СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Правописание слов с парными звонкими и глухими согласными, непроизносимыми согласными в корнях слов"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«"Правописание слов с парными звонкими и глухими согласными, непроизносимыми согласными в корнях слов"»

Тема урока: «Правописание слов с парными звонкими и глухими согласными и непроизносимыми согласными в корнях слов.»

Цель урока:

  • повторить и обобщить знания учащихся по правописанию слов с безударными гласными, парными звонкими и глухими согласными, непроизносимыми согласными в корне;

  • развивать творческие способности, познавательный интерес, воспитывать любовь к родному краю, умение работать в коллективе.

Этапы урока

1. Оргмомент (Приложение 1, слайд 1)

2. Сообщение темы урока

– Мы с вами как настоящие спортсмены долго тренировались в распознавании орфограмм корня и вот сегодня нам предстоит показать нашим гостям каких результатов мы добились.(2 слайд) – тема нашего урока.

3. Разминка

– Как настоящие спортсмены начинают тренировку с разминки, так  и мы начнем наш урок с разминки.
– Скажите, на какие две большие группы мы можем разделить все орфограммы корня? (3 слайд). (Проверяемые и непроверяемые)
– Какие проверяемые орфограммы мы изучили? (Безударный гласный, парный звонкий и глухой согласный, непроизносимый согласный)
– Как проверяем? (Рассказывают правила)
– Как мы называем слова с непроверяемыми орфограммами? (Словарные слова).
– Я приготовила вам кроссворд, посвященный спорту.  Давайте его отгадаем. (4 слайд)

1) Люди налили под крышей воды,
В любое время года там плаваем мы. (Бассейн)

2) Не похож я на коня,
А седло есть у меня.
Спицы есть. Они, признаться,
Для вязанья не годятся.
Не будильник, не трамвай,
Но звоню я то и знай. (Велосипед)

Этот конь не ест овса.
Вместо ног – два колеса.
Сядь верхом и мчись на нем,
Только лучше правь рулем. (Велосипед)

3) На ледяной площадке крик,
К воротам рвется ученик.
Кричат все: "Шайба! Клюшка! Бей!"
Веселая игра ...  (хоккей)

4) Спортивный бег по местности. (Кросс)

5) Я на краю чуть не уснул,
А дали мячик – так рванул!
Один прорвался на ворота,
Ударил низом с разворота.
Ну, и забил, конечно, гол.
Красивая игра … (футбол).

– Молодцы, ребята отгадали весь кроссворд. (5 слайд)
– Скажите, а что какие слова оказались в нашем кроссворде? (Словарные слова)
– Правильно, запишите словарь.

4. Психофизпауза

5. Основной этап соревнований (6 слайд)

– А теперь, дети, настало время для настоящих соревнований.
У нас будет три команды – по рядам как сидите. На партах у вас лежат листочки, там задание. На листах написаны слова с орфограммами корня. Первый ряд выберет и запишет в столбик на доске слова с безударным гласным в корне, второй – с парным звонким или глухим согласным в корне, третий – с непроизносимым согласным в корне. Выигрывает ряд, выполнивший задание первым.

Земля, вестник, мягкий, теплеет, полевой, жемчуг, дрозд, грустно, устный, весна, звездный, лодка, кленовый, поздно, соленый, кормить, трубка, радостно, легкий, просьба, областной, медовый, канавка, прелестный.

Проверка. Ребенок называет слово, которое записывал и проверочное к нему. (7, 8, 9 слайды)

6. Психофизпауза

– Ребята, закройте глаза, послушайте маленькое стихотворение и нарисуйте себе картину. Что увидели?

7. Работа с учебником с. 51 упр. 7. (10 слайд)

– Откройте учебник. Перед вами стихотворение, которое вы только что слышали.
– Как будем подбирать пропущенные буквы?
– Ко всем ли словам сможем подобрать проверочные?
– К каким словам не можем подобрать проверочные? (Февральских, растревожен, улей)
– Что будем делать? (Обратимся к словарю)
– Пока ребята ищут слова в словарях, давайте подберем проверочные к орфограммам. (Снега – снег, лес – лесной, сосны – сосны, висит – повис)
(11 слайд)
– Теперь, когда все орфограммы найдены и проверены, предлагаю вам красиво, аккуратно, а главное без ошибок списать этот текст в тетради.

8. Подведение итогов и выставление оценок

– Какие орфограммы корня повторили на уроке?
– Как проверяем безударный гласный, парный согласный, непроизносимый  согласный?

9. Домашнее задание

(12 слайд)



Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю,

я делаю – я усваиваю”.

Китайская мудрость



К средствам, формирующим УУД, на стадии рефлексии, помогающей творчески интерпретировать информацию, относится написание эссе, составление телеграммы, памятки, инструкции, стихотворения по алгоритму, письмо по кругу, синквейн.
Для активизации учащихся используются такие приемы, как «Незаконченные предложения», «Плюс-минус-интересно», «Лесенка», «Фантазер», «Линия времени» и др, деловая игра «Точка зрения», «Найди ошибку», «Верю, не верю», «Я – учитель» и др.





