Тема: Правописание сочетаний жи-ши. | Тип урока: Повторение |
Цель урока: формировать у обучающихся навык правописания сочетаний «жи» и «ши» в словах; закрепить алгоритм написания сочетаний букв по элементам; развивать каллиграфический навык; продолжить работу над развитием мышления, связной грамотной речи, памяти, внимания. Формы работы: фронтальная, индивидуальная. |
Планируемые результаты |
Предметные: формировать умение писать слова с сочетанием жи-ши; обобщить знания обучающихся о правописании гласных после шипящих согласных звуков; выделять в словах только твёрдые согласные звуки, только мягкие согласные звуки; соотносить произношение ударных гласных в сочетаниях жи-ши и их обозначение буквами; находить шипящие звуки в слове и вне слова. | Метапредметные: развитие умения работать с информацией; развитие умения соединять теоретический материал с практической деятельностью; развитие операций мышления: сравнения, сопоставления, выделение лишнего, анализа, синтеза, обобщения, классификации и др.; формирование умения слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать ее; формирование умения работать в подготовленной предметно-развивающей, информационной среде и осуществлять осознанный выбор (источников информации, выбор материалов, инструментов, текстов) | Личностные: развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки. |
Ресурсы урока: Азбука 1 кл., 1 ч., Горецкий В.Г, мультимедийная презентация, компьютер. |
Ход урока |
Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающегося |
Организационный момент |
-Здравствуйте ребята Проверяет готовность класса. Организует эмоциональный настрой обучающихся на урок. - Сегодня я хочу предложить вам совершить путешествие в волшебный сказочный мир, в котором живут звуки и буквы. - В пути вы должны быть очень внимательными, помогать и поддерживать друг друга. | Включаются в урок, во взаимодействие с учителем. |
Мотивация познавательной деятельности |
-И раз мы с вами договорились отправиться в сказку, то начнём урок именно с неё. -Жили – были в одном далёком маленьком городке счастливые люди. Они умели дарить друг другу добро. А знаете как? Очень просто. Они протягивали друг другу руки. Их ладошки встречались, и между ними вспыхивала крошечная искорка, маленькое солнышко. Такое маленькое, что оно не обжигало, а согревало ладони и вспыхивало яркими искорками в глазах людей. Давайте в паре протянем друг другу ладони, посмотрим в глаза друзей, улыбнёмся и почувствуем тепло наших рук. Сохраните его. - Какое у вас стало настроение? - Молодцы! Теперь я уверена, что вы справитесь с любым заданием. | Произносят необходимые фразы, сопровождая их заданными учителем движениями |
Актуализация необходимых знаний |
Минутка чистописания - Ребята, а какие вы знаете сказки? - А как начинается большинство сказок? - С какого звука начинается первое слово? [ж] - Произнесите его. Расскажите о нём. Дайте характеристику звуку. - Вы сказали, что звук Ж парный, назовите мне его пару. (звук Ш) -А он какой? Охарактеризуйте этот звук. -Запишем в тетради число, классная работа - Сейчас я предлагаю вам вспомнить как пишутся буквы Жэ и Ша. - А поскольку мы с вами в сказке, то я позову на помощь своего верного друга и помощника Весёлого Карандаша. Он напомнит о том, как правильно пишутся эти буквы. -Пропишите в ваших строчках буквы. - А теперь выберите из каждой строчки ту букву, которая по вашему мнению наиболее удачно у вас получилась и подчеркните её. Целеполагание - Ребята, а если бы нам с вами предложили написать сказку? - Как вы думаете, мы бы справились? - Давайте попробуем. - Сказку начнём со слов жили – были. - Давайте поработаем со словом жили. - Сколько в нём слогов? 2 - Назовите первый, -Назовите второй. - Произнесите первый слог, какой гласный вы слышите? - А какой буквой обозначим звук Ы? - Тогда почему же надо писать букву И? (это орфограмма) -Так какие орфограммы мы сегодня повторим? -Кто уже догадался о теме нашего урока? Прочтите тему на слайде. | -Жили-были -Согласный, звонкий, парный, твёрдый -[ж]-[ш] -согласный, глухой, всегда твёрдый Ориентируясь на образец приступают к написанию буквы, сначала осуществляя письмо в воздухе, а затем прописывая букву в рабочей тетради -В слове жили два слога, жи-ли -Жи, ли -гласный, ударный |
