опасное место (орфограмму).

У волка родились… (волчата);

у зайца - … (зайчата);

у слона - … (слонята) - не пишем;

у коровы - …(телята) - не пишем;

у кролика - …(крольчата);

у мышки - … (мышата) - не пишем;

у коня - … (жеребята) - не пишем;

у белки - … (бельчата).

(Дети работают у доски по цепочке.)

Физминутка

Топай, мишка, хлопай, мишка,

Приседай со мной, братишка.

Руки вверх, вперед и вниз,

Улыбнулся и садись!



5.Самостоятельная дифференцированная работа по карточкам:



- Подберите подходящие по смыслу слова и выделите орфограммы.



Коровы ____________________

Сороки_____________________


Мыши _____________________


Петухи _____________________


Дятлы _____________________


Слова для справок: пищит, трещит, мычит, кричит, стучит.

- Подберите подходящие по смыслу слова и выделите орфограммы.

Коровы ____________________

Сороки_____________________


Мыши _____________________



Петухи _____________________


Дятлы _____________________


Слова для справок: пищат, трещат, мычат, кричат, стучат.



- Вставьте ча или ща в слова:



Коровы мы…т.

Сороки тре…т.


Мыши пи…т.


Петухи кри…т.


Дятлы сту…т.

__________________________________________________________


6. Работа в группах.

- Рассыпались предложения. Нужно:

► собрать из слов предложение;

► определить разновидность жанра;

► найти слово, в котором есть опасное место (орфограмма) по теме нашего урока.

Работаем группами по рядам.

(Выдаются таблички с деформированными предложениями.)

Волки рыщут, пищу ищут.

Скороговорка.

Жизнь данá на добрые делá.

Пословица.

Стучат, идут,

А с места не сойдут.

Загадка. (Часы.)

Проверка.

7. Самостоятельная работа над текстом.

- Во всех предложениях потерялись точки, как же быть?

Дети идут в рощу стучат дятлы под кустом шуршит ёжик

Спишите предложения, расставив знаки препинания.

Выделите знакомые орфограммы.

Выпишите слова, в которых количество букв и звуков не совпадает.

Подчеркните главные члены предложения.

Самопроверка.

Дети идут в рощу. Стучат дятлы. Под кустом шуршит ёжик.

Ёжик – 4 б., 5 зв.

Итог урока.

- Над какими орфограммами работали на уроке?

- Сделайте вывод, как же они пишутся.

- Какие задания вам понравилось выполнять?

(Ответы детей.)

- Молодцы! Сегодня очень хорошо работали …

Рефлексия.

- С каким настроением вы заканчиваете наш урок?

У вас на столе лежит рисунок-раскраска «Ёжик».

Если вам понравился урок, вы все поняли, делали правильно, довольны своей работой и у вас хорошее настроение, то нарисуйте ежику красивую улыбку.

А если вы не очень довольны своей работой и от этого у вас испортилось настроение, то нарисуйте на его мордочке огорчение.

Давайте посмотрим!




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!