Тема: Правописание парных согласных в корне слова

Данной разработкой урока могут воспользоваться педагоги начальных классов, работающие по программе Л.В. Занкова и реализующие ФГОС. В разработке показано, как формируется у детей младшего школьного возраста самооценка и самопроверка по эталону.

Планируемый результат: характеризовать звуки русского языка согласные звонкие/глухие, парные/непарные звонкие/глухие, применять правила правописания.

Умения: различать звонкие и глухие согласные звуки, находить орфограммы в словах, определять место орфограммы в слове, соотносить  орфограмму с изученным правилом.

Оборудование:

1. Учебник русского языка по системе Л.В. Занкова, Издательство «Учебная литература», 2012;

2. Набор сигнальных кругов зеленого, красного, желтого цветов;

3. Раздаточный материал: карточки с текстами SМS, карточки с алгоритмом; карточки с  текстом правила;

4. Карты урока для индивидуального оценивания знаний и умений;

5. Компьютерная презентация;

6. Интерактивная доска

Мотивация на учебную деятельность

Прежде чем нам перейти к новой теме, я прошу вас по рисункам узнать пословицу.

(Без труда не выловишь и рыбку из пруда).

Почему на уроке вспомнили эту пословицу?

Объясните эту пословицу (Всякое дело требует усилий).

Какую еще пословицу знаете с таким смыслом?

(если учащиеся не догадаются, то на слайде даны пословицы, из которых они должны выбрать правильный ответ:

Работа веселит сердце человека.

Терпенье и труд все перетрут.

Работай до поту - поешь в охоту). (Терпенье и труд все перетрут).

Как это относится к вам? (Для того, чтобы достичь хороших результатов, необходимы терпение и усилия. Тогда все получится).

Я желаю вам, чтобы у вас сегодня на уроке все получилось. Посмотрите на карту урока. Сегодня вы будете самостоятельно оценивать некоторые задания. Назовите максимальное количество баллов за урок. (10 баллов)

Что мы можем сказать тем ученикам, которые наберут это количество баллов? (Молодцы! Вы хорошо поняли тему урока, раз вы выполнили правильно все задания).

Актуализация знаний

SМS. Что обозначают эти буквы?      (Это письмо, сообщение)

Посмотрите на текст SМS.

«Отыскал я на реге прорупь, сунул туда хвозд, сител и приговаривал: лофись, рыбка и мала и велига».

Что видите? (oшибки)

Как вы думаете, какое задание предстоит вам выполнить? (Исправить ошибки и понять, от какого сказочного героя SМS)

Над каким умением мы будем сейчас работать?

Как вы поняли это задание? (Учащиеся на сигнальных карточках показывают: Зеленый – все понятно, желтый – сомневаюсь, красный – не понял). Самостоятельно выполняют задание.

Прочитайте сообщение.

От какого героя сказочного СМС? (От волка)

Из какой сказки этот герой?  (Иногда название сказки «Лиса и волк», но может встретиться и  «Лисичка – сестричка и волк»)

Кто написал эту сказку?(Это русская народная сказка)

Кто помнит сказку? На что жалуется волк? Кто ему посоветовал так сделать? Каким можно его назвать? (Доверчивым)

Плохо быть доверчивым? (Нет, нужно  и можно доверять людям, но в то же время не всегда оборачивается это хорошо. Доверять нужно только хорошо знакомым людям)

Посчитайте и укажите в листочке количество ошибок, которые вы  нашли в тексте?

Сколько всего ошибок в тексте нашли?

Сравните с соседом найденные ошибки. У кого ошибки полностью совпадают – постройте домик.

Всего в тексте 7 ошибок. Посмотрите на слайд и  обведите в кружок те ошибки из этих, которые вы обнаружили самостоятельно.

Оцените свою работу в картах урока. (Ученики фиксируют оценку, т.е. количество баллов в карте урока)

Формулирование темы урока и постановка цели урока

Посмотрите на буквы, где допущены ошибки и скажите, что их объединяет? (Это парные согласные)

Сформулируйте тему урока (Правописание парных согласных в корне слова) Важно ли, что это буква парного согласного в корне слова? (Да. В корне слова орфограмму часто можем проверить).

А если это орфограмма в приставке или в суффиксе? (Значит, написание нужно вспомнить).

Какие цели ставите перед собой? (Научиться узнавать слова с парной согласной в корне слова; правильно писать слова с этой орфограммой, научиться безошибочно подбирать проверочные слова).

Покажите, как вы поняли, чему вы должны научиться?

Что мы должны очень хорошо по теме «Парные согласные в корне слова»? (Парные согласные)

Напишите  эти пары в тетрадь. (Б-п, з-с, г-к, д-т, в-ф, ж-ш).

Проверьте, все ли пары написали (проверка по эталону).

Оцените свою работу. Почему за это задание максимальное количество 6 баллов? (6 баллов, так как 6 парных по звонкости и глухости  согласных).

