СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Правописание наречий

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Правописание наречий»

Правописание наречий. Морфологические нормы 10 класс

Правописание наречий. Морфологические нормы

10 класс

1. Повторение правил правописания наречий Кратко повторим основные правила правописания наречий, по возможности обобщив и упростив их. Обычно правописание наречий вызывает наибольшие трудности. Для правильного написания важно делать словообразовательный разбор. 1. Одна и две буквы н в наречиях на -о (-е). В наречиях пишется столько н, сколько в прилагательных, от которых они образованы: бешеный — бешено, современный — современно. 2. Буквы о и е на конце наречий. Буквы о и е на конце наречий являются суффиксами. Под ударением пишется -о, без ударения —е: свежо́, горячо́, певу́че, злове́ще. Исключение:  ещё.

1. Повторение правил правописания наречий

  • Кратко повторим основные правила правописания наречий, по возможности обобщив и упростив их. Обычно правописание наречий вызывает наибольшие трудности. Для правильного написания важно делать словообразовательный разбор.
  • 1. Одна и две буквы н в наречиях на -о (-е).
  • В наречиях пишется столько н, сколько в прилагательных, от которых они образованы: бешеный — бешено, современный — современно.
  • 2. Буквы о и е на конце наречий.
  • Буквы о и е на конце наречий являются суффиксами. Под ударением пишется -о, без ударения —е: свежо́, горячо́, певу́че, злове́ще.
  • Исключение:  ещё.
Повторение правил правописания наречий 3. Буквы о и а на конце наречий. Наречия с приставками из- (ис-), до-, с- и в-, на-, за- часто образуются от прилагательных приставочно-суффиксальным способом. На конце таких наречий с приставками из- (ис-), до-, с- пишется суффикс -а (-я) (издавна, исчерна-синий, досыта, досиня, справа), с приставками в-, на-, за- — суффикс -о (вправо, налево, затемно). Необходимо отличать подобные наречия от тех, что имеют те же приставки, но образованы суффиксальным способом. Сравним: красный — докрасна (приставочно-суффиксальный способ), исправный — исправно (суффиксальный способ). Поэтому очень важно сделать правильный словообразовательный разбор слова. 4. Ь на конце наречий. После шипящих на конце наречий пишется ь: прочь, навзничь, наотмашь. Исключения:  уж, замуж, невтерпёж.

Повторение правил правописания наречий

  • 3. Буквы о и а на конце наречий.
  • Наречия с приставками из- (ис-), до-, с- и в-, на-, за- часто образуются от прилагательных приставочно-суффиксальным способом.
  • На конце таких наречий с приставками из- (ис-), до-, с- пишется суффикс -а (-я) (издавна, исчерна-синий, досыта, досиня, справа), с приставками в-, на-, за- — суффикс -о (вправо, налево, затемно).
  • Необходимо отличать подобные наречия от тех, что имеют те же приставки, но образованы суффиксальным способом.
  • Сравним: красный — докрасна (приставочно-суффиксальный способ), исправный — исправно (суффиксальный способ).
  • Поэтому очень важно сделать правильный словообразовательный разбор слова.
  • 4. Ь на конце наречий.
  • После шипящих на конце наречий пишется ь: прочь, навзничь, наотмашь.
  • Исключения:  уж, замуж, невтерпёж.
Повторение правил правописания наречий 5. Дефис между частями слова в наречиях. Через дефис пишутся: 1) неопределённые наречия: кое-где, куда-либо, откуда-то, почему-нибудь; 2 ) наречия с приставкой по-, оканчивающиеся суффиксами -ому, -ему, -и: по-доброму, по-хорошему, по-дружески, по-английски; 3) наречия с суффиксами -их (-ых) и с приставкой в- (во-), образованные от порядковых числительных: во-первых, в-третьих; 4) сложные наречия, образованные повторением слов, с помощью однокоренных слов или слов-синонимов: чуть-чуть, точь- в-точь, волей-неволей, нежданно-негаданно

