СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Правописание приставок (задание 10 ЕГЭ) 10 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация (19 слайдов) поможет систематизировать знания о правописании приставок, подготовит к выполнению задания 10 ЕГЭ. Параллельно идёт работа по обогащению словарного запаса, уделяется внимание "ловушкам" ЕГЭ, прорабатываются иноязычные приставки.

Просмотр содержимого документа
«Правописание приставок (задание 10 ЕГЭ) 10 класс»

Правописание  приставок.   Материал урока рассчитан на 2 часа (2 час можно использовать за счёт факультатива). Какое задание ЕГЭ проверяет орфограммы в приставках? Что такое приставка, какова её функция в языке? ЕГЭ № 10 Что такое приставка (префикс)? Какова её роль в языке?

Правописание приставок.

Материал урока рассчитан на 2 часа (2 час можно использовать за счёт факультатива).

  • Какое задание ЕГЭ проверяет орфограммы в приставках?
  • Что такое приставка, какова её функция в языке?

ЕГЭ № 10

Что такое приставка (префикс)?

Какова её роль в языке?

Образец задания № 10 ЕГЭ Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов. 1) ра..буженный, бе..граничный, и..вестить 2) н..испособнейший, поз..вчера, н..дстройка 3) сверх..зысканно, меж..здательский, пред..дущий 4) пр..следовать (врага), пр..купить, пр..шить (пуговицу) 5) по..черкнуть, на..пись, пре..писание Ответ: ___________________________. Обращаем внимание учеников на внимательное осмысление задания, так как большой процент ошибок приходится на невнимательное его чтение: варианты  (должно быть больше 1) , номера  (а не слова). Какие надо знать правила для выполнения задания? Сколько их? Каких орфограмм, также связанных с написанием приставки, не хватает? ( Ъ после приставки, О-А в рас/з – рос/з )

Образец задания № 10 ЕГЭ

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) ра..буженный, бе..граничный, и..вестить

2) н..испособнейший, поз..вчера, н..дстройка

3) сверх..зысканно, меж..здательский, пред..дущий

4) пр..следовать (врага), пр..купить, пр..шить (пуговицу)

5) по..черкнуть, на..пись, пре..писание

Ответ: ___________________________.

Обращаем внимание учеников на внимательное осмысление задания, так как большой процент ошибок приходится на невнимательное его чтение: варианты (должно быть больше 1) , номера (а не слова).

  • Какие надо знать правила для выполнения задания? Сколько их?
  • Каких орфограмм, также связанных с написанием приставки, не хватает? ( Ъ после приставки, О-А в рас/з – рос/з )

ПРИСТАВКИ ИЗМЕНЯЕМЫЕ НЕИЗМЕНЯЕМЫЕ О-, ОБ-, ОБО-, ПО-, ПОД-, ПОДО-, В-, ВО-, СО-, С- … На какие 2 группы делят все приставки? Что значит неизменяемые? Почему выделена приставка С-?

ПРИСТАВКИ

ИЗМЕНЯЕМЫЕ

НЕИЗМЕНЯЕМЫЕ

О-, ОБ-, ОБО-,

ПО-, ПОД-, ПОДО-,

В-, ВО-, СО-,

С-

  • На какие 2 группы делят все приставки? Что значит неизменяемые?
  • Почему выделена приставка С-?

Упражнение 151:запишите слова с неизменяемыми на письме приставками , определите часть речи, выделите суффиксы.  С-гор-е-вш-ей, от-брас-ыва-ем-ая, под-клад-ыва-я, с-дел-а-л-ся. З ДЕСЬ, З ДАНИЕ, З ДОРОВЬЕ, БЛИ З СТОЯЩИЙ ПОЧЕМУ З-? НЕ З ДОРОВИТЬСЯ, НЕ З ДЕШНИЙ При выполнении задания к упр. 151 повторить части речи (особые формы глагола), суффиксы (подчеркнуть отличие суффиксов -А, -Я от окончания –АЯ. Устно объяснить написание суффикса –Ем-, написание корня -гОр-. Почему в данных словах пишем –З-? (Чтение исторического комментария в учебнике, стр. 139 § 29). Какую букву вы вставите в слова неСгибаемый, неСдержаННый, неСдобровать ? Почему? Почему -НН- ?  НЕ ? ГИБАЕМЫЙ, НЕ ? ДЕРЖАННЫЙ, НЕ ? ДОБРОВАТЬ

Упражнение 151:запишите слова с неизменяемыми на письме приставками , определите часть речи, выделите суффиксы.

