Урок-презентация по русскому языку в 3-м классе по теме "Правописание парных согласных в корне слова"
Цели:
Продолжить формирование представления об орфограмме как о возможном расхождении произношения и написания слова, о слабой позиции парных согласных в слове.
Активизировать познавательный интерес к русскому языку.
Формировать мотивы учебной деятельности, навыки контроля и самоконтроля.
Воспитывать уважение друг к другу, чувство поддержки и взаимопомощи.
Оборудование:
Ход урока
Приложение слайд 1.
I. Организационный момент.
Приложение слайд 2, 3.
1. Эмоциональный настрой обучающихся.
Всё начинается со школьного звонка,
В далёкий путь отчаливают парты,
Там, впереди покруче будут старты
И посерьёзней будут, а пока:
Нас ждёт урок ...русского языка.
.
II. Основная часть урока.
1. Минутка чистописания.
Нет лучшего дру_ка, чем родная мату_ка.
- Прочитайте, что это? (Пословица)
- Объясните её смысл. Почему так говорят?
- Вставьте пропущенную букву и объясните её написание.
В нашем русском языке
Ходят пары налегке
Часто хитрые подружки
Подменить хотят друг дружку
Ка узнать писать какую- эту букву иль другую
Предстоит сегодня вам все расставить по местам.
Как называются согласные? Напишите красиво, чередуя согласные.
2. Актуализация знаний обучающихся.
Приложение слайд 5.
.
3. Определение темы и задач урока.
Приложение слайд 6.
- Сформулируйте тему сегодняшнего урока.
- Чему будем учиться на уроке?
Приложение слайд 7.
4. Словарно-орфографическая работа.
- Ребята, я предлагаю поиграть вам в игру “Умники и умницы” и вспомнить словарные слова, в которых есть парные согласные на конце слова. Отгадайте загадки:
Красный нос в землю врос,
А зелёный хвост снаружи.
Нам зелёный хвост не нужен,
Нужен только красный нос.
(Морковь).
Палочка волшебная есть у меня, друзья,
Палочкою этой могу построить я:
Башню, дом и самолёт, и большущий пароход.
(Карандаш).
Я взял муки и взял творог,
Испёк рассыпчатый ….
(Пирог).
Что за чудо – синий дом!
Ребятишек много в нём.
Носит обувь из резины
И питается бензином.
(Автобус).
В землю тёплую уйду,
К солнцу колосом взойду.
В нём таких, как я,
Будет целая семья!
(Овёс).
То я в клетку, то в линейку,
Написать на мне сумей-ка!
Можешь и нарисовать.
Что такое я?
(Тетрадь).
- Прочитайте записанные слова орфографически.
- Какое правило объединяет эти слова?
- Как звучит это правило?
- Подберите проверочные слова к данным.
Приложение слайд 8.
- Из выделенных букв составьте новое словарное слово.
- Чем оно отличается от других?
Приложение слайд 9.
- Капуста – от слова “Капут”, по-латински обозначает “Голова”.
Фонетический разбор слова “капуста”.
Капуста1 – 3 слога, 7 букв, 7 звуков.
[к] – согл., парн., глух., твёрд.
[а] – гласн., безуд.
[п] – согл., парн., глух., твёрд.
[у] – гласн., ударн.
[с] – согл., парн., глух., твёрд.
[т] – согл., парн., глух., твёрд.
[а] – гласн., безуд.
5. Физкультминутка
Аист делает заря_ку,
То вприпры_ку, то вприся_ку.
Осьмино_ надел перчатки,
А тюлень удрал с площа_ки
Вот что значит тренировка.
Ра_ зале_ на самока_
Все впере_, а он наза_ .
Теперь выпишите слова с парной согласной, подберите проверочные слова.
Приложение слайд 10.
Проверка.
6. Работа над темой урока.
Приложение слайд 11.
- Прочитайте слова:
Грибки, берёзка, шубка, шапка, книжка.
- Что объединяет эти слова? (В середине каждого есть парный согласный).
- Перед какими буквами находятся парные согласные? (Парные согласные находятся перед глухими согласными).
- Что надо сделать, чтобы не ошибиться в написании слов с парными согласными, которые находятся перед глухими согласными? (Надо подобрать проверочное слово так, чтобы после согласных стояла гласная или звонкий согласный звук [н]).
- Давайте это сделаем. (По цепочке комментируем и записываем в тетрадь).
Приложение слайд 12.
Правописание парных согласных перед глухими согласными – это орфограмма.
Если парный звук согласный
Вызвал у тебя сомнение,
Ты на помощь гласный
Зови без промедления!
Самостоятельная работа..
Приложение слайд 13.
- Вставьте пропущенные буквы и соедините пары.
Ловок Гладок Близок Резок Лёгок Крепок Гибок Робок Сладок | Ги_кий Ро_кий Кре_кий Ло_кий Сла_кий Гла_кий Лё_кий Бли_кий Ре_кий |
8. Самостоятельная работа. (Закрепление новой темы).
Приложение слайд 14.
9. Физминутка для глаз
10.А сейчас подберите антонимы к именам прилагательным
Густой суп-
Высокий дом-
Твердый характер-
Широкая река-
III. Итог урока.
Игра « Верю-не верю» ( сигнальными карточками)
Врите вы, что парную согласную надо проверять.
Верите, что парную согласную надо проверять ударением.
Верите, что парная согласная проверяется гласным звуком.
Верите, что в слове зуб на конце пишется п
Верите, что в слове суп на конце пишется п
Верите , что в слове соседка в середине пишется д.
Верите, что слово закладка проверяется словом закладки
Верите, что слово грядка проверяем словом грядочка
Так что же нужно сделать , чтобы проверить парную согласную?
Вы знаете ребята, что в русском языке много важных слов, которые начинаются с парных согласных.
Б- благородство, братство.
П- правдивость, пытливый ум.
З- зоркость орфографическая
С- скромность , сопереживание
В- вежливость ,воля
Ф- фантазия.
Г- гордость за свой класс, своего друга.
К- коллективизм.
Ж: жизнелюбие
Ш- шутка
Т- труд, товарищ
Д- дружба
Вот эти качества по- настоящему характеризуют дружный класс. Я хочу , чтобы ваш класс оставался дружным и любознательным.
Букву Я писал сто раз повторяя битый час- лишь собой она полна буква я всегда одна. Слово мы есть я+ты. Символ света и мечты.
Приложение слайд 15.
Я узнал…
Я научился…
Мне понравилось…
Домашнее задание (ситуация выбора).
Приложение слайд 16.
Стр. 27 упр. 3
Придумать и записать 6 слов с парной согласной в конце слова и 6 слов с парной согласной в середине слова, подобрав к ним проверочные слова.
Приложение слайд 17.