Повторение правил правописания наречий

  • 5. Дефис между частями слова в наречиях.
  • Через дефис пишутся:
  • 1) неопределённые наречия: кое-где, куда-либо, откуда-то, почему-нибудь;
  • 2 ) наречия с приставкой по-, оканчивающиеся суффиксами -ому, -ему, -и: по-доброму, по-хорошему, по-дружески, по-английски;
  • 3) наречия с суффиксами -их (-ых) и с приставкой в- (во-), образованные от порядковых числительных: во-первых, в-третьих;
  • 4) сложные наречия, образованные повторением слов, с помощью однокоренных слов или слов-синонимов: чуть-чуть, точь- в-точь, волей-неволей, нежданно-негаданно
6. Слитное и раздельное написание наречий.   Слитно пишутся наречия, образованные соединением : 1 ) предлогов с исходными наречиями: навсегда, послезавтра, напрочь; 2) предлогов с полными прилагательными: вхолостую, вплотную, наверное, зачастую; 3) предлогов в и на с собирательными числительными: вдвое, натрое; 4) предлогов с существительными (без пояснительных слов) : вдаль, наверх, сначала; 5) предлогов с вопросительными, относительными и указательными местоимениями: почему, отчего, поэтому, зачем, затем.

6. Слитное и раздельное написание наречий.

  • Слитно пишутся наречия, образованные соединением :
  • 1 ) предлогов с исходными наречиями: навсегда, послезавтра, напрочь;
  • 2) предлогов с полными прилагательными: вхолостую, вплотную, наверное, зачастую;
  • 3) предлогов в и на с собирательными числительными: вдвое, натрое;
  • 4) предлогов с существительными (без пояснительных слов) : вдаль, наверх, сначала;
  • 5) предлогов с вопросительными, относительными и указательными местоимениями: почему, отчего, поэтому, зачем, затем.
Раздельно пишутся: 1) наречия, образованные сочетанием предлогов с наречиями, начинающимися с гласных: идти в открытую, прошло на ура, в общем завершил, времени в обрез, сделал на авось, попасть в яблочко; 2) выражения фразеологического характера: без толку напоминать, ему это на руку, решил с ходу, сидели бок о бок, сделал точка в точку, в конце концов.

Раздельно пишутся:

  • 1) наречия, образованные сочетанием предлогов с наречиями, начинающимися с гласных: идти в открытую, прошло на ура, в общем завершил, времени в обрез, сделал на авось, попасть в яблочко;
  • 2) выражения фразеологического характера: без толку напоминать, ему это на руку, решил с ходу, сидели бок о бок, сделал точка в точку, в конце концов.
7. Переход частей речи в наречия.   Речь идёт о наречиях, образованных путём перехода одной части речи в другую, чаще всего — существительного с предлогом. Такие наречия пишутся слитно или через дефис, в зависимости от того, какая часть речи участвует в словообразовании. Сопоставим наречия с одинаковыми или сходными с ними по звучанию сочетаниями предлогов с именными частями речи.

7. Переход частей речи в наречия.

  • Речь идёт о наречиях, образованных путём перехода одной части речи в другую, чаще всего — существительного с предлогом.
  • Такие наречия пишутся слитно или через дефис, в зависимости от того, какая часть речи участвует в словообразовании.
  • Сопоставим наречия с одинаковыми или сходными с ними по звучанию сочетаниями предлогов с именными частями речи.
Предложения с наречиями Предложения с омонимичными частями речи Корабль уплыл вдаль. Приди тотчас же. Уплыл в даль моря. Предложения с наречиями Приди в тот час, который назначен. Я думаю по-другому. Предложения с омонимичными частями речи В-третьих, сказал... Мы пойдём по другому пути. В третьих примерах каждой группы... Я сделал по-вашему. Отчего ты молчишь? По вашему лицу всё видно. Сначала подумай, затем делай. От чего надо отказаться (от сладкого, например)? Что за тем поворотом? Только анализ контекста подскажет, какая перед нами часть речи и как правильно писать слово.

Предложения с наречиями

Предложения с омонимичными частями речи

Корабль уплыл вдаль.

Приди тотчас же.

Уплыл в даль моря.

Предложения с наречиями

Приди в тот час, который назначен.

Я думаю по-другому.

Предложения с омонимичными частями речи

В-третьих, сказал...

Мы пойдём по другому пути.

В третьих примерах каждой группы...

Я сделал по-вашему.