Что мы посоветуем тем ребятам, которые написали не все пары согласных? (Выучить их)

Зачем их нужно знать? (Их необходимо знать для того, чтобы видеть эти согласные в слабой позиции и не допускать ошибки).

Физминутка Упражнение «Буратино»

Дополнительная цель: улучшение мозгового кровообращения в сосудах мозга, отдых глаз.

Закройте глаза. Представьте, что у вас длинный-длинный нос, совсем как у Буратино. Теперь с закрытыми глазами носом  напишите в воздухе: «Я молодец!»

Работа над парными согласными  в сильной позиции

Посмотрите, в каких словах волк допустил ошибки только из-за невнимательности? (Реге, сител, лофись, велига)

Почему вы так считаете? (Согласный парный находится в сильной позиции).

Почему? (После согласного стоит гласный)

Задание: Запишите в тетрадь правильно любое слово и правильно графически оформите. Покажите, как вы поняли это задание.

Как мы договорились правильно оформлять графически? (Подчеркиваем парный согласный одной чертой, гласный – помощник двумя чертами).

Что не усвоил волк в своей лесной школе? (Написание парных согласных)

А перед нами стоит задача усвоить эту тему очень хорошо, поэтому вы должны быть какими? (Внимательными, терпеливыми, старательными…)

Работа над парными согласными в слабой позиции

В каких словах еще есть ошибки? (Прорубь, хвост)

В какой части слова? (В корне слова)

Докажите Это важно знать или нет? (Важно)

Зачем это нужно знать? (Если ошибка допущена в корне, мы будем проверять)

Значит, в этих словах парный согласный подчиняется правилу. Мы с вами вчера на уроке изучали правило проверки  слов с парными согласными.

Предлагаю вам восстановить его. Посигнальте мне, если будете испытывать трудности.

(Обучающиеся работают самостоятельно в карточках: «Парные согласные в корне слова надо проверять в том случае, если они стоят в ____ слова или _____ согласной. В таком случае говорят, что согласная  стоит в ______ позиции. Чтобы проверить парную согласную, надо изменить ____ слова или подобрать ___ слово так, чтобы ____ согласной стояла ____»)

Зачитайте правило своему соседу. Поднимите руку те, кому ответ соседа понравился.

Проверьте по образцу, насколько точно вы смогли восстановить правило. Оцените свою работу в картах урока.

Вернемся к словам  прорубь, хвост Проверим

Как вы должны действовать, чтобы не допустить ошибку при написании диктанта с орфограммой буквой  парного согласного в корне слова? (Мы должны воспользоваться алгоритмом)

Есть у нас такой алгоритм? Нет

Какая задача стоит перед нами? Составить алгоритм

Но сегодня вы будете не составлять алгоритм, а восстанавливать его.

Алгоритм для проверки буквы парного согласного в конце слова.

Графически обозначаю орфограмму

В конце  слова слышу парный звук …

Выделяю корень (если орфограмма в корне – надо проверить)

Читаю слово …

Проверяю …

Пишу букву…

Изменяю слово (подбираю родственное) …

Самостоятельная работа – восстановление алгоритма.

Обсудите свои решения в парах.

Зачитайте  алгоритм (обсуждение алгоритма в том случае, если алгоритмы получились разные)

Алгоритм для проверки  буквы парного согласного в конце слова (составленный)

1. Читаю слово …

2. В конце  слова слышу парный звук …

3. Выделяю корень (если орфограмма в корне – надо проверить)

4. Изменяю слово (подбираю родственное) …

5. Проверяю …

6. Пишу букву…

7. Графически обозначаю орфограмму.

Какие умения мы будем  формировать при изучении данной темы? (Умение  слышать парный согласный звук на конце слова;  правильно выделять корень слова;  правильно подбирать проверочные слова двумя способами; графически правильно обозначать орфограмму.

Оцените свою работу в картах урока.

Первичное усвоение новых знаний. Дифференцированная работа с обучающимися

Работа с комментированием: по алгоритму объяснить, какую букву напишите.

Широко открыла ро…(т/д) – Слушала про средний ро… (т/д)

Задание для учащихся с высоким уровнем познавательной активности (на карточках): Подумайте, какие слова написаны?

[cй’эст]  [грус’т’]

Посмотрим, что получилось у ребят (Рот – рты, род – роды; Съест, съезд; грусть, груздь).

Почему получились разные слова? Мы не знали лексического значения слова, которое вы загадали.

Значит, какой пункт мы должны добавить в алгоритм? Объяснить лексическое значение слова

Рефлексия

Давайте вернемся к теме урока

Какая тема?

Какие цели мы ставили перед собой?

Как вы думаете, эти цели мы могли решить только на одном уроке?

А у кого сегодня знаний по этой теме стало хоть чуточку больше?

Продолжи фразу:

Мне больше всего удалось…

Я  получил от этого урока…

Я могу похвалить себя за …

Я могу похвалить …. за …

Итог по оцениванию

Оцените свою работу! Давайте подведем итог вашей работы. Посчитайте количество баллов, которое вы заработали на уроке. Кто доволен своей работой?

Молодцы!!

Обучающиеся подсчитывают количество баллов в карте урока.

