СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Правописание НЕ с глаголами

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип урока: расширить и углубить знания о  правописании НЕ с глаголами.                  

Задачи урока по содержанию: формировать умение грамотно писать глаголы с частицей не, развивать орфографические, пунктуационные навыки, устную и письменную связную речь; работать над устойчивостью внимания; способностью анализировать материал, повышение мотивации и интереса к изучению родного языка, развитие коммуникативных способностей, взаимовыручки, сотрудничества.

Просмотр содержимого документа
«Правописание НЕ с глаголами»

1. Самоопределение к деятельности. Организационный момент(2 мин.).

- Добрый день, дорогие ребята и уважаемые гости! Давайте посмотрим друг на друга и улыбнемся, ведь «от улыбки станет всем теплей», как пел Крошка Енот. Я рада, что у вас хорошее настроение и надеюсь, что мы сегодня с вами активно поработаем. Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка и память.

Организационный момент

Мобилизующий этап. 

Учитель: Давайте улыбнемся друг другу. Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения. Сегодня на уроке, ребята, нас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут внимание, находчивость, смекалка.


На доске записаны пословицы:

  • (Не) откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня.

  • В чужом доме (не) указывают.

  • (Не) хвали сам себя, есть лучше тебя.

  • Лодырю всегда (не) здоровится.


- Прочитайте пословицы вслух. Найдите признаки, по которым пословицы можно объединить между собой. 

(Во всех пословицах речь идет о том, как не надо поступать, о неправильном поведении. Во всех есть одинаковая орфограмма: правописание НЕ с глаголами).


Сформулируйте тему нашего урока.

Тема нашего урока: НЕ с глаголами.

- Сформулируйте цель урока, опираясь на тему.

Если учащиеся затрудняются, то используйте опорные слова на доске.

1) расширить и углубить знания…;

2) учиться находить и правильно писать….;

3) уметь с помощью алгоритма применять правило..... .



Цель урока: расширить и углубить знания о правописании НЕ с глаголами; учиться находить и правильно писать НЕ с глаголами, уметь с помощью алгоритма применять правило правописания НЕ с глаголами.






А теперь давайте вернемся к пословицам. Какие в них есть глаголы с частицей НЕ?

Не откладывай, не указывают, не хвали, нездоровится.

- Что вы уже знаете, помните о правописании НЕ с глаголами?

- Распределите все глаголы на 2 группы. Каким принципом будете руководствоваться при распределении глаголов?



- Напишите эти глаголы в два столбика с частицей НЕ, выделив орфограммы.



НЕ откладывай НЕздоровится

НЕ указывают

НЕ хвали



Назовите глагол, который без НЕ не употребляется (нездоровится).

Как надо писать глаголы, которые без НЕ не употребляются? (НЕ с глаголами, которые без НЕ не употребляются, надо писать слитно).

Такие глаголы составляют исключения. Без НЕ эти слова не употребляются. НЕ в таких глаголах является приставкой или частью корня. Правописание этих слов нужно запоминать.



- А знаете ли вы другие глаголы, которые без НЕ не употребляются?



Недомогать

Ненавидеть

Неволить

Недоумевать

Негодовать

Неистовствовать

- определите лексическое значение данных слов? В случае затруднения где можно найти верный ответ?

- Верно, помощь нам может оказать толковый словарь (работу можно провести в парах, индивидуально).

Недомогать-болеть.

Ненавидеть - испытывать ненависть.

Неволить - принуждать что-то сделать против желания.

Недоумевать-сомневаться, колебаться по поводу невозможности понять, в чём дело.

Негодовать-испытывать возмущение, крайнее недовольство.

Неистовствовать - безудержно буйствовать.



Составление алгоритма рассуждения:

Задание: составьте алгоритм рассуждений при написании не с глаголами (работа в парах).

Проверка:

Обобщим наши рассуждения и сформулируем правило о правописании НЕ с глаголами.



Существует ли такое слово в русском языке без НЕ? - Да. Если слово в русском языке употребляется без частицы не, пишем раздельно.

Существует ли такое слово в русском языке без НЕ? - Нет. Если слово в русском языке не употребляется без частицы не, пишем слитно.




Творческое задание

Задание: придумайте задания к данным словосочетаниям и словам и выполните его.


Кто (не)работает, (не)трудиться, (не)посеешь, (не)бросай, без беды, врагу (не)кланяйся, доброе дело, чего себе (не)хочешь, учись доброму.

Тот (не)ест, так и хлеба (не)добиться, урожай (не)соберешь, товарища в (не)счастье, друга (не)узнаешь, для друга жизни (не)жалей, без награды (не)останется, того и другому (не)делай, худое на ум (не)пойдёт.


Примерные задания:

  • Списать, раскрыв скобки, выделив орфограммы

  • Распределить словосочетания и слова в два столбика (слитно, раздельно)

  • Собрать пословицы

  • Собрать пословицы и распределить по темам (дружба, труд, добро)



Аукцион пословиц

Задание: кто больше вспомнит пословиц, в которых есть частица НЕ с глаголом.

1.Слово не воробей, вылетит – не поймаешь.
2.Не будет хлеба – не будет и обеда.
3.Не смажешь колеса – быстро не поедешь.
4.Не посеешь – урожай не соберешь.
5.Лентяю все неможется да нездоровится.



Работа с текстом

- Прочитайте то, что записано на доске. Является ли это текстом?

А в каком порядке нужно расположить предложения, чтобы получился связный текст? (3,4,1,5,2).

- Какова основная мысль этого текста?

(Поведение человека зависит от многого: от воспитания, знания необходимых правил и в большей степени от его совести).


Запишите готовый текст, раскрывая скобки, подчеркните орфограмму.


1. Он (не) оставит без помощи и внимания старых родителей, (не) обидит слабого, (не) унизит себя лицемерием и лестью.

2. Совестливый человек – значит, порядочный, честный человек, наделенный чувством достоинства, справедливости и доброты.

3. Совестливый человек дарит окружающим свет и теплоту человечности.

4. Совестливый человек (не) обманет, (не) украдет, (не) предаст.

5. На работе (не) схалтурит.




Домашнее задание: выучить правило, выполнить одно задание на выбор:



  1. упр.609 – списать пословицы, раскрыть скобки, выделить орфограммы.

  2. найти и записать 10 пословиц с изученной орфограммой, орфограммы выделить.

  3. найти и записать по 2-3 пословицы с изученной орфограммой на разные темы (дружба, чтение, родина, добро и т.д.)

  4. составить текст (5-7 предложений), в котором будет встречаться изученная орфограмма не менее 3 раз, на тему «Не трудиться - так и хлеба не добиться».


–- Наш урок подошёл к концу.

- Над какой темой мы сегодня работали?

- Чему мы научились?



Рефлексия Устная работа «Закончи предложение»

1.       Сегодня мы узнали о …

2.       Теперь я могу…

3.       Я научился…

4.       Мне было трудно…

5.       Своей работой я …





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!