Организация познавательной деятельности |
-Ребята, обратите внимание на слайд, давайте прочитаем правило, которое мы повторим. -А сейчас, я предлагаю вам поработать в паре Задание1. Прочитайте слова, подчеркните орфограммы. (лист с заданием в пару) Жирафы, шины и моржи, Шиповник и карандаши, Кружить, служить, дружить и жить, Спешить, смешить, шипеть и шить. Контролирует выполнение задания Оказывает индивидуальную помощь обучающимся -Молодцы, ребята, давайте же проверим, правильно ли вы выполнили задание. Сравните со слайдом. Оцените Вашу работу (на экране слайд с подчеркнутыми орфограммами) Если выполнили всё правильно посигнальте зелёным цветом кружком от «Светофора» Если допустили 1-2 ошибки, посигнальте жёлтым цветом кружком от «Светофора» Если много ошибок, посигнальте красным цветом кружком от «Светофора» Задание 2. -Ребята, на слайде появились изображения со словами, на какие две группы разделим слова На слайде (картинки внизу подпись): машина, шишка, ёжи, лыжи. - Хорошо, молодцы! Запишем в два столбика. (записывают в тетради) (Появились на слайде слова со столбиками) -Проверяем, оцените задание, возьмите нужный сигнал Светофора. | Обращаются за помощью, если таковая им требуется Выбирают изображения, в названии которых встречается новое сочетание |
Физминутка |
- Мой верный помощник Весёлый Карандаш предлагает вашим глазкам отдохнуть. Следите глазками за появляющимися предметами на экране. | |
-Ребята, сейчас поработаем в группе. Давайте вспомним какую орфограмму мы повторяем на уроке? Я Вам предлагаю вставить в слова пропущенную орфограмму. Вставьте (лист с заданием в группы На слайде: Ж…л, крыш…,пруж…на, уж…,этаж…, шалаш…, - Проверяем группы, один выходит показывает, группы оценивают. | Вставляют пропущенную орфограмму. Группа выходит с листом, показывают и зачитывают слова |
Подведение итогов |
Обобщение полученных на уроке сведений Заключительная беседа. Оценивание наиболее активных обучающихся -Над какой темой работали на уроке? -Определите, какой момент на уроке для вас был самым удачным? Где вы испытали трудности? | |
Рефлексия |
На доску смайлы прилепляют | |
ЗАДАНИЕ: Прочитайте. Подчеркните орфограммы ЖИ-ШИ в словах. Жирафы, шины и моржи, Шиповник и карандаши, Кружить, служить, дружить и жить, Спешить, смешить, шипеть и шить. | ЗАДАНИЕ: Прочитайте. Подчеркните орфограммы ЖИ-ШИ в словах. Жирафы, шины и моржи, Шиповник и карандаши, Кружить, служить, дружить и жить, Спешить, смешить, шипеть и шить. |
ЗАДАНИЕ: Прочитайте. Подчеркните орфограммы ЖИ-ШИ в словах. Жирафы, шины и моржи, Шиповник и карандаши, Кружить, служить, дружить и жить, Спешить, смешить, шипеть и шить. | ЗАДАНИЕ: Прочитайте. Подчеркните орфограммы ЖИ-ШИ в словах. Жирафы, шины и моржи, Шиповник и карандаши, Кружить, служить, дружить и жить, Спешить, смешить, шипеть и шить. |
ЗАДАНИЕ: Прочитайте. Подчеркните орфограммы ЖИ-ШИ в словах. Жирафы, шины и моржи, Шиповник и карандаши, Кружить, служить, дружить и жить, Спешить, смешить, шипеть и шить. | ЗАДАНИЕ: Прочитайте. Подчеркните орфограммы ЖИ-ШИ в словах. Жирафы, шины и моржи, Шиповник и карандаши, Кружить, служить, дружить и жить, Спешить, смешить, шипеть и шить. |