На уроке используется критериальное оценивание, как технология формирования учебно-познавательной компетентности учащихся. Оценивание достижений учащихся осуществляется по определенным критериям. Критерии  были тщательно отобраны, отмечены определенным баллом и содержали дескриптор. На уроке происходит включение обучающихся в контрольно-оценочную деятельность с тем, чтобы  они приобретали навык  и привычку к самооценке. Ученикам предложена карта урока. В ней указано максимальное количество баллов, которое ученик должен достичь за урок при условии правильного выполнения всех заданий. Самооценка ребенка повышается, если он сможет набрать наивысшее количество баллов. Если же нет, то каждый ребенок видит то умение, которое у него не сформировано, и намечает план работы в этом направлении.

Приложение

Карта оценивания заданий на уроке русского языка

№ задания

 

Максимальный балл

Оцениваю себя сам

Оценивает товарищ

1 SМS

 

Нашел 1-3 ошибки или добавил лишние

0

 

 

Нашел 3-4 ошибки в тексте и не добавил лишние

1

 

 

Нашел 5-6 ошибок в тексте и не добавил лишние

2

 

 

Нашел все ошибки в тексте и не добавил лишние

3

 

 

2

Пропустил пару согласных или добавил лишние буквы

0

 

 

Написал все пары согласных

1

 

 

3

Не выполнил задание

0

 

 

Написал правильно слово

1

 

 

Написал правильно слово и правильно графически обозначил

2

 

 

4

Не смог восстановить правило

0

 

 

Смог восстановить с помощью

1

 

 

Восстановил правильно и самостоятельно

2

 

 

5

Не смог восстановить алгоритм

0

 

 

Смог восстановить с помощью

1

 

 

Смог восстановить алгоритм самостоятельно

2

 

 

 

 

10 баллов

 

 

Данный урок  проводится во втором классе, по УМК «Школа России». Повторение изученного материала по темам: «Имя существительное, имя прилагательное и глагол»

Предмет Русский язык

Класс 2

Тема: Повторение сведений об имени существительном, имени прилагательном и глаголе.

Тип урока: повторение изученного.

Задачи занятия:

1.     Отрабатывать навык определения частей речи;

2.     Пополнять активный словарный запас;

3.     развивать мышление, коммуникативные навыки;

Учебно-методическое обеспечение Т. Г. Рамзаева, учебник русского языка, 2 класс, 2 часть.

Время реализации занятия 45 мин.

Ход занятия.

I. Оргмомент (1 мин)

Я тетрадочку открою,

Уголочком положу.

Я от вас, друзья, не скрою-

Ручку я вот так держу.

Сяду прямо, не согнусь,

За работу я возьмусь.

- Запишите число: 6 мая. Классная работа.

- Отгадайте загадку и узнаете, кто пришел к нам на урок.

У неё глаза большие,

Хищный клюв – всегда крючком.

По ночам она летает,

Спит на дереве лишь днём.

II.  Развитие мышления

- Почему сову называют мудрой?

- Да. Сова очень долго живет и поэтому ее называют мудрой. Мудрая Сова прилетела к нам не с пустыми руками, она принесла нам много интересных заданий. 1 задание. Распределите слова на 3 столбика и объясните, почему так распределили.

Машина, большой, добрый, мальчик, бежит, растет, карандаш, синий, летит.

(Магнитные карточки прикрепляются на доску; пара ребят распределяет карточки на группы у доски, остальные пары обсуждают на рабочих местах)

(Последовательность вопросов и повторение частей речи зависит от того, как распределили слова дети).

- На какой вопрос отвечают слова в первом столбике?

- На какие вопросы отвечают слова во втором столбике?

- На какие вопросы отвечают слова в третьем столбике?

- Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке? Чему будем учиться?

(Будем говорить о глаголах, именах существительных и именах прилагательных, будем учиться задавать вопросы к словам).

III.  Работа по теме урока.

1. Тема нашего урока «Части речи».

- На уроке мы будем учиться определять части речи, вспомним, на какие вопросы отвечают изученные нами части речи, будем находить главные и второстепенные члены в предложении, повторим написание  некоторых словарных слов, поработаем в группах. Все эти задания нам принесла Мудрая Сова. Запишите тему урока.

2. Повторение сведений об имени существительном, имени прилагательном и глаголе.

- Какие части речи мы с вами знаем?

(Имя существительное, имя прилагательное, глагол)

- Вспомним, что мы знаем об этих частях речи и приведем примеры.

- Что называют именем существительным?

(Имя существительное – это часть речи, которая отвечает на вопросы кто? что? и называет предметы).

- Что называют именем прилагательным?

(Имя прилагательное – это часть речи, которая отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? и называет признаки предметов).

- Что называют глаголом?

(Глагол  - это часть речи, которая отвечает на вопросы что делать? что сделать? и называет действия предметов)

3. Работа с именами существительными и именами прилагательными

(Слова на магнитных карточках на доске)

- Что общего у всех этих слов?

(Это имена прилагательные).