С-гор-е-вш-ей, от-брас-ыва-ем-ая, под-клад-ыва-я, с-дел-а-л-ся.

З ДЕСЬ, З ДАНИЕ, З ДОРОВЬЕ, БЛИ З СТОЯЩИЙ

ПОЧЕМУ З-?

НЕ З ДОРОВИТЬСЯ, НЕ З ДЕШНИЙ

При выполнении задания к упр. 151 повторить части речи (особые формы глагола), суффиксы (подчеркнуть отличие суффиксов -А, -Я от окончания –АЯ. Устно объяснить написание суффикса –Ем-, написание корня

-гОр-.

  • Почему в данных словах пишем –З-? (Чтение исторического комментария в учебнике, стр. 139 § 29).
  • Какую букву вы вставите в слова неСгибаемый, неСдержаННый, неСдобровать ? Почему? Почему -НН- ?

НЕ ? ГИБАЕМЫЙ, НЕ ? ДЕРЖАННЫЙ, НЕ ? ДОБРОВАТЬ

ПРИСТАВКИ

О: О-казать

ПРО : ПРО-бежал

А ( отрицание) :

ПРА (древний) :

А-ритмия

ПРА-дед, ПРА-щур,

ПРА-родина,

ПРА-язык

Закрепляя написание неизменяемых приставок, особо оговариваем приставки А-, ПРА-, ПА-.

Можно дать справку о слове пращур : значение

книжн.   далёкий   предок ,  родоначальник  ◆  Пращура  нашего ни в какой герольдии не отыщешь.  Д. И. Фонвизин , «Недоросль», 1782 г. (цитата из  Национального корпуса русского языка , см. Список литературы )  ◆ Право же, патриотизм не в том состоит, чтобы сделать  пращура  нашего подревнее да дать ему в неандертальские могучие и мозолистые (а как же иначе!) лапищи дубину поувесистей.  «Перпендикулярная история», 2002 г. // «Культура» (цитата из  Национального корпуса русского языка , см.  Список литературы );

перен.  что-либо, что дало начало чему-либо ◆ Наш Киев дряхлый, златоглавый, // Сей  пращур  русских городов, // Сроднит ли с буйною Варшавой // Святыню всех своих гробов?  А. С. Пушкин , «Бородинская годовщина : «Великий день Бородина…»», 1831 г. (цитата из  Национального корпуса русского языка , см.  Список литературы ).

Лингвисты проводят параллель со словами шурин, чур, но данные факты не подтверждаются. Есть также предположение о том, что слово ура произошло от воинственного клича «За пращУРА!», но это также не более, чем версия.

ИНФРА-

УЛЬТРА-

ЭКСТРА-

ПРИСТАВКИ

П`А (под ударением) :

ПА-смурный

ПА-губный, ПА-водок,

ПА-сынок,

ПА-дчерица

ПО :

ПО-казать

ПО-плавок

Необходима лексическая работа со словами пагубный, паводок, пасынок, падчерица:

*ПА́ГУБНЫЙ , пагубная, пагубное; пагубен, пагубна, пагубно. Гибельный, очень вредный, угрожающийбедствием, неприятностью. Пагубное влияние. Пагубные последствия.  «Будь проклят тот час, когда мнепришла в голову пагубная мысль оставить отечество.»   Чехов .

* ПАВОДОК , дка, муж. Поднятие уровня воды в реках, водоёмах в результате ливней, быстрого таяния снега, льдов. | прил. паводковый, ая, ое. Паводковые воды. Толковый словарь Ожегова.

* ПАСЫНОК, пасынка,  муж.

1.  Неродной сын одному из супругов, приходящийся родным другому.

2.  перен.,  кого-чего . О ком-нибудь отверженном, не любимом, испытывающем невзгоды, неприятности состороны кого-нибудь (такого, что допускает возможность метафорического сближения с отчимом, мачехой; книжн.). Пасынок жизни.  «Печальный пасынок природы.»   Пушкин .

3.  Лишний боковой побег растения ( срн .   пасынковать ; с.-х.) Толковый словарь Ушакова.

* ПАДЧЕРИЦА, ы, жен. Дочь одного из супругов по отношению к другому, для неё неродному. Толковый словарь Ожегова.

Особо сказать об иноязычных неизменяемых приставках инфра- (под, внизу), ультра- (сверх, более), экстра- (вне, снаружи, сверх).