Отчего ты молчишь?

По вашему лицу всё видно.

Сначала подумай, затем делай.

От чего надо отказаться (от сладкого, например)?

Что за тем поворотом?

Только анализ контекста подскажет, какая перед нами часть речи и как правильно писать слово.

2. Повторение морфологических норм, связанных с употреблением наречий К некоторым наречиям в устной и письменной речи неправомерно прибавляют лишние приставки и предлоги. Нельзя говорить и писать: вовнутрь, взаправду, напополам, навряд ли, за бесплатно, завсегда, зазря, заместо. Надо говорить и писать: внутрь, вправду, пополам, вряд ли, бесплатно, всегда, зря, вместо. Нельзя совмещать простую и составную формы сравнительной степени наречий: Мы стали более лучше одеваться.    Надо: Мы стали лучше одеваться.    Или: Мы стали более хорошо одеваться.

2. Повторение морфологических норм, связанных с употреблением наречий

  • К некоторым наречиям в устной и письменной речи неправомерно прибавляют лишние приставки и предлоги.
  • Нельзя говорить и писать: вовнутрь, взаправду, напополам, навряд ли, за бесплатно, завсегда, зазря, заместо.
  • Надо говорить и писать: внутрь, вправду, пополам, вряд ли, бесплатно, всегда, зря, вместо.
  • Нельзя совмещать простую и составную формы сравнительной степени наречий: Мы стали более лучше одеваться.
  •    Надо: Мы стали лучше одеваться.
  •    Или: Мы стали более хорошо одеваться.
3. Практические задания   Запишите предложения, объясните орфограммы. Сделайте морфологический разбор наречий и категории состояния, синтаксический разбор предложений. Выделите слова в сравнительной степени, определите их принадлежность к определённой части речи. 1) Чем обычней простое растенье, Тем живее волнует меня Первых листьев его появленье На рассвете весеннего дня.              Н. А. Заболоцкий (Прилагательное обычней и наречие живее в простой сравнительной степени.)

3. Практические задания

  • Запишите предложения, объясните орфограммы. Сделайте морфологический разбор наречий и категории состояния, синтаксический разбор предложений. Выделите слова в сравнительной степени, определите их принадлежность к определённой части речи.
  • 1) Чем обычней простое растенье,
  • Тем живее волнует меня
  • Первых листьев его появленье
  • На рассвете весеннего дня.
  •              Н. А. Заболоцкий
  • (Прилагательное обычней и наречие живее в простой сравнительной степени.)
2) Гарун бежал быстрее лани. (М. Ю. Лермонтов) (Наречие быстрее в простой сравнительной степени.) 3) Об одном прошу вас: стреляйте скорее. (А. С. Пушкин) (Наречие скорее в простой сравнительной степени.) 4) Лес делался выше, таинственнее, темнее. (Прилагательные выше, таинственнее, темнее в простой сравнительной степени.) 5) После бури, молодея В блеске новой красоты, Ароматней и пышнее Распускаются цветы!        И. А. Бунин (Наречия ароматней, пышнее в простой сравнительной степени.) 6) Пахнет яблоком и мёдом по церквам твой кроткий Спас. (С. А. Есенин) (Слово категории состояния пахнет.)
  • 2) Гарун бежал быстрее лани. (М. Ю. Лермонтов) (Наречие быстрее в простой сравнительной степени.)
  • 3) Об одном прошу вас: стреляйте скорее. (А. С. Пушкин) (Наречие скорее в простой сравнительной степени.)
  • 4) Лес делался выше, таинственнее, темнее. (Прилагательные выше, таинственнее, темнее в простой сравнительной степени.)
  • 5) После бури, молодея
  • В блеске новой красоты,
  • Ароматней и пышнее
  • Распускаются цветы!
  •        И. А. Бунин
  • (Наречия ароматней, пышнее в простой сравнительной степени.)
  • 6) Пахнет яблоком и мёдом по церквам твой кроткий Спас. (С. А. Есенин) (Слово категории состояния пахнет.)
Задание. Придумайте предложения, в которых бы прояснились значение слов и их принадлежность к определённой части речи: ломает, пахнет. Варианты предложений: 1) От гриппа меня всего ломает (категория состояния). Сильный ветер ломает даже толстые ветки в лесу (глагол). 2) Уже в конце февраля пахнет весной (категория состояния). Трава в степи пахнет так, что голова кружится (глагол).
  • Задание. Придумайте предложения, в которых бы прояснились значение слов и их принадлежность к определённой части речи: ломает, пахнет.
  • Варианты предложений:
  • 1) От гриппа меня всего ломает (категория состояния). Сильный ветер ломает даже толстые ветки в лесу (глагол).
  • 2) Уже в конце февраля пахнет весной (категория состояния). Трава в степи пахнет так, что голова кружится (глагол).
4. Объяснительный диктант По-зимнему холодно; настроен по-деловому; в десятых числах декабря; сделал волей-неволей; где-то забыл; обратился по деловому вопросу; сделать на глазок; мало-помалу поправляюсь; в-десятых, прибери комнату; по-июльски жарко; читаю по-английски; куда-либо отправишься; давным-давно знаешь; видимо-невидимо грибов; живёшь бок о бок со школой; повторил точь-в-точь; по-моему, ты по-заячьи труслив; хватать на лету; откуда-нибудь приедешь; расположены справа налево; говоришь по-французски; по летнему времени; крепко-накрепко запомни.