- К словам, называющим признаки предметов, подобрать имена существительные из сказки. Угадайте, какая это сказка и вспомните, кто ее написал. Вам помогут рисунки, которые принесла Мудрая Сова 

Золотая – … .

Синее – … .

Высокий – … .

Разбитое – … .

Сварливая – … .

Усердные – … .

Грозная - … .

(Это «Сказка о рыбаке и рыбке». Её написал великий русский писатель Александр Сергеевич Пушкин)

1.  Распознавание глаголов.

- Мудрая Сова очень рада, что вы так хорошо справились с заданием, вы хорошо разбираетесь в именах прилагательных и именах существительных. Наша гостья хочет проверить, умеете ли вы распознавать глаголы

- Составьте предложение с одним из глаголов.

(Удачное предложение записывается на доске и в тетради.)

2.  Массаж пальчиков. (Аппликатор Кузнецова)

3.  Минутка чистописания

(На уроке учащиеся работают в тетради в узкую линейку. На минутке чистописания используется тетрадь в широкую линейку. Идет подготовка для перехода к работе в широкую линейку).

- Прочитайте чистоговорку, и попробуйте определить, какую букву мы сегодня будем писать на минутке чистописания.

Паучок.

Чок-чок – это паучок.

Чок-чок-чок – за печуркой паучок.

Чок-чок-чок – ткёт паутину паучок.

Чок-чок-чок – ждёт добычу паучок.

(Это буква Пе)

- Какие звуки она обозначает? Дайте характеристику звукам.

(Буква Пе может обозначать звук [п] – он согласный, парный по глухости – звонкости, глухой, твердый; звук [п,] –  он согласный, парный по глухости – звонкости, глухой, мягкий.)

- Откройте тетради для чистописания и пропишите буквы.

П ппп П ппп

(Показы в тетрадях выполнены учителем точечным рисунком до середины строки. Дети обводят показы и дописывают по образцу до конца строки. Показ предложения также выполнен точечным рисунком)

У пенька опять пять опят.

- Что это за предложение?

(Это скороговорка).

- Для чего служит скороговорка?

(Она учит правильно, четко  и быстро говорить).

- Запишите скороговорку в тетрадь, а дома выучите ее наизусть.

Физкультминутка.

Лиса зарядку делает.

Прыгает и бегает.

Потянулась во весь рост

И расправила свой хвост.

IV.   Закрепление изученного.

1.   Работа со словарными словами. Кроссворд

- Мудрая Сова желает проверить как вы знаете написание словарных слов и приготовила для нас кроссворд. Отгадайте кроссворд и прочитайте слово, полученное в выделенных клетках.

- Передайте свои работы по цепочке, проверьте и оцените работу товарища.

- Какое слово мы получили в выделенных клетках? (Это слово ОГОРОД)

- Этимология этого слова такова: общеславянское слово, исходное значение – «огороженное чем-либо место».

 - Запишите это слово в свои словарики, поставьте ударение, подчеркните орфограммы.

2.  Работа в группах.

- У кого на парте красные яблоки – в 1 группу, зеленые яблоки – во 2 группу, желтые яблоки в 3 группу.

(На каждом рабочем месте группы компьютер. Для работы детей можно загрузит не всю презентацию, а только слайды 12-16. В зависимости от уровня группы даются задания: если группы равносильны, то темы можно распределить по жребию; если группы организованы по уровню усвоения материала, то самой сильной группе дается задание подобрать имена прилагательные, т.к. эта часть речи чаще всего и вызывает затруднения, самой слабой группе предлагается определить имена существительные (материал детьми усваивается легче), третьей группе надо подобрать глаголы.)

- Ребята, внимательно рассмотрите иллюстрацию и подберите нужную часть речи. На работу вам отводится 4 минуты. Свои работы вы можете оформить на альбомных листах или на доске. Затем каждая группа представит свою работу.

3.  Письмо по памяти.

- Прочитайте предложения:

Ласточка лепит гнездо под крышей.

Грачи вьют гнезда на деревьях.

- Почему о ласточках говорят, что они лепят гнездо, а о грачах – вьют?

(Ласточки с помощью слюны лепят из глины гнезда, а грачи вьют свои гнезда на деревьях из прутиков.)

- Запомните предложения и запишите их по памяти.

(Один ученик на закрытой части доски пишет предложения по памяти, остальные работают в тетради.)

- Подчеркните в предложении главные члены.

V. Итог урока.

·  О каких частях речи мы сегодня говорили?

·  Что мы знаем об имени существительном?

·  Что мы знаем об имени прилагательном?

·  Что мы можем сказать о глаголе?

VI.  Домашнее задание

VII. По выбору:

1. стр. 86   упр. 373

2. Составить и записать 3 предложения  о весне. Определить части речи.

3. Выписать из словаря названия птиц и подобрать к ним имена прилагательные.

Рефлексия.

«Карточки - настроения»

Дети прикрепляют карточки на экран и аргументируют свой выбор.



к во 2 классе из раздела «Правописание»

Тип урока: вводный

Обучающие цели урока:

  1. Содействовать овладению учащимися системой знаний о парных согласных.

