Правописание производных предлогов
урок русского языка в 7 классе
Цели урока:
Познакомить с условиями слитного и раздельного написания производных предлогов; формировать умения разграничивать производные предлоги и омонимичные части речи; правильно писать производные предлоги.
Учить выделять главное, существенное в изученном материале; развивать познавательные интересы, монологическую речь учащихся.
Воспитывать интерес к родной речи.
Тип урока: получение новых знаний,
Технология: развивающее обучение, элементы проблемного обучения, применение интерактивной доски, цифровых образовательных ресурсов (интерактивных таблиц и тренажера, требующего установки на компьютер)
Ход урока
I этап. Организационный момент. Самоопределение деятельности
Жили в одном из городов Морфологии Предлоги. Были они такие драчуны и забияки, что один раз сильно поссорились с Существительными. Те очень обиделись на задир. Когда с предлогами рядом ставили Существительное и Местоимение, они так далеко отодвигались от них, что между ними умещались Прилагательные. Предлоги поссорились с обидчивыми словами, переехали в другой дом и даже перестали разговаривать с бывшими соседями. Постепенно они совсем отдалились. Так предлоги стали отдельными словами. Делать нечего. Раз уж случилась такая ссора навек, решили записать в книгу Правил это событие, ставшее потом правилом: предлог – это слово и с другими словами пишется всегда раздельно.
II этап. Учебно-познавательная деятельность
Но прежде мы повторим материал, изученный на прошлых уроках:
- Что называется предлогом?
- Для чего служит предлог? (Для выражения различных отношений.)
- Какие отношения выражает?
- На какие две группы по происхождению делятся предлоги?
- Почему непроизводные предлоги так называются?
Приведите примеры
- Какие предлоги называются производными?
Приведите примеры
Посмотрите на доску и прочитайте словосочетания:
Был в течение дня – находиться в течении реки
Находилась в продолжение лета – написано в продолжении книги
Сказал в заключение выступления – декабристы находятся в заключении
Приобрёл вследствие болезни – обнаружились в следствии об аварии
- Что Вы наблюдаете? (Одинаково слышащиеся слова пишутся по-разному)
- Исходя из Ваших наблюдений, сформулируйте тему и цели нашего урока.
Исследовательская работа
Прочитайте предложения:
а) В течении этой горной реки встречается много непроходимых порогов.
б) В течение нашей мирной жизни неожиданно ворвалось тревожное известие.
в) В течение часа необходимо решить контрольную работу.
г) В продолжение трех лет он писал книгу.
д) В продолжении книги появляются новые герои.
Посмотрите, от каких членов предложения зависят эти первые слова, выделите
словосочетания, определите падеж, где это возможно:
Встречается (где? в чем?) в течении (предложный падеж существительного течение). Речь идёт о течении реки.
Ворвалось (куда? во что?) в течение (винительный падеж существительного течение). Речь идёт о течении жизни.
Решить (когда? за какое время? в течение чего?) в течение часа. Речь идёт о времени. Выражение можно заменить синонимичным сочетанием с предлогом за час.
Сделайте вывод: в третьем предложении перед нами предлог, образованный из сочетания существительного с предлогом.
(Предлог - неизменяемая служебная часть речи, значит всегда пишется одинаково, к нему часто можно подобрать синонимичный предлог: в течение суток- за сутки, в течение жизни- за жизнь, в течение некоторого времени- за некоторое время. Предлог имеет временное значение. К предлогу нельзя поставить вопрос, он не является членом предложения. На конце производного предлога пишется – Е. Написание существительных в 1-м и 2- м предложениях зависит от падежа. Аналогично объясняем правописание предлога в продолжение, который по смыслу равен предлогу в течение.)
Используйте рифмованный алгоритм, применяя который вам удастся избежать смешивания столь похожих словоформ:
Предлоги в течение и в продолжение
Нам говорят о движении времени.
Спроси: как долго? или когда?
В конце пишем е и раздельно всегда.
III этап. Закрепление. Работа с таблицей
Все производные предлоги не имеют лексического значения, к ним нельзя поставить вопрос, они не являются членами предложения и могут иметь синонимичную замену. Посмотрите на таблицу (таблица предлогов, образованных от существительных) Пользуясь таблицей, замените производные предлоги непроизводными:
работа с интерактивной доской, электронный тренажер №4 - орфография, основной комплекс упражнений (требуется установка на компьютер)
http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/e92131e2-85b9-ee62-b9c8-1d8c08dc1b5f/90147/?interface=catalog&class=49&subject=8
Раздел «Правописание предлогов»:
упражнение 6 (замени выражения близкими по смыслу, использую производные предлоги. Укажи падеж существительных)
Здоровьесберегающие технологии
(Стих + физкультминутка – действия придумывает учитель)
Чудесный выдался денёк,
А я учу предлоги…
Я должен твердо знать урок –
У нас учитель строгий!
И я шепчу, закрыв глаза,
Скрестив под стулом ноги:
Что значит ПО?
Что значит ЗА?
И ЗА и ПО – предлоги.
А хорошо бы за порог
И мчаться по дороге!
Какой бы выдумать предлог,
Чтоб не учить предлоги?
Работа с интерактивной доской
электронный тренажер №4 - орфография, основной комплекс упражнений (требуется установка на компьютер)
http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/e92131e2-85b9-ee62-b9c8-1d8c08dc1b5f/90147/?interface=catalog&class=49&subject=8
Упражнение5. Выполните задание: вставьте пропущенные буквы, восстановите слитное, раздельное написание
Итоги и рефлексия
Лингвистическая сказка
Утром, как обычно, предлог в течение отправился на работу в свой учебник. Не успел он разместиться на странице тетради Пети Иванова, как почувствовал головокружение и, цепляясь за соседние буквы, точки, страницы, всхлипывая и моля о пощаде, хлопнулся в течение разных событий. Бурный поток уносил его из одной шпаргалки в другую, бедняжка весь измок, исцарапался, но никак не мог зацепиться за тетрадь какого-нибудь грамотея.
Неизвестно, куда бы унесло в течение бурным течением, если бы словарный диктант случайно не заглянул в тетради Пети Иванова и его соседа по парте Вани Петрова. Он рассердился, что мальчишки не выучили правил, но и пожалел их: поставил все на место.
1) Что произошло с предлогом в течение в тетрадях мальчиков?
2) Как помогает нам текст отличить производный предлог от омонимичной формы – имени существительного с предлогом?
Мы должны помочь героям этой лингвистической сказки «поставить все на место». Что для этого нам надо знать и уметь? (Уметь правильно писать производные предлоги и отличать их от других омонимичных частей речи)
- Достигли ли мы цели, которые были поставлены нами в начале урока?
- Что нового мы узнали на сегодняшнем уроке?
- Выберите любое начало фразы и продолжите ее (рефлексия)
Сегодня я узнал…
Было трудно…
Я понял, что…
Теперь я могу…
Я научился…
У меня получилось…
Я смог…
Домашнее задание
1. Подготовить связный ответ на вопрос: как доказать, что слово является предлогом, а не омонимичной ему частью речи
2. Упр. 346 стр. 159