ИЗМЕНЯЕМАЯ ПРИСТАВКА ГЛУХОСТЬ/ ЗВОНКОСТЬ СМЫСЛ Особое внимание при выполнении задания 10 ЕГЭ следует уделить изменяемым приставкам, написание которых зависит от глухости-звонкости первого согласного корня (-з/-с), от ударения (`О/А в раз-рас/роз-рос), от значения приставки (пре-при). `О/А

ИЗМЕНЯЕМАЯ ПРИСТАВКА

ГЛУХОСТЬ/

ЗВОНКОСТЬ

СМЫСЛ

Особое внимание при выполнении задания 10 ЕГЭ следует уделить изменяемым приставкам, написание которых зависит от глухости-звонкости первого согласного корня (-з/-с), от ударения (`О/А в раз-рас/роз-рос), от значения приставки (пре-при).

`О/А

ИЗМЕНЯЕМЫЕ НА ПИСЬМЕ Воз – вос Воз раст – вос ходить Из – ис  Вз – вс Из бежать – ис париться Раз – рас  Вз бить – вс помнить Без – бес Низ – нис  Раз грызть – рас пороть Чрез - черес  Без звёздный – бес причинный  Низ вергать – нис падать  Чрез вычайный - черес чур Остановиться *на приставках ЧР ЕЗ-ЧЕРЕС (чередование Е//нуль звука) , *НИЗ-НИС (значение приставки вниз : нис падать  книжн. ,  поэт.   падать  вниз;  свешиваться ,  спускаться  ◆ Локоны  ниспадали  на плечи. ◆ Я расскажу тебе, как  ниспадает  туман // На молодые деревья, на старые пни.  М. И. Цветаева , « Я расскажу тебе — про великий обман… »  ◆ От лиры искры побежали // И вседробящею струей, // Как пламень Божий,  ниспадали  // На чела бедные царей.  Ф. И. Тютчев , « К оде Пушкина на Вольность »; низ вергать  1 книжн.   заставлять  падать вниз;  сбрасывать ,  сваливать ;  ниспровергать , 2 перен.  лишать власти;  свергать , 3 перен.  показывая несостоятельность, неправильность, ничтожность чего-либо,  лишать  незаслуженного признания, уважения; развенчивать, опровергать. … з- звонкий … с- глухой

ИЗМЕНЯЕМЫЕ НА ПИСЬМЕ

Воз – вос

Воз раст – вос ходить

Из – ис

Вз – вс

Из бежать – ис париться

Раз – рас

Вз бить – вс помнить

Без – бес

Низ – нис

Раз грызть – рас пороть

Чрез - черес

Без звёздный – бес причинный

Низ вергать – нис падать

Чрез вычайный - черес чур

Остановиться

*на приставках ЧР ЕЗ-ЧЕРЕС (чередование Е//нуль звука) ,

*НИЗ-НИС (значение приставки вниз : нис падать книжн.поэт.   падать  вниз;  свешиваться ,  спускаться  ◆ Локоны  ниспадали  на плечи. ◆ Я расскажу тебе, как  ниспадает  туман // На молодые деревья, на старые пни.  М. И. Цветаева , « Я расскажу тебе — про великий обман… »  ◆ От лиры искры побежали // И вседробящею струей, // Как пламень Божий,  ниспадали  // На чела бедные царей.  Ф. И. Тютчев , « К оде Пушкина на Вольность »; низ вергать 1 книжн.   заставлять  падать вниз;  сбрасывать ,  сваливать ;  ниспровергать , 2 перен.  лишать власти;  свергать , 3 перен.  показывая несостоятельность, неправильность, ничтожность чего-либо,  лишать  незаслуженного признания, уважения; развенчивать, опровергать.

… з- звонкий

… с- глухой

ПРИСТАВКИ НЕ-С- Говорчивый  НИС- падать  НИЗ- вергать  НЕ-  Внимание!  НИС-/НИЗ- Отработать разницу в написании двух приставок НЕ+С и одной НИС-НИЗ.

ПРИСТАВКИ

НЕ-С- Говорчивый

НИС- падать

НИЗ- вергать

НЕ-

Внимание!

НИС-/НИЗ-

Отработать разницу в написании двух приставок НЕ+С и одной НИС-НИЗ.

ИНОЯЗЫЧНЫЕ ПРИСТАВКИ З- пиши перед ГЛАСНОЙ ! ДИЗ/ДИС ДЕЗ/ДЕС ДЕЗ организовать ДИС функция Сообщить информацию о написании иноязычных приставок на –З/-С.  ЭКЗ/ЭКС ЭКС курс 10

ИНОЯЗЫЧНЫЕ ПРИСТАВКИ

З- пиши перед ГЛАСНОЙ !