  2. Содействовать овладению учащимися практическими умениями и навыками проверки парных согласных на конце слова.

Воспитывающие цели:

  1. Способствовать воспитанию положительного отношения к процессу обучения.

  2. Способствовать формированию самостоятельности и самооценки.

Развивающие цели:

  1. Содействовать формированию общеучебных и предметных компетенций.

  2. Способствовать развитию коммуникативной культуры, осуществлению самоконтролю и самооценки.

Ход урока

1. Эмоциональный настрой

Представьте, что солнышко посылает на вас свои тёплые лучики. Оно дарит их маме, папе, близким, всем, кто находится в этом классе. Пожелайте им мысленно любви и добра.

2. Минутка чистописания

На доске записаны буквы

б г д о т ж ш п з к с ф в

  • Посмотрите на ряд букв и найдите лишнюю.

  • Почему вы исключили именно эту букву? (о– гласная буква)

  • Дайте характеристику гласному звуку о .

  • Что можете сказать об оставшихся буквах? (они парные согласные)

  • Дайте характеристику согласным звукам.

  • Какие вы знаете согласные звуки?

  • Найдите пары по звонкости и глухости, запишите в тетради.

Взаимопроверка.

Сравните свою запись с правильным ответом на доске. Поднимите руки, у кого всё задание выполнено верно.

3. Постановка проблемы урока

Прочитайте слова

дом -хлеб

мир -снег

план -год

- По какому признаку я так сгруппировала слова?

Вывод делает учитель после ответов учащихся:

  1. Слова, написание которых не расходится с произношением

  2. Слова, написание которых вызывает у нас сомнение.

  • Если у нас слово вызывает сомнение, что же нас с ним нужно делать? (проверять)

  • В русском языке много слов, написание которых нужно проверять поопределённым правилам.

Прочитайте следующие слова:

дуп, холот, дожть, арбус

  • Как вы думаете, а в какой столбик нужно написать слова дуп, холот, дожть, арбус?

  • Почему? (слова написаны неверно и их нужно проверять)

  • А почему в тетрадях часто встречаются такие ошибки? (мы не умеем проверять такие слова)

4. Тема урока (целеполагание, опора на субъектный опыт ребенка)

  • Тема нашего урока «Парные согласные звуки на конце слова»

  • Ребята, как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке? (Учиться правильно писать слова с парными согласными.)

  • В течение урока нам придётся ответить на вопросы:

  • На какие вопросы мы уже можем дать ответы?

  • Что надо проверять? (парные согласные: б п, в ф, г к, ж ш, з с, д т)

  • Где надо проверять? (на конце слова)

  • На какой вопрос мы пока не знаем ответа? (как надо проверять)

Работа в парах

1группа

голубь

мороз

народ

город

мёд

2 группа

голуби

морозы

народы

города

медок

  • Прочитайте слова и сравните их написание (работа на листочках)

  • В каком из этих столбиков парный согласный слышится отчётливо?

  • Как нужно изменить слова, чтобы произношение стало соответствовать написанию? (изменить по числам, поставить после согласного гласный звук)

  • Вспомните, какие слова называются проверочными и проверяемыми.

  • Слова какого столбика являются проверочными?

  • Почему?

  • Посмотрите на слова и сформулируйте правило, как проверить парный согласный на конце слова.

5. Физминутка

Я, ты, он, она

Вместе – дружная семья.

Мы друг другу улыбнёмся,

Ведь у нас отличный класс.

Пожмём руки, развернёмся,

И вокруг мы повернёмся.

И, закрыв глаза, желанье

Загадаем мы сейчас.

Глаза дружно открываем,

Заниматься продолжаем.

6. Первичное закрепление

- При выполнении следующего задания нам поможет алгоритм

Алгоритм:

  1. Читаю слово…

  2. Слышу звук…

  3. Изменяю слово…

  4. Проверяю…

  5. Пишу букву…

- Дети записывают слова, данные на доске, по цепочке с проговариванием.

след/т

ёж/ш

жёлудь/т

сторож/ш

дуб/п

велосипед/т

враг/к

клюв\ф

рог/к

медведь/т

7. Самостоятельная работа

В начале урока вы сказали, что слова дуп, холот, дожть, арбус записаны неверно. Запишите эти слова правильно. Докажите.

Самоконтроль

- Сравните свою запись с правильным ответом на доске. Поднимите руки, у кого всё задание выполнено верно.

8. Работа в группах

Задание:

  • Составить цепочку из 6 слов, которые оканчиваются на парный согласный.

  • Обменяться листочками между группами, проверить, подобрав проверочные слова.

  • Оценить правильность выполнения работы предыдущей группы

при помощи шкалы контроля. п.

9. Итог урока

А теперь мы с вами составим кластер

Составление кластера

  • Как называются согласные звуки, которые имеют пару по звонкости и глухости?

  • В какой части слова эти парные согласные звуки вызывают у нас сомнение при написании?

  • Что нужно сделать, чтобы правильно написать нужную букву?

  • Как проверить парные согласные звуки на конце слова?

