СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Правописание сложных прилагательных

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развивая логическое мышление, дать основы правописания сложных прилагательных; расширять словарный запас в различных сферах жизни с целью развития коммуникативной компетенции; развивать навыки грамотного письма; используя словесную живопись, воспитывать эмоциональность речи, слова как отражения действительности.

Просмотр содержимого документа
«Правописание сложных прилагательных»

Тема. Правописание сложных прилагательных

Цели: развивая логическое мышление, дать основы правописания сложных прилагательных; расширять словарный запас в различных сферах жизни с целью развития коммуникативности; развивать навыки грамотного письма; используя словесную живопись, воспитывать эмоциональность речи, слова как отражения действительности.

Ход урока

I. Опрос по домашнему заданию

II. Актуализация опорных знаний

1. Слово учителя

— Внимание! Сейчас вы услышите стихотворение В. Полторацкого «Слово о словах», в котором говорится о бережном отношении к языку, о важности обогащения своей лексики «чистейшими» словами. В этом стихотворении одна часть речи — царица.

Ваше задание — узнать ее и выбрать слова, которые сложны для вас с точки зрения написания. Будьте внимательны!

Слова бывают разные —

то дельные, то праздные.

То честные, правдивые,

то ласково-фальшивые.

Есть чистые, алмазные,

а есть свинцово-грязные.

Поэт, тебе назначено

засеять душу зернами.

Так сей же не иначе,

как чистейшими, отборными.

Не злыми, не сварливыми,

а добрыми, правдивыми.

(За правильные ответы — баллы (фишки). Чем больше баллов набирает ученик, тем выше уровень его знаний. В конце урока необходимо подвести итоги.)

— Какая же часть речи царствует в этом стихотворении и будет царствовать сегодня на уроке? (Прилагательное)

— Скажите, пожалуйста, есть ли в тексте слова, в написании которых вы не уверены? (Ласково-фальшивые и свинцово-грязные)

— Это сложные прилагательные. (Вывесить на доске с пропуском орфограммы…) Мы к ним вернемся в течение урока.

2. Объявление темы урока

III. Постановка целей и задач урока

IV. Объяснение нового материала

1. Слово учителя

— Начертите таблицу. Сложные прилагательные состоят из двух основ, но пишутся по-разному.

Написание сложных прилагательных

Через дефис

1. Оттенки цветов:

жемчужно-белый;

ярко-синий;

бледно-зеленый

Слитно

Образованные на основе словосочетания:

железнодорожный

(от железная дорога);

древнерусский (от Древняя Русь)

2. Образовано от существительных, которые пишутся через дефис:

юго-восточный

3. Образовано от сложения равноправных слов (можно вставить союз и):

русско-английский;

горько-соленый;

мясо-молочный

2. Распределительный диктант-миниатюра

Задание

Записать под таблицей слова по нужным колонкам.

Бело-розовый, медеплавильный, зеленовато-синий, юго-западный, химико-биологический, сельскохозяйственный, выпукло-вогнутый.

3. Слово учителя

— Итак, когда сложные прилагательные пишутся через дефис?

— А когда слитно?

— Позднее вы узнаете и другие случаи написания сложных прилагательных.

V. Закрепление материала

1. Экскурсия по музею

У ч и т е л ь. Давайте пройдем по залам музея словесности. Один зал научный, второй зал искусства, в третьем поговорим о здоровье, в последнем — политическая лексика. Это области нашей жизни.

— Кто считает, что разобрался в теме урока и будет экскурсоводом(2 чел.).

Задание двоим ученикам у доски

Поочередно вынимая из разложенных карточек по одной, объяснить написание (опираться на теорию), прикрепить к нужной категории жизни .

Задание остальным

Записать в таблицы, разложенные на столах, данные слова, поясняя

карандашом сверху написание.

Слова для карточек: северо-западный, иссиня-черный, светлолицый, лечебно-профилактический, двуязычный, кисло-молочный, десятиэтажный, садово-огородный, общественно-политический.

Наука Искусство Здоровье Политика

северо-западный

(от сущ.)

иссиня-черный

(оттенки)

лечебно-профилактический (и)

двуязычный

(от словосочет.)

светлолицый

(от словосочет.)

кисло-молочный (и) общественно-политический

Цвета Оттенки

Белый Жемчужный

Серебристый

Молочный

Красный Бордовый

Багряный

Розовый

Оранжевый Янтарный

Желтый Золотистый

Лимонный

Коричневый Шоколадный

Горчичный

Бурый

Зеленый Изумрудный

— Как пишутся оттенки цветов?

— Получившиеся оттенки запишите в тетради.

Устная проверка задания .

3. Проблемный вопрос (3 балла)

— Есть ли отличие (и в чем, если есть), с орфографической точки зрения, между словами: сероглазый и молочно-серый; юго-западный и западноевропейский?

— Запишите эти пары слов: слитно, дефис.

4. Словарная работа

Записать и запомнить написание слов (словарные слова): общественно-политический, общественно полезный.

5. Контроль

Словесная живопись

— А как работает художник слова? Он тоже подбирает сложные, точные слова. Попробуем себя и в этом качестве. Перед вами текст, но из него исчезли все сложные прилагательные, их нужно восстановить.

Задание

Записать словосочетания сложное прилагательное + существительное, сохраняя нумерацию.

Текст

Вот мы прошли …1. (железнодорожный) переезд и окунулись в очарование леса. Особенно красив и печален русский лес в ранние осенние дни. На …2. (янтарно-желтом) фоне листвы выделяются…3. (темнокрасные) пятна осин. С …4. (северо-западной) стороны деревьев виднеется …5. (тускло-зеленый) мох. От дерева к дереву протянуты тонкие… 6. (серебристо-жемчужные) нити липкой паутины. Морозы не ударили, поэтому на вкус плоды рябины еще…7. (кисло-горькие).

Проверка задания — чтение отредактированного текста

У ч и т е л ь. Правда, прекрасная картина у нас получилась? И мы бережно отнеслись к словам, как нам советовал поэт.

VI. Итог урока

1. Беседа

— Какие цели перед нами стояли в начале урока?

— Мы их достигли?

— Как пишутся сложные прилагательные?

— Как пишутся слова из стихотворения (на доске)? Почему так?

2. Оценивание

VII. Домашнее задание

Теория по учебнику. Самостоятельно составить текст со сложными прилагательными,

чтобы он был словесной картиной. Повторить написание слов с пол- , полу-.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!