ДИЗ/ДИС

ДЕЗ/ДЕС

ДЕЗ организовать

ДИС функция

Сообщить информацию о написании иноязычных приставок на –З/-С.

ЭКЗ/ЭКС ЭКС курс

10

ПРИСТАВКИ РА Р`О Упражнение 152 (устно): объяснить выбор О-А. З С З С 10

ПРИСТАВКИ

РА Р`О

Упражнение 152 (устно): объяснить выбор О-А.

З

С

З

С

10

ПРЕ= ПРИ=  Очень престарелый Приближение, соединение 2. Пере прийти преградить 2. Неполнота действия (чуть-чуть) ЛАЙФХАК ! пришить 3. Близость (около, вблизи, рядом) приоткрыть присесть ПОДОБРАТЬ СИНОНИМ С пришкольный пригород ПЕРЕ-  ПРЕ-КРАТИТЬ = ПЕРЕ-СТАТЬ P.S. Значение «в чьих-то интересах» можно не детализировать, так как слова с этим значением можно объяснить другими смыслами, например, приберечь=неполнота действия, приукрасить= чуть-чуть. В словах с приставкой пре- очень помогает приём подбора синонима с приставкой пере-. 4. До конца приготовить

ПРЕ=

ПРИ=

  • Очень

престарелый

  • Приближение, соединение

2. Пере

прийти

преградить

2. Неполнота действия (чуть-чуть)

ЛАЙФХАК !

пришить

3. Близость (около, вблизи, рядом)

приоткрыть

присесть

ПОДОБРАТЬ СИНОНИМ С

пришкольный

пригород

ПЕРЕ-

ПРЕ-КРАТИТЬ =

ПЕРЕ-СТАТЬ

P.S. Значение «в чьих-то интересах» можно не детализировать, так как слова с этим значением можно объяснить другими смыслами, например, приберечь=неполнота действия, приукрасить= чуть-чуть.

В словах с приставкой пре- очень помогает приём подбора синонима с приставкой пере-.

4. До конца

приготовить

ОМОФОНЫ ПРИ БЫВАТЬ В КИСЛОВОДСК – ПРЕ БЫВАТЬ В КИСЛОВОДСКЕ ПРИ КЛОНИТЬ ВЕТКУ – ПРЕ КЛОНИТЬ КОЛЕНО ПРИ ТВОРИТЬ ОКНО – ПРЕ ТВОРИТЬ МЕЧТУ ПРИ ХОДЯЩИЙ ПОЕЗД – НЕ ПРЕ ХОДЯЩИЕ ЦЕННОСТИ ПРИ СТУПИТЬ К УПРАЖНЕНИЮ – ПРЕ СТУПИТЬ ГРАНЬ ПРИ ДАТЬ ВИДИМОСТЬ– ПРЕ ДАТЬ УБЕЖДЕНИЯ

ОМОФОНЫ

ПРИ БЫВАТЬ В КИСЛОВОДСК – ПРЕ БЫВАТЬ В КИСЛОВОДСКЕ

ПРИ КЛОНИТЬ ВЕТКУ – ПРЕ КЛОНИТЬ КОЛЕНО

ПРИ ТВОРИТЬ ОКНО – ПРЕ ТВОРИТЬ МЕЧТУ

ПРИ ХОДЯЩИЙ ПОЕЗД – НЕ ПРЕ ХОДЯЩИЕ ЦЕННОСТИ

ПРИ СТУПИТЬ К УПРАЖНЕНИЮ – ПРЕ СТУПИТЬ ГРАНЬ

ПРИ ДАТЬ ВИДИМОСТЬ– ПРЕ ДАТЬ УБЕЖДЕНИЯ

ПРЕ (латинское prae – “пред”) как НЕПРОВЕРЯЕМАЯ ПРИСТАВКА или ЧАСТЬ КОРНЯ

Префект, президент, премьера, препарат, президиум, престиж, претензия, превратности, знак препинания, престол, пресловутый,

пресмыкаться, преимущество, преамбула, превалировать, презент, прелюдия, престиж, препоны, прерогатива, претендент, прецедент, претензия, преферанс.

