СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Правописание НЕ с прилагательными.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели:

-познакомить с условиями написания НЕ с прилагательными; формировать умение правильно писать НЕ с прилагательными:

-развивать мыслительную деятельность (умение составлять алгоритм);

-воспитывать уважительное отношение к людям, гостеприимство.

Просмотр содержимого документа
«Правописание НЕ с прилагательными.»

Правописание НЕ с прилагательными.

Цели:

-познакомить с условиями написания НЕ с прилагательными; формировать умение правильно писать НЕ с прилагательными:

-развивать мыслительную деятельность (умение составлять алгоритм);

-воспитывать уважительное отношение к людям, гостеприимство.

Тип урока: изучение и первичное запоминание новых знаний и способов деятельности.

Ход урока

Г. Организационный этап

II .Актуализация

1.Синтаксическая пятиминутка. Запись и анализ предложения.

Путник расположился2 на ночлег под раскидистой2 елью, разложил костер около смолистого2 пня, набросал еловых веток и прилег прямо на них.

-Составить схему предложения с однородными членами.

-Найти прилагательные, подчеркнуть их как члены предложения.

-Сделать морфемный разбор слов.

-Объяснить правописание всех орфограмм.

2.Словарный диктант.

Находиться в неволе, не был на олимпиаде, не правда, а ложь; недоумевал по поводу случившегося, не внимание, а рассеянность; полный невежда, страшно негодовал, немного нездоровилось, не давал приказ, осеннее ненастье, войска неприятеля, красивая незабудка; не решительность, а робость.

III. Формирование новых понятий и способов действия

1. Чтение грамматической сказки и перевод ее на язык науки.

О частице и приставке НЕ

Жизнь частицы НЕ очень не легка. Она постоянно должна отстаивать свою независимость. Каждый так и норовит заставить её потерять индивидуальность, сделать её слабой и несчастной. Так и стремится занять её гордое место. Кто такой каждый? И прилагательное, и существительное, и даже благородный глагол. А что себе позволяют приставки! Они хотят занять её место, и тогда, мол, школьники вздохнут свободно, зная, что все слова пишутся слитно: не только неуклюжий и нелепый, но и невысокий и негодный.

Долго грустила частица, а потом решила поговорить со своими невольными неприятелями. Собрала их всех вместе и сказала:

- Ну что вы всегда так недовольны мной? Моя нелёгкая профессиональная жизнь из-за вас стала совсем нестерпимой. Посмотрите, ведь только с глаголом я и пишусь, как правило, раздельно, да и то приставка вытесняет меня постоянно. А вы, существительные и прилагательные, вам просто стыдно жаловаться: я совсем не богата союзом с вами. Только союз а меня и выручает.

Но приставка НЕ- нетвёрдым голосом проговорила:

- Ладно уж, не прибедняйся! Тебе ведь помогают слова совсем, вовсе, отнюдь, если они обращены к прилагательным и усиливают твоё отрицание. Я согласна мириться, если ученики запомнят все эти жуткие правила о тебе.

2.Чтение орфограммы № 36

3.Составление на доске в тетрадях схемы.

НЕ С глаголами пишется раздельно,

кроме слов, которые без НЕ не употребляются

С существительными и прилагательными

СЛИТНО

1. Слово без НЕ не употребляется (неряха - неряшливый)

2. Слово можно заменить синонимом (неправда-ложь)

РАЗДЕЛЬНО

1. Есть отрицание (ты мне не друг)

2. Есть противопоставление (не счастье, а горе)

3. Есть слова ничуть, вовсе, нисколько, далеко

ГУ. Применение. Формирование основных навыков и умений

1.Упр. 664 (устно)

2.Рабочая тетрадь, задание 121. Распредели прилагательные по рубрикам таблицы.

(Не)добрый, (не)брежный, (не)взрачный, (не)счастливый, (не)умный, (не)вежественный, (не)пролазный, (не)лепый, (не)добросовестный, (не)избежный, (не)уклюжий, (не)грубый, (не)вольный, (не)удачный, (не)вежливый, (не)навистный.

приставка не

не - часть слова





2. Рабочая тетрадь, задание 122. Укажи номера примеров, в которых имеется противопоставление. Объясните правописание не с прилагательными.

1. (Не)глубокая, но широкая река. 2. (Не)продолжителъный, но громкий успех. 3. (Не)быстрый, а медленный темп. 4. (Не)болыпой, но полезный предмет. 5. (Не)сложный, а простой вопрос. 6. (Не)глубокая, а мелкая река.

3.Упр. 669, раскройте значение пословиц, объясните написание НЕ с полными и краткими прилагательными.

- Что объединяет все эти пословицы? (все они посвящены теме труда, гостеприимства, уважения к людям)

Запомни !

Краткие прилагательные пишутся с НЕ так же, как и с полными.

4.Запишите словосочетания. Используя их, составьте текст.

Невоспитанный кот, вовсе не маленьких размеров, нескромное поведение, нечестный поступок, несчастная рыбка, небольшой аквариум, невежливый гость.

V. Этап информации о домашнем задании

§43, упр. 668, 671



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!