Тема: Правописание мягкого знака на конце имени существительных после шипящих.
Цели:
Образовательная: повторить правила правописания мягкого знака на конце имен существительных после шипящих.
Развивающая: развивать мышление, речь, орфографическую зоркость; расширять словарный запас учащихся.
Воспитательная: воспитывать культуру общения, умение работать индивидуально и в паре; воспитывать у учащихся толерантное отношение друг к другу, умение слушать и высказывать свою точку зрения.
Планируемые результаты:
Предметные: учащиеся научатся определять род имён существительных; учащиеся получат возможность научиться обосновывать написание слов с орфограммой, выстраивать логическую цепочку рассуждений; работать в паре; контролировать и оценивать свою работу.
Метапредметные: Коммуникативные: умение слушать и понимать других; строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; оформлять свои мысли в устной форме и письменной речи.
Регулятивные: умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; прогнозировать предстоящую работу (составлять план.); осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Познавательные: умение извлекать информацию из иллюстраций, текстов; выявлять сущность, особенности объектов на основе анализа объектов делать выводы; находить ответы на вопросы в иллюстрации
Личностные: учить детей высказывать свою точку зрения, проявлять интерес к изучаемому материалу, формировать положительное отношение к учебе.
Виды деятельности: работа с книгой, работа в паре, игровая деятельность, самостоятельная работа.
Образовательные технологии: игровые, педагогика сотрудничества, компетентно-ориентированное обучение, здоровьесберегающие технологии.
Оборудование: учебник, магнитофон (аудиозапись), ТВ (слайды), картинки корзинок, карточки для самостоятельной работы, карточки со словарными словами, картинки туфелек, цветы из цветной бумаги, корзинки.
Тип урока: закрепление изученного материала.
I.Орг. м.(настрой)
Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Все ль на месте, все ль в порядке:
Учебник, ручка и тетрадка?
Проверили? Садитесь!
И с усердием трудитесь!
II Мотивация обучения
(Видео) Сегодня у нас необычный урок. Мы отправимся в волшебный мир сказки «Золушка».
Кто автор? (Шарль Перро) Какие сказки еще написал? («Спящая красавица», «Кот в сапогах»,»Красавица и чудовище», «Мальчик с пальчик».
III Актуализация знаний
-Откройте тетради, запишите число, кл. работа.
1.Каллиграфическая минутка
Золушка в доме выполняла самую черную работу. Мачеха заставила Золушку отделить фасоль от гороха (фото)
На экране буквы (ш,ж,л,ч, щ)
Какая буква лишняя? Почему?
Что знаете о звуках (ч), (щ)?
Что знаете о звуках(ш),(ж),? Вспомним, как правильно пишутся строчные буквы ш, ж.
ж ш
жь шь
Нарисуйте солнышко над той буквой, которую вы написали лучше всех. И Золушка, и мы справились с заданием.
2.Словарный диктант(цифровой)
Весь дом Золушка содержала в чистоте. Ей приходилось чистить всю посуду. Давайте ей поможем почистить посуду.
Кровать, ветер, дочь, заря, рисунок. (Взаимопроверка, смайлик)
Какое слово лишнее? Почему? Кто сформулирует тему урока?
Повторим правописание существительных женского и мужского рода с шипящим на конце.
IV Систематизация и обобщение
1.Повторение
Существительное –это (карточки)
Как определить род сущ.?
Как пишутся существительные ж. р., м. р., которые оканчиваются на шипящий? (правило)
2. Работа в паре
Чтобы в доме было тепло, Золушка ходила в лес собирать хворост. Кто знает, что это? (Опавшие ветви деревьев, которые используют, как топливо.)
Поможем Золушке собрать хворост. Мы будем его складывать в наши корзинки. Определите род сущ., если надо – вставьте ь и разложите карточки по корзинкам.
(Слова на карточках)
Гараж., мыш., реч., ключ., ноч., сторож., вещ., борщ., луч., печ..
Проверка
Как пишутся сущ. ж .р.? м. р.?
Девочки, запишите в тетради сущ. ж.р.
Мальчики, запишите в тетради сущ. м.р.
И с этой работой мы помогли Золушке справиться.
Физминутка «Золушка»
Золушка наша умеет работать:
Моет посуду, стирает бельё.
Старые вещи может заштопать,
Всё получается у неё.
Вот она пол подметает, так чисто,
Вкусно готовит, золу уберёт.
Всё может делать она очень быстро.
Да и при этом песни поёт!
3. Работа по учебнику
Однажды принц объявил в королевстве бал.
Мачеха с дочками поехали на бал, а Золушка осталась одна.
На Золушке платье от сажи черно
Сидит она, смотрит печально в окно.
На бал так хотелось поехать и ей,
Но нет ни кареты, ни резвых коней.
Тут добрая фея к ней в гости пришла
Волшебную палочку в руки взяла!
Поможем Золушке поехать на бал? (Фея приготовила вам задание.)
Стр.32 упр.53(1-5) комментированное письмо.
Д.З.упр. 539 (с )
Мы помогли фее превратить Золушку в настоящую красавицу, и она отправилась на бал.
4.Сам. работа на карточках
Чтобы Золушке на балу было весело, вам надо самостоятельно выполнить следующее задание. Для этого надо вспомнить, что такое антонимы, синонимы?
1вариант
П о д б е р и т е к данным именам существительным синонимы с шипящими на конце слова, обозначьте их род.
Неправда – ... , граница – ... , соревнование – ... , сила – ... , трепет-….
С л о в а д л я с п р а в о к : лож., рубеж., матч., дрож., мощ..
2 вариант
П о д б е р и т е к данным именам существительным антонимы с шипящими на конце слова, обозначьте их род.
Правда-…, корка-…, бедняк-…, шум-…, ,старики-….
С л о в а д л я с п р а в о к : лож., молодеж., тиш., богач., мякиш..
Самооценка
На балу было весело. Давайте и мы отдохнем.
Физминутка ( песня «Хорошее настроение»)
Составить предложение.(Луна, в ,полночь, яркая, была, и, полная)
Луна в полночь была яркая и полная.(Разобрать по членам пр., по частям речи, выполнить синт. разбор)
Бой часов
-Что это? Какое время пробили часы? 12 часов ночи как сказать по-другому?
Золушка потеряла туфельку и вернулась домой прежней. А принц начал ее искать. Поможем ему найти Золушку.
Почему Золушку так назвали?(После работы Золушка садилась в угол возле камина прямо на золу. В насмешку сестры ее так и прозвали Золушка)
Разбор по составу слова Золушка.
На доске картинки туфелек со словами. Найти туфелек, на котором столько же букв и звуков.
Бал – тушь –туш.
Туш – короткая торжественная музыка.
Объясните значение слова тушь, туш.
Тушь – черная краска специального приготовления для черчения, рисования или письма. Краска для ресниц.
Составьте предложение со словом туш (м.р.)
Музыка(туш)
V Итог
Игра «Да, нет»
-Сущ. ж.р. пишутся с ь на конце.
Сущ. помощь – м.р.
-Сущ. м.р. пишутся без ь на конце.
-Сущ. шалаш – ж.р.
Оценивание
Чему учит сказка?
VI Рефлексия
Мы помогли принцу найти Золушку. Они в тот же день сыграли свадьбу.
Золушка, как и все девочки, любит цветы. Давайте ее поздравим цветами. (корзины с цветами)
Урок полезен, все понятно. (Красные цветы)
Лишь кое-что чуть-чуть неясно. (Синие )
Еще придется потрудиться.( Желтые)
Да, трудно все-таки учиться.