10 Рефлексия:

Продолжи фразу:

  • Сегодня я понял(а), что…

  • Самое трудное для меня было…

Яндекс.Директ

ЦЕЛЬ:

  • развивать навыки грамотного письма,

  • речь учащихся,

  • учить детей мыслить,

  • доказывать свою точку зрения,

  • бережно и с любовью относиться к природе.

ХОД УРОКА.

Учитель.

Дом со всех сторон открыт.

Он резною крышею крыт.

Заходи в зелёный дом-

Чудеса увидишь в нём.

- Отгадайте, пожалуйста, эту загадку. Конечно же, это лес. Сегодня на уроке я приглашаю вас в волшебное царство природы! А живёт в этом царстве мудрая бабушка Сова. Она охраняет зелёное царство.

Сова.

- Здравствуйте, ребята! Приглашаю вас в волшебный лес, где мы вспомним правила поведения в природе и правописание слов с глухими и звонкими согласными.

Учитель.

Посмотрите, поляна покрыта ярким ковром, зацвели цветы. Это- поляна чистописания. .

Мм Мм Мм

Меж редеющих верхушек

п . казалась с . нева.

Зашумела у опушек

ярко-ж . лтая л. ства.

Сова.

А вот на поляне разбросаны банки и разбита бутылка. Кто- то здесь отдыхал и оставил мусор после себя. Первое правило для тех, кто приходит в гости в лес: НЕ СОРИ!

Сова собирает мусор на поляне.

Учитель. Переходим прозрачный ручеёк. А называется он- ручеёк Слов. Смотрите, плывут кораблики, на парусах которых буквы. Ваша задача- вставить нужную букву , а слова записать в два столбика.

По какому признаку вы их разделили? К каким словам, записанным на доске, должны причалить кораблики?Докажите, что записали правильно. ( Дети подбирают проверочные слова.)

Подру*кА

Коро*кА

Ду*Ки

Ре*кий

Яго*кА

Тра*кА

Берё*кА

Поса*кА

Лоша*ь

Перешли ручеёк и попали на опушку Творчества.Бабушка Сова предлагает вам поработать парами. В предложенных карточках вам надо заменить первое слово в каждом словосочетании словом противоположного значения. C одним из словосочетаний составить предложение.

Тяжёлый груз , широкая дорожка , частый лес , горькая ягодка , высокая берёзка , шероховатый лёд , твёрдый грунт.

Сова.

- Молодцы , ребята! Отправляемся дальше. На нашем пути дубрава Здоровья. Здесь можно отдохнуть. Я буду называть жителей этого леса, а вы – выполнять движения.

« Зайчата « (дети прыгают), « Птицы» (дети размахивают руками), «Трава» (дети приседают), « Цветы» (складывают ладони , как чашечки цветов).

Учитель.

- А теперь мы идём по просеке Предложений. Я вам прочитаю стихотворение, а вы по ходу чтения будете выписывать слова со звонкими и глухими согласными на конце или в середине слова.

Мне ёж вышивает рубаху крестом,

Приходит коза с молоком,

Лисица мой дом подметает хвостом,

Пчела угощает медком.

Синица летит надо мною звеня.

И заяц – мой друг и сосед.

Но нету слонёнка в лесу у меня,

Слонёнка весёлого нет.

  • Из выписанных слов найдите то, в котором звуков больше, чем букв. Докажите свою точку зрения.

  • Какой частью речи являются выписанные слова ? Почему ?

  • С одним из слов составьте и запишите предложение. Разберите его по членам предложения.

( Проверка выполненного задания осуществляется путём обмена тетрадями).

  • Просека Предложений длинная, поэтому и заданий тут несколько.

  • Расположите предложения так, чтобы получилось стихотворение. Поставьте нужные знаки препинания.

не набрать мне столько за год

в лес ходила я с Мариной

набрала подружка ягод,

за черникой и малиной

- Объясните правописание слов со звонкими и глухими согласными.

Сова.

- Молодцы, ребята! Но по просеке идём тихо- тихо. Послушаем, как поют птицы.

( Звучит фонограмма « Пение птиц»).

- Второе правило поведения в лесу : НЕ ШУМИ!

Будете шуметь,- распугаете птиц, и они перестанут петь свои чудесные песни,

Учитель.

- А сейчас, ребята, будьте осторожны. Мы попали на участок Беды. Страшно. Почему-то трудно дышать, невыносимо пахнет гарью, а кругом обгоревшие головешки деревьев. Что же случилось? Да-да, конечно же , это следы от пожара. Все пожары в лесу случаются по какой-то причине. Часто случайная молния поджигает лес, но гораздо чаще лес горит по вине человека. Очень большую опасность представляют собой костры, брошенные горящие спички, осколки стекла, которые могут сфокусировать солнечные лучи как зажигательные линзы, сжигание мусора, выжигание сухой прошлогодней травы. Чтобы преодолеть этот участок леса , вам надо выполнить следующее задание.

- К данным словам подобрать проверочные, используя суффиксы с уменьшительно-ласкательным значением.