4. Объяснительный диктант

  • По-зимнему холодно; настроен по-деловому; в десятых числах декабря; сделал волей-неволей; где-то забыл; обратился по деловому вопросу; сделать на глазок; мало-помалу поправляюсь; в-десятых, прибери комнату; по-июльски жарко; читаю по-английски; куда-либо отправишься; давным-давно знаешь; видимо-невидимо грибов; живёшь бок о бок со школой; повторил точь-в-точь; по-моему, ты по-заячьи труслив; хватать на лету; откуда-нибудь приедешь; расположены справа налево; говоришь по-французски; по летнему времени; крепко-накрепко запомни.
5. Тест 1. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?    1) мелькОм                2) красИвее    3) засвЕтло    4) зАвидно 2. Укажите вариант, в котором на месте пропуска пишется одна буква н.    1) медле..о уходит          2) ране..ый в бою солдат    3) сегодня ветре..о    4) утро тума..о 3. Укажите вариант, в котором на месте пропуска пишется буква о.    1) говорить общ..            2) сыграйте ещ..    3) зайти справ..    4) посмотреть зловещ..

5. Тест

  • 1. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
  •    1) мелькОм            
  •    2) красИвее
  •    3) засвЕтло
  •    4) зАвидно
  • 2. Укажите вариант, в котором на месте пропуска пишется одна буква н.
  •    1) медле..о уходит      
  •    2) ране..ый в бою солдат
  •    3) сегодня ветре..о
  •    4) утро тума..о
  • 3. Укажите вариант, в котором на месте пропуска пишется буква о.
  •    1) говорить общ..        
  •    2) сыграйте ещ..
  •    3) зайти справ..
  •    4) посмотреть зловещ..
4. В каком варианте указаны все слова, где пропущена буква а? а) Издавн.. повелось; б) извечн.. существует; в) занов.. покрасил; г) докрасн.. раскалилась.    1) а, б, г                    2) б, г    3) а, в    4) а, г 5. Укажите словосочетание, в котором нужно поставить дефис.    1) говорил (по)турецки        2) (по)твоему совету    3) заниматься (в)плотную      4) быть (на)чеку 6. Укажите слово, в котором ь писать не нужно.    1) настеж..                  2) напроч..    3) невтерпёж..    4) сплош..
  • 4. В каком варианте указаны все слова, где пропущена буква а?
  • а) Издавн.. повелось; б) извечн.. существует; в) занов.. покрасил; г) докрасн.. раскалилась.
  •    1) а, б, г                
  •    2) б, г
  •    3) а, в
  •    4) а, г
  • 5. Укажите словосочетание, в котором нужно поставить дефис.
  •    1) говорил (по)турецки    
  •    2) (по)твоему совету
  •    3) заниматься (в)плотную  
  •    4) быть (на)чеку
  • 6. Укажите слово, в котором ь писать не нужно.
  •    1) настеж..              
  •    2) напроч..
  •    3) невтерпёж..
  •    4) сплош..


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!