Устно провести лексическую работу с составлением предложений или словосочетаний:

* ПРЕФЕКТ – уполномоченное лицо, которое несет ответственность за работу всего районного подразделения,

* ПРЕВРАТНОСТЬ – неожиданная неприятная перемена в жизни, дурной поворот событий,

* ПРЕСЛОВУТЫЙ – 1. устар. известный, знаменитый, славный. 2. неодобр. получивший сомнительную известность, вызывающий много разговоров, толков,

*ПРЕАМБУЛА – в праве — вводная или вступительная часть нормативного акта,

*ПРЕВАЛИРОВАТЬ – иметь преимущество, перевес; преобладать,

*ПРЕЛЮДИЯ – короткое музыкальное произведение, не имеющее строгой формы,

*ПРЕПОНЫ – что-то преграждающее путь, препятствие,

*ПРЕРОГАТИВА – преимущественное право, *ПРЕЦЕДЕН Т – случай или событие в прошлом, служащее примером или основанием для последующих действий в настоящем.

ПРИ- как НЕПРОВЕРЯЕМАЯ приставка или часть КОРНЯ Прибор, приятель, приоритет, приватный, привилегия, примадонна, примат, присяга, примитив, приспешник, приоритет.  Лексическая работа: *ПРИВАТНЫЙ – частный, с глазу на глаз, *ПРИМАДОННА – певица, которая исполняет первые партии в опере или оперетте, или первая солистка балета, *ПРИСПЕШНИК – помощник, готовый на всякие поступки, сообщник.

ПРИ- как НЕПРОВЕРЯЕМАЯ приставка или часть КОРНЯ

Прибор, приятель, приоритет, приватный, привилегия, примадонна, примат, присяга, примитив, приспешник, приоритет.

Лексическая работа:

*ПРИВАТНЫЙ – частный, с глазу на глаз,

*ПРИМАДОННА – певица, которая исполняет первые партии в опере или оперетте, или первая солистка балета,

*ПРИСПЕШНИК – помощник, готовый на всякие поступки, сообщник.

согласный И Ы  исключение! * вз и мать *СВЕРХ-, МЕЖ- * иноязычные: КОНТР-, КОН-, ДЕЗ-, ПАН-, ТРАНС-, ПОСТ-, СУБ-, СУПЕР-, АД-, ФЕЛЬД-, ИН- *сложные: пединститут без ы мянный  подыскивать пред ы юльский с ы змальства Упражнение 161: вставить пропущенную букву, графически объяснить.

согласный И Ы

исключение!

* вз и мать

*СВЕРХ-, МЕЖ-

* иноязычные:

КОНТР-, КОН-, ДЕЗ-, ПАН-, ТРАНС-, ПОСТ-, СУБ-, СУПЕР-, АД-,

ФЕЛЬД-, ИН-

*сложные: пединститут

без ы мянный подыскивать пред ы юльский

с ы змальства

Упражнение 161: вставить пропущенную букву, графически объяснить.

Упражнение 165 (2 часть): записать в 2 колонки Ъ ПРИСТАВКА: Ъ или Ь? СОГЛАСНЫЙ Ъ  Е, Ё, Ю, Я пре дЪЮ билейный Ъ 1  часть прилагательного – числительное двух-, трех-, четырёх- ,  2 часть начинается с е, ё, ю, я : ДВУХЪЯрусный

Упражнение 165

(2 часть): записать в 2 колонки Ъ

ПРИСТАВКА: Ъ или Ь?

СОГЛАСНЫЙ Ъ Е, Ё, Ю, Я

пре дЪЮ билейный

Ъ

1 часть прилагательного – числительное

двух-, трех-, четырёх- ,

2 часть начинается с е, ё, ю, я :

ДВУХЪЯрусный

Образец задания № 10 ЕГЭ Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов. 1) ра..буженный, бе..граничный, и..вестить 2) н..испособнейший, поз..вчера, н..дстройка 3) сверх..зысканно, меж..здательский, пред..дущий 4) пр..следовать (врага), пр..купить, пр..шить (пуговицу) 5) по..черкнуть, на..пись, пре..писание Ответ: ___________________________. 125

Образец задания № 10 ЕГЭ

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) ра..буженный, бе..граничный, и..вестить

2) н..испособнейший, поз..вчера, н..дстройка

3) сверх..зысканно, меж..здательский, пред..дущий

4) пр..следовать (врага), пр..купить, пр..шить (пуговицу)

5) по..черкнуть, на..пись, пре..писание

Ответ: ___________________________.

125

Домашнее задание Упражнения 152, 153, 155. Подготовиться к словарному диктанту по упражнениям 156 и 158. Домашнее задание на 2 урока.

Домашнее задание

  • Упражнения 152, 153, 155.
  • Подготовиться к словарному диктанту по упражнениям 156 и 158.

Домашнее задание на 2 урока.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!