Улыбка, травка, снег дорожка, сказка, рассказ.

Сова.

- Ребята, вы запомнили ещё одно правило поведения в природе? НЕ РАЗВОДИТЕ КОСТЁР В ЛЕСУ!

- А заканчивается наше путешествие в роще Однокоренных Слов. Отгадайте загадки.

Я родился в день дождливый

Под осинкой молодой.

Круглый, гладкий и красивый,

С ножкой толстой и прямой. ( Гриб).

Белые горошки

На зелёной ножке. ( Ландыш).

На бахче у нас растёт,

как разрежешь – сок течёт,

очень сладкий он на вкус,

называется … ( арбуз).

Я нужен зелёным лугам,

я нужен полям и лесам,

я нужен цветам и кустам.

И если я вдруг опоздаю-

всё вянет вокруг, засыхает. ( Дождь).

Дети подбирают однокоренные слова и разбирают их по составу. ( Работа проводится в парах).

Сова.

А последнее правило : НЕ ГУБИ! Не рвите цветы, не разоряйте муравейники, не ломайте ветви деревьев и кустарников, не повреждайте кору деревьев, не берите яйца из гнезда, не сбивайте грибы, не раскапывайте норы и не тревожьте зверей!

Учитель.

Яндекс.Директ

Этапы

Действия учителя

1.ПОДГОТОВ-Й ЭТАП МОТИВАЦИИ И ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ

Отгадать загадку:

Что за стол среди берёз

Под открытым небом?

Угощает он в мороз

Птиц зерном и хлебом?

1. Введение в тему

- Какую роль играют кормушки?

- Приходилось ли вам видеть кормушки для птиц?

- Как вы думаете, кто их смог смастерить?

- Запишите отгадку в тетрадь, обозначьте орфограммы в этом слове.

кормушка

- Сколько найдено орфограмм? (2)

- Назовите их.

- Написание какой из орфограмм можно объяснить пользуясь алгоритмом?

2.Определение темы урока

?

( Вставл. карточка в алгоритм. Парн. согл. вызвал сомнение)

Подбери провер слово



После согласного гласный есть?



?

(Вставл. карточка в алгоритм. Пиши слово с проверенным согласным)

- Найдите в загадке слова с такой же орфограммой, выпишите в тетрадь, объясните написание.

- Подберите самостоятельно слово с такой орфограммой.

- С какой темы мы начали урок?

- Определите свой уровень по усвоению данной темы на шкалах:

Вижу орф-му

Знаю правило

Умею проверять

____

____

____

(Учитель по рез-м делает общие шкалы по классу)

- Какие трудности возникают по этой теме?

- Правильно ли я поняла, что тема (почти всеми) усвоена?

- Тогда вы без труда выполните такое задание:

Вставить пропущенные парные согласные в слова:

ка (ф)(в) тан, ка (п)(б) кан, ку (ф)(в) шин.

3 Выявление проблемы

- Почему не получается: правило проверки знаете, умеете подбирать проверочные слова …?

- Определите в чём проблема?

- Ваши предложения?

(Проверяют по словарю)

- Что можно сказать об этих орфограммах?

ЭТАП ПОСТАНОВКИ УЧЕБНОЙ ЗАДАЧИ

Что можно сказать об алгоритме, которым мы пользовались до сих пор? (недостаточно)

Составление нового алгоритма:

Парн. согл. вызвал сомнение



Смотри на согл. перед гласным

Есть проверочное слово?

нет =

Обратись к словарю



Запиши слово.

- Чему надо поучиться ещё? (Различать провер и непровер. парн. согл.)

- Есть ли ещё слова в словаре с непроверяемыми согл.?

2. ОСНОВНОЙ ЭТАП РЕШЕНИЯ УЧЕБНОЙ ЗАДАЧИ

- Есть ли ещё слова в словаре с непроверяемыми согл.?

Высокий уровень: (в паре)

Найти в словаре учебника слова с парным согласным непроверяемым, записать в тетрадь. (у каждой пары разные страницы словаря)

Средний уровень:

Вставить пропущенные парные согласные, пользуясь алгоритмом.

- Как будете контролировать свою работу? (рассказывают по алгоритму)

расска..

фу.. бол

во..зал

вдру..

морко..ь

майоне..

космона..т

ко..ш

гора..до

за..трак

застё..ка

гото..

Низкий уровень:

Вставить пропущенные буквы, пользуясь словарём.

расска..

фу.. бол

во..зал

вдру..

морко..ь

майоне..

космона..т

ко..ш

гора..до

за..трак

застё..ка

гото..



ЭТАП КОНТРОЛЯ И ОЦЕНКИ

ПРОВЕРКА с объяснением по алгоритму (сред. и низ. уровни)

3.ЗАКЛЮЧИТ-Й ЭТАП РЕФЛЕКСИВНОЙ Д-ТИ

+ высокий уровень:

- Какие слова совпали с теми, что есть на доске?

- Какие слова ещё можно добавить в группу слов с непровер. парн. согл.?

- Что нового открыли для себя на уроке?

Яндекс.Директ








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!