СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Правописание производных предлогов

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Правописание производных предлогов»


Правописание производных предлогов

урок русского языка в 7 классе


Цели урока:

  1. Познакомить с условиями слитного и раздельного написания производных предлогов; формировать умения разграничивать производные предлоги и омонимичные части речи; правильно писать производные предлоги.

  2. Учить выделять главное, существенное в изученном материале; развивать познавательные интересы, монологическую речь учащихся.

  3. Воспитывать интерес к родной речи.

Тип урока: получение новых знаний,

Технология: развивающее обучение, элементы проблемного обучения, применение интерактивной доски, цифровых образовательных ресурсов (интерактивных таблиц и тренажера, требующего установки на компьютер)


Ход урока


I этап. Организационный момент. Самоопределение деятельности

Жили в одном из городов Морфологии Предлоги. Были они такие драчуны и забияки, что один раз сильно поссорились с Существительными. Те очень обиделись на задир. Когда с предлогами рядом ставили Существительное и Местоимение, они так далеко отодвигались от них, что между ними умещались Прилагательные. Предлоги поссорились с обидчивыми словами, переехали в другой дом и даже перестали разговаривать с бывшими соседями. Постепенно они совсем отдалились. Так предлоги стали отдельными словами. Делать нечего. Раз уж случилась такая ссора навек, решили записать в книгу Правил это событие, ставшее потом правилом: предлог – это слово и с другими словами пишется всегда раздельно.

II этап. Учебно-познавательная деятельность


Но прежде мы повторим материал, изученный на прошлых уроках:

- Что называется предлогом?

- Для чего служит предлог? (Для выражения различных отношений.)

- Какие отношения выражает?

- На какие две группы по происхождению делятся предлоги?

- Почему непроизводные предлоги так называются?

Приведите примеры

- Какие предлоги называются производными?

Приведите примеры

Посмотрите на доску и прочитайте словосочетания:
Был в течени
е дня – находиться в течении реки
Находилась в продолжени
е лета – написано в продолжении книги
Сказал в заключени
е выступления – декабристы находятся в заключении
Приобрёл вследстви
е болезни – обнаружились в следствии об аварии


- Что Вы наблюдаете? (Одинаково слышащиеся слова пишутся по-разному)

- Исходя из Ваших наблюдений, сформулируйте тему и цели нашего урока.


Исследовательская работа
Прочитайте предложения:

а) В течении этой горной реки встречается много непроходимых порогов.
б) В течение нашей мирной жизни неожиданно ворвалось тревожное известие.
в) В течение часа необходимо решить контрольную работу.

г) В продолжение трех лет он писал книгу.

д) В продолжении книги появляются новые герои.

Посмотрите, от каких членов предложения зависят эти первые слова, выделите

словосочетания, определите падеж, где это возможно:
Встречается (где? в чем?) в течении (предложный падеж существительного течение). Речь идёт о течении реки.
Ворвалось (куда? во что?) в течение (винительный падеж существительного течение). Речь идёт о течении жизни.
Решить (когда? за какое время? в течение чего?) в течение часа. Речь идёт о времени. Выражение можно заменить синонимичным сочетанием с предлогом за час.
Сделайте вывод:
в третьем предложении перед нами предлог, образованный из сочетания существительного с предлогом.


(Предлог - неизменяемая служебная часть речи, значит всегда пишется одинаково, к нему часто можно подобрать синонимичный предлог: в течение суток- за сутки, в течение жизни- за жизнь, в течение некоторого времени- за некоторое время. Предлог имеет временное значение. К предлогу нельзя поставить вопрос, он не является членом предложения. На конце производного предлога пишется – Е. Написание существительных в 1-м и 2- м предложениях зависит от падежа. Аналогично объясняем правописание предлога в продолжение, который по смыслу равен предлогу в течение.)

Используйте рифмованный алгоритм, применяя который вам удастся избежать смешивания столь похожих словоформ:

Предлоги в течение и в продолжение
Нам говорят о движении времени.
Спроси: как долго? или когда?
В конце пишем е и раздельно всегда.


III этап. Закрепление. Работа с таблицей

Все производные предлоги не имеют лексического значения, к ним нельзя поставить вопрос, они не являются членами предложения и могут иметь синонимичную замену. Посмотрите на таблицу (таблица предлогов, образованных от существительных) Пользуясь таблицей, замените производные предлоги непроизводными:

работа с интерактивной доской, электронный тренажер №4 - орфография, основной комплекс упражнений (требуется установка на компьютер)

http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/e92131e2-85b9-ee62-b9c8-1d8c08dc1b5f/90147/?interface=catalog&class=49&subject=8


Раздел «Правописание предлогов»:

упражнение 6 (замени выражения близкими по смыслу, использую производные предлоги. Укажи падеж существительных)


Здоровьесберегающие технологии

(Стих + физкультминутка – действия придумывает учитель)

Чудесный выдался денёк,

А я учу предлоги…

Я должен твердо знать урок –

У нас учитель строгий!

И я шепчу, закрыв глаза,

Скрестив под стулом ноги:

Что значит ПО?

Что значит ЗА?

И ЗА и ПО – предлоги.

А хорошо бы за порог

И мчаться по дороге!

Какой бы выдумать предлог,

Чтоб не учить предлоги?


Работа с интерактивной доской

  1. электронный тренажер №4 - орфография, основной комплекс упражнений (требуется установка на компьютер)

  2. http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/e92131e2-85b9-ee62-b9c8-1d8c08dc1b5f/90147/?interface=catalog&class=49&subject=8

  3. Упражнение5. Выполните задание: вставьте пропущенные буквы, восстановите слитное, раздельное написание


Итоги и рефлексия

Лингвистическая сказка

Утром, как обычно, предлог в течение отправился на работу в свой учебник. Не успел он разместиться на странице тетради Пети Иванова, как почувствовал головокружение и, цепляясь за соседние буквы, точки, страницы, всхлипывая и моля о пощаде, хлопнулся в течение разных событий. Бурный поток уносил его из одной шпаргалки в другую, бедняжка весь измок, исцарапался, но никак не мог зацепиться за тетрадь какого-нибудь грамотея.

Неизвестно, куда бы унесло в течение бурным течением, если бы словарный диктант случайно не заглянул в тетради Пети Иванова и его соседа по парте Вани Петрова. Он рассердился, что мальчишки не выучили правил, но и пожалел их: поставил все на место.

1) Что произошло с предлогом в течение в тетрадях мальчиков?

2) Как помогает нам текст отличить производный предлог от омонимичной формы – имени существительного с предлогом?

Мы должны помочь героям этой лингвистической сказки «поставить все на место». Что для этого нам надо знать и уметь? (Уметь правильно писать производные предлоги и отличать их от других омонимичных частей речи)

- Достигли ли мы цели, которые были поставлены нами в начале урока?

- Что нового мы узнали на сегодняшнем уроке?

- Выберите любое начало фразы и продолжите ее (рефлексия)

    • Сегодня я узнал…

    • Было трудно…

    • Я понял, что…

    • Теперь я могу…

    • Я научился…

    • У меня получилось…

    • Я смог…

Домашнее задание

1. Подготовить связный ответ на вопрос: как доказать, что слово является предлогом, а не омонимичной ему частью речи

2. Упр. 346